http://veterstranstviy.org/articles/rossiya/fedoskino
Ветер Странствий :: Статьи :: Россия

Федоскино

Федоскино **

Федоскино - это такой ближний аналог Палеха: сел на 271-ую маршрутку от Алтуфьева и через сорок минут будьте любезны – один из центров традиционного промысла лаковой миниатюры.
Местная фабрика Миниатюрной Живописи существует, работает, хотя, конечно, хиреет. Оно и понятно, изготовление расписных шкатулочек и коробочков – процесс, на самом деле, весьма муторный, долгий и дорогой. В этом легко можно убедиться, даже просто походив по фабрике. К удивлению многих, делаются все эти коробочки, преимущественно из бумаги, т.е. папье-маше, причём на выходе такая коробочка из папье-маше оказывается прочнее и стойче, чем деревяшка соответствующей толщины. Но это целая история – набить форму бесчисленными слоями картона, залить клейстером, спрофилировать в разных формах, спрессовать, где обычным прессом, а где всякими хитрыми гидравлическими приспособлениями 1), потом замесить ещё с льняным маслом и запекать в печках 2), а затем ещё пилить, строгать, обрезать, шкурить, шлифовать 3), лакировать и только потом отдавать художнику. А тому ещё надо наносить три красочных слоя, опять шкурить и шлифовать, а то ещё и подклеивать перламутр и сусальный металл, ну и потом ещё лакировать и бог знает что ещё доводить. Короче говоря, развлекухи на несколько месяцев, только физического труда уйма, не говоря уж о творческой энергии! Художники ещё и обидятся, если их творчество назвать росписью, надо гордо именовать именно миниатюрной живописью! Стоит такое произведение совсем немало, а вот из тренда, конечно, давно выпало, поэтому перспективы фабрички весьма туманны.
Но даже без примеси квасного патриотизма смотрятся федоскинские поделки очень красиво. Я далёк от того, чтобы считать это полноценной живописью, но мастерства требуется всё равно очень много. На всю местную красотищу можно полюбоваться и в фабричном Музее, но ещё лучше в недавно созданном музее Народных Художественных Промыслов. В отличие от загибающейся фабрички, музей, очевидно к 220-летию фабрики, наоборот смогли создать, неплохо отремонтировав старый деревянный дом основателей промысла купцов Лукутиных 4) и собрав вполне презентабельную экспозицию. К слову, позор «гуглям»: у них на «спутнике» до сих пор вместо музея -заросший пустырь…
В отличие от Палеха, где начинавшим с иконописи мастерам пришлось переквалифицироваться в шкатулкописцев, здешние ещё в конце XVIII в. начинали с просто папье-машейного производства. Удивительно, но козырьки киверов, даже гусарских делали из лакированного папье-маше 5)! Право слово, даже не знаю что сказать, не из-за этого ли мы крымскую войну проиграли? Ну, во всяком случае, не удивительно, что настоящего кивера для музея не сохранилось, пришлось копировать. К счастью русского воинства, тут быстро освоили и лаковую миниатюру, переняв её не у китайцев, которые, ну конечно же, её изобрели, а у немцев, которые её у китайцев спёрли.
Технологию производства шкатулок ещё раз можно проследить 5а), в Палехе, к слову точно так же. А вот если говорить о живописной манере, то даже я сумею отличить федоскинскую шкатулку от палешанской. Палешане, как бывшие иконописцы, изначально подходили к образам с позиции махровых символистов православной традиции. У них изображения всегда более символические, стилизованные, гротесковые, условные, а письмо более контрастное, всегда по чёрному фону, колоритное в смысле яркости красок, и, можно сказать, жёсткое, без особого внимания к деталям и прорисовке лиц. Объективно говоря, палехская «живопись» более схематична и не слишком разнообразна. Сюжетное и жанровое разнообразие опять-таки не столь широко. Федоскинцы куда вольнее в выборе манеры, колористики - фон тут может быть абсолютно любой - и жанров: тут и «портреты», и натюрморты и пейзажи, ну и, разумеется, «жанр» и сказочные сюжеты. Федоскинская «живопись» вынужденно тоньше, «тщательнее». Хотя это именно «живопись» в больших кавычках. Всё-таки оформление всяких шкатулок, табакерок и прочей галантереи – это сугубо прикладное искусство, и оно чаще всего требует упрощения, схематизации, контрастности, и тут крепкий палешанский ремесленник «с традициями» мог оказаться гораздо оригинальнее весьма средней руки «живописца» из Федоскино. Ещё одним, на мой вкус, серьёзным недостатком здешнего творчества является его вторичность: федоскинцы, как начали драть у немцев и технологию и манеры, так и продолжают не брезговать откровенным копированием всяких известных картинок и сюжетов, что даже при выдающемся мастерстве эпигона выглядит сомнительно, а уж у посредственного «живописца» и вовсе пошло. Я всякую фигню не стал запечатлевать, но в качестве такого примера могу привести вот такую пошленькую Леду 6), причём это уже 1940 г.! По-моему, непосредственно от немцев взята и вот такая манера письма, как у немецких романтиков-истористов середины XIX в. 