http://veterstranstviy.org/articles/evropa/polsha_2
Ветер Странствий :: Статьи :: Европа

Польша

Мальборк ****

Весь, почти, север Польши особо польским бывал нечасто. Гданьск, как попал к немцам, так, в общем-то, немецким и был, а вот чуть южнее и чуть восточнее расположенный Мальборк «гостил» то у поляков, то у немцев. Польские князьки – никчемушники не нашли ничего лучшего, чем «пригласить» бродячий Тевтонский Орден разобраться с язычниками, неожиданно крепко уцепившимися за побережье Балтики. Заметим, что своих земель поляки немцам практически не давали, «подарив» ещё не захваченные, по сути, земли всяких пруссов. По быстрому сходив в пару крестовых походов, тевтоны зачистили весь предоставленный объём и начали его заполнять, правда и потихоньку подхапывая всё, что «плохо лежало» в начинавшемся польском бардаке. Когда поляки спохватились и захотели воспользоваться плодами тевтонских трудов, то Орден как-то без энтузиазма отнёсся к их предложению вернуть польской короне то, что ей особо и не принадлежало. Начались бодания, закончившиеся, как известно, побоищем
под Грюнвальдом, где жутко католический польский король с каким-то не совсем приличным именем Ягайла, не погнушавшись призвать под свои знамёна, помимо благородной и тоже страшно католической великопольской шляхты, ещё и слегка подкатоличенных подданных литовского князя Витаутаса, и его же подданных православных, и его корешей - откровенных язычников – жемайтов, а до кучи ещё мусульман – монголоидов и прочий аконфессиональный наёмный сброд, с божьей помощью победил своих братьев во Христе. Потом ещё бодались полвека и оттяпали половину владений Ордена. Вместе с Мальборком. В результате полякам на время достался великолепный орденский замок.
А Замок 142) действительно великолепный. Он настолько огромный 143)144), что целиком увидеть его практически невозможно, наилучшую картинку в целом, пожалуй, можно застать только с отдаления, с железной дороги. Поглядев на его по дороге в Гданьск, я, грешным делом, подумал, что на этом можно и ограничиться, чего рассматривать кирпичные стены изнутри – ничего нового не увидишь, тем более что путеводитель сурово обещал проблемы с индивидуальными потугами посещения замка. Подамся-ка лучше в Торунь или Хельмно, к примеру? Сильно был бы неправ, коли так поступил. К счастью польские «колейи», чаще вносившие сумятицу в мои планы, в данном случае направили меня на путь истинный. Ну и отсутствие мест в гданьских гостиницах, заполненных, не иначе ностальгирующими немцами…
Мальборкский замок особенный, поскольку принадлежал не обособленному феодалу, не городу, как в Каркассоне, не королю как в Кракове, Виндзоре или Амбуазе, или королевскому ставленнику, как в Норвиче, а Ордену, т.е. государственному образованию. Соответственно, помимо главного охраняемого персонажа, тут не просто тащили службу его безродные наёмные охранники и челядь, а на постоянной основе проживало несколько десятков (а то и сотен) относительно полноценных «сожителей» - братьев Ордена. Соответственно им надо было обеспечить не казарму, а вполне себе достойные апартаменты, да ёще и позаботиться о соответствующей культурной программе, поскольку главные развлечения – пиво и бабы не поощрялись. Потому и замок должен был быть большим и с приличными культовыми и представительскими сооружениями – этакий полноценный монастырь с повышенными фортификационными требованиями. Таким Мальборскский Замок и получился. Пожалуй, весь комплекс замка больше, чем большинство виденного мной ранее, включая многие монастыри и крепости.
