http://veterstranstviy.org/articles/evropa/gimaraynsh
Ветер Странствий :: Статьи :: Европа

Гимарайнш

Гимарайнш *****

Возможно, Гондурасом назвали и не ту страну, а вот этому португальскому городу своё неблагозвучное название пришлось вполне впору. Хотя бы потому, что добраться до него – уже гимарайнш, даже из Лиссабона. А из Томара, выбранного в качестве отправной точки для последнего броска на север, - очень большой гимарайнш.
Вообще, откровенно говоря, железные дороги тут неважные, бестолково работающие, а значительная часть страны ими вообще не охвачена, хорошо ещё, что недорого. Зная местные порядки, а вернее, беспорядки, было очень опрометчиво соглашаться на поездку на перекладных. Но, хотя из Томара в Гимарайнш предлагается ехать с 3-4 пересадками, нам крепко повезло – всего две: в городке с названием, похожим больше на политический лозунг, чем на топоним, Энтронкаменту, и в Порту. Удивительно, но сугубо местная тарахтелка до станции первой пересадки доехала вовремя, но расслабляться нельзя, португальские железные дороги этого не прощают! До Порту практически безальтернативно придётся ехать единственным в Португалии скоростным маршрутом, очевидно, предметом особой гордости «Комбойюш Португал». При всей своей скудости, одно скоростное направление они себе смогли позволить: из столицы в «северную столицу» худо-бедно за 3,5 ч. дотрястись можно, причём за последние 12 лет героически смогли сократить время почти на полчаса. Так себе, конечно, скорость, но хотя бы не тащиться, как обычно, в режиме раздолбанного сельского автобуса со всеми остановками. Но нет, португалы - они и есть португалы, - даже единственный скорый поезд в стране у этих балбесов умудрился опоздать на 16 минут! Больше чем на четверть часа за 3,5 ч и жалких 300 км! Соответственно и на поезд Порту – Гимарайнш мы тоже опоздали. Слава богу, он был не последний! Этот шарабан, похожий на сильно подержанный вагончик нашей МЦК, о-о-о-очень неторопливо ползёт до Гимарайнша, делая за 80 мин. три десятка остановок. Фу-у-ух, добрались наконец! На преодоление расстояния от Томара, ок. 200 км по прямой, любителю истинного португальского колорита и гимараэша потребуется где-то 5-6 ч. Правда, повторюсь, недорого, где-то 30 евро за экспресс-знакомство с половиной страны и функцией «Комбойюш Португал»… Но, внимание, вопрос: оно было надо?
Можете сильно удивиться, но да, надо! Во-первых, это красиво. Гимарайнш – городок, конечно, сугубо провинциальный, давно и плотно затерявшийся ближе к северной оконечности страны. И, хотя север Португалии – это не наш суровый арктический север, но всё равно места диковатые. И при этом Гимарайнш показался мне едва ли не самым аккуратным городом из всех что я тут видел, если ещё считать всякую мелюзгу, типа Батальи, или разбросанную по лесам «не совсем город» Синтру. Приезжими он отнюдь не обделён, но и не перенасыщен, как большинство других, например, русской речи, как везде по Португалии, тут не услышать за целый день. Но угодить стараются, есть некое заведение «историко» 1), можешь посмотреть, можешь съесть кого-нибудь...
