Незатасканная Италия. Сицилия. Кальтаджироне и Пьяцца-Армерина.
Кальтаджироне **
Находясь в трезвой памяти, никому в голову не придёт забраться в эту почти наиглубиннейшую сицилийскую глубинку 1)с целью посмотреть здешние достопримечательности. Я, конечно, к числу трезвопамятующих не отношусь, страсть к авантюрным радиалкам завлекла-таки меня по пути из Катании в Пьяцца-Армерина в этот городишко. Причём, даже поиски вожделенной древнеримской виллы – тоже ещё не повод тут оказаться, - просто я, как всегда, поставил на поезд, но на сей раз проиграл, положившись на …местный автобус. Пришлось застрять в Кальтаджироне. От скуки сбегал поглядеть на город.
Сбегать можно. Главной отличительной чертой городка вполне можно считать широкое использование керамики в оформлении общественных построек. Для Италии это редкость, для Сицилии – тоже, больше нигде не видел. Происхождение традиции мне представляется влиянием испанцев, владевших островом несколько веков.
Местной керамикой принято гордиться, хотя, честно говоря, мне она показалась простоватой и грубоватой, гораздо менее мастеровитой, чем португальская где-нибудь в Коимбре или испанская в Севилье, ну разве что на уровне перуанской в Лиме. Хотя, использованная в разумных дозах, вставленная в ограды моста 2), Городского парка 3)или стенки симпатичного самого по себе паркового павильона Театрино 2), способна оживить пейзаж.
В наибольшей мере керамикой украсили гордость городка лестницу Мария делль Монте 1)4). Не скажу, что мне эта лестница показалось шедевром, а керамические плитки – верхом изящества5), но вообще симпатично и необычно6), уж, по крайней мере, для небольшого сицилийского городка. Хотя вообще-то лестница очень неудобная7), такое впечатление, что ширину ступеней подбирали по тому же принципу, что и расстояние между нашими шпалами.
Всё остальное в городе, пожалуй, лишено оригинальности8)9). Хотя ряд зданий заслуживает уважения хотя бы по возрасту. Например, какое-то старое палаццо, превращённое в Городской музей 1), хотя это скорее непонятный выставочный зал, и прилепившаяся к нему Санта-Агата, не помню уж, церковь или «санктуарий» 10), необычная совмещением себя с колокольней. Немного странный фасад у церкви Сан-Франческо 11), редко когда единственными украшениями культового сооружения служат каменные гербы. Городской собор Сан-Джулиано 12) – снаружи довольно эклектичен, зато внутри очень лаконичный, спокойный классицистический, скромный, но не без изящества.
Но уж в полной мере я смог насладиться созерцанием местного автовокзала. Ох уж эти итальянские транспортники, у которых в расписании учтены, не в пользу пассажира, разумеется, не только будние и выходные дни, не только субботы и пятницы, но ещё и учебные дни, а ещё и воскресения на учебной неделе, и субботы, и пятницы... O, Mamma mia, misericordia! O, merda diabolica!
Пьяцца Армерина ******
Вырвавшись, наконец, из довольно гиблого места – Кальтажироне, я с упорством бегемота стремился 13)в Пьяцца Альмерина. Сам городок меня, понятное дело, интересовал мало, главное – это остатки древнеримской виллы, для меня это уникальная достопримечательность. В Помпеях под Неаполем я тогда ещё не был, так что с подобного рода эстетикой не сталкивался. Ну и после всех препятствий, созданных сицилийскими транспортниками и собственной дурью, и преодолённых мной на пути к этой вожделенной цели, было бы фантастическим свинством, если бы раскопки оказались закрытыми. Но счастье, я был вознаграждён за своё упорство. Вилла Казале была доступна для визита.
Считается, что это «загородный» дом некоего богатея, возможно нажившегося на поставках зверей для гладиаторских боёв. По нашим теперешним представлениям – редкий говнюк, но по тому времени – вполне приличный бизнесмен. Домик он себе отгрохал изрядный, сохранилось три с половиной тысячи (!) м² мозаичных полов, гигантские хоромы! Причём мозаика затейливая, явно не дешёвая. Техника и сюжеты дали много пищи для размышлений. О техническом мастерстве авторов можно поспорить. Мне тогда сравнивать особо было не с чем, это единственная римская вилла, где я пока смог отметиться, но по «литературным данным» при всей своей колоритности и красивости, манера исполнения большинства мозаик мне показалась несколько грубоватой. Датируется сооружение III-IV веками н.э., а я ещё в Афинах отметил, что к IV веку римское искусство уже стало деградировать про сравнению со своим пиком времён ранней империи. Вот и в этой мозаике внешней мишуры и вычурности явно поприбавилось, а мастерства поубавилось относительно более «классических» образцов, насколько я в этом понимаю.
