Нет худа без добра, бардак с музеями Вашингтона побудил искать альтернативные варианты, Балтимор вполне подходит, уж один-то день можно провести с толком.
Это, конечно, типично американский город, может быть даже без особой изюминки. Гвоздём программы является Чарлз-стрит, где и стоят практически все примечательные здания. Местами ещё веет какой-то патриархальностью, группки небольших аккуратных домиков 1)2), кое-где даже красиво, чем-то Европой отдаёт. Очень симпатичная площадь с монументом Вашингтону 3)4)и его боевым соратникам, Лафайету и Ховарду 5). Стоящая рядом церковь Методистов 6) тоже приятная, под готику, необычное сочетание зеленоватого с бурым. А изящные колокольни на большинстве городских церквей – пожалуй, их отличительная черта. Другого свойства неоготика у Сент-Эмануэль 7). С религией здесь вообще, как видно, всё в порядке, и со стандартной тоже, как вам, например, католический университет имени Лойолы!
Город сравнительно невысокий, несколько довольно банальных высоток, один более-менее симпатичный небоскрёб 8). Местный шедевр – отель «Бельведер» 9) - приятное необарочное, но вполне типичное красно-белое американское здание с декорациями под крышей. Неороманские здания 10)11) особой оригинальностью тоже не отличаются, но вполне в тему. Неплохой модерновый домик Махт-билдинг 12)очередного немецкого эмигранта, Эфраима. Культурные очаги тоже тяготеют к Чарльз-стрит. Консерватория Пибоди 13)14) скромная по своим архитектурным достоинствам. Экий разносторонний этот Пибоди, тут с его именем консерватория, а в Бостоне – археологический музей!
Второй очаг смотрибельной архитектуры располагается к северу от Иннер-Харбор, морской гавани. Центром можно считать неоренессансную Ратушу 15), скромную, но со вкусом. Тоже скромно, но тоже не без вкуса неоклассика Кларенс Митчелл Кортхаус 16), хотя здание запущенное. Из почти старинного запечатлел здание «колониального» стиля бывшего музея Пила 17), которое благородные аболиционисты превратили в своё время в школу для негров… Ещё солидный Военный Мемориал 18) с диковинными конями, держащими в лапах американских орланов. Здесь же ещё парочка странных сооружений: Феникс Шот-Тауэр 19), похожая на фабричную трубу, да и использовалась, видимо, по назначению – для изготовления пуль и ядер, не иначе как старым добрым способом – скапыванием металла с высоты в чан с водой. Вторая нелепая «труба» принадлежит церкви Сен-Винсент де Пол 20)21), необычная конструкция.
В Балтиморе наглядно видно межевание «хороших» и «нехороших» районов. Стоит только отойти на пару кварталов от образцово-показательной Чарльз-стрит, и оказываешься в «нехороших» местах, куда белый человек без особой нужды заходить не захочет. Меня туда занесло по… странному поводу, я искал могилу По. Никогда не был литературным идолопоклонником, но как-то места, связанные с жизнью этого мрачного романтика в Штатах казались мне чем-то интересным, может и не сами по себе, а в контексте. Но контекста не сохранилось совсем, странные места выбирались По для жизни, что в Филадельфии, что здесь. В принципе понятно, тогда это были пригороды, сейчас просто кварталы. Могилу у Вестминстер Холл нашёл 22), как на любом старом кладбище, романтики достаточно, а вот дом не обозначен ни на одной карте, только один замусоленный указатель, хотя и пишут, что неподалёку. Но и время поджимало, и район действительно «нехороший», не особо располагал к прогулкам, чёрт с ним… В связи с этим чередованием скромного блеска и вполне конкретной нищеты особенно повеселила в грязненьком закутке облепленная мокрыми газетами скамейка с гордой надписью «Baltimore the greatest city in America» 23) - ну, who would doubt!
В принципе в Балтиморе интересно и без архитектуры. На приколе в Иннер-Харбор стоят четыре корабля; без плавучего маяка и катера береговой охраны я решил обойтись, а вот поздний парусник и субмарину посмотреть было интересно. Субмарина «Торск» 24), это в честь какой-то морской рыбы, примерно того же уровня, что и в Нью-Йорке, жутко тесный «дизель» 25)26). Показалось странным, что большая часть экипажа «жила» в одном отсеке, с самоваром, а в кормовом торпедном отсеке, вопреки обыкновению, коек нет. Пишут, что у лодки 10000 погружений, но, по-моему, врут, это получится 500 в каждый год службы!
Ещё интереснее показался парусник «Констилейшн»26). Это из последних, ходил уже в эпоху пароходов. Корабль 27) вполне себе солидный: три мачты, три палубы28)29), не считая трюма, пушек штук 2530), медсанчасть на 4 койки. Славен тем, что ловил работорговцев. На борту показывался фильм о том, как в 1860 г. корабль участвовал в длительной и довольно бестолковой погоне за работорговцами, очевидно удачной, не досмотрел. Правда, не исключаю, что мог и потопить супостата вместе с неграми, задачей же было пресечь работорговлю, а не спасти несчастных…
По соседству ещё одно морское чудо – Аквариум 31). Из виденных, пожалуй, действительно лучший. Ну, во всяком случае, очень масштабный. Искусственные водопады 32), огромные павильоны с живыми растениями, летающими птицами, летучими лисицами (не видел) и даже мармазетками. Огромный, в несколько этажей кольцевидный танк, это не самое понятное мне решение, хотя там рыбам особо не скрыться. Смогли даже удивить, например медузами, не утруждающими себя плаванием 33), и даже пираньями, не такими, как везде, а крапчатыми.
