http://veterstranstviy.org/articles/rossiya/novocherskassk
Ветер Странствий :: Статьи :: Россия

Новочерскасск

Новочеркасск **

Чуть более ста лет именно Новочеркасск был столицей Дона, точнее земель Войска Донского. Сюда эта самая столица переехала из Черкасска, т.е. нынешней Старочеркасской, и отсюда коммуняки турнули её в Ростов-на-Дону. Ну а статус столицы, по идее, обязывает, так что вполне можно было ожидать обилия исторических и архитектурных достопримечательностей. И, надо сказать, что в целом, для нашего черноземья, город памятными местами не обделён. И архитектурой, в общем-то тоже. С неё, пожалуй, и начнём.
Во-первых, Новочеркасск – это не мегастаница, а полноценный город. Как бы это не казалось банальным, но в донском краю большое поселение вовсе не обязательно имеет вид полноценного города. Ну, по крайней мере, для жителя мегаполиса. Вот, при всём уважении, Азов - не вполне город, не говоря уж о Старочеркасской. Тут же почти вся старая часть города имеет вполне городской вид.
Во-вторых, при желании, без предвзятости и без лишней придирчивости вполне можно отыскать несколько десятков неплохих образцов «гражданской» архитектуры. С поправкой, разумеется, на не слишком древний возраст города. «Современная», т.е. советская архитектура, разумеется, сильно портит вид, её много, и она, как обычно, ужасна, хотя, вот в этом творении 1) неизвестного зодчего конца XX в. по пути с вокзала мне привиделась неоготика. Но среди всей этой дряни тут и неоампир, и всякие сорта эклектики, не бог весть что, но присутствуют в некотором ассортименте: нынешний ЗАГС на Московской 2), ряд домов на Красном спуске 3) 4), дом, кажется, на Комитетской 5). Там же попалось здание в псевдомавританском стиле 6), причём это не синагога. Довольно много в городе модерна, и тоже разнообразного, от простенького, типа дома со звёздами на Московской 7), или с минимальными модерновыми украшательствами, типа дома с масками 8), с круглым окном 9) или симпатичными цветными вставками 10) там же, до вполне породистых особняков, как на Александровской 11), к слову, это здание Штаба Артиллерии Войска Донского, или Красном спуске 12). Этот последний, правда, сейчас в красном кирпиче и в обрывках красной материи. Опять революция какая-то? Ну, судя по состоянию всех вышеописанных красот, - да, революция продолжается. Вернее, бардак и разруха! Да, увы, но всё вышеописанное в изрядной части девальвируется безобразным состоянием городского хозяйства. В отличие, скажем, от Таганрога или даже Азова, и самый центр города выглядит неопрятно, многие здание запущены или просто в руинах, дороги, включая важнейшие - дрянь. Ну и практически ни одно здание не отремонтировано как следует, что, разумеется, очень печально.
Впрочем, архитектура, какой бы она не была – это лишь приятное дополнение к тому, что a priori ожидалось увидеть в Новочеркасске. А главное – это, разумеется, всё что относится к истории донского казачества. Эта самая история – огромный пласт истории России в целом, и я даже не стану пытаться тут её излагать, лишь скажу, что в отличие от запорожских казаков, превратившихся к концу XVIII в. в откровенных проституирующих дегенератов, донские вызывают достаточное уважение, несмотря на театральность, постоянно их сопровождавшую, и иронию, с которой к ним относились всегда, а сейчас особенно. Про нынешних ряженых идиотов я даже упоминать не стану, тем более что они за 8 дней моего пребывания на донской земле попали в поле зрения всего пару раз и то безобидно. Но и без них, конечно, анекдотов хватает.
