Ветер Странствий
20 Октябрь 2021 23:17 мск  
Логин: Пароль: Забыли пароль?Регистрация
Летний поход
Форум > Попутчики > Летний поход
 
Автор Сообщение
 Ingvar
сообщений: 565
#1 Дата 18.04.13 21:27

Попутного ветра!
 Ingvar
сообщений: 565
#2 Дата 19.04.13 09:27
Ещё вариант

Р е к а Л И В О .

Техническая характеристика:
* категория сложности - 2 (с элементами 4);
* длина основной нитки маршрута - 42 км;
* вариант с удлинением маршрута от вдп. Кивипусси - 56 км;
* всего порогов - 13;
* проходимость маршрута - ВС;
* подъезд из Костомукши - 36 км, отъезд из Вокнаволока - 50 км;
* из Вокнаволока есть рейсовый транспорт;
* контакты: (81459) 3-57-40, 4-49-30, pko@kostomuksha.ru, Сергей Волков.

Основной вариант маршрута начинается от моста северо-западного лесовозного магистрала. Место сбора судов - у моста на ЛБ. Однако возможен удлиненный вариант сплава по реке. Для этого надо, проехав мост через р. Ливо, свернуть налево на 1-ый лесовозный ус и по нему подбираться ближе к водопаду Кивипусси. Встретиться на полпути проблемное мокрое место. Если погода сухая и проехать дальше получится, то все равно дорога до реки не доходит метров 500. Эти метры необходимо тащить груз на себе.
Сплав по вдп. Кивипусси (Каменный мешок) невозможен из-за узости потока и хаоса камней. Здесь просто красивое место. Стартовать можно сразу под водопадом непосредственно из пор. Кивикоски. Длина порога 300 м. Проход под ПБ среди множества больших камней. В нижней части слив через гряду. В половодье высота слива до 1 м. После 100-метрового омута начинается перекат. Река здесь разделяется на 2 рукава. Оба проходимы без особых препятствий. После соединения рукавов перекат переходит в пор. Штаны. Длина порога со сливом около 1 км. Проход вдоль ЛБ. Все валуны остаются справа. Ниже порога быстроток с галечниками и виражами вправо-влево до очередного порога. Перед пор. Кумжовый река сужается. Вход на повороте вправо. Лоция очень зависит от уровня воды в реке. В принципе, порог можно не просматривать, т.к. расход воды небольшой, а искать линию прохождения с воды. Длина порога 1,5 км. Есть отдельные большие камни в середине. В конце порога река расходится на рукава с быстрым течением. Все рукава проходимы. До следующего порога примерно 3 км. Вход в пор. Змея не виден из-за крутого поворота влево. Затем сразу же следует вираж вправо. Скалы обжимают поток с обеих сторон. Крутой слив и далее проход по центру в струе. В нижней части сместиться влево. Длина порога 1 км. После устья левого притока р.Каменки Ливо-река более спокойна. До следующих порогов идти около 5 км. В русле встречаются поваленные деревья, но проход у какого-нибудь берега остается. Впереди виден мост через лесовозный магистрал. И сразу же река ускоряется на пор. Мостовой. Длина порога 300 м, почти все эти метры до моста. Вход справа по главной струе. Идти в центральный пролет моста. За мостом крутой слив до 1 м между большими камнями и далее быстрое течение отворачивает чуть вправо. Здесь заканчивается сплав по верхнему течению р. Ливо.
Как мы уже сказали, ниже центрального пролета - главный слив. Старт основной нитки маршрута можно давать с ЛБ ниже слива. Сразу же за ближним крутым поворотом реки Крещенский пор. От места сбора байдарок напрямую до него 200 м. Длина порога 50 м, проход справа по струе. Через 800 м следующий пор. Падунок. Длина 50 м, вход по центру и сразу же влево, уходя от подводного камня в центре. Далее через 200 м плеса начинается перекат длиной около 100 м. В межень перекат превращается в непронумерованный порожек. Вход ближе к ЛБ, а затем по главной струе. На выходе - подводный камень. Река успокаивается на плесе длиной 2 км. Имеются деревья, перегораживающие русло. Их обычно удается растолкать. Река раздваивается на 2 рукава. Проход по правому рукаву.
