ВОЛОМА – ОНДА ( оз. Волома – р. Волома – дер. Венгигора – оз. Елмозеро - р. Елма – оз. Ондозеро – р. Онда – Беломоро - Балтийский канал. Август 2004 г. – Т2)
Общие замечания:
В такой комбинации маршрут, пожалуй, выглядит несколько вычурно. Однако, маршрут по Воломе, сам по себе, представляется не вполне состоятельным. Идти только по Воломе – означает поставить себя в очень большую зависимость от погодных условий, а именно – от уровня воды. Волома – неглубокая, узкая и каменистая речка. По обычной для летней Карелии низкой воде река становится весьма грустной, по сути – пешеходной. Лишь по достаточно высокой воде, что возможно лишь в июне или при большом везении, что выпало нам в августе, Волома становится достаточно интересной. Впрочем, увеличение расхода воды особой глубины, по-видимому, не добавляет, только течение становится более злым. Маршрут по Воломе – «двушечный» без особых вариантов.
Отдельный маршрут Елма – Онда тоже лишь с основательной натяжкой можно приравнять к «трёшке». Все же три реки и озёра можно уложить в один своеобразный «трешечный» маршрут с несколькими весьма различными участками. При нормальной воде слаломная Волома, лесная Елма и бурная Онда могут предоставить достаточное удовольствие и определенный спортивный интерес для не слишком уж взыскательной команды. Народа на реках не слишком много, хотя полного уединения ожидать не стоит.
Протяженность маршрута в нашей «компоновке» - около 250 км.
Заброска:
Заброска на Волому относительно проста. Поездом до Петрозаводска, далее поездом Петрозаводск – Костомукша ( уходит где-то в 19.20 ) до станции Пенинга (не Волома!). Из Питера ещё проще – поездом СП – Костомукша. С машинистами можно договориться на предмет остановки не в Пенинге, а рядом с мостом через саму реку Волома. Обычно такие варианты возможны. Если выйти в Пенинге, то особых проблем не составляет договориться с местными водилами доехать до оз. Волома. Наличие и полноводность оз. Шоалампи и протоки из него мы не выясняли, сломались на доброску на машине.
Существует некий казус, который может стать весьма неприятным. Ежедневный (!) поезд Петрозаводск- Костомукша 31-ого числа может быть отменен! В этом случае можно воспользоваться услугами поезда Петрозаводск – Суоярви ( уходит где-то в 7.20), автобуса до Суоярви (что-то около 16.30) или машины. Через Суоярви в 2 часа ночи с копейками идет поезд СП - Костомукша. Оба поезда (петрозаводский и питерский) приходят в Пенингу рано утром.
Заброску на маршрут Елма – Онда навскидку можно предложить такую. Поездом до Сегежи, затем машина до озера Елмозеро.
Описание маршрута:
Лучше начинать маршрут с озера Волома, поскольку пороги на Воломе начинаются сразу с истока. Указатель истока Воломы весьма оптимистичный – чей-то кенотаф, хорошо заметный издалека. На стандартной двухкилометровке Карелии пороги на протяжении реки до оз. Сонозеро отсутствуют. Шутка. Их там не менее десятка, и это – наиболее сложные препятствия на этой реке. По низкой воде – это, скорее всего, лишь досадный противный шкуродер. Но у нас вода была высокой. Глубины, возможно, это и не добавляет, но течение становится куда злее, появляются прижимы. Поэтому парочку достаточно протяженных порогов с поворотами мы не погнушались просмотреть. Иногда помогает.
Между озёрами «протоки почти без течения» тоже на деле содержат достаточно живенькие порожки. После Шуоньярви препятствия в достаточной степени деградируют, но их количество всё равно больше, чем в карте. При любой воде камней в русле очень много, слалома предостаточно. Именные пороги: Дяврума-Кошки и Лазаревский ничего особенного из себя не представляют, хотя по высокой воде - довольно симпатичные. Перед Лазаревским единственный на Воломе скальный выход. Сам порог довольно эффектный, но простенький. Каталово. После Лазаревского до деревни Венгигора препятствий нет.
