|
Европа
Незатасканная Италия. Тарквиния
Тарквиния ****
Тарквинию предлагается рассматривать как некую «столицу» сохранившегося этрусского наследия, и, пожалуй, это верно. Древние римляне довольно убедительно затирали следы своих италийских предшественников, вполне уверив уже не таких древних римлян, и не их одних, в том, что только сандаль римского легионера мог привнести на «сапог» не то что бы только порядок, но и культуру вообще. Во всяком случае, средней руки любитель древности не так уж много может увидеть этрусского. Но так уж совпало, что мне за пару дней довелось посетить и главный, наверное, в мире музей на эту тему, разумеется, в Риме, и после этого собственно Тарквинию. Наверное, лучше было бы наоборот, тогда её археологические достоинства предстали гораздо ярче, - понятное дело, что все сливки уже сняли для столичного музея.
И тем не менее, старому этрусскому городу есть, что предъявить миру. Собственно музей Этрусков вполне способен раскрыть заявленную тему. Конечно, практически всё, что находится нынче в музеях, и в этом в особенности, выкопано не просто из земли, а из могил, всё это вещи для мёртвых этрусков, те предметы, с которыми они жили, увы, почти не сохранились. Но коллекция погребального скарба тут вполне богатая. Урны, разумеется, всеразличные, включая сооружение на перфорированной подставке, которое я принял сначала за некую разновидность самовара или печки, но нет, это всё-таки урна на подставке – компактный монумент, - картинка 0) из римского музея, но тут таких тоже много. Типичные урны – в виде каменного гриба со снимающейся «шляпкой». Есть и «обычные» надгробные камни, причём с весьма разнообразными сюжетами, отражающими сложное отношение этрусков к смерти. Тут можно встретить и вполне себе привычные «греческие» сцены, и брутальное самоубийство кого-то из Аяксов 1), и в тоже время среди обычных возлежащих фигур настоящий дружеский шарж на какого-то почившего пузана 2), да и всяческие залихватские сцены, типа симпозиумов. Такого же рода изображения и на перенесённых сюда сводах подземных гробниц. Множество ваз, вполне себе греческого образца, их тоже, очевидно клали в могилы, но и на них отнюдь не скучные картинки 3). Короче говоря, вспоминай, друг, всё что в твоей жизни было, там, за Стиксом ничего этого уже не будет…
В развитие этрусской темы надо посетить и Этрусский некрополь в паре км от центра города. Тут на холме откопано довольно много древних могил, как с простыми урнами-грибками 4), так и в виде более богатых подземных склепов, украшенных росписями. Про сюжеты уже упоминал, помимо орнаментов, в основном – это сцены церемоний 5), пиров и даже откровенных оргий с совершенно уж странной для траурных атрибутов эротикой и даже гомосятиной. Правда, она даже в музее демонстрируется в виде репродукции, куда дели оригинал: продали в США или ханжески уничтожили? Есть и более «подходящие» для грустной церемонии изображения, немного удивил, например, очевидно Кронос, но с молотом 6). Самые интересные росписи, разумеется, перенесли в музеи, в тот же Рим, но и здесь можно полазить и посмотреть их непосредственно на месте. Десятка два довольно-таки однообразных склепов можно посетить, если есть желание всякий раз спускаться и подниматься по мокрой лестнице.
Я считаю, что для знакомства с загробной культурой этрусков вполне этого достаточно, но Тарквиния ещё и средневековый город. Особого блеска тут не осталось 7), да может, и не было. Есть почти полная крепостная стена 9)9)10) с десятком невысоких башенок и не особо впечатляющими воротами. Церкви не оставили глубоких впечатлений. Собор Санта-Маргарита, сохранивший в алтаре остатки фресок века XVI-ого, продемонстрировал в целом довольно скверный интерьер века XIX-ого. Заслуженная церковь Сан-Мартино 11) – совсем уж фрагменты росписи, но всё-таки века XV-ого. Правда, совсем недурна Санта-Мария ин Кастелло 12)13), оставшаяся романской и не испорченная местечковым барокко и неумелым историзмом XIX века. Можно полюбоваться резными капителями внутри 14)15)и характерными каменными образинами снаружи.
Много домов, претендующих на звание старинных 16)17), много вполне себе солидных палаццо, правда за древностью от их красоты уже ничего почти и не осталось. Посвежее палаццо дель Попполи 18) и, разумеется, площадь Национале 19). Собственно здание музея, палаццо Вителески 20)21) - не особо изящное, но сохранило кое-какие фрески и резные потолки. Среди росписей не могли не помянуть, конечно, и созвучного названию города злодея, погубившего своей похотью римское ещё царство 22), хотя имел ли какое-то отношение к этрусской Тарквинии этот самый пресловутый совсем уж древне, но римский, Тарквиний?
В любом случае, название города красивое, какое-то совсем не из нынешнего времени, а потому многообещающее, - как не изучить на месте его историческое наследие!
|
|
|