Пор. Три с половиной имеет длину 160 м. Вход мелкий по ЛБ, затем в струю и после поворота реки влево стремиться пройти по левой стороне потока. На выходе возможны бревна в русле. Проход с правой стороны. Короче, надо быть внимательным, хотя просматривать порог необязательно. По центру в нижней части порога камень. Далее плес 1 км.
Справа впадает большой приток, р. Курей. На стрелке хорошее место для небольшого лагеря. После слияния через 500 м пор. Курейка. Порог-синусоида имеет длину 200 м. Вход в порог слева, затем в струю по центру и так идти до конца порога. Слив в омут через щёки. Ширина прохода 3 м.
Далее после 2-х км спокойной воды река впадает в оз. Полвиярви. Озеро уходит вправо, а продолжение реки искать сразу же налево. На стрелке располагается дачный хутор. Отрезок реки в 2 км связывает оз. Полвиярви с оз. Ливо. На оз. Ливо изба егеря. Она находится на ЛБ. С воды едва угадывается по прожектору, который висит на прибрежной сосне. Месторасположение - в середине озера. Оз. Ливо надо пройти в длину 5 км на север. После острова справа глубокий залив. Продолжение маршрута прямо. Выход в реку в конце озера с левой стороны. Через 800 м сплава по реке короткий порог - шивера. Заход слева, затем сместиться в центр и снова к ЛБ. В середине порога по центру подводный камень. Выход из порога вправо поперек струи.
Через 150 м самое сложное препятствие на маршруте пор. Ливонкеонаш. По ПБ от предыдущего порога-шиверы идет тропа. Ливонкеонаш состоит из 3-х ступеней. 1-ая ступень - длина 60 м, проход по центру в струе. 2-ая ступень - длина 150 м, проход по ПБ вдоль каменной скалки. В русле находится несколько больших подводных камней. Перед 3-ей ступенью с ПБ есть удобное место для чалки на быстротоке. Тропа обноса здесь выходит к самой воде. Последнюю ступень пор. Ливонкеонаш надо просмотреть. Длина ее 60 м. Вход слева. Поток воды падает с высоты 1,5 м на большой камень. Сразу после прыжка прижим к ПБ. Тут же островок разделяет реку на 2 рукава. Островок зарос черемухой. Проход по правому рукаву. Он глубокий, на входе слева несколько камней. В левый рукав вход нормальный, но дальше мелко и камни. От места причаливания можно осуществить проводку байдарки по узкому мельничному каналу. Поток падает в омут оз. Юпенга.
Озеро надо проходить ближе к ПБ. По озеру идти 2,5 км. У большого острова слева находятся садки форелевой фермы. Справа видны жилые дома ур. Теро, Выход в реку дальше с левой стороны. Впереди 2 простых порожка Теро и Толло. Между ними быть внимательным, т.к. с левой стороны в воде торчат металлические угольники с шагом 6...8 м. В высокую воду залиты. Толло проходить ближе к ПБ. До моста ур. Толло-река остается 200 м ходу. Здесь можно закончить маршрут и уехать попуткой в город. До Костомукши 38 км.
Если продолжить сплав дальше, то до Вокнаволока предстоит преодолеть еще пор. Сигакоски. Остров разделяет реку на 2 рукава. Проход правым рукавом по центру струи. Дальше начинаются разливы. Внимательно ориентироваться. Начиная от моста видна вышка ретранслятора в деревне. К цели плыть на север мимо маленького прибрежного архипелага из 2-х островков. Левее сзади - глухой зал. Елутлакши, вправо уходит протока Пуваш, прямо - протока Ливо. По ней короче всего.

Попутного ветра!
 Ingvar
сообщений: 565
#3 Дата 19.04.13 09:33
С и с т е м а р е к и К Е Н Т И Й О К И .