Быть может, ничего особо выдающегося в плане собственно городской архитектуры тут нет, панорама города, открывающаяся из отеля «Фундадор», т.е. «Отец-Основатель», пожалуй, тоже дух не захватывает 2), но подавляющее большинство районов старого города вид имеет весьма достойный. Небольшой старый город и сохранился, судя по всему неплохо, и выглядит по хорошему ухоженным. Он хорошо отремонтирован: камень почищен, плитка поменяна, стены вовремя оштукатурены и окрашены, из-за этого в основном нехитрая архитектура выглядит хорошо и свежо 3). При этом старые кварталы не выглядят нарочито прилизанными, или законсервированными как полу-музей, а являют собой вполне живое образование. Хорошо, что ничего «современного» в центр не добавляют. Но при этом изначально есть определённое стилевое разнообразие и своеобразие. В основном на центральных улицах и площадях: Авелино Жерману 4), Монте Кашойла 5), Дум Жоау I 6)7), Сау-Тиагу 8)9) и многих прочих 10) вполне традиционная португальская городская архитектура, включая, разумеется, и азулейзуш, и просто красивую обливную цветную плитку разных цветов, очень оживляющую даже самые скромные строения. Однако есть и местные, вероятно, «северные» особенности, типа домов на Ларго ду Турал 11)12)13) 14)с длинными балкончиками и многочисленными близко друг от друга посаженными окнами с белыми деревянными окладами и ставнями 15)16), очень напомнило галисийские дома в Ла-Корунье. Похожая Ларго де Мизерикордиа 17) не столь гармонична, но тоже недурна. Поскольку всё это тоже содержится в должном порядке, то и выглядит вполне нарядно. Узкие улочки, типа, кажется, Антониу Мота Прегу 18), которыми старый город, как и положено, снабжён, тоже, помимо медиевальной романтики, вполне себе симпатичны и даже чисты. Оставшаяся часть вполне себе обычная, «общеюжноевропейская», если, скажем ренессансно-раннебарочные дома, типа тех, что на Ларго душ Ронжайш 19)20) под такое определение подходят.
Из отдельных зданий трудно что-то выделить, настоящих шедевров тут, пожалуй, нет. Хотя есть и барочные особняки, типа Вилья Флор 21), Муниципалитета 22)или здания Ассоциации Коммерции и Индустрии 23), и скромный, местами суровый португальский модерн, ну и даже вполне удобоваримый конструктивизм что ли на ул. Афонсу Энрикеша 24)25). Из церковной архитектуры пока выделю вычурную церковь с не менее вычурным названием Носса Сеньора да Консуларсау э Сантуш Пашуш 26)27)28) – издалека великолепно смотрящийся образец эклектического позднего барокко, чем-то своей причудливой сказочностью напомнившую «Марию-пред-Тыном» в Праге ещё и с плиткой для усиления эффекта. Скверик с фигурами 29), относящийся к Ларго Република ду Бразил 30) – тоже вполне удачен, а вот интерьер, мягко говоря, сильно попроще.
Но, конечно, «во-первых» - это было для красного словца, на самом деле, во-первых, это славная история Гимарайнша! Потому что «настоящую» Португалию, как и «настоящую» Испанию следует искать на северах Иберийского полуострова, не изгаженных арабскими оккупантами. Гимарайнш, правда, не самый северный город, есть ещё Брага и Браганза, именно там, на самой «кромке» затаивались последние вестготские воины, загнанные арабским торжествующим хамом в труднопроходимые для верблюдов земли. Однако этих ребят никак нельзя было назвать португальцами, страшно далеки были они от народа. Поэтому только отвоёванный Гимарайнш смог стать первой столицей «настоящей» Португалии. И лишь выросший тут юноша смог стать первым королём нового народа, родившегося и окрепшего в смертельной схватке горных иберийских варваров с варварами мусульманскими.
Четыре века промучившись в неравной борьбе с маврами, закалившись, заматерев, окатоличившись донельзя и озверев до состояния нормального боевого идиотизма, будущие португальцы всё-таки нашли в себе силы для решительного броска на юг. Им очень повезло, что появился у них настоящий вожак, будущий Афонсу Энрикеш 31). Тогда он был лицом неясной национальности, неопределённого рода занятий и без определённого места жительства, но это совсем не мешало ему претендовать на роль национального лидера Португалии. Правда, сначала надо было разобраться с вредной мамашей. Видимо с ней сынок разговаривал сквозь зубы от злости так, что вместо прекрасного испанского получались только жужжание и шипение. Но сынок победил и, сослав в монастырь для верности свою вздорную мамашу, собрал Афонсу своих подданных: недобитых и одичалых кельтов, вестготов, семитов ещё карфагенского, видать, разлива, совсем непонятно кого из местных, добавил добрых христиан, готовых за толику малую порубать кого угодно во славу божию, и с криком «Хто нэ скачэ - той араб!» поскакал завоёвывать себе королевство.