Фортификация вполне себе состоятельная, хотя я не большой поклонник кирпичных сооружений, но впечатление остаётся очень внушительное, и от мощи, и от эстетики архитектурного решения. Замок поделён на три «зоны»: «вступительную» часть, т.н. Нижний замок 144)145) с поясом укреплений и многочисленными подсобными строениями, которые не до конца восстановлены, Средний замок 146), где, как пишется, располагалась часть руководства Ордена (столица которого была в Кёнигсберге) и Верхний замок 147), по идее, самая защищённая часть, где располагалась братва Ордена. И в Среднем и в Верхнем замке масса помещений, которые стоит смотреть внимательно и изнутри. Сразу скажу, что, очевидно в последние годы, даже самый залётный путешественник, типа меня имеет полное право лазить везде, где открыто, по своему разумению, имея только билет за разумную цену и аудиогид, к слову, редкое место в Европе, где великолепный аудиогид на хорошем артистическом русском языке.
Так вот, помимо достойной внешности, впечатляют и очень стильные внутренние помещения обоих восстановленных частей замка. По совокупности они превосходят, скажем, готическую часть королевского замка в Праге. Перечислять их не буду, это не столь важно, смотреть надо всё. Конечно, особым разнообразием залы не отличаются, это в целом - небольшие вариации «обычной» и «высокой» стрельчатой готики148)149), различия определяются количеством колонн, числом и цветом рёбер, расходящихся от колонн на потолок, да разве что ещё обрамлением окон. Об интерьерах говорить особо тоже не приходится, лишь местами сохранились капители колонн, портики разрушенных и пока не восстановленных церквей или изначальные фрески. За аутентичность чего-либо ручаться нельзя, потому как и поляки, отобрав Замок у тевтонов, всё слегка «поправили», и немцы, вернув себе замок в XVIII веке, многое переделали в согласии со своими представлениями о «правильном» средневековье, и опять же поляки, получив Мальборк назад из рук отчаянно ненавидимого ими СССР, «подредактировали» немецкие реставрации. Сейчас, попав в ЮНЕСКО, вернулись к немецкому варианту оформления, за версту несущего концом XIX века. Впрочем, от помещений XIV-XV века никаких особых интерьеров ждать и не стоит, уж если замок в Кракове украшался в основном картинами, шпалерами и мебелью, то у тевтонов ни шпалер, ни полноценной живописи, ни совсем уж высокохудожественной резьбы ещё и быть не могло, а мебель, конечно, всё равно не выжила бы, жуки перегрызли за 700-то лет. А звериные шкуры – наверняка основное украшение моль сожрала. Впрочем, было, конечно, качественное оружие, и вот его, пожалуй, жаль, наверняка разворовали. Но и без всей интерьерной мишуры «голая» готическая стилистика смотрится превосходно. Есть довольно смелые архитектурные решения, типа одностолпного зала 150). С ним даже связана военно-историческая легенда, согласно которой поляки, всегда отличавшиеся редкостным благородством, осаждая Замок, послушались некоего перебежчика и решили подбить ядром эту единственную тонкую колонну в тот момент, когда в этом зале собрался весь цвет Ордена, с мысль обрушить всю конструкцию. Конечно промахнулись, и ядро красуется до сих пор вмурованным в камин…
Интересно было узнать о том, что тевтоны довольно внимательно относились к санитарии и гигиене, во всяком случае, помимо некоторых вполне разумных «наставлений» братьям в Уставе, все их замки были снабжены клозетами, в шутку называвшимися «данскерами», якобы в честь Гданьска. Ну клозетом то, конечно, не удивишь, даже снабжёнными капустными листами с известной целью, а вот наличие отопления при помощи нагретого воздуха, подававшегося от печей по трубам через отверстия в полу – вызывает уважение. Конечно, всё это будут приписывать тому, что тевтоны подсмотрели у «арабов» во времена пребывания в Азии!
Ну вот, ходя сам по себе, в отличие от Кракова, где всё строго регламентировано, а вернее заорганизовано насмерть, я всё равно провёл в Замке три часа, но, в данном случае, абсолютно оправданно. Даже если многое из увиденного – реконструкция недавних времён, всё равно удовольствие получил, и за рыцарей – тевтонов горд. Ну вот не может почему-то русский человек долго ненавидеть немцев!