Основные пункты маршрута: плотина хвостохранилища горно-обогатительного комбината - оз. Окуневое - река - оз. Куроярви - река - оз. Поппалиярви - река - оз. Юриккаярви - река - оз. Койвас - река - оз. Кенто - река - оз Ломозеро - река - оз. Юляярви – пролив - оз. Алозеро - пролив - оз. Ср. Куйто - пос. Калевала.

В половодье сплав по Кенти-системе возможен с самого верхнего озера - с Окуневого. Дорога на плотину проходит в обход хвостохранилища (б. оз. Костомукшское) ГОКа. Дороги две: с южной и с северной сторон хвостохранлища. У памятника «Ахвенъярвские камни» дорога сворачивает на огороды. Под горкой напротив памятника синеет оз. Окуневое. Через 1 км грунтовки подъезжаем к озеру поближе. Здесь удобно собрать лодки. В исходе озера справа впадает обводной канал, собирающий все бывшие притоки оз. Костомукшского и оберегающий сейчас их от загрязнения промышленными стоками комбината. Река в верховьях мелкая, поэтому пор. Каллиокоски и пор. Куринакоски приходится частично проводить. Между порогами деревянный пешеходный мосток. На ПБ, не доходя мостка, на постаменте стоит камень в виде трехгранной пирамиды высотой 3 м, который качается от усилия руки. В рукаве второго порога - остатки мельницы. После мельничного омута с островком справа в скальные ворота уходит пор. Хауккакоски. Порог длиной 30 м с двумя поворотами. Он хорошо просматривается, и его уже можно проходить на плаву. На нашем пути оз. Куроярви. Держаться все время ЛБ. В оз. Поппалиярви вода сливается через короткую, всего 20 м, мелкую карежку. Никаких проблем здесь нет. Настоящая вода начинается именно с оз. Поппалиярви.

10.1. От оз. Поппалиярви до Луусальмской дороги.

Характеристика маршрута:
* категория сложности - 2 (с элементами 3);
* длина активной части сплава - 50 км, в т.ч. по озерам - 27 км;
* количество порогов - 12;
* проходимость маршрута - ВС;
* длина подъезда автотранспортом от комбината - 15 км; длина отъезда - 90 км;
* рейсового транспорта нет;
* контакты: (81459) 3-57-40, 4-49-30, pko@kostomuksha.ru, Сергей Волков.