Следует сделать некое лирическое отступление. Некоторые команды волочатся с Воломы на р. Елма где-то от уровня Дяврума-Кошки через болота. На наш взгляд такой вариант не самый хороший. В этом случае теряется возможность пройти несколько относительно симпатичных (по высокой воде) порожков на Воломе, включая Лазаревский, и всё Елмозеро.
Мы изначально планировали попасть через оз. Сонозеро в оз. Сяргозеро и далее по протокам в оз. Гухкозеро и в оз. Суяярви, а оттуда по довольно приличной дороге волочиться порядка шести километров на южный берег Елмозера. Однако, дойдя до деревни Венгигора, и сразу встретив там селянина, готового отвезти на Елмозеро по таксе 9 р. за км (в два конца, разумеется), решили отказаться от своей авантюры и доехали на машине, с привязанной к крыше неразобранной байдой. Точка на мосту через южный аппендикс Елмозера, отмеченный на карте, куда довез нас селянин, может быть отправной точкой и на отдельном маршруте Елма-Онда.
Елмозеро довольно своеобразное - длинное, узкое, довольно приятное, с высокими берегами, усеянными разноцветными камнями. Местность малолюдная, хотя по берегам много различных избёнок рыбаков и охотников. Хорошим ориентиром близости места истечения Елмы служит урочище Кузнаволок – высокая луговина и останки некоего деревянного сооружения (парома?).
Истоки Елмы, вернее продолжения Елмы, следует искать в малопривлекательном заливчике в болотистых берегах, заваленном гнилым деревом. Постепенно становится слышен шум порога. Порог начинается сразу под останками моста. Смотреть, порог, по нашему мнению, обязательно. Он совсем непростой сам по себе, длинный, с поворотами, а на одном из поворотов и вовсе образовался коварный завал, под который уходит основная струя. Завал обходится бечёвником справа от остатков ряжевой стенки. Ряж старый, рассыпающийся, многие камни и брёвна играют под ногами. В правом русле камни тоже играют. Течение довольно приличное, глубина местами значительная, хотя пройти все правое русло без проводки невозможно. Продолжение первого порога и второй порог значительно проще. После этого каскада река расширяется в озеро Типингянозеро. Там имеет смысл встать, поскольку остальная часть Елмы безрадостная. Река петляет среди бескрайних болот в очень низких берегах. Единственное место – урочище Елма занято неким обжитым хутором и стоянка там сомнительна. Сколь либо комфортная стоянка возможна лишь на оз. Маръярви. Обозначенный на карте порог после Маръярви по высокой воде отсутствует.
Сориентироваться в Коргубе Ондозера непросто, особых отправных точек назвать не можем. Деревня Коргуба с воды не видна. Виден лишь песчаный берег на выходе из губы. Ветер на Ондозере поднимается быстро и волна нагоняется серьёзная, поэтому пересекать его сразу по диагонали рискованно. Лучше всё же воспользоваться услугами островов. Стоянки в Коргубе и в восточном заливе есть. Остальные берега Ондозера мы не обследовали.
Онда начинается с моста, по совместительству - плотины. Сейчас это сооружение разрушилось, хотя и не полностью. Скорее всего, предстоит обнос. Сразу за плотиной порог Бабай – довольно типичный для Онды. Каталово с довольно высокими валами. Все последующие пороги до впадения реки Быстрицы, справедливо отмеченные на стандартной двухкилометровке, имеют примерно такой же атракционный характер, усугубляясь лишь поворотами. Некоторые пороги представляют лишь россыпь камней с небольшим ускорением течения. В принципе всё можно проходить сходу. Следующий после Кривого порог представляет собой пересекающий все русло обратный «кусающий» вал. В высокую воду попадать, скажем, на таймене-двушке, посредине этого вала довольно рискованно, может и положить.