Надо отдать должное, будущие португальцы довольно быстро и эффективно отбили себе вполне приличную полоску земли, поближе к океану, на самой окраине Европы. Ну и, как любые уважающие себя окраинцы, тут же стали страшно незалэжными, вместо борьбы с арабами переключившись на привычное всем тогдашним европейцам занятие – резать христианских соседей. Выкрикнули лозунг: «Гишпаняку – на гиляку!» и самозабвенно бодались с восточным соседом ещё 500 лет.
Наверное, Альфонсо Энрикес, сын француза и испанки уже смог обнаружить в себе задатки настоящего португальца, понял он, что ему не нравятся всякие «пердоне» «грасиас», а «дескулпэ и «обригаду» нравятся гораздо больше, да и самобытная привычка обжикивать и обшикивать согласные осталась. Этого набора показалось вполне достаточно, чтобы доказать, что Португалия – не Астурия, не Кастилия, не Леон и даже не Арагон.
Это, конечно, шутка. Но вот новая столица новой страны – совсем не шутка, а по-настоящему славная страница истории Гимарайнша. Ну и замок Гимарайнша, т.е. Афонсу Эерикеша 32) – тоже не шуточный. Это вполне себе боевая фортеция 33), именно замок: небольшой, компактный, целиком сохранивший периметр 34)35)с несложной, но выглядящей вполне надёжной системой укреплений и весьма боевым донжоном – центральной башней, вход в которую возможен только по навесному мосту 36)37) метрах в 15 от земли. Ну и, конечно, с изрядной примесью романтичности, усугубляемой не совсем обычными, слегка «восточными» или даже «южными» зубцами стен 38), наверное, всё же позаимствованными у мавров. Остались, конечно, практически одни «голые» стены, внутри пусто, но, видимо, тут и всегда было «пусто», внутри замка голые скальные выступы. Придираться не к чему: аутентичный, добротный, по-настоящему «здешний» замок.
Другая важнейшая достопримечательность – замок Браганза 39). Мегасолидная постройка – гнездо весьма авторитетного клана. К власти Браганзы пришли только в XVII в., - злые языки утверждают, что правили как-то неправильно, всё развалили, «часовню» - тоже они, - землетрясение, разрушившее Лиссабон, - на их совести, - но не надо забывать, что именно они вернули стране самостоятельность после 60 летних испанских упражнений! Ну а их замок вполне показывает, что они и так были явно не последними пацанами на районе и в короли пробились недаром. Замок 40) сразу бросается в глаза при взгляде на панораму города и очень сильно выбивается из общей картины: больно громоздкий и непривычный вид на фоне прочей аккуратненькой и скромной застройки городка, Толстые стены, мощные конструкции, грубоватые архитектурные элементы, слегка даже избыточная монументальность, нарочито высокие этажи – всё весьма не похоже на наше представление о португальском строительстве 41)42)43). Даже замок Афонсу смотрится вполне органично, а вот масштабное каре замка Браганза очень сильно диссонирует даже с привычной местной позднесредневековой архитектурой. Мне это сооружение точно показалось совсем не португальским, а каким-то куда скорее французским или немецким, причём в куда более поздней редакции. Кое-где даже специально указывается, что замок реставрировали в салазаровские времена, намекая, что, само собой, волюнтаристски и совершенно «ненаучно»: быть может, в чём-то и пытались потрафить вкусу диктатора. Хотя иные претензии предъявить трудно: отстроено всё с душой, крепко, внутрь нанесли вполне себе аутентичные предметы: шпалеры, кое-какую мебель, посуду, вазы, - получились вполне пристойные интерьеры 44)45)46): для медиевиста низкой категории вполне похоже на правду. Среди вполне аутентичных шпалер удивило обилие сюжетов с осадами и штурмами городов 47), причём правильными осадами, с циркум- и контрвалациями 48). А так, разве что ваз, разумеется, «настоящих китайских» слишком много, и всё как-то под ногами путаются 49), вряд ли в XVI в. так они привольно по интерьеру были разбросаны. Ну да, ещё и часовня 50) не особо понравилась, это явный новодел «от вольного». Однако, в целом - вполне годное и уместно декорированное логово огламуренного позднесредневекового феодала.
Городские укрепления сохранились только фрагментарно51), попадаются и явно старинные здания в виде зубастых башен, типа башни на ул. Жоау Лопеш де Фариа 52).