Хотя, донцы почти с самого начала выбрали правильную сторону – нашу. А потому бандит и авантюрист Ермак Тимофеевич, ну да, ну да, «Эрмилио Фузиано», хоть и сукин сын, но это - наш сукин сын 13)! Даже во время Смутного времени донцы были почти на правильной стороне, не говоря уж о более поздней истории. И опять же, при всём скепсисе к боевым качествам казачьей конницы, в войне 1812 г. казаки бывали очень полезны, хотя бы пугали европейцев. Так что тогдашний атаман Платов, даже при том, что из-за фанфаронства его, как кажется, полностью всерьёз никто не воспринимал, и который на самом деле слил некоторые оставшиеся вольности казачества, всё-таки заслужил памятник, тем более, что именно он наконец перенёс столицу из гиблого места в Новочеркасск. Правда, как кажется, памятник, а всё же не два памятника: пеший 14) и конный 15) на расстоянии нескольких сот метров? Он что, один французов погнал?!
Ещё более полезны донцы были в войнах на Кавказе, заслуженный атаман Бакланов точно памятника заслужил 16), правда, непонятно почему надо было тащить его с кладбища в Санкт-Петербурге?
Наверное, и военный инженер Воллан был очень полезен отечеству, я даже запечатлел его бюст 17), хотя это, вероятно, самый халтурный бюст в стране, голова посажена на чёрт знает что!
В гражданскую, понятное дело, казачки не особо сочувствовали пролетариям, понять их можно, но нашлись, конечно, и революционно настроенные. Нашлись и годные для памятника Кривошлыков и Подтёлков, это, оказывается не шолоховские персонажи, а вполне реальные, героически расстрелянные при попытке триумфально шествующей советской власти силком затащить станишников в Красную армию. Нонешние «казаки 2.0» памятник краснопузым оставили, но влепили на тот же пятачок Поклонный крест 18) с двумя одинакими с лица белоказаками. Так и стоят в паре десятков шагов и смотрят друг на друга с укоризной… Так что какой памятник не возьми – нигде без трагифарса!
Это малые формы, куда важнее настоящие архитектурные памятники. И тут без слёз не посмотришь. Например, тут есть Триумфальная арка 19), солидное помпезное сооружение. Ну ладно, пусть и вклад казаков в победу над Наполеоном сильно переоценена, наверное, она ещё как-то была уместна. Но она посвящена не казакам, а императору Александру I, а вернее, даже не ему, а его визиту в город! Ладно, и это ещё можно было бы понять, но тут… две одинаковые триумфальные арки на разных концах города! Две!!! И знаете почему две? Потому, что не знали, с какой стороны их величество изволит въехать! Ох!
Есть, как и положено столице, дворец, Атаманский 20). Ну вроде бы ничего смешного, хотя казаки, атаманы и дворец – уже странная логическая цепочка. Но казачья старшúна уже к тому моменту получила дворянство, так что вполне могла претендовать и на дворец. И дворец в принципе, пусть и с натяжкой, сойдёт за дворец: после реставрации сюда нанесли кое-какую мебель и даже картины 21) 22), хотя столовая зала выглядит слегка комично. Но смешно становится, когда выясняется, что наибольший вклад в «меблировку» внёс атаман… Граббе. Атаман Граббе, Карл! Тут и до фон Панвица недалеко!
Да, забыл, ещё есть зал, посвящённый другому новочеркасскому «бренду» - трагическим событиям 1962 г. Ну это когда диктатура пролетариата во главе с гнидой кукурузной расстреляла тех самых «диктаторов» гегемонов-пролетариев. История до сих пор мутная, и, честно говоря, после посещения экспозиции яснее, как такое оказалось возможным, не стало…
Главная монументальная реликвия – это, конечно Войсковой Вознесенский собор 23). Собор как собор, очень солидная неовизантийщина 24), даже симпатично. И внутри вполне благолепно, не раздражает ни дикая аляповатость, ни псевдоправославная чушь: тут и довольно сложные символы, и относительно неплохие росписи нового письма 25), и фрески в довольно непривычной манере 26) и немного странная сцена принятия христианства князем Владимиром 27). И всё бы хорошо, но вот есть гнильца, совсем на этот раз не смешная: превращённый коммуняками, как обычно, в склад, собор снова заработал в 1942 г., при… как раз этих самых фон панвицах! Не любо как-то, станишные?!
