http://veterstranstviy.org/articles/evropa/nezataskanaya-italiya-taranto
Ветер Странствий :: Статьи :: Европа

Незатасканная Италия. Таранто

Таранто ***

Хочется начать со злободневной шутки о том, что украинцы вполне могут претендовать на славу основателей Таранто, поскольку древнее название этого города исконно украинское – Тарас, ударение по вкусу…
А вообще-то, достаточно скудные сведения о достопримечательностях этого древнего города можно найти далеко не во всяком путеводителе. Хотя поводов заехать на самую «подошву» аппенинского сапога я бы привёл, по меньшей мере, три. Первый - это, разумеется, всё-таки наличие трёх более-менее известных достопримечательностей. Второй - это древность города, по возрасту вполне соперничающего с самим Римом. Добавкой к этому - довольно интересная география, поскольку старая часть нынешнего Таранто – это совокупность пары островов и узкого полуострова, отделяющая «внешнее» Ионическое море, именуемое тут «Марэ Грандэ», от его полулимана-полузалива «Марэ Пикколо» 1). Ну и третий – возможность посмотреть на южно-итальянский город во всей его эпической экзотике и колоритности, вытекающей, по правде говоря, прежде всего из скудости. Лично мне южно-итальянская нищета и бардак нигде не бросились в глаза так явно. Ни в Бари, где она надёжно прикрыта всеобщей любовью к Санта-Клаусу, ни в Альберобелло, где она поэтизируется, ни даже в насмерть «замафиоженом» Палермо или «закоморреном» Неаполе, где с этой записной местной особенностью не столь уж безуспешно борются. Но не в Таранто.
Если начинать знакомство с Таранто от железнодорожного вокзала и не пытаться проскочить на автобусе весь его «старый» старый город, то можно получить полное представление о том, как города умирают. Практически весь островок, изначально послуживший плацдармом для сооружения всё-таки греческой, а точнее, спартанской, колонии ныне находится в абсолютно жалком состоянии. Он не просто грязный и облупившийся, он практически мёртвый. Ремонт тут не делался с позапрошлого века, и все, да-да, абсолютно все дома здесь, а это кварталов сорок, настоящие трущобы, они не просто обшарпаны, а находятся в аварийном состоянии. Жизнь ещё пробулькивает тут, но не как пар в котле, а как сероводород в болоте, с обитателями этих кварталов знакомиться ближе совсем не хочется. Жуткое зрелище - ничего, кроме омерзения, это не вызывает, для примера запечатлел наглухо замурованный бывший портал бывшего здания бывшего этнографического музея 2). Какой-то издёвкой показался и портал тоже весьма ветхого палаццо с весьма подходящим названием Кало 3), украшенный нетрадиционными фигурами полульвов-полуобезьян, но с эррегированным достоинством, на фотографии это не получилось, но верьте на слово. И тут уже, похоже, ничего поделать нельзя, слишком много нужно денег вложить в реконструкцию этого, бесспорно, старинного района, где до сих пор треть здании гордо именуется «палаццо», а успех мероприятия совсем не гарантирован, так что местные власти дают возможность больному умереть естественной смертью, а потом сокрушаться по поводу утраченного по вине алчного федерального центра исторического наследия. Во всяком случае, практически никаких признаков ремонта я не увидел, разве что на прибрежной улице Виктора Эммануила II 4), где нашли денег даже на возведение пары каменных баб.
Вру, вот ещё городской Собор отреставрировали, причём, можно сказать, что хорошо. Он всё-таки смотрится неким островком благости посреди всего этого убожества. По большому счёту, весь Собор 5) - не бог весть какое выдающееся сооружение: довольно обширный романский остов 6)с маловыразительным барочным фасадом и довольно-таки скучноватым интерьером 7), включающим, правда, резной потолок 8) и остатки мозаики на полу с изображением китаврасов 9) и крипту с остатками фресок 10). Но основным украшением всего сооружения явно должна послужить капелла в апсиде правого от входа нефа, которая своим бьющим по глазам роскошеством и пестротой может вполне скрасить впечатление не только от скупости остального убранства, но и от убожества всего района. Не знаю уж, как получилось, но она абсолютно не похожа на всё остальное в соборе. Среднефигурное пёстрое барокко 11)12)13)14)15)16) с многочисленными статуями и удачными каменными инкрустациями или аппликациями, не знаю как правильно, заполняющими всё предоставленное пространство: аляповато, но вполне в моём вкусе. Это, конечно, не уникальное явление, в Палермо или Неаполе так много что украшено, но здесь это просто как золочёное зеркало в дачном сортире! Диву даёшься, как смогли сохранить такое посреди всеобщего запустения и свинства.
Но это и всё в «старой» части старого города. Осталась там ещё пара почерневших колонн, суровых, дорических от совсем ещё греческого храма 17), но это отнюдь не добавляет, ни оптимизма, ни настроения.