Маршрут начинается от лодочного причала на оз. Поппалиярви. Проезд по лесу к причалу спросить у огородников. Место здесь неудобное, мокрое. Прекрасное место для ночевки на другом берегу протоки, соединяющей озера Куроярви и Поппалиярви. Протока в 500 м правее пирса. Пересекаем озеро в направлении север - северо/восток. Из глубины залива вытекает река. Перед 1-ым пор. Марьякоски слева высокие бугры, удобные для стоянок. Длина порога 80 м. Состоит из 2-х шивер с небольшим участком спокойной воды между ними. Вторая шивера заворачивает влево. Проход по главной струе. Бросается в глаза острый камешек-обелиск посередине реки высотой 80 см. Проход в 1 м справа от него. Затем в недалеком расстоянии находятся пор. Пюёриттикоски и пор. Турккикоски. Пороги несложные прямые, просматриваются с воды. 2 последних порога в половодье затоплены полностью. Есть и другой путь. Если уйти от пирса вправо в сторону о.Поппалисаари, то можно, совершив волок длиной 250 м по тропе, попасть на реку ниже 3-х верхних порогов. Волок начинается из залива с левого берега за островом.
После Турккикоски река расширяется, и мы входим в оз. Юриккаярви. Озеро состоит из 2-х плесов: 1-ый вытянут с юга на север, 2-ой - с запада на восток. Соединены неширокой перемычкой. Проходим 1-ый плес во всю длину, придерживаясь середины. Как только справа увидим проход во 2-ой плес, принимаем вперед влево. Оттуда вытекает река. Через пару поворотов под мостом лесовозной дороги увидим пор. Юриккакоски. Порог просматривается с воды целиком. Проход во 2-ой слева пролет моста. Через 700 м следует пор. Сикакоски. Длина 70 м, поворачивает влево. Заметно падение воды. Просмотр в хорошую воду необязателен. Держаться главной струи. После левого поворота реки будет ощущаться простор. Приближается большая вода. Река здесь разливается широко. Перед впадением в озеро - последний из верхних порогов системы р. Кенти пор. Сухой. Река шумит на многочисленных камнях, и не сразу разберешь, где проход. А проход находится у правого берега впритирку к обливным валунам. Длина порога 120 м.
После порога поворачиваем резко вправо за 1-ый же мыс и, постепенно перемещаясь к левому по ходу движения берегу озера, плывем к островам. Упорно придерживаясь левого берега, поворачиваем влево в пролив между коренным берегом и островом. Перед нами открывается простор оз. Койвас. На Койвасе можно долго блуждать в поисках выхода. Поэтому надо быть внимательным, придерживаясь, в общем, направления на север-северо/восток. Путь на север преграждает о. Кайскусаари, длинный и узкий. Обход с левой стороны. После острова подворачиваем вправо и идем вперед от мыса к мысу, ориентируясь по правому берегу. Здесь важно не уйти вперед влево мимо островов на большую воду. И важно, ориентируясь по правому берегу, не забраться в длинную узкую губу Талвилакси. Река вытекает в дальнем северном углу из заливчика. Исток закрывает островок ( по курсу немного справа). Всего по оз. Койвас надо пройти 7 км.
Река начинается резким поворотом вправо. На левом берегу лежит огромный валун. Слышен шум пор. Межозерный. Он состоит из 2-х ступенек. Между ними 50 м спокойной воды. Порог простой, но нужно быть внимательным, чтобы перед ним на тихом ходу не наехать на подводные камни. В исходе 2-ой ступени лежит островок. Течение проносит вас слева от него. Ниже Межозерного омут, и через 120 м пор. Вуосус. Вуосус - серьезное препятствие, желателен просмотр по правому берегу. Длина порога 200 м. Начинается он прямым участком, затем следует левый поворот и впадение в Вуосуслампи с отклонением вправо. Вход в порог правее центра. Примерно на половине прямого участка надо сместиться влево и далее двигаться по главной струе, подруливая и уворачиваясь от камней. Самые большие валы в исходе порога. Проход в половодье без фартука проблематичен. На выходе с левой стороны, как копье, торчит большая сушина, но вершина ее оканчивается как раз на краю стремнины. Высота дерева над потоком 1,2 м. Обнос порога с правой стороны, но тропа заболочена и корява.
