Ветер Странствий
24 November 2024 08:29 мск  
Логин:

Пароль:

- запомнить
Забыли пароль?
Регистрация
Россия
Егорьевск
Егорьевск *** 0)

Подмосковный городок неожиданно порадовал. Опрятненький, чистенький, без особых следов разрухи, что уже хорошо. Никаких «памятников древнерусского зодчества» от него никто и не ждал, потому как городу отроду-то два века с кепкой. В конце XVIII в. вдруг порешили и сделали непонятное поселение городом, с населением в три сотни человек! Расчертили по линейке, как в Старице и наскоро застроили. Ну из тех времён ничего не осталось, а вот от века XIX сохранилось немало. Практически весь центр сохранил дореволюционный облик. Правда, там даже снять особо нечего: скромные двухэтажные домики, добротные, но довольно безликие, местами робкая псевдоготика, местами очень бюджетная лепнинка. Но хорошо, что следят за ними, раскрасили в разные приятные цвета, не понавтыкали сайдингового безобразия – всё повеселей среднестатистического российского райцентра. Хотя о собственно городской архитектуре говорить много не получится. Даже отмечая сохранившиеся деревянные дома, украшенные резными наличниками и карнизами, например, на ул. Тупицина 1). Они часто, как положено, на каменной основе, принадлежали явно не «бедноте» и до сих пор вид имеют вполне бодрый. Можно даже «новых русских» отметить за наличие хоть какого-то вкуса, например домик, как написано Лукина на Профсоюзной ул. 2) вполне симпатичный, в «купеческом» стиле, то ли реконструкция, то ли просто навеяло.
Культовые сооружения в целом тоже произвели приятное впечатление. Троицкий Мариинский, как пишут, женский монастырь запомнился контрастом между добротной краснокирпичной оградой с затейливыми башенками и надвратными украшательствами 3)и такой же своеобразной угловатой архитектурой белой монастырской церкви4). Практически все ныне существующие церкви в Егорьевске строились примерно в одно время и, скорее всего одной «фирмой», потому колокольни у всех заметных церквей очень похожи друг на друга именно этой «угловатостью» и несколькими закомарными кольцами, создающими впечатление лёгкой готичности. Впрочем, именно этим они и отличаются от прочих городов. Особенно необычной показалась колокольня церкви Св. Георгия 5), пока не сообразил, что её ещё шпиля не сделали. Сама церковь позиционируется как старообрядческая, хотя внешне совсем не понятно, чем она отличается от «нормальных». Городскому собору Св. Александра Невского 6) шпиль «сделали», но это не мешает ему выглядеть вполне самобытно, изящно и достаточно величественно7). Внутреннее убранство – полностью новодельное, «по-богатому», но неинтересное. И всё же, своеобразие Егорьевских церквей обращает на себя внимание, хотя, самобытность местного стиля не делает его выдающимся.
Попытки украсить город малыми формами я бы отметил, но хвалить не буду. Несколько скульптур на центральной ул. Советская ул. 8) из красиво кованного металла по задумке неплохи. Летом, очевидно, на них закрепляют горшки с цветами, и тогда всё это смотрится выигрышно, но зимой вид довольно странный, а у антропоморфных фигур вообще диковатый.
Но что по-настоящему удивило, так это индустриальная архитектура Егорьевска. Здания нынешнего Авиационно-технического колледжа 9), где в своё время учился Чкалов, украшены только его памятником, а так это банальные краснокирпичные бараки. Но вот бывшая ткацкая фабрика братьев Хлудовых и Бурдыгина 10) с претенциозной башней уже выходит за рамки банального заводского здания. Соседствующая с ним промзона на ул. Тельмана имеет прямо-таки эпический забор 11) с причудливыми башенками в стилистике какого-нибудь кощеева логова12). Ну и совсем уж вопиюще роскошными для технического учебного заведения предстают сооружения комплекса Механико-электротехнического училища 13) со своей выразительной и решительной псевдоготикой 14), причём разнообразной. Такие дома вполне вписались бы в пейзаж какого-нибудь приличного английского города, типа Манчестера или, например, украсить Технологический университет Бостона. Позабавило меня, правда то обстоятельство, что вся эта роскошь носит имя… цесаревича Алексея. В 1909 г., когда заведение открылось этот вечномолодой, и без того не самый удачный, наследник престола был 6-летним засранцем!
И вот что ещё я точно выделил бы особо, так это Егорьевский Историко-Художественный музей. Для районного краеведческого это просто выдающийся музей. Причём наглядно можно увидеть, как люди прикладывали усилия для того, чтобы он стал таким.