Пару слов о самом Мальборке, там смотреть, пожалуй, больше нечего. Город живёт, похоже, замком, пара приличных улочек, да и всё, хотя разбегаются в разные стороны ещё какие-то автострадки с беспорядочно разбросанными домиками. Но гуляет маленький Мальборк по-взрослому, местные музыканты, чтобы публику потешить, готовы лезть на стену, причём в прямом смысле 151)!

Познань ****

Познань, в отличие от Гданьска или Торуни была услов<но польским городом вплоть до полного торжества польской свободы в конце XVIII века, когда безмерно самостийную шляхетскую вольницу окончательно раздербанили более тоталитарные соседи. Потому махровой нордической готике тут взяться особо неоткуда. Впрочем, к таковой можно отнести Соборa 152) , вроде бы польский, но суровый и невзрачный, как северонемецкий. Расположен Собор 153) в довольно странном и малопривлекательном месте, на бывшем острове. Внешне неинтересен, да и внутри, если что и заслуживает внимания, так это капелла 154)с могилой Мешко I 155), первого более-менее реального польского князя, разумеется, это уже XIX век, ну и может быть ещё алтарь. В крипту ходить точно не стоит – обман трудящихся.
А вот в музей Архиепископства зайти можно: в основном, конечно, культовая шелуха, но есть запоминающиеся экспонаты, например шокирующая священническая накидка, сплошь вышитая черепами в коронах, тиарах и прочих атрибутах былой земной славы 156), понятно, что употреблялась она в строго особых случаях, но такая жизнерадостность явно чересчур. На одной из картин из ран Христовых вместо крови сыпятся монеты, на другой - Мадонна с младенцем, который дрыхнет на боку, положив ладошки под щёчку, ну и, наконец, обломок меча Св. Петра, которым он размахивал с бодуна в Гефсиманском саду, разумеется, настоящий.
Здесь же на острове и ещё одна церквушка – Святой Девы Марии 157) на Острове Тумны, тоже смахивающая на немецкую готику: красный и тёмный кирпич с белыми вставками.
Ренессанс в городе представлен практически исключительно площадью Старого Рынка 158), оставившей двойственное впечатление: она и пёстрая, и какая-то мрачная одновременно 159). Дома, каждый по отдельности, малоинтересны, многое – грубоватая стилизация, вся их пестрота кажется какой-то бутафорской, натужной. Не удивительно, впрочем, поскольку и тут, как в Варшаве центр пришлось поднимать из руин. И это не нацистские нелюди, и не красные орды постарались – Познань демократично разнесли в клочья благородные англосаксы.
По-настоящему симпатичные здания – это дворец Дзялинских с орлом на крыше 160) и, разумеется Ратуша 161). Её пестрота тоже какая-то не совсем естественная, зато пара неплохих залов 162), самый интересный – некое промежуточное помещение с потолком, сплошь покрытым лепниной 163), среди которой попадаются загадочное зверьё, типа этого носорога, больше похожего на трицератопса. Собственно большой зал совета, увы, толком не восстановили. Из экспонатов музея в Ратуше заполмнилась корона эконом-класса: спереди – «чепчик», сзади – просто ободок. На фасаде Ратуши, как и положено, часы, а в полдень оттуда выкатываются два козла и сталкиваются лбами 164). Почему козлы – не понятно, им было бы уместнее бодаться в Люблине, где герб с козлом?
Есть в Познани и барокко, ну как не быть 165) 166), правда, чего-то уж особо выдающегося из светских построек не припомню. А вот из культовых стоит отметить костёл Св. Станисласа, построенный иезуитами, но потом ставший фарным, т.е. приходским. Снаружи он вполне себе барочный 167), как и Иезуитский Коллегиум 168), в который он вписан, и внутри очень барочный и очень солидный 169)170), довольно богато, но в меру украшенный, соблюдающий, что особенно важно единостилие в аксессуарах. Смущает, конечно то, что могучие внешне колонны не несут никакого физического смысла, скорее играя роль пилястр, ну да ладно, мода такая!