После впадения реки в озеро надо повернуть вправо. Через залив на берегу видна рыбацкая избушка. Река течет левее. Через 600 м после избы начинается оз. Кенто. Оно еще больше, чем Койвас, 11 км. Ориентировка такова:
Сначала держаться левого берега и повернуть за ближайший левый мыс.
Отсюда общее направление на север-северо/восток, с левой руки - огромный разлив озера, впереди с левой стороны находится почти остров Карзиккосаари. Его короче обходить слева, но в межень придется тащить лодки по песку 10 м. Правее есть проход по воде.
После означенного (полу)острова впереди справа видны луга урочища Кентозеро с избушками. На оз. Кенто много избушек. Они хорошо просматриваются с воды. Много также песчаных пляжей и удобных мест для ночевок. Проходим мимо лугов. Вдалеке маячат редкие деревья на холмах севернее озера. Там вырубки. После того, как полуостров, на котором расположено урочище, останется позади, озеро широко уходит вправо. Наш путь прямо между о-вами Лапиенсаари и Куусисаари, держась ближе к 1-ому. Выход из озера в реку расположен на мысленном продолжении о. Лапиенсаари. Межа между озером и рекой четкая. Она очень похожа на дамбу с левого берега. За дамбой - скалистый островок с избушкой на нем.
Нам влево. Приближается пор. Синема. Перед порогом на левом берегу большая изба. Пор. Синема длинный, 400 м и прямой. Просмотра не требует. Начинается он хорошим ускорением между низкими опорными ряжами некогда существовавшего моста. Зевать в пороге не надо. Несмотря на простоту вода здесь уже большая.
Через 800 м пор. Островной. Река разбивается на 3 рукава. Основной, средний поток выгорожен ряжами. Поскольку река делает левый поворот, то поток наваливается на правый ряж. Из него торчат железные крючья по 20 см длиной. Если быть невнимательным, то лодку насадит, как наживку на рыбачью снасть. В самом сливе в омут меж островами река неглубока. Держаться струи. Длина порога 250 м.
С противоположной стороны круглого омута, чуть левее, начинается заход в пор. Бен. Порог довольно мелкий и какой-то беспорядочный. На выходе с левой стороны - островок. Можно, конечно, порог просмотреть с единственной целью не продрать байдарку о камни. Заход по центру, а далее проход рекомендуем с правой стороны. После порога очередной омут. На правом берегу стоит рыбацкая изба на троих. После омута река шумит на короткой, в 20 м, шивере. Это предупреждение перед самым серьезным препятствием на маршруте.
По курсу пор. Вирнакоски. Его нужно обязательно просмотреть. Просмотр возможен как по левому, так и по правому высокому берегу. Длина Вирнакоски 800 м. Из них 400 м прямой участок, 2-ая половина - повороты: левый, правый, левый и исход в оз. Вирналампи вправо. Повороты - около 90о. Самые сложные моменты следующие:
на входе 2 мощных косых вала на расстоянии 20 м. Без фартука это место не пройти. Обход валов либо справа, либо левее почти под ветвями. Как минуешь валы - сместиться к центру;
на правом повороте прижим на камни левого берега;
за последним левым поворотом в поток с правого берега упало толстое дерево, перекрыв струю наполовину. На него идет мощный навал. Чтобы не прозевать дерево из-за поворота, есть четкий ориентир: с левой стороны посередине реки набросана каменистая гряда в 10 м длины. На ней даже березка растет. Задача состоит в том, чтобы пройти рядом с грядой. Тогда гарантировано вы избежите столкновения с упавшим деревом. Местные туристы подпилили у него вершинку, расширив, таким образом, проход.
Через 1,5 км река заканчивается и начинается оз. Ломозеро. Оно вытянуто в направлении север-юг, имеет длину 6 км. Проходим его вдоль по осевой линии, оставляя с левого борта остров. После острова курс надо скорректировать на дальний правый угол озера. Там расположен залив. Как только минуешь поворотный мыс, будут видны пролеты моста. Здесь река, вытекая из Ломозера, продолжает свой бег к Куйто. У моста заканчивается 1-ая часть маршрута по Кенти-системе. Слева хорошая травяная поляна, где удобно разбирать байдарки. Мимо проходит дорога на пос. Луусальма. Туда ехать вправо, налево - в Костомукшу. Движение по дороге редкое.