Вот ютящийся в старом здании отдел Краеведения вполне себе затрапезный. Хотя он и может похвастаться, не как обычно, коренным зубом мамонта, а целой нижней челюстью, да ещё и необычным бивнем, почти свёрнутым в спираль, а ещё коллекцией муляжей местных, но необычных грибов, очень устрашающей ударной частью боевого цепа 15), остатками городского собора и невообразимыми мужскими сапогами 16) длиной метра в два и, очевидно, собирающимися в гармошку. Ну и всякими документами и фотографиями, часто не в оригинале, становящимися «точкой опоры» для местных гидов, пытающихся поведать о необычайной истории города, который и появился только в 1778 г. Подслушанный кусочек речи такого пламенного оратора поведал, например, о том, что одна местная барынька, устроившая в городке некое подобие «курсов благородных девиц», оказывалась «почти» сестрой несостоявшегося мсье Виардо. Будто бы тургеневская мамаша, желая отомстить женившему на ней по расчёту тургеневскому папаше, но уже умирающему (какое благородство!), залетела от врача, лечившего самого умирающего (тоже великолепный пример самоотверженного служения медицине!), и произвела на свет эту самую Егорьевскую барыньку. А мерзавец врач потом, уже в законном браке породил девицу, вышедшую замуж за Льва Толстого. Какой великолепный гадючий клубок из сраной российской интеллигенции! И потом все эти потомственные моральные уроды учат русский народ хорошим манерам и добродетелям! Ну это я так, в качестве примера того, во что может превращаться посещение музея без необходимого объёма достойных экспонатов…
А вот недавно созданный Художественный отдел музея – полная противоположность. Удачно подобранное здание – очевидно, бывший особняк местного благодетеля Бурдыгина 17), неплохо сделанный ремонт 18)и вполне нарядные интерьеры19). А главное то, что там есть на что посмотреть, и подача материала, включая и модные, но вполне уместные «интерактивы», заслуживает похвалы. Никаких шедевров тут, по понятным причинам, нет, но всего много: неплохое художественное стекло 20), и местное, и неместное, например забавный питейный прибор с чёртиками и постепенно уменьшающимся объёмом стаканчиков 21), недурной кованный металл, майолика, шитьё. Хорошая резьба по кости, и наша по моржу 22), и казуистическая импортная, типа резных анатомических «пособий» 23). Небольшой этнографический раздельчик, где запомнились затейливые женские головные уборы 24), причём то, что большинство считает кокошником тут называется «кичка», а ещё можно посмотреть на позатылень, косник или накосник. Поскольку весь здешний район – место «компактного проживания» старообрядцев, то есть в музее старообрядческие иконы и утварь, хотя надо быть очень внимательным, чтобы понять, что это именно старообрядческое. Кроме Св. Христофора с пёсей головой и какой-то нарочитой архаичности и кондовости культовые предметы старообрядцев почти ничем и не выделишь. Интересными мне показалась и местная резьба по дереву, и совсем уж местечковая живопись, в изобилии представленные в экспозиции. Художественной ценности вся эта продукция народного творчества почти не представляет, однако сюжеты попадаются довольно непривычные для русского православия: несколько отсылок к «memento mori» 25), попадаются портреты покойников в гробах и довольно непривычная символика. Забавные «скульптуры» с изображением местного «наше Всё» - купца Бардыгина 26), родоначальника и самого собрания. В «живописи» тоже много сермяжной специфики. Например «портреты» первых русских князей или Ермака 27) в костюме конкистадора. Забавная серия картин о жизни Петра I 28), всё больше живописующих побасенки, типа грубого сватовства для какого-то из своих любимчиков, отъёма Марты Скавронской у Меншикова или скандального самокоронования её в качестве царицы, и, как кажется, без особой симпатии к личности царя - Анчихриста. Но вот сцену с посещением голландского кабака очень плохонькому художнику тем не менее удалось неплохо стилизовать под «малого голландца», а сцена присутствия Петра на казни – просто интересна, по-моему, это именно тот случай, когда анчихрист приговорил за измену свою любовницу, а потом на её отрубленной голове в меру своих скудных познаний показывал анатомию шеи…
Короче, интересно, пожалуй даже одного музея было бы достаточно, чтобы оправдать поездку в Егорьевск. А если кому мало – читай выше!

Опубликовано 09.01.16 lastdoctor

«Ветер Странствий» © 2012   Контакты