Ветер Странствий
25 April 2024 01:21 мск  
Логин:

Пароль:

- запомнить
Забыли пароль?
Регистрация
Европа
Люксембург
Люксембург*****

Когда оказываешься в таких, можно сказать, экзотических городах, это всегда добавляет ажиотажа, даже при их весьма скромных собственных достоинствах. А Люксембург – экзотика, отчасти. Карманное государство, не такое, конечно, «виртуальное», как Ватикан, или такое географическое недоразумение, как Сан-Марино. Среди стран-карликов Люксембург - настоящий гигант – целых 300 тысяч населения, территория, заметно превышающая размер самой столицы Люксембурга и его пригородов. А ещё в Люксембурге льют сталь, чего-то конструируют, химичят, ну и деньгами ворочают, так что не пасторальная лужайка и не укреплённый затерянный горный аул, а вполне себе государство. И при таком благополучии вполне себе суверенное! Чем не заслуга! Конечно, Люксембург можно уподобить мячу из старого доброго кальчо, где главное не гол занести, а надавать сопернику по мордасам. А мячик при этом может чувствовать себя вполне спокойно и независимо. И всё-таки, вдвойне интересно походить по такому маленькому, но очень независимому городку.
Для небольшого, всё-таки, города Люксембург местами выглядит очень солидно. Заметные дома «с претензией». К числу таких можно отнести и не лишённые архитектурной мысли здания Банка Люксембурга, стального концерна ARBED 1), почты, и ещё ряд крупных стилизованных зданий 2) . Это в «старом новом» городе. По краям города строят и совсем современные, довольно гадкие монстрики, «на вырост», сдобренные и соответственными «украшениями» 3). Но вкрапления значительных современных построек всё-таки единичные, прежде всего потому, что рельеф города очень непростой, места для масштабного строительства не так и много, кварталы втискиваются в узкую долину реки и карабкается на близлежащие холмы. Всё это быстренько скатывается в пригороды – настоящие деревеньки, в европейском смысле, конечно. Перепады высот – действительная специфика старого города.
Настоящим лицом Люксембурга служат многочисленные укрепления, несколькими кольцами обвивающие центральную старую часть города и венчающие вполне себе скальные выступы над извивами реки Альцетт 4). Фортеции самые разнообразные: и классические стены с башнями, и искусственные казематы, и естественные казематы с проковыренными в скалах капонирами, и бастионные. Казематы Бокк 5) с довольно длинными, разветвлёнными коридорами и многочисленными капонирами производят должное впечатление, вот их можно отнести к «естественным», поскольку они в основном не построены, а пробиты в скале. Вся система укреплений при таком рельефе и без Вобана была бы неплоха, а уж с применением инженерного гения защитники твердыни совсем могли чувствовать себя уверенно. Хотя вся крутость крепостных сооружений в настоящее время больше ощущается, чем реально видится, поскольку в основном они руинированы. Хотя многочисленные внушительные мосты, перекинутые через вполне себе реальные люксембургские пропасти придают всем этим руинам гораздо более осмысленный вид. Некоторые из мостов старые, типа Стиршен-брюкке или Шлосс-брюкке, некоторые практически современные, типа железнодорожного или моста Адольфа 6), но вполне вписываются в общую концепцию. Сама река Альцетт, правда, на бурный поток не похожа даже весной 7), да ещё и разукрупнена обводными канальчиками, больше смахивающими на арыки. Хотя, конечно, вода романтики придаёт. Застроенные скалы над рекой делают Люксембург похожим на испанскую Ронду, а в совокупности с фортециями придаёт определённое сходство и с Эдинбургом. По краям основного ядра оборонительных сооружений раскиданы и более мелкие: укрепленные ворота, бастионы и форты. Наиболее приметным, наверное, может служить форт Тюнген 8), слегка огламуренный и с довольно необычной структурой. Если бастионные укрепления такого рода обычно выглядят этакой неправильной многолучевой звездой, то Тюнген больше походит на стрелу, увязшую во второй, более толстой стреле. Может прийти на ум и более эротичная ассоциация (не мне первому, автору одной из скульптур музея Современного искусства, ныне занимающему часть форта, тоже, похоже, навеяло 9).