10.2. От Луусальмской дороги до пос. Калевала..

Характеристика маршрута:
* категория сложности - 1; в случае преодоления Ср. Куйто напрямую - 2;
* длина маршрута - 34 км, в т.ч. по озерам - 27,5 км;
* длина маршрута с заходом в проливы Верх. Куйто - 45 км
* количество порогов - 2; с заходом в проливы - 3;
* проходимость маршрута - ВСН;
* длина подъезда автотранспортом - 90 км; длина отъезда в Костомукшу - 150 км;
* контакты: (81459) 3-57-40, 4-49-30, pko@kostomuksha.ru, Сергей Волков.

Пор. Ломозерский, или Ломакоски начинается сразу же за мостом автодороги на Луусальму. Прохождение возможно без предварительного просмотра. Держаться главной струи. Самое опасное в пороге – это 2-х метровый жандарм, который торчит по прохождении 2/3 порога. Жандарм находится на правой стороне. В этом месте река отворачивает на 450 влево. Сразу за жандармом по ПБ идут ряжи из бревен и камней. Сильного прижима к ним нет.
Через приблизительно 3 км следуют пороги Каталы, отличающиеся сильным ровным течением. Фартук и юбки обязательны. Порогов или ступеней всего 4. Первая ступень с большими валами. Такое впечатление, что основная струя специально расчищена, т.к. по берегам лежит огромное количество камней. Поэтому держаться середины реки. По окончании 1-ой Каталы 100 м передышки. Крутым поворотом направо начинается 2-ая Катала. Она похожа на первую. Держаться по-прежнему середины реки, каменистые берега, самые большие валы вначале. Ступень превращается в шиверистую 3-ю Каталу, на которой хорошо видны все камни. Проходится без осмотра. Общая длина этой части порога составляет 2 ступени по 250 м + шивера.
Дер. Кенто в настоящее время обитаема только летом. Периодически сюда на сезон перебираются фермеры из Калевалы. Так что советуем проверить ур. Кенто на наличие парного молока. Перед деревней был мост. Сейчас он разрушен, но в этом месте полуискусственно-полуестественно образовалась 4-ая Катала длиной 50 м со множеством камней. Проходится со вниманием по главной струе. Это последнее препятствие на пути к большой воде. Река тихо впадает в оз. Юляярви.
На безлесной луговине между озерами Юляярви и Алоярви расположено ур. Алозеро, видное издалека. Сейчас нежилое. Обходится по проливу справа. В Алозере огромные малинники. Оз. Алозеро проходить вдоль. В финальной части видны 2 разлива: один налево, второй прямо. С левой руки перед нами слив с оз. Верх. Куйто. Прямо – выход через пролив в оз. Ср. Куйто. Перепутать довольно сложно, т.к. течение заметно на глаз. Перепад между Верхним и Средним Куйто составляет 1 м. Поэтому слив осуществляется через порожистый участок, который, впрочем, преодолевается на моторках вверх по течению.
По оз. Ср. Куйто безопаснее все-таки идти на Калевалу, придерживаясь ЛБ. Путь удлиняется на 4 км, зато спокойнее. Если напрямую, то советуем идти ночью, когда стихает ветер.

Попутного ветра!
 Ingvar
сообщений: 565
#4 Дата 19.04.13 09:37
Р е к а ВОЙНИЦА.

Техническая характеристика:
* категория сложности - 3;
* длина маршрута 34 км;
* количество порогов - 8, в т.ч. вдп. Кумио (обнос), пор. Тайвал (част. проводка);
* проходимость маршрута - ВС;
* длина подъезда от Костомукши 125 км, длина отъезда из Войницы 90 км;
* рейсового транспорта нет;
* контакты: (81459) 3-57-40, 4-49-30, pko@kostomuksha.ru, Сергей Волков.

