http://veterstranstviy.org/articles/evropa/nerusskaya-frantsiya-albi
Ветер Странствий :: Статьи :: Европа

"Нерусская Франция". Альби

Альби ******

При том, что выезд на юго-запад Франции вообще оказалась гораздо содержательней, чем предполагалось, а посещённые города в основном – интереснее, чем города юга и юго-востока, визит в Альби стал, наверное, самой приятной неожиданностью. Перпиньян порадовал, Тулуза – сильно и приятно удивила, но Альби удалось меня прямо-таки поразить. Конечно, как и всегда, восхищение в значительной части явилось плодом относительного невежества, поскольку я вообще мало знал об этом городе, разве кроме того, что здесь родился Тулуз-Лотрек, художник, бесспорно, выдающийся, но никогда не вызывавший у меня уважения своим творчеством. Хотя, можно было ещё путём несложных умственных упражнений проассоциировать Альби с альбигойцами, и, - ну и куда без них, - тамплиерами, что придало бы городу некий интригующий аромат околоисторической и эзотерической тухлятинки. Но в остальном Альби был загадкой. И тем, разумеется, более сильное впечатление он смог произвести.
Во-первых, даже видавшего виды зеваку смог поразить Собор Сан-Сесиль 1) –выдающееся произведение позднероманского или раннеготического зодчества. Почему-то его не особо «рекламируют» даже во Франции, хотя это, пожалуй, уникальный собор, уж по французским меркам - точно. Ничего похожего во Франции нет, да и вообще в мире, вероятно. Даже внешне Собор производит грандиозное впечатление, хотя бы своими размерами и при этом очень необычной архитектурой. Романская основа с элементами пламенеющей готики – само по себе недурно. На плане он почти овальной формы с многочисленными полусферическими выступами – «лепестками» по всему периметру, похоже на велосипедную цепь 2). Таким образом тут не только украшен простой силуэт, но и довольно изящно замаскированы подпорки, у Собора всего один неф, но зато он избавлен от уродливых контрфорсов – практически неотъемлемых спутников больших сооружений готического периода. Всё это придаёт необычную форму, визуальную лёгкость и, можно сказать, изящество высокому и, в общем-то, немаленькому сооружению, сложенному, к тому же из кирпича. Но кирпич архитектурно очень хорошо обыгран и красно-кирпичность, даже в отсутствие каких-то выдающихся архитектурных надстроек не мешает сооружению смотреться величественно и вполне эстетично. Вокруг пары боковых ворот 3) сохранилась совершенно удивительное по тонкости резное обрамление 4)5)6), что, разумеется, венчает усилия собственно архитекторов. Даже внешне Собор можно назвать одним из самых впечатляющих, как минимум во Франции. По форме, материалу и цвету я в этой стране вообще ничего подобного не видел. Возможно, что по общим внешним впечатлению, величественности и мощи Собор Альби и уступит Собору Реймса, и наверное, не столь изящен как собор Руана, если вообще можно сравнивать раннюю красно-кирпичную готику с «высокой» белокаменной, однако же пресловутому Нотр-Дам в Париже здешний собор точно способен утереть шпили! И ещё надо отметить, что в Альби всё это великолепие закончили к XVI в., а иные величественные долгострои до сих пор строят!
Интерьер 7)8) же Собора просто великолепен! Про весь Собор говорят, что это самое большое кирпичное здание в мире, врут, конечно, однако с тем, что единственный, но не поддерживаемый никакими колоннами, неф Собора – это самое большое помещение из кирпича, спорить не стану. Быть может, всю внушительную кубатуру, ширь-размах и прочие атрибуты архитектурного величия несколько скрадывает не самое удачное функциональное зонирование помещения, разделённого слишком уж выраженными перегородками на несколько закутков, но внутреннее убранство выполнено на высочайшем для того времени уровне. И опять же бросается в глаза, прежде всего, вопиющая «нефранцузскость». Не удивительно, практически все фрески, а они тут, как положено от пола и до потолка 9)10)11)12)включительно почти по всем стенам 13)14), писаны итальянскими мастерами в манере ренессансного кватроченто, и потому всё это фресочно-альсечное роскошество походит больше на итальянские церкви, если уж не Флоренции, то, скажем, Перуджи, Орвието, или Сан-Джаминьяно. Очень необычно решение алтарной части 15)16), она, правда, отделена от основного зала излишне широкими стенными заслонами, но зато сплошь покрытыми отличными фресками со «Страшным Судом». Сохранность, красочность и яркость всех стенных и потолочных росписей, вопреки французскому обыкновению, радует и удивляет. Говорят даже, что их ни разу не пришлось реставрировать, опять же врут, но хочется поверить. Вообще удивительно, что практически всё убранство Собора пережило гугенотов, санкюлотов и прочую шантрапу, по счастливому стечению обстоятельств не разгромивших его в революционном порыве!