Про второй по величине храм Св. Александра Невского 28) можно сказать тоже самое, хотя он стоит среди стихийных руин, неоштукатурен и потому мрачнее, да и внутри разгромлен по полной программе. Остальные культовые сооружения внимание не привлекли.
Но, возможно, что для православного атеиста важнее будет музей Донского Казачества 29). Солидное здание, специально построенное для музея по инициативе самих казаков 30). Ну сейчас, конечно, собственно казачьим реликвиям пришлось немного подвинуться, в частности для галереи картин донского пейзажиста Дубовского и истории советского периода. Хотя запомнилась в основном именно всякая всячина, связанная с казачьим житьём-бытьём: сабли и шашки, густо исписанные по клинкам разными духоподъёмными надписями 31), чудной шлем донского лыцаря 32), казнозарядные орудия, якобы даже не трофейные, а наши, вероятно, присланные царём на Дон в качестве гуманитарной помощи 33), эпический инструмент – рылей, кажется 34), странные головные уборы казачек с рожками, как у улиток 35). Ещё отметил редкие медали: за усмирение мятежа в Венгрии и Трансильвании 36,низ), «1876», за Коканд, что ли, и сербскую «Милош Обилич» 36,верх). Ну ещё привлёк внимание каменный бабай предшественников казаков – половцев, вероятно, в какой-то диковинной сбруе 37). Ну тут вроде всё чинно-благородно.
Если всего перечисленного покажется недостаточным, то недостаток культурных достижений донского казачества в изобразительном искусстве можно восполнить, посетив два дома-музея донских художников. Дом-музей Грекова 38) 39) – вполне приличное заведение, по крайней мере, в относительно скромном домике с прекрасным видом на реку 40)размещена не имитация экспозиции из бутафорий и копий фотографий, а собрание из четырёх сотен оригиналов работ художника, пусть в основном это и этюды разной художественной ценности: для ценителя они могут рассказать о творческой кухне мастера многое. Другое дело, что художник, почитающийся как чуть ли не основатель советской школы баталистов и какой-то суперноватор в этом жанре - живописец достаточно скромных дарований, к основанию знаменитой студии своего имени не имеет никакого отношения, да ещё и не особо пламенный революционер, поскольку хоть и обретался при Первой Конной, но в обозе, да и только с 1920 г. А до этого два года лошадок рисовал? И чьих лошадок? Так что, может, ещё и повезло, что помер вовремя, в 1934 г. А то большую часть знакомых заживо порепрессировали… В этом смысле какой-то фальшью веет от портрета самого Грекова 41): это что, он на охоту так ходил, в болотниках и в галстуке? Ну а одна из картин самого маэстро 42) привлекла внимание тем, что изображённые на неё «красные партизаны» через одного в касках, причём французских. Или это их противники? Сразу и не разберёшь.
Второй дом-музей художника Крылова 43) пожиже на содержимое, и сам художник, кстати, это не «кры» из Кукрыниксов, который Порфирий, а Иван Иванович – тоже не столь гениален. Наибольшее впечатление произвели не привычные для художника произведения, т.е. картины, а здоровенные бутыли из-под вина, которое мастер производил в промышленных масштабах, вероятно для вдохновения. Домик окружало чуть ли не треть Га усадьбы. Это теперь он стоит посреди «современного» спального района, его чудом спасли от бульдозера и запускают в него из пятиэтажной хрущёвки. Правда, в ней ещё выставочный зал есть, где можно посмотреть на что-то более современное, хотя не факт, что более интересное. Но это уж совсем для ценителей, думаю, что всего этого и так хватит, дабы оценить ситуацию с сохранением исторической памяти Донского казачества. Выводов навязывать не стану, но сам не пожалел, что заехал в старую столицу Дона.


Опубликовано 15.01.22 lastdoctor