К сожалению, река Войница, несмотря на значительную длину и большое количество притоков, отличается маловодностью порогов. Сплав по ней имеет спортивную привлекательность только в период весеннего половодья, т.е. до середины июня. Однако препятствия очень живописные.
До реки добираются автотранспортом по довольно запутанным лесовозным усам. Даем описание:
в дер. Войница поворот налево в сторону границы на развилке Костомукша-Калевала у кафе (быв.);
с дороги Войница-госграница поворот направо у километрового столбика «248 км», через 400 м низкий мост через р. Куржма, в половодье вода идет поверх моста;
далее двигаться общим направлением на север, не сворачивая на боковые ответвления, какими бы наезженными они не казались;
через 8...9 км справа от дороги видно значительных размеров вытянутое оз.Матоярви, у его дальнего конца надо свернуть с главной дороги влево. Неявный дополнительный ориентир - на перекрестке много лет валяется ржавый мятый молочный бидон!
Если проскочить отворот и продолжать двигаться по-прежнему прямо, то через 2 км дорога подходит к р. Войница. Мост здесь разобран. Лесорубы периодически делают попытку восстановить его. В результате стальной пролет длиной 6 м с ЛБ стоит, но река устроила себе проран метров в 20 у правого берега. И устраивает его каждое половодье. Так что надежный проезд не тут.
Продолжаем, итак, мы свернули налево. Короткая связка выводит нас к так называемой «системе» ИТС (инженерно-технические сооружения по охране госграницы). Далее двигаться по рокаде направо 2 км до моста через р. Войница.
«Система» на новичков производит впечатление едва ли не большее, чем вдп. Кумио, к которому и ведет описываемая дорога. Сплав по реке можно начинать от моста. Сборка судов на ЛБ. Совсем близко река впадает в оз. Кокоярви. На озере песчаные пляжи и хорошие места для стоянки. Из узкого южного залива река вытекает коротким Кокопорогом. Именно здесь и был когда-то разобранный мост. В случае спрямления дороги начинать сплав советуем с «внутреннего» полуострова оз. Кокоярви. Туда есть хорошая своротка. Сразу за сливом после металлического пролета поток рассыпается на камнях. Ситуацию с проходом оценить на месте. Длина Кокопорога 60 м. Песчаный ЛБ реки очень высок, густо зарос кустами, трудно найти пологое место для высадки. Наверху - сосновый бор.
Через 600 м более серьезное препятствие - пор. Тухко. Длина порога 600 м. Состоит из 6 сливов. Двигаться по центру по главной струе между большими валунами. После высокой скалы с ЛБ сместиться влево и далее двигаться, держась ЛБ. В исходе порога каменистая россыпь. Финиш по левой струе. Порог красив, и в половодье представляет серьезное препятствие. В межень, к сожалению, он мелок. В омуте с ЛБ стоянка.
Через 200 м «гвоздь программы» - водопад Кумио, общей высотой 21 м. Особенно хорош водопад в половодье. Вода низвергается 2-я скачками. Посередине 15 м относительно горизонтального участка. 25 мая 2002 г. документально зафиксирован факт покорения водопада костомукшскими туристами (экипаж 11 человек) на десантной лодке. Обнос препятствия наиболее удобен по крутой песчаной тропе ЛБ в нижний омут. Стоянка также более удобна над водопадом на террасе ЛБ в сосновом бору.
Наверху есть разворотная площадка для автомобилей. Именно сюда добираются от упомянутого моста через Войницу следующим путем. Перебравшись через мост нужная дорога уходит от «системы» вправо и огибает оз. Кокоярви. Объехав озеро по высокому берегу, дорога снова выходит на грунтовку. По ней следует свернуть налево (направо снова упретесь в Войницу). Через 800 м последний поворот направо на узкий, но довольно наезженный проселок, который через 1,5 км и приведет вас к водопаду.
От Кумио примерно час хода до следующего препятствия - пор. Тайвал. На мой взгляд порог живописнее, чем даже Кумио. Буйство струй на любой вкус! Общее падение в пороге около 5 м, длина – до 70 м. Порог в 3-х протоках. Основная вода идет по крутому водоскату у ПБ. Водоскат обрамлен ряжевой стенкой справа и скальной ступенью слева. Со ступени хлещет вода. Получается своеобразный проран. С ряжевой стенки удобен осмотр. Перепад в проране составляет 2 раза по 2 м. Первый прыжок скрывает на дне водяного лотка серьезный камень, миновать который не удается. Сразу после второго прыжка справа 2 камня. На них неминуем навал. Таким образом, мне представляется возможным проход только на надувных судах.
Средняя струя уникальна. Вода сливается тонким слоем глубиной до 10 см по скальной горке крутизной 200 с падением около 4 м. Длина горки – метров 40, ширина 6…8 м. Внизу нет даже бочки, как обычно бывает. Зато есть малопроходимая каменистая мель. Через нее можно протащить любое плавсредство. Горка и проран разделены каменным набросом.
Через островок находится левая протока - водопадик. В высокую воду возможен проход по протоке с проводкой в конце. Место для чалки есть. На финише двухступенчатый водопадик с разнонаправленными струями, какие любят показывать в рекламных роликах. Ступени водопадиков широкие, а под струями можно спокойно стоять и наслаждаться. Примерно через час хода на ЛБ видна баня по-черному и изба. Неудобство – берег для причаливания довольно крут.
Еще через полчаса начинается входная шивера длинного пор. Кулебяка. Общая длина порога 700 м. Имеет в плане крючкообразную форму. Состоит из 3-х ступеней. 1 ступень: шивера + слив высотой 1,2 м на правом повороте через плиту от берега до берега. Прыжка от входной шиверы не видно. Шивера в высокую воду проходится прямо по струе. Чуть вода спадет, проход усложняется. Надо идти по правой струе с глубоким маневром налево, а потом также круто направо. Как проходить главный слив с наплыва очень трудно определить. Рекомендация - проход через ступень в 6…8 м от ПБ. Осмотр удобен. С бочкой после прыжка придется побороться. Через короткий круглый быстроток 2 ступень с кучей острых бульников посередине реки. Проход по главной струе только у ЛБ. Длина ступени 300 м. На выходе мелко, и надо совершить глубокий поворот вправо. Проходы для байдарок очень узкие, а камни острые. Взгляд снизу на эту кулебяку заставляет ёжиться. Наконец, последняя 3 ступень через 150 м быстрого течения за островом после поворота налево в виде 2-х ровных сливов по полметра с интервалом 20 м. Проход по центру. На ЛБ перед 3-ей ступенью - хорошая стоянка.
Через 20 мин. хода пор. Тыц-Тыц. Представляет из себя цепочку шивер числом 6 с существенными промежутками между ними. Все тыцы короткие и прямые, за исключением первого. Проходятся без осмотра. В этом месте наверху близко идет лесовозная дорога на Калевалу. Движение по дороге случайное.
Следующее препятствие на реке расположено в 1 ч. 45 мин. хода. Это пор. Войницкий. Перед ним возможен лесной завал. Предвестник порога – скалка с ПБ. Следует резкое сужение потока до 10 м. Порог с небольшим правым поворотом. Просмотр для желающих с камней ПБ. В пороге несколько прямых сливов. Идти по главной струе. Не прижиматься к ЛБ.
От Войницкого порога до ж/б моста автодороги Калевала-Войница примерно 2 часа хода. Река широкая и глубокая с небольшим течением.