Особая гордость Собора – это его хоры 17)18)19)20), даже не сами хоры, солидные, но относительно простые, а надёжно их отгораживающая от основного зала редкая по изяществу и тонкости резная готическая ограда21)22)23)24)25)26). Она очень удачная и гармоничная в своих скульптурно-архитектурных составляющих. Не знаю уж, насколько полно всё это узорочье высокой французской готики гармонирует с ренессансными итальянскими фресками, но само по себе восхищает.
В Соборе ещё предлагается посмотреть Сокровищницу, но тут, пожалуй, ничего интересного, кроме пары черепов святых дев, не обнаружилось. И без того всё здорово.
Надо отметить, вероятно, что для любителей оккультно-околоисторической тухлятинки Собор окажется разочарованием, потому что от альбигойского наследия тут ничего нет. Ну да-да, конечно, друзья тамплиеров, сектанты-сепаратюги катары, они же альбигойцы, получили своё первое название именно от Альби, и тут у них было одно из основных гнёзд. И разумеется, добрые католики, перебив альбигойцев, разнесли в щепки и всё, что те тут понастроили (если те вообще что-то понастроили). Но в пику и на зависть поверженным еретикам католики широко размахнулись в плане религиозной пропаганды, желая на деле показать все преимущества доброго католицизма. При этом поставили задачу, с одной стороны, явить кающимся грешникам всё величие, мощь и богатство Римско-Католической церкви, и при этом не роскошествовать, не выпячивать гордыню, а демонстрировать смирение скромных пастырей. При всей шизофреничности такой задачи, зодчие Собора с этим, как кажется, успешно справились!
Собор ещё и стоит очень удачно, на возвышении и относительно открытом пространстве, его почти отовсюду видно и смотрится он весьма выигрышно, благодаря ещё и масштабной готической колокольне.
В комплекте с Собором стоят ещё и два корпуса Епископского дворца Берби 27)28), очень внушительные, похожие на замок готические сооружения, видимо с приоритетом фортификационных задач, поэтому не особо украшенные, но внушающие уважение. Такое соседство вообще добавляет монументальности и дворцу, и Собору. Собственно в Берби и располагается музей Тулуз-Лотрека. Не знаю уж насколько правильным было заселять в «святые» стены этого богомерзкого пачкуна, решать самим французам, разумеется, однако меня всегда немного коробило несоответствие готических интерьеров и сомнительных нравственных и художественных достоинств произведений разного рода авангардистов. Тут, правда, от самого дворца остались рожки да ножки: силуэт и пара расписных сводов 29)30), добытых, к тому же из-под слоя краски, ну ещё крохотный, но симпатичный садик 31) уже рококошной эпохи, так что присутствие музея, даже такого, возможно, старому сооружению идёт скорее на пользу, чем во вред. Тем более что наиболее гадких произведений желчного карлика тут всё-таки нет. Зато много не столь известных и эпатажных и совсем ранних работ, на которых заметно, что талант у мальчика был, и мог бы вырасти вполне приличный художник, если бы Андрюша не связался с дурной компанией, и действительно увлекался бы больше живописью, а не импрессионизьмом, абсентом и сифилисом. Впрочем, в удивительной лёгкости рисования художнику не откажешь. Всё остальное в музее, не относящееся к Тулуз-Лотреку, особого интереса не вызвало.