Что касаемо занятий хозяина, то если он был звероловом, то немного удивительно, что смог разбогатеть на таком занятии в такое время. Хотя, зверей уже переловили, они стали дороги, а римляне продолжали успешно совмещать христианство с гладиаторскими боями. Зверей на мозаиках действительно много, причём совсем неплохо изображённых, явно художник видел то, что ваял. Тут и просто звери как деталь узора 14), и на относительно вольном выпасе 15)16), и как цель отлова с подробностями и причиндалами лова 17)18), и как цель охоты 19)20), что для торговца вообще-то непозволительная роскошь.
Одеяния людей тоже не совсем привычные для римлян в общепринятом понимании, они явно усложнились, саляповатились и стали больше подходить византийцам. Достаточно странным показалось и наличие на одном из одеяний свастики 21). Оно понятно, символ вечности, очень популярный в древнем Риме, в Сицилии он вообще появляется где попало и является гербом острова, но всё-таки совсем не «обязательный» к использованию, и что он делает в частном доме?
А прочие сюжеты и вовсе удивительные. Ну Титаномахию, как предполагают трактовать этот жестокий сюжет22), ещё можно понять. Эта тема, правда, не очень вяжется с остальной «идеологией» мозаик и не очень привычна для древнего Рима, но на острове, заселённом большим количеством греков, вполне «своя». Но, тем не менее, при невеликом мастерстве масштаб этого мозаичного триптиха тоже излишне титанический, слишком много не очень нужных подробностей и примитивистического натурализма для опять-таки частного помещения. Явно языческая сцена отвлекла меня от мысли, что на другой мозаике могут быть изображены ангелы 23). Сначала я это трактовал как библейский сюжет с Товием и его рыбалкой, но нет, это другие какие-то крылатые.
И уж совсем удивительная картинка в самой, похоже, маленькой комнате виллы, где полуодетые дивчины занимаются физкультурой с гантелями, мячами и ещё бог знает с чем 24). Ну просто тренировка сборной по художественной гимнастике! А больше всего поразило их одеяние, можно сказать раздеяние. Ну полоска ткани, перехватывающая грудь, это ничего особенного, пожалуй, а вот снизу – натуральные трусселя, чтоб там ни говорили об отсутствии полноценного нижнего белья до XIX века. Ещё одно достижение древних цивилизаций, надолго забытое неблагодарными потомками? Это похлеще штанов на амазонках, что я видел в Агридженто! После этого игривая сцена то ли в бане, то ли в лупанарии 25), к слову, довольно бездарно исполненная, не так удивила.
Всё, получил всё, что хотел, полное впечатление от римских мозаик, возможность «пощупать» настоящее древнеримское жильё, а не кучу раскиданных камней на развалинах. Ну и массу поводов для раздумий. С таким багажом пришлось двигаться в обратный путь. Ох, и нелёгким же он оказался. Я бы и рад был заплатить за удовольствие, так ведь не хотят же, черти! Ну четыре км от виллы до города прошагать – плёвое дело, но тридцатник до железной дороги – извините! А автобусы у нас ходят как попало, особенно накануне святого для сицилийцев праздника – св. Епифании. Это, оказывается – Крещение, хотя я всегда думал, что это «баптизмо», а не «епифания», но этих «бывших» греков чёрт поймёт. Короче, я застрял в этом городе.
Вообще странное название у него, я перевёл как Площадь Сбора Войск, созвучно, хотя это, конечно Перу навеяло, где так называется центральная площадь в любом городе, от Лимы до Куско. Хоть в самом городке обещали собор с серебрённым куполом 26)и какие-то остатки фортификации, но лезть в гору и пытаться отыскивать его собственные достопримечательности не было уже никаких сил, да и никакого желания.
Уехал только с утра, и то не сразу. Зато почти час крутился вокруг Этны, которая что-то из себя уже выдыхала, словно огромная градирня. Эпическое зрелище, хотя лучше видно из Таормины. Да и не люблю вулканы – деструктивная сила, губящая любые творения слабых рук человеческих, ну их в жерло…
Опубликовано 13.12.15 lastdoctor