Ещё один костёл, оставшийся для меня безымянным, может быть св. Адальберта, снаружи совсем невзрачный, но зато внутри шокирующе пёстрый171)172), одна капелла – жгуче красная, другая ядрёно-жёлтая. Снаружи никакой и костёл Св. Войцеха, колокольня у него и вовсе – деревянный сарай, а с интерьером обошлись очень вольно: он получился таким весёленьким, как тот ситчик, с элементами местечкового арт-деко 173). Остальные костёлы по большей части тоже барочные, но неинтересные, запомнилось только недоразумение: костёл Францисканцев на площади… Бернардинцев.
Есть в Познани и модерн, слабенький, конечно, как на улицах Третьего Мая 174), Школьна 175) или Гарбары 176), но главное, непонятно откуда взявшийся. Город, разумеется, в конце концов оказался в составе иноземной державы, но под немцами, а не под австрийцами. А модерн – стиль не немецкий. Немецкий стиль – это югенд, это неоромантизм, вот эти постройки придают некую солидность любому не по-арийски разгильдяйскому городу, хоть в Польше, хоть во Франции, отчасти делая Познань похожей на Мец и непохожим на прочие польские города. Впрочем, сюда немецкий неоромантизм делегировал, пожалуй, не самых достойных своих представителей. «Замок» 177)178) ещё вполне солидный, хотя декорирован очень лаконично. Ну, может быть ещё Университет 179)180), хотя он банален. А вот здание Народного музея 181) не радует глаз, уж такое вышло мрачное, что даже золотые мозаичные вставки не освежают. Да ещё поляки, содрав с фронтона немецкого орла, своего так и не налепили. Прочие чемоданы, стоящие в западной части старого города, не особо примечательные.
Ещё Познань – город с претензией на современность, чего, к счастью нет в Кракове. «Современность» эта местами врывается в исторический центр абсолютно омерзительными башнями, наподобие московских «скворечников», а местами в виде авангардных построек, тоже непонятно зачем нужных в старинном центре, резко контрастируя с классическими зданиями и скульптурой типа статуи Гигейи 182).
Что ещё интересного в Познани? Ну, может быть небольшие музейчики. Народный музей вполне себе для Польши неплохой, хотя опять-таки отметил немощь польской живописи вплоть до времени Матейки. Музей Армии Крайовой 183) здесь значительно меньше, чем в Варшаве, и победнее, отметил только рычажный арбалет, немецкий, довольно поздней конструкции и неожиданную символику на знаках различия польских частей. Ну и как вам понравится свастика, и правильная, и «неправильная», та самая вороная правосторонняя 184)? Что-то у вас, панове, с фрицами общее-то было, не зря вы полезли на брудершафт с ними Чехословакию делить в 1938 г., забыли?
Но к мирной теме вполне можно вернуться в музее Музыкальных инструментов. Я нечастый гость в таких заведениях, и потому на меня произвели впечатление всякие диковинные инструменты, причём даже не привезённые из дальних стран, а вполне себе европейские: та же сурдинка 185), цитра и филомела 186), «джазовая скрипка», совмещающая каркас от скрипки с трубой 187), шарманкоподобные штуковины, работающие на «перфокартах», всякие там аристоны, герофоны, полифоны, сурдиконы, шкаф-симфонион и т.д., а минимализмом поразил псалмодикон – доска об одной струне 188), правильно, много ли нам, псалмопевцам надо! Забавно, интересно, даже несмотря на то, что часть музея закрыли. Пора, наверное, отваливать, подумал я и исполнил задуманное…

Торунь ***

В Торунь я приехал поздно, потому многое пришлось рассматривать буквально в замочную скважину, а что-то вообще посмотреть не удалось, однако, в отличие от Люблина, город успел понравиться. Чего-то уж особо неповторимого, пожалуй, не заметил, какой-то неземной красоты – тоже, но впечатление осталось приятное.