Если говорить об иных архитектурных памятниках, то следует отметить ещё и комплекс монастыря Сен-Сальви 32), также неподалёку от Собора. Монастырь, правда, втиснут в узкий закуток и во всей красе не виден. Церковь 33) – большая, романская, но видно, что её основательно перекладывали, интерьер такой же, по базе – романский 34)35), но явно очень сильно поновлённый. Из украшательств только романские капители, однако, несмотря на романские сюжеты с неведомыми зверушками, трудно поверить, что аутентичные. Зато внутренний двор вполне аутентичный, как положено, с подзамшелыми галереями с бесконечными парными колоннами, частью сохранившими настоящие романские капители 36)37) со всякими подобающими страшилками, типа утаскивания чертями грешников в ад 38)39).
Наверное, других «персональных» шедевров в городе нет. Однако, лишь слегка польстив, можно утверждать, что весь старый город является «коллективным шедевром». И это обстоятельство также стало большим приятным открытием в Альби. Хотя подавляющее большинство домов тут построено из кирпича разных оттенков красного и коричневого, ну или покрашено в такие тона, и каждое в отдельности сооружение никак не выделяется архитектурными достоинствами, никакого уныния и скуки на улочках старого города: Сен-Луп 40), Кастельвьёль 41)42)43), Саван 44), де Сональ 45)46), де ла Круа Бланш 47)48), рю Отель де Вилль 49) не ощущается. И вид на соборную колокольню, да и сами по себе сравнительно ухоженные домики оставляют довольно живое впечатление, даже под накрапывающим дождиком. Нормальное ощущение старинного городка. Правда, опять-таки не вполне французского. Красно-кирпичная стилистика, как мне кажется, вообще очень мало свойственна французским городам. Из всего виденного во Франции, в красных тонах предстаёт только Тулуза, но там всё-таки совсем другая, «более свежая» архитектура с характерными именно для Франции элементами. А в Альби создаётся впечатление вполне себе позднесредневекового городка с узенькими и кривыми улочками – переулочками и маленькими не особо замысловатыми домиками, ещё пытающимися втиснуться в заданный периметр несуществующих ныне укреплений. Тут попадаются и не особо типичные для юга Франции фахверковые постройки, в основном, правда, тоже кирпичные, как на рю Пуш Беринги, в переулке Аземар 50) или самый «известный» тут «типовой» домик Мезон Вьё Альби 51), хотя наиболее солидный из местных фахверков дом на рю Тимбаль 52) вполне подошёл бы любому северному городу, типа Тура или Витрэ, ну а такие экземпляры 53) – вообще вполне «настоящие» фахверки из кизяков и палок. Конечно все эти квазифахверки только часть общего пейзажа, они почти никак не украшены и не всегда имеют солидный вид, поэтому специально я их не «вылавливал». В основном это обычные кирпичные дома, украшенные только контрастными ставнями, иногда какими-то башенками и остатками старинной лепнины и каменными масками, типа странной троицы на рю де де Сональ 54). Попадаются и облегчённые конструкции 55), или арочные, как на площади Клуатр Сен-Сальви 56), хотя тут за аутентику не поручусь.
Кое-где в застройку «вмонтированы» более солидные здания, например, обязательный и вполне характерный для Франции барочный Отель де Вилль 57) и небезынтересный дом Рейне 58)59)60), тоже в характерном стиле французского ренессанса с круглой башенкой и коническими шпилями. Тут присутствуют украшательства на фасадах, воротах, окнах и на стенах в виде рельефных накладок, лепнины, медальонов с головами хозяев, очевидно, не избыточно красиво и роскошно, но с настроением. Правда, в отличие от Собора, этим зданиям совсем не предоставлено объёма для самовыражения, и они смахивают больше на эстетизированные подворотни, а не на мощные архитектурные памятники. Впрочем, это брюзжание, ходить по улочкам старого города и отыскивать скрытые декоративные элементы всегда приятно.