Но опять-таки, ядовитенько скажу, что при всей своей кажущейся моще, боевитость люксембургской твердыни, да и всей страны сильно преувеличены, а сами обитатели местных хайландов совсем не тянут на суровых горцев... Смешанность населения долго спасала от претензий крупных держав, армии которых просто пробегали через страну, чтобы навалять соседу. До того, как великое герцогство попало в серьезную зависимость от франкофонов, там похозяйничали и испанцы, и австрийцы, но это так, de jure, de facto же заправляли местные князьки, родственные местным же, но более крупным феодалам, так и держались. Примером тому может служить и Гийомен де Люксембург, он же принц Оранский Вильгельм, памятник которому красуется на центральной площади 10). Потом Франция захотела использовать Люксембург как прокладку, отделяющую от немцев, и при этом не хотела отдавать его голландцам. Те не хотели отдавать его бельгийцам, так и жили… Немцы, впрочем при первом же своём военизированном tour de France в 1914 г. сказали Люксембургу: «Лыжню!», и, по сути, арендовали его территорию, чтобы оттуда пытаться навалять Франции. Маленький, но очень гордый Люксембург вполне удовлетворился обещанием арендной платы, и героического сопротивления прусской военщине не последовало. (Конечно, чего требовать от 300-тысячного народца, если 10-милионная Бельгия выставила на смертный бой аж 30-тысячную армию!) Во второй раз в 1940 г. не договорились, и немцы просто хапнули всю страну за день. Герцогиня, Великая, разумеется, Шарлота и иже с ней героически сбежали аж в Монреаль, за что эта великая вождица славной люксембургской нации тоже удостоилась памятника 11). Ну а уж после Второй мировой Люксембург заметно укрепил собой блок НАТО… Собственно, вот и вся история. Если же вспоминать известных люксембуржцев, то припоминается только король-недоразумение Жан Люксембургский, да и то формально - король Чехии, и Марк Жирарделли. Собственно и сами жители припомнили ещё разве что известных в узких кругах велосипедистов, вот поставили им памятные доски в городском саду.
Это всё была, если вы не поняли, прелюдия к критическому разбору архитектурно-градостроительных достопримечательностей славной столицы великого герцогства. Итак, как мы видим, город, по большому счёту, за последние триста лет уж точно, серьезному погрому не подвергался, не бомбился и стихийных бедствий миновал. Крепость срыли сами, добровольно. Ну и? Об относительно свежих постойках уже говорилось, о фортификациях тоже. Великих шедевров архитектуры Люксембург явно не накопил: домики в общем-то весьма серенькие, что в твоей Лозанне. Чего-то сильно старинного пожалуй и нет, старенькое кой-чего стоит в ближних пригородах Грунде или Пфаффентале, ну и, конечно, в центре 12): арочные перекрытия, скульптурки по углам – это как положено. Как и в Сан-Марино, много квазистаринных домов, но в основном фрагменты, вмонтированные в новые здания, но скульптурки даже на новых домах стоят, в принципе – симпатично. О какой-то особенной, «люксембургской» архитектуре говорить смешно, она, конечно как и вся страна «двуязыкая» франко-немецкая. «Основа», пожалуй что, скорее немецкого пошиба: такие сооружения, как бывший монастырь Ноймюнстер или старый хоспис Сен-Жан, занятый нынче под музей естественной истории. А вот самое заметное светское здание - Герцогский дворец 13), скорее всё-таки французский, ну или «нидерландский». Это действительно интересное сооружение, хотя состоит этот монстрик из трёх довольно непохожих домов, насколько могут быть непохожими дома в одном стиле – северного ренессанса. Самый интересный – правый «флигель», стены которого испещрены простенькими, но многочисленными узорами – своеобразно. Внутрь, увы, не попасть - часовой, причём без аттракциона, зелёный, в берете, тут не Афины, не Стокгольм. Зато подсветка у дворца странная – фонарями в виде столбов с золочёными лицами.