Торунь, как и Гданьск попал в немецкие руки, и потому понятно, почему там довольно много готики на манер северогерманской, все церкви – громоздкие, «кубовидные». Здоровенный костёл Св. Иоанна 189) внешне совершенно не интересен ничем, кроме размера, да к тому же был безнадёжно заперт. В костёле Св. Марии 190) самым интересным показался забор, сохранились только фрески цветным по белому, опять-таки больше гигантоманические с фигурами 3-4 метра высотой. Поинтереснее, конечно, костёл Св.Якуба 191), башенки симпатичные, вставки тёмного цвета в красном кирпиче как-то скрашивают простоту форм 192). Интерьер не бог весть: «кудрявые» алтари в четыре ряда 193), первый раз такое увидел, росписи кое-где остались, некоторые сюжеты странные, например, с деревом, на котором подрастают какие-то младенчики уже с нимбами 194).
От очередного замка крестоносцев остались фрагменты, в том числе, словно насмешка, башня с клозетом – «данскером» 195), нависающим непосредственно над теперешней улицей, словно поляки хотят показать, что их голой дупой не запугать. Какие-то ещё останки стены и башенки меня совсем не убедили, а в частично восстановленных укреплениях разбираться не стал, эту тематику счёл вполне разработанной ещё в Мальборке.
Светская архитектура, относящаяся к «первому немецкому» периоду тоже есть, несколько «готических» уступчатых домов, типа «дома Коперника» 196), разумеется, это дом, построенный на том месте, где был построен дом, стоявший на месте дома, в котором, возможно, родился Коперник, есть даже один или два условно-фахверка. Ну и собственно Ратуша 197) из того же рода, довольно невзрачное, хотя и внушительное строение. Внутри Ратуши музей, о достоинствах которого судить не берусь, не успел, да и не слышал ничего. Напротив Ратуши стоит ещё альтернативное Городское Собрание, как и Гданьске – дом Артуса. Нынешний дом явно сварганен в XIX веке в довольно странной стилистике 198), внутри – вряд ли шедевр, но симпатичные мозаики в вестибюле 199).
А потом город вернулся к полякам, хотя вот ничего особо польского не увиделось. Старинный центр большой, такой же, как в Гданьске, но большинство домов невыразительные200), никаких откровений. Однако, по крайней мере, три черты, характерные для Торуни и не характерные для других увиденных польских городов, в архитектуре подсмотрел.
Первая, уже упомянутая, это некоторая «мудехаристость» - инкрустация тёмным камнем, присутствующая и в здании костёла Св. Якуба, и в Ратуше, и в «доме Коперника», слегка навевает чем-то из Теруэля или Палермо, хотя тут не керамика и не цветной камень, а краска, наверное.
Вторая черта – это манера украшения домов лепниной исключительно из гирлянд и бантиков, в белом и цветном исполнении, как на доме «Под Звездой» 201), доме на улице Слюсарска 202) или особняке Дамбски 203). Не сказать, что тут бездна фантазии и тонкого вкуса, но симпатично.
Третья – это наличие более-менее заметного модерна. Чаще он простенький и хлипкий, но всё-таки модерн 204). Есть и прочие родственные стили, всякие «нео-»205): на улице Шерока 206) или Вьелке Гарбары 207). Есть и варианты «звериного» стиля, как в Хельсинки, таков дом «Под Орлем». Из неоренессанса можно отметить Университет 208), ну и, наверное, Биржа. Дом Науки – до кучи. Два последних – это точно пережиток уже второго пришествия немцев. Наверное и чем-то сильно знаковый Фонтан 209) - тоже наследие немецкое: шпильман и лягухи - это на них похоже. А так, ничего внушительного во второе пришествие немцы не построили, в отличие от Познани, скажем. Ну а поляки ответили на это неизбежным памятником Копернику 210).
Из современной архитектуры понравился фасад театра «BAJ» 211), кукольного, наверное. Оригинально – представить здание в виде комода, причём с «настоящими» ручками у «ящиков».
Ну что ж, вполне неплохо для скромного городка!

Опубликовано 07.02.14 lastdoctor