Так что, и когда смотришь «изнутри», город оставляет самое приятное впечатление, в т.ч. и оттенками своей нетипичности – нефранцузскости, а уж если посмотреть «извне», то вовсе удивляет и поражает. Возможность взглянуть «извне» тут прекрасная, потому что через Альби бодро течёт речка Тарн 61), по обоим берегам которой имеются старые кварталы. В принципе, правобережье Тарна радикально не отличается от вышеописанных кварталов левого берега, как пример - рю Ринальди 62): довольно скромные домики, красный кирпич, синие ставни. Но в отличие от большой Тулузы и даже маленького Каора, в Альби река обыграна почти по максимуму. При фактическом отсутствии набережной, не бог весть какой архитектуре и не особо хорошей сохранности прибрежных сооружений, при мутной от дождей реке и не особо каких шедевристских и грандиозных мостах, виды на оба берега открываются в центре города великолепные! На левый берег с Собором, понятное дело, но и на скромный монастырь Доминиканок 63) – тоже ничего. И на правый берег – тоже прекрасно, даже на относительно неказистую часть выше по течению с утилитарными зданиями, типа Водяной мельницы 64), не говоря уж о наполняющем полные штаны романтизмом виде на кварталы вокруг рю Танда (65)66)67) и скромную церковь Мадлен. В принципе, и мосты с виадуками совсем не лишены романтичности и эстетики. Что старый, как-то совсем не во французском духе так и названный не «Новым», а «Старым», Пон Вьё 68), что куда более новый мост 22 Августа 1944 г. 69), что виадук Кастельвьёль. Да даже безымянный Железнодорожный виадук 69)70): красивые арки, тот же буроватый кирпич, словно искусственно состаренный - всё «в тему». И новые, и даже современные уродливые дома всё-таки слегка подстилизовали под исторический облик, ну хотя бы оштукатурили и подкрасили так, чтобы не сильно выделялось из старинной застройки, редкое для Франции явление. И вот глядя на эти виды, окончательно ловишь себя на мысли, что Альби – город не французский, а скорее итальянский. Нигде во Франции, лично я не видел подобного красно-кирпичного великолепия на высоких берегах! Из кучек простеньких, поодиночке «ничего не стоящих» кирпичных домиков организовать столь грандиозный вид могут только итальянские городки. Но это иллюзия, разумеется, правда, придающая дополнительную пикантность французскому Альби.
Идеализировать, разумеется, не стоит, есть тут и некрасивые места, и запущенные, а старые дома, хотя и в основном сохраняются, - стоят, например, и родной дом Тулуз-Лотрека, и родной дом другого известного «альбигойца» - мореплавателя Лаперуза, и дом, который Лаперуз купил, но вид у этих зданий, мягко говоря, неважный. Вероятно, поэтому и музей Лотрека устроили в епископстве, и музей Лаперуза в непонятно как связанном с его именем полуподвальчике на правом берегу Тарна. Музей Лаперуза, как и предполагалось, не особо интересен, и если запомнился, то не самим Лаперузом, а хронометром Кировского завода, всякими штуками, отобранными у туземцев 70) и особенно очень красивым инкрустированным ларцом маори. В очередной раз убедило, что маори не только практиковались в поедании великих мореплавателей, но и в рукомесле. Ну и ещё посетила мысль о том, что весьма значительная часть известных моряков родилась далеко от моря…
На правобережье есть ещё и не совсем обычная достопримечательность – маленький музейчик с громким именем «Академия Миниатюры». Пара-тройка комнаток, где потомственная миниатюрщица держит свою коллекцию, миниатюры, изображающие интерьеры самых разных помещений 71)72)73)74): забавно, миленько, пошленько… Может я и потратил слишком много кадров на эти экспонаты, но сделано всё очень неплохо, да и в симпатичных городках возникает гораздо меньше претензий к коллекциям всяких «стихийных» музейчиков…
Новая «старая» часть города не столько живописна, хотя тут есть весёленький парк Рошгюд 75), ну и памятник Лаперузу 76)77) надо отметить, с него, вероятнее всего начнётся знакомство с городом, им, скорее всего и закончится.


Опубликовано 11.07.19 lastdoctor