Реку Быстрицу мы просмотрели. Следующий за её впадением участок Онды скучный после начального атракциона. Река петляет в болотах, часто дробясь на рукава. Держаться, наверное, следует левой стороны. Пороги Ромака и Нила имеют место быть, можно не смотреть, традиционное для Онды каталово с высокими валами. После Нилы снова стоит держаться левой стороны, дабы не угодить в Кирасозеро и следующее за ним Волдозеро. На Кирасозере хорошо заметен могучий дачный посёлок. Его надо оставлять в любом случае справа. И стремиться на север в протоку, возвращающую в Онду.
Выбравшись из этих клоак, стоит придерживаться уже правой стороны, дабы не угодить в непроходимое левое ответвление. Оставшееся до озера Панозеро течение реки содержит не два, как отмечено на карте, а четыре порога, два из которых являются по-настоящему серьёзными и даже опасными. Все что шумит на этом отрезке реки нужно посмотреть. Первый порожек – маловыразительная стремнинка с валами, но вот за ним - порог очень серьёзный. Перед ним остатки ряжевой стенки делят русло на два рукава. Справа существует мелкий слив с большого плоского камня. Этим сливом можно канализироваться или скорее проволочься, если нет желания проходить сам порог. Слева идет основное русло с главной струей. После вступительной части, состоящей из рассыпанных по руслу камней, течение со всей дури бьёт в огромный камень, разделяющий основное русло на две неравные части. Двух с половиной метровое пространство между камнем и левым берегом, после косого вала, спадающего с большого камня, заполнено несколькими разбойными валами изрядной высоты и засорено камнями и брёвнами. На таймене, по нашему мнению, шансов немного. Справа от большого камня расположен ещё большой плоский каменный лоб, с которого стекает остатки основного русла, и правая протока. Правая часть основного слива втискивается в промежность между большим камнем и этим лбом. Косой вал от большого камня закидывает в довольно мощную бочку. Справа косая бочка. Существующий между ними относительно гладкий язык довольно узкий. Дальше цепочка довольно приличных валов. Мы целили пройти в 2-3 метрах от правой оконечности большого камня. Для этого от конца ряжевой стенки мы шли практически впритирку слева от гряды камней после ряжа и старательно отгребали от основной струи, тащущей на большой камень. Попали удачно. Если мы что-то понимаем в классификации порогов, то, учитывая потенциальную опасность попадания влоб в сам большой камень или в месиловку слева, можно по высокой воде дотянуть этот порог до «четвёрки». Согласны и на «трёшку».
Этот ли порог назван картой «Буем» или нет, так и осталось неясным. В отчетах, как выяснилось, этот порог именуется Щелье. Хотя пройдя его, мы решили, что это именно Буй. Большой камень, торчащий по середине потока – чем не буй! Наверное, ничего буёвее и не может быть. Ошибались! Следующий же после этого «Буя» порог в ничуть не меньшей степени заслуживает это гордое имя. Достаточно добросовестные картографы здесь несколько снебрежничали. К какой из двух чёрточек относится название «Буй» - непонятно. Второй «Буй» мы позволим себе назвать «Нижний Буй». Этот порог представляет собой цепь весьма мощных валов, на каком-то этапе дробящейся на две части: усиливающуюся левую и ослабляющуюся правую. Посередине расположилась весьма опасная парочка двух больших бульников. С одного из них весело наваливает на второй, практически сухой. Последствия попадания в этот переплет могут быть крайне неприятными. Нижний Буй нам живо напомнил порог Роккинен на Чирке-Кеми. Отличием были острота бульников и чёткое разделение основной струи. К счастью, если не допускать излишних нравственных метаний при прохождении Нижнего Буя и четко для себя решить, в какую сторону валить, то попасть на камни довольно сложно. Тащит, конечно, в основном налево. Полтора десятка косоватых валов справа высотой, как сейчас говорится, от полутора метров вполне достойное завершение порога. Смотреть порог Нижний Буй, на наш взгляд, категорически рекомендуется.