Райончик Маленькая Италия запомнился только памятником Колумбу 34). По соседству хотел зайти в музей Гражданской Войны, хоть как-то отметиться по этой теме, но он был закрыт. Пошёл в музей Исторического Общества. Местами напоминает склад, но есть на что посмотреть, во всяком случае, почитать. В 1812 г. англичане сожгли Вашингтон, а вот Балтимор не смогли, чем тут гордятся. С Францией – союзницей по боданию с британской короной, тут были прямо-таки родственные связи, одна из балтиморских дам стала женой Жерома Бонапарта – самого, наверное, бездарного братца корсиканского узурпатора. А так-то жутко принципиальным борцам с тиранией было всё равно с кем дружить: с императором, якобинцами, узурпатором… Из настоящих экспонатов можно посмотреть на боевую ракету на шесте и какого-то неприличного размера ружьё, с диаметром ствола с 45-ку. Написано, что это для охоты на уток из лодки, стреляли дробью, наверное. А что, с американцев станется, они и бизонов, и диких голубей за сто лет напрочь извели. В общем-то, и с людьми-то они особо не церемонились, в том числе и со своими. Штат Мэриленд, к которому и приписан Балтимор, вообще-то оставался рабовладельческим к началу Гражданской войны, негров там было немного, всего 15% от всего населения, но, тем не менее, штат остался в составе США, хотя население города пыталось помешать войскам, шедшим на защиту ставшего пограничным Вашингтона. Потом Мэриленд активно участвовал в войне, шедшей больше в соседней Пенсильвании, где генерал Ли успел разгромить трёх генералов, пока не столкнулся с Грантом, который, как известно, потерь не считал… Война сильно продвинула развитие американской да и европейской военной мысли, вернее вооружений, по сути, впервые широко применялись винтовки, прообразы пулемётов – митральезы, броненосцы, торпеды, подводные лодки, концлагеря… Нет, ребята, не Троцкий их придумал. Пленных в американской Гражданской войне было немало, так что обеим сторонам приходилось их где-то содержать, вот и пришла мысль. В музее есть страшненькие фотографии дистрофиков, вернувшихся из таких лагерей южан, но честно написано, что обе стороны своих пленных кормить забывали. Южанам и самим жрать нечего было, а северян обворовывали собственные интенданты. Помимо многочисленных фотографий, сделанных, конечно не в боях, а до и после, можно посмотреть на оружие и пули, где среди старых круглых есть и «новые» куполообразные, с нарезкой на пуле и тоже часто диких калибров по 12-15 мм. Гордо демонстрируются сабли, которыми щеголяли практически все, хотя частый киношный ход – рукопашная случалась крайне редко, во всяком случае, от холодного оружия погибло менее 1% от числа всех убитых…
Самым хорошим музеем оказался Художественный Уолтерса 35)36)37). Он богаче, чем ожидалось, и располагает весьма разнообразными коллекциями. Живопись чуть ли не с Рафаэлем, хотя она редко публикуется и малоизвестна. Частично экспозиция имеет вид кунсткамеры со всем вперемешку, как положено, рогами и крокодилами 38), но очень качественная кунсткамера, и потому не раздражает. Из древнего: финикийские короны, римские урны с необычными ручками, образованными, например, двумя мужиками, несущими третьего 39). Совершенно шокирующая фигура аскетирующего Будды с неприличным фаллосом40) – эка его с воздержания распёрло! Всякая европейская прикладуха: миниатюрные скульптуры, типа «ореха» с распятием и т.п., мементо-морная скульптурка с морально и физически разлагающимся персонажем 41), необычная черно-белая керамика 42), ларец с подвигами Геракла, где он тянет критского быка за хвост. Прямо беда с этим прославленным героем, то он из рогатки стреляет в Булонь-сюр-Мер O), теперь на животным глумится… Очень агрессивные скульптурные аллегории частей света: Европа с коронуемой Белонной, в Америке вообще - дикость сплошная со стрельбой по живым мишеням, отрезанием голов, каннибализмом 43). Ещё очень своеобразная трактовка шахматного ферзя (королевы) в башне, словно в танке 44), трактовать можно как угодно, уфологи со своей болезненной фантазией, ау! Оружие тут тоже из кунсткамеры, например, пистолет со щитом 45). В русском разделе очень интересно, есть цветастые эмалированные ендовы, у нас-то таких не найдешь, а икона и вовсе удивила 46) – ветхозаветная троица, Авраам с Сарой и ещё совершенно загадочный персонаж, режущий быка, которого я принял за атавизм Митры. Не исключаю, что это так и есть, хотя здесь, конечно, признак гостеприимства Авраама, к которому троица и заявилась в образе бесплотных ангелов, которые почему-то не отказывались рубануть мясца с винцом…
Неожиданная роскошь небольшого музея совершенно лишила меня всякого сожаления по поводу непосещения городского Музея Искусств. Есть и такой, но он удалён от центра, бог знает что содержит и вполне мог не работать на волне правительственных «каникул». Хватит и того, что успел, – совсем не скучный город Балтимор.
Опубликовано 06.12.13 lastdoctor