|
Европа
Незатасканная Италия. Анкона
Анкона ***
Специально ехать в этот портовый город, пожалуй, незачем, но если перед тобой стоит задача проехать из Триеста в Бари, не теряя целого дня на поезд, то это - хороший вариант. Только не надо себя разогревать мыслями о незабываемых морских пейзажах, романтике порта и тем более о высящихся над всем этим средневековых замках и храмах. Если и была красота в Анконе, то её очень успешно стирали и весёлые французские революцьёнеры, которых гонял отсюда ещё Ушак-паша, и землетрясения, ну и любители старины из британских королевских ВВС, конечно. Впрочем, и в другую крайность впадать не стоит, да - город сильно страдал, и житуха небогатая тут, и порт вполне всамделишный, но десятка два интересных объектов предъявить может.
Хотя, при всех своих интересностях, Анкона во многом лишена красоты и изящества в их среднестатистических видах. Да, есть тут море и порт, но набережная Лаго Догана 1) и мол Риццо 2) - вполне себе рабочие, даже «девушек с вёслами» нет, и никакой особой романтики я там не видел, если уж не вдохновляться видом громадных морских паромов. Впрочем, при своей не бог уж весть какой славной истории, именно технологическая набережная Анконы украшена аж тремя триумфальными арками. Важнейшей из них для нас является арка Траяна 3) 4)(дальняя), на ней даже сохранилась мраморная облицовка, хотя не сохранились украшавшие её ростры. При всём уважении к Траяну, не припомню за ним морских триумфов. Ну и ещё менее понятны мне причины установки арок для двух Римских Пап: Климента XII 5) (ближняя) и Пия VI 6). Похоже, что это они отмечали разгон очередной стихийно возникшей самопровозглашённой республики в городе, который они считали своим владением.
Гористый рельеф старого центра смотрится вполне внушительно 7), хотя в Италии уж точно этим не удивишь. Сохранились какие-то элементы фортификаций, но на «господствующей высоте» они не особо убедительны, а пониже бастионам вообще дали зарасти лесом. Припортовый форт Лаццаретто на Моле Ванвителлиано 8) неказист.
Но собор Сан-Чериако 9)10) на горе очень хорош, особенно, наверное, на закате. Хотя он, как положено романскому, суров, достаточно скуп на украшательства 11): львы у входа, витые колонны, зверские головы на апсиде и «благородная» пустота в интерьере12)13). Не особо мне понравилась и его геометрия с ровным крестом на плане. Впрочем, есть элементы роскоши в крипте 14) с богатыми гробницами и живописными портретами погребённых на камне.
В принципе, большинство культовых сооружений в центре города заслуживает упоминания. Они, как правило, сохранили кое-какие элементы декора на фасадах, но с интерьерами по упомянутым причинам - беда. Самая интересная церковь - очень старая и вполне себе романская Санта-Мария-делла-Пьяцца 15), фасад которой словно собран из осколков, но всё равно впечатляет каменной резьбой16). На фасады «под готику» можно полюбоваться на Сан-Агостино 17) или Сан-Франческо ала Скале 18)19). Санто-Сакраменто 20) хороша витым шпилем, а так нормальное барокко21), тут не впечатляет, но где-нибудь у нас или в Несвиже была бы шедевром. Сан-Пелегрино с зелёным куполом 22) напористо лезет в кадр, больно здорова.
Кое-что может понравиться и из партикулярных построек, все привычные итальянские атрибуты ренессансной и квазиренессансной архитектуры тут можно найти. Характерное палаццо в виде декорированного кирпича из XV века – пожалуйста, - палаццо Дельи Анциани 23). Богато украшенное скульптурой – тоже пожалуйста, - палаццо Деи Коммерчи 24). Классическая постройка с башенкой, - здание Префектуры 25), правда, совсем скромное. Пара расписных изнутри палаццо – тоже не проблема, в этом классе способны выступить задействованные под музеи. В Феррети разместился Археологический музей, о котором попозже, а в Босдари - пинакотека, которую, правда, закрыли на ремонт, что, конечно, «непозволительно» для небогатого на достопримечательности города. Гидротехнику вполне достойно может представить фонтан 14 Струй. Но в целом архитектура старого города довольно невзрачная, быть может, и из-за своей разбросанности. И старых домов немало, но какого-либо обычного для Италии «средневекового» очарования Анкона лишена, старые площади, и то довольно вялые. Самая большая из них - Плебешито 26) очень показательная в этом плане. Неважный памятник Клименту XII, перед ним – неважный фонтан, за ним - неважный фасад неважной церкви, а вокруг старые, но совсем неважные домики, скучненько. Особенно в серый день. Архитектура XIX века в городе тоже есть, но малоинтересная.
На фоне всей этой серости неожиданно смотрится золочёная скульптурная группа чуть ли не древнеримских времён с изображением конных цезарей 27). С чего вдруг? Впрочем, археологическая составляющая в городе тоже присутствует, кроме упомянутой арки и восстановленной скульптурной группы есть ещё зона раскопок, чепуховая, правда, и довольно приличный Археологический музей. Упомянутый уже палаццо Феррети 28)(под статуями), который и приютил музей, сам по себе интересен ренессансными фресками 29)30) и барочными потолками31)32)33). Музей же после Рима и Неаполя каким-то особым откровением не станет, но некоторыми экспонатами запомнился: могучей барельефной деталью какого-то здания, то ли с водной церемонией, то ли с гребной регатой 34), непомерной по размеру висюлькой 35) и умбонами с какими-то слишком для древнеримских абстрактными украшениями 36) и этрусским, наверное, навороченным шлемом 37).
Можно отметить ещё музей, созданный, прежде всего, для слепых, где они могут потрогать копии известных скульптурных произведений, это хорошее начинание, но для зрячего человека не столь уж интересно. Ну а в целом, на фоне обычного итальянского роскошества Анкона, скорее всего, покажется бледненькой и бедненькой, желания подзадержаться в какой-либо её части не возникает, но для общего развития – вполне себе познавательная прогулка.
|
|
|