Прован – прекрасный образец того, как жители могут удачно пропагандировать свой маленький город. Сказать, что Провану нечем особо хвастать, было бы неправдой. Тут, по крайней мере, сохранилась половина довольно солидной, похожей на Анже крепости 1)2) с многочисленными башнями 3)4) и воротами Жюй 5) и Сен-Жан 6). Тут сохранилось средневековое ядро старого города 7)8) с почти аутентичными домами, в верхней части - преимущественно каменными, и немногими фахверковыми, как улица Жюй 9), Кувер 10) или площадь Шатель 11)12) и преимущественно фахверками в нижней части, как на улице Сен-Тибо 13). Где-то и более новая застройка неплоха, как на улице де Пале 14).
Совсем немало, разумеется, однако, во Франции таким набором никого не удивишь. Ничего особо выдающегося, особо величественного, особо красивого, эксклюзивного, скандального, наконец. Например, в Аваллоне можно отыскать примерно тоже самое, но - там настоящая скучная дыра, побывав в которой, из всего позитива выносишь только сам факт визита. А вот Прован посещаешь не без удовольствия. Потому, что старые и часто скучные камни надо оживлять, в том числе и искусственно. Вот Прован умудрился записать все свои немногочисленные, но хорошо сохранённые древности в ЮНЕСКО. При всём моём скепсисе к деятельности этой сионистской лавочки, сей факт - бесспорный плюс. И раз в ЮНЕСКе, то - надо соответствовать. А ещё надо подавать свои древности не только аутдорно, но и индорно, музейчик может быть плохоньким, но в настоящих старых стенах вполне смотрибельным. А ещё стоит поработать тогда, когда вся «прогрессивная» общественность изволит не работать. Например, в отмечаемый с необыкновенным для капитализма размахом День Труда, т.е. 1 мая. Пока в Париже весьма далёкая от настоящего труда публика, солидаризуясь с неведомыми трудящимися, жжёт покрышки, расписывает стены и уринирует на статуи, святые люди из Прована радушно пооткрывали свои музейчики и лавочки, ну и как не приехать в их гостеприимный городок! Худо-бедно, но тут можно посетить, даже в святой для всех французских люмпенов праздник, всю «линейку» местных, пусть и скромных достопримечательностей.
Башня Сезар 15)16), самое, пожалуй, известное сооружение в городе, в принципе и снаружи интересна, но разве плохо посмотреть, что у неё внутри. Романские своды 17), хитрое перекрытие крыш 18), самые узкие из облаженных ранее проходы и винтовые лестницы, плюс хорошие виды на город и окружающие поля.
Местный музей Прована и Области, располагающийся в т.н. Романском доме 19), кстати, аж XIII в., Лувру, конечно, не соперник, но тут можно полюбоваться на местные керамические украшения крыш 20)21), на трёхликую новозаветную троицу, на всякие художественно оформленные церковные аксессуары 22), затейливые ключи и неожиданный водопроводный кран – настоящий «гусак» аж XVIII в. 23), смотрящийся прямо чудом сантехники эпохи ночных ваз. Забавно посмотреть и на масонский диплом 24), хотя, что это за диплом, даже диплом плотника из нашего теперь Советска (Тильзита) куда солидней. Ну и что это за тайное общество такое, раздающее дипломы?
Коллегиальную церковь Сен-Кириас 25) начинали, как водится в XII в., но построили уже в новом времени, потому она, скажем так, сильно гибридная. Снаружи раннее барокко, наверное, внутри 26) смесь из отголосков готики, круглого купола и слегка пошленьких, но весёленьких рельефных росписей с нечасто встречающимися сибиллами.
Аутентичный дом-склад Тит Барн 27) интересен больше не нынешними восковыми фигурами, изображающими основные занятия средневековых прованцев: торговлю, ткачество и каменоломни, ну и не гнусной персоной менялы, не столь, впрочем, живописной, как на фламандских картинах, а именно своими старыми сводами и обширными подвалами 28)29).
Ещё более шикарные подвалы начинаются в бывшем здании Отель-Дьё. Местные подземелья 30) имеют протяжённость более 2 км, это целая сеть искусственно соединённых тоннелями подвалов разного назначения: госпитальных палат, складов, винных погребов, схронов и т.д. Хороши эти подземелья только тем, что они есть, смотреть там, кроме надписей и примитивных рисунков нечего, но под всякие побасенки о тамплиерских кладах, масонских сборищах и скрывавшихся от королевской полиции авантюристах можно и побродить.
Так с шутками-прибаутками и слегка навязчивым сервисом можно скоротать бессмысленный для остальной Франции День Труда. Разве плохо?
Венсанн ***
Формально Венсанн – уже не Париж, хотя и ближайшее подпарижье. Местная архитектура тоже слегка отличается от благородной серой «общепарижской», она покрасней, поцветастей, как на авеню Карно 31). Но, наверное, единственной настоящей достопримечательностью тут будет Венсанский замок 32)33)34).
Начинали его строить ещё в XII веке, но в нынешнем виде в основном построили в XV при осчастливленном Жанной Карле VII, неслишком любившем жителей столицы своей родины и предпочитавшем от них отгородится стенами понадёжней. Памятник, правда, стоит другому королю, Сен-Луи 35), заслуги которого вообще, а перед Венсанном особенно, весьма спорны. Зато памятником Карлу вполне можно признать выдающийся во всех смыслах, необычный и очень впечатляющий Донжон 36)37) в обрамлении весьма впечатляющих, хотя бы внешне, оборонительных сооружений 38)39). Внутренности жилой башни тоже гордо несут звание высокой готики 40)41)42)43), живо напомнили Мальборк. Солидно смотрится и Надвратная башня 44)45)46)47). Усиленно реконструируемая Часовня 48) пожиже: фасад узорчатый 49), но внутри ничего аутентичного. Более поздние достройки на территории замка неубедительны, неуместны на фоне мощной фортификационной готики, хотя и смягчают 50) впечатление от всех прочих мрачных зданий, использовавшихся, в том числе, и как тюрьма. Тут сидел и раскулаченный хозяин Во-ле-Викон, и маркиз де Сад. Тут Наполеон совершил «больше чем преступление», «ошибку», расстреляв брата Людовика «Последнего». Тут расстреляли и самую распиаренную проститутку – Мату Хари. Так что - легендарное место, грех проигнорировать, будучи в Париже не в первый раз.