Попутного ветра!
 Ingvar
сообщений: 565
#5 Дата 30.04.13 00:13
Турклуб «Кипатры»: Карелия, Костомукша,
ул. Карельская, 1.
Председатель т/к - Сергей Волков:
(81459) 3-57-40, 4-49-30,
pko@kostomuksha.ru.

Попутного ветра!
 salut
сообщений: 1
#6 Дата 10.07.14 11:18
Почти случайно наткнулся на мегаотчет - апофигей значкизма на 144 страницах, включающий, в т.ч., небольшой кусок реки Кенто (Кентийоки). Ощущение от отчета двоякое. С одной стороны, все расписано с удивительным вниманием к деталям, которые в принципе могут пригодиться начинающим, с другой стороны - сам масштаб опуса (с добрую кандидатскую) и довольно канцелярский стиль, многие образчики которого не могут не вызвать приступ дружеского ржания.
Сам отчет найден здесь:
http://sampo-blog.ru/go.php?to=http://tlib.ru/zip/03/29/032903.zip
Из-за объема не смог прикрепить архив к сообщению. На всякий случай выложил копию по адресу:
https://dl.dropboxusercontent.com/u/40090539/032903.zip

Отредактировано: salut 10.07.14 11:26
 admin
администратор
сообщений: 6989
#7 Дата 10.07.14 14:58
Почитал. Адов трэш! :))
 
Перейти на другой форум:
«Ветер Странствий» © 2012   Контакты
Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015