После «Буёв» еще один порог с высокими валами. Затем озеро Панозеро. Место для стоянок не так много. После Панозера до моста дороги Москва-Мурманск очень живенький участок. Порожки в основном развлекательные. Хорошо виден с воды дачный поселок Медная Карешка. За ним двухкилометровый участок реки с многочисленными набросанными камнями, не представляющими, впрочем, особой опасности. После автомобильного моста река затаивается, выделывая коленца в разных направлениях. Тревожное ожидание порога Ямный себя не оправдывает. Ямный – привычное каталово с валами, идется сходу.
Всё, на этом экстрим кончился. Можно отвалить с маршрута в посёлке Лососий. Можно плыть и дальше по эстуарию Онды в Беломоро-Балтийский канал. Однако, надо сказать, что оставшаяся часть нашего маршрута вплавь до вокзала в Сегеже была весьма маложивописной. В эстуарии Онды следует подавить в себе желание заплыть в первый же заливчик, ибо он слепой. Лишь завидев на ближайшем берегу опоры ЛЭП или еще лучше опоры электропитания железной дороги, следует считать себя на входе в ББК. Плавание по ББК вряд ли удовлетворит тонкие эстетические чувства, поскольку проходит в весьма экологически нечистых местах. Душевно постоять негде. Можно свалить из посёлка Майгуба. Можно плыть дальше и, если не упиливать в открытое море, а держаться берега, можно достичь Сегежи.
Навигация в черте самого города Сегежа имеет две пикантных черты. Во-первых, создаётся впечатление, что молевой сплав по реке Сегежа продолжается, и потому густые ряды старых топляков постоянно пополняются новыми. Во-вторых, ББК все-таки местами судоходен, и довольно значительные посудины совершают на рейде Сегежи довольно сложные эволюции, не обращая особого внимания на всякий мусор, типа байдарки, бултыхающийся у них под ногами. Продолжение пути до самого вокзала в Сегеже имело главное преимущество – с шиком буквально вплыть чуть ли не на вокзал. Мы не преминули шокировать местную публику, разбирая свою байду непосредственно в здании вокзала. Сейчас, впрочем, оно перенесено на материк.
Отъезд:
С Воломы можно сваливать из поселков Вергигора или Сяргозеро. Местные водилы могут довезти до Сегежи. С Онды можно сниматься в Лососьем. Там тоже, очевидно, придется договариваться с машиной. Можно доплыть до Майгубы, до той её части, что расположена на коренном берегу. На станции Майгуба останавливается где-то в 17.00-17.20 поезд Кемь-Сегежа.
Из Сегежи питерские поезда уходят в диапазоне между 19.30 и 23.30, московские – между 10.30 и 13.50.
Достопримечательности:
Особых красот на маршруте нет. На Воломе фотогеничным является, пожалуй, лишь порог Лазаревский. Кое-какие красивые места на Воломе тоже есть, но ничего выдающегося. Озеро Елмозеро симпатичное. На берегах разноцветные камни, знатоку геологии есть где разгуляться. Озеро Елмозеро и река Елма кишит рыбой, хотя и не очень ценных пород. Онда довольно приятная, квалифицированно можно отснять прохождение Буя и Нижнего Буя, эффектные кадры должны получиться.
Грибов и вообще грибных мест мало. Ягоды есть, но тоже надо поискать.
Сомнительной достопримечательностью нижнего течения Воломы можно назвать наличие там медведей. Местные говорят, что видели этих милых зверушек, мы же наблюдали странные затёсы на дереве на высоте человеческого роста, сделанные чем-то типа когтей.
В определенной степени к достопримечательностям можно отнести и город Сегежу. Даже на фоне побережья ББК, напоминающего типичную Похьолу, вид Сегежи с заваленным деревом заливом и чудовищной промзоной вызывает чувство, напоминающее испуг. Насмотревшись на эти ужасы, научишься ценить красоту своего города…