7,верх)8,слева). Пожалуй, что почти все попытки «реализма» выглядят на шкатулках довольно нелепо и пошловато, разве что за редкими исключениями. Пейзажи есть очень хорошие 9,низ). А вот когда включается символизм и стилизация, тут другое дело! Местной отличительной чертой служат, например «белые» пейзажи 10,справа), по мне очень недурно. Лёгкое подражание «старым мастерам» - тоже недурно 10,слева). Оригинальный национальный символизм – совсем хорошо 11)12), хотя это и больше всего похоже на манеру палешан. Попадается и настоящая живопись – вот, на мой вкус отличный оригинальный пейзаж 13,верх). Но все больше, конечно, даже не сказок, а всякой жанрухи, не особо впечатляющей. Хотя вот этот медведь, катающийся на тройке, удивил 14,низ). Ну а из всякой казуистики, как всегда полно всякого революционно-боевого идиотизма. Ильичи – на любой вкус: в Разливе 15), румяно-розовощёкий в рябинках и душевный на лавочке с ходоками 16), портрет с хитроватым калмыцким прищуром, или фантастический, наблюдающий за работой плуга, даже непонятно на каком ходу, на мировом эфире, наверное 17,верх). Разве что Сталина в берёзках или со стаканчиком красненького нет, он не понял бы такого искусства, хотя даже во время войны подрядил местных художников создавать шкатулки для американцев…
Есть, разумеется, и картинки из будущей прекрасной жизни и образцового советского быта 18,низ)19,верх), и война 20), и смесь сказки и попыток сделать сказку былью 21,слева)22,низ), короче, весь соцсюреализм во всей своей лубочной красе. Ну и некоторая сатира, что ли, или просто философские зарисовки 23,справа). А вот портрет Островского 24) мне даже понравился, по-моему, хорошо передаёт личность сгоревшего в революционном пламени писателя: он одновременно аж светится, но и прозрачный, сгорающий, видно, что не жилец. Правда, не знаю, насколько такой портрет подходит для шкатулки, да и батальная сцена с Куликовской битвой 25), пожалуй, тоже.
Но это всё была обычная техника, а вот характерным и весьма выигрышным отличием Федоскина стоит признать манеру инкрустирования перламутром, сусальным золотом и серебром. Это очень эффектные вставки, и настоящие мастера очень удачно обыгрывают свойства таких материалов. Сочетание яркой краски с инкрустированным фоном придаёт совершенно новое «звучание» живописному сюжету. Удаётся сымитировать разные световые эффекты: отражение лучей солнца, отблески заката, лунный свет, загадочное свечение и сияние, блеск снега, северное сияние, да даже порывы ветра. Мастерское использование инкрустации очень сильно украшает даже слабую технически живопись и не особо интересные сюжеты 26)27,верх)28,справа), а уж когда оптические эффекты сочетаются с оригинальной и качественной картинкой, то получается настоящий шедевр 29,низ)30)31,верх).
В порядке казуистики, иногда расписывали прямо по перламутру или по ракушке 32,низ), хотя, это не лучший образец. Ну из нестандартного попалось ещё вот такое центростремительное «тондо» 33,справа): манера привычная, но геометрия необычная. Забавные ещё табакерки с «двойным дном» 34,внизу): в одной камере табачок получше, для себя, а в другой - похуже, для «стрелков».
В постсоветское время федоскинцам стало гораздо проще самовыражаться, но куда сложней реализовывать товар, поэтому они стали творить кто во что горазд, пробуя совершенно нетипичные для «русского народного помысла» манеры и сюжеты. Тут тебе и «модерн» и «сецессион» 35,верх) под Климта или Шиле, и что-то «восточное» 36), ну и голые бабы 35а), кому – что…
Как вывод из увиденного – впечатление, что лучшими образцами федоскинская лаковая миниатюра в своём разнообразии способна удовлетворить практически любой вкус, ну пусть, не особо изысканный и эстетствующий, чем превосходит, пожалуй, более традиционную и строгую палешанскую.
Недостаток сказочности в сюжетах миниатюр музей пытается компенсировать на своей территории, охранник, разводящий самовар – тоже душевно 37). Тут, правда, как кажется не совсем к месту, стоит ещё памятник Матросу Железняку 38), но удивляться нечему: «могильщик» русского парламентаризма тут родился. Но, видимо, не пригодился…
В самом скромном сельском поселении можно отметить церковь Николая чудотворца 39), ну хотя бы на правах старинности, она всё-таки деревянная и ей полтора века почти. Ничего, конечно особенного, простенький сруб, но с хорошими наличниками и неплохими кованными решетками 40). Расписывали, видимо, местные, по традиции – нахаляву. Росписи не совсем обычные, но больше запомнились всё же не они, а монументальный бак для святой воды 41).
Деревянные дома попадаются симпатичные, хотя и вполне обычные, и не особо ухоженные. Ну, собственно, впечатлений должно хватить и так, если мало – можно прогуляться пешочком до Марфино. Тут ещё и Жостово было рядом, правда, теперь это на другом берегу водохранилища, из 7 км получилось 40! Но для любителя русских промыслов разве это расстояние…


Опубликовано 11.08.18 lastdoctor