Забавно, подметил, что если фортификации, мосты и прочие народно-хозяйственный объекты в основном имеют немецкие названия, то духовная область захвачена франкофонами. Собор Нотр-Дам, например. Вот это, пожалуй, по-своему уникальное сооружение, можно сказать, специфическое, люксембургское. Внешне совсем ничего особенного, разве что ограда, украшенная узорами 14). А вот внутри – редкое своеобразие. Колонны 15) украшены примерно так же, как и герцогский дворец: узоры каменные, финтифлюшки затейливые, то ли «меровингские», то ли «кельтские», уже необычно. Тоже и балкон под органом. А вот от колонн на входе и вовсе чертовщинкой какой-то попахивает, фигурки на них вырезаны уж как-то совсем не по-христиански 16), прямо какой-то Таиланд. Где-то прочёл, что это «арабески», ну это ерунда, арабы людей не изображали, хотя какой-то «испано-мавританский» душок и возможен, если номинальное испанское влияние на Люксембург тут сработало? Вся эта диковина резко диссонирует с сильно упрощенной основной частью 17), включающей алтарь, и витражами современными, но удержавшимися «на грани», и то хорошо.
Другое культовое сооружение - церковь Сен-Мишель – условная готика, гораздо скромнее 18), даже слишком скромнее, алтарь – вообще напоминает камин. Но тоже осталось приятное впечатление, не напоганено «современщиной». Самая суровая - часовня Сен-Кирен, наполовину вырубленная в скале и условно действующая. Уважения эти троглодитские упражнения, как всегда, заслуживают, как и в Хельсинки или в Бахчисарае, здесь на фоне полноценных укреплений 19) часовня не выглядит баловством.
Ещё забавной показалась Пляс д’Арм, которую здесь переводят как площадь Парадов, она крохотная, как и положено «карлику», и, к тому же под наклоном, но все 30 солдат непобедимой люксембургской армии могут по ней промаршировать стройной колонной. Но зато подметил редкое сутяжничество местных аборигенов, потому как помимо старого дворца Правосудия, к слову – тоже типично французского образца, есть ещё целый квартал зданий всевозможных судов и трибуналов, и это на 300 тысяч населения! С размахом!
Тоже с размахом, даже, как кажется с излишним, устроен суверенный музей Истории и Искусства. В основе старинное здание, от которого осталась только затейливая ренессансная винтовая лестница, а так в основном зарываются в землю. Ничего особенного среди довольно многочисленных экспонатов не узрел, хотя есть приличная римская мозаика с музами, грубоватая реплика римского ряжа – манера строения с бревенчатой основой, обложенной камнями. Ну а по-настоящему интересными показались статуи римского божества на коне, даже на лошади, это так местные романизированные варвары чтили Юпитера! А вот собственно «люксембургский» раздел был закрыт, увы.
Естественно-исторический музей интересен только школьникам, хотя там красивая коллекция минералов. С горя решил зайти в музей Современного искусства в упомянутом уже форте Тюнген. Меня, правда всегда возмущал размах, с которым создаются подобные музеи. Если шедевральные произведения старых мастеров висят в три ряда в маленьких музейчиках и сиротливо теснятся в их плесневеющих запасниках, то «актуальный» металлолом и мусор привольно располагается в просторных современных хоромах со всеми удобствами. Ну тут всё, как и везде, не так уж много экспонатов, зато очень масштабные. Служителей в этом храме современного искусства больше, чем в национальной гвардии. Но вообще-то от тутошних шедевров осталось ощущение лёгкого идиотизма, как и надо, а не омерзения, как часто бывает. Особенно позабавил диван, составленный из пуфов, декорированных под кактусы, вот усидеть практически голым жопом на кактусе – это точно наша национальная люксембургская черта!

Опубликовано 10.07.13 lastdoctor

«Ветер Странствий» © 2012   Контакты