Вторая достопримечательность как бы соединяет угробленную старую часть с ещё не угробленной «новой» частью старого города. Т.н. Арагонский Замок 18) стоит, как принято считать, на естественной островной скале и фундаменте ещё спартанского производства. Смотрится сооружение по форме вполне солидно 19), хотя оно отнюдь не нависает над городскими постройками, а словно вжалось в грунт и находится будто в котловане 20). Возможно, что обстреливать акваторию это и сейчас не мешало бы, но вот вести дуэль с высадившимся на берегу противником было бы не столь уж перспективным занятием. Хотя тут до сих пор окопались военные моряки, которые сами водят по Замку редких посетителей и вполне занимательно убивают час их времени. За бог весть сколько сотен лет существования Замок перебывал в разных руках и претерпел изменения не только по размеру, форме, стилю и содержанию, но и даже по цвету, поскольку его умудрялись подстраивать из разных материалов. Причём переходил он из рук в руки вполне себе мирным путём, со сменой династий Неаполитанских королей, никаких славных деяний за ним не водилось. Наш поводырь сказал, что он напоминает матрёшку, поскольку все новые владельцы стремились что-нибудь пристроить поверх старых стен, хотя я бы скорее назвал это «драже в шоколаде», поскольку старые постройки уже не являются самостоятельными частями оборонительных сооружений, а просто наглухо обмазаны новыми. Экзотика, конечно, когда тебя настоящий военный сопровождает, хотя особо тут смотреть не на что, замок как замок. Разве что примечателен гидравлический механизм, с помощью которого управляются с мостом, соединяющим как раз старую часть старого города с новой частью. Этот мост через Канале Навигабиле 21) сами военные считают уникальным, поскольку он даже не разводной, а «отводной», причём обе секции отводятся в разные стороны. В Амстердаме или Роттердаме таких штук немало, но вот так, от души, чтоб обе - и в разные стороны, это пожалуй, действительно примечательно. Хотя продемонстрировать способности моста сейчас становится всё более проблематичным, разъездились по нему всякие там штатские!
«Новая» часть старого города оставляет более приятное впечатление, там нет такой заметной разрухи, она всё-таки лет на полтораста помоложе «старой», но и тут все элементы бедности и свинства налицо. А смотреть и здесь особо не на что, дома довольно старые, но совершенно неинтересные, тем более, что без зазрения совести тут встраивали совершенно убогие многоэтажки. Достойным запечатления я счёт только один дом на парадно-выходной улице ди Пальма 22) и фонтан на площади с пикантным названием Эбалия 23). К слову, неправильно мы делаем, что смягчаем при написании романское «э» буквой «е», вон какие казусы могут получиться24)! Стоит ещё отметить и здание палаццо Говерно (чýдные тут вообще названия) 25), поскольку таких построек в «тоталитарном» стиле в Италии я видел совсем не много. Грешно говорить, но кроме Муссолини, по-видимому, никто на Таранто внимания особо и не обращал! Даже набережная, Лунгомарэ опять-таки Витторио Эммануэле 26), и то какая-то убогая и загаженная. Так что особых приятных впечатлений от гуляния по городу ожидать не приходится, надо идти в Археологический музей. Его, как раз, принято считать вторым по уровню на юге страны, после Неаполя, и, пожалуй, я соглашусь. Особого монументализма и шедевров тут нет, только несколько очень приличных мозаик 27), зато куча всякой необычной и забавной мелочёвки. Довольно много древнегреческого золота весьма хорошего уровня и вкуса, из нумизматики запомнилась коллекция местных монет, где представлены и малюсенькие четвертинки обола, раза в два меньше современной копейки 28). Ну и, конечно, масса необычных по форме или по сюжету ваз и безделушек29). Кувшины в форме осла с поклажей 30) или кролика 31). Фигурка барышни, стоящей на одной ноге и моющей другую 32), причём все ноги целы. Ещё, например, не столь уж частая сценка с чинно танцующей парой, которую скорее ожидаешь увидеть в исполнении канувшей в лету дулёвской фабрики, парнише только гармони не хватает 33). Приметились «двухэтажные» статуэтки, ну девица с эротом, наверное, это понятно, а вот девица с девицей на плечах, как написано эпизод какого-то праздника, это что-то новое 34), хотя и в Риме попадались, кстати, здоровые девицы были в спартанских селеньях! Вот и фигурки гимнасток 35) тому подтверждение. Сюжеты на вазе, типа бабы, ловящей гуся, или странное решение с женской головой почему-то на блюде 36). Не особо частые и мифологические сюжеты, типа убийства отца каких-то будущих «иллиадцев» 37) или «солнечной» дамы на овне 38). Много всяких карикатурных вещей, типа какой-то сварливой старухи с младенцем 39) или осмеянного диалога Эдипа со Сфинксом, смахивающим на Лёвушку Троцкого с отвисшими титьками 40).
В общем, с посещением музея можно получить от Таранто всё, что было обещано. Но не более того…

Опубликовано 29.06.15 lastdoctor