Церкви в Гимарайнше – тоже исторические. В часовне Сау-Мигел ду Каштелу 53) Афонсу крестили. И пусть про неё даже нельзя сказать, что это «романский стиль», это просто строение, предназначенное для отправления культовых надобностей, а из убранства остались только могильные плиты 54)55)с абсолютно нечитаемыми надписями и изображениями, но всё равно, как говорится, «внушает», хотя бы возраст в 900 лет!
Вся площадь Ларго да Оливейра 56)57) выполнена на высоко идейно-художественном уровне, включая и не особо ныне понятное сооружение павильона Падран ду Саладу (58), а церковь Носса Сеньора да Оливейра 59) тут особенно органична. Вполне заслуженная солидная романо-готика с примесью экономичного мануэлину, без излишних украшательств, но сохранившаяся в достаточно аутентичном виде с остатками резных капителей и кое-какими ещё декоративными элементами в интерьере 60).
Правда, интерьерами гимарайншские церкви блеснуть не могут, и, наверное, после Томара это вообще трудно кому-то сделать. Так что внутри, и сильно подновлённая Носса Сеньора ду Карму 61), и церковь монастыря Сау-Домингу 62)63)64), отчасти превращённого в богадельню, и небольшая часовня Сау Креспим 65), не удивили, хотя внешне это достойное барокко, пусть и довольно стандартное. В принципе, в городе не так уж много осталось действующих церквей, большинство превращено в музеи, полностью или частично, но переквалифицировано очень достойно без особых утрат в аутентичности.
Собрание музея Сау-Антониу Капучуш 66), позиционируемое как отображение «семейной духовности», яркого впечатления не произвело, да и сам монастырь довольно скромный 67), разве что сакристия весёленькая 68)69), - на фотографиях почему-то подобные интерьеры часто выглядят даже гораздо богаче, чем в реальности. Но зато можно побродить почти по всему монастырю 70) и максимально близко подобраться, например, к пульту управления оргάном, что редко когда позволено.
А вот музей Алберту Сампаью, тоже во вполне аутентичном романо-готическом монастыре 71)72) 73)74)75) 76)вполне порадовал и своей коллекцией, по португальским меркам вообще очень неплохой. Самым интересным я бы назвал распятие с безликим Христом 77,справа) - редчайший артефакт, - мало кто из мастеров осмеливался признаться в том, что не имеет права изображать божество! Напротив, большинство других стремилось изобразить святых персонажей максимально «реалистично», то по-царски 78), то, я бы даже сказал, как-то запанибратски. Немного позабавила и традиционная для Португалии манера рядить святых в варварски аляповатые одежды, типа вот этого «весёлого ситчика» 79,слева). Другая манера, изображать Христа с разбитыми коленками и стёртыми в кровь плечами – напротив, нагнетает драматизма. Редко когда можно увидеть и столь мужественный образ Св. Себастьяна 80). Попались и другие интересные предметы, типа алтарной композиции с Рождеством, где Христос-младенец сидит на лежащей богородице 81).
Совсем не лишено смысла посещение музея Мартинш Сарменту 82) местного одноимённого историко-археологического Общества. Само здание Общества примечательное, такой сдержанный суровый местный модерн со стилизованными красочными вставками, а собрание в основном находится в бывшем монастыре 83)84), опять-таки вполне аутентичном 85), с неплохо сохранившимся внутренним двором и романскими колоннами 86) и, соответственно, резными капителями 87), пусть и незамысловатыми и не очень искусными. Коллекция довольно большая, но разношёрстная, от неолитических черепков до местечкового ню. Археологических артефактов много, и, наверное, для настоящего специалиста это ценно и интересно, но для обычного посетителя особо зацепиться не за что. Ну только среди римских и особенно доримских каменюк можно покопаться. Показались интересными вот эти статуи, жаль оставшиеся без голов 88), высеченные кем-то типа кельтов или лузитанов. Причём, что удивительно, наличие круглой блямбы в виде щита совершенно не указывает на пол изваяния, слева, как предполагают – женское. Небезынтересны и, вероятно того же происхождения идолы 89). Плюс всякие нарезанные в камне спирали и концентрические круги, которые принято считать художествами кельтов. Собственно кельты тут, как и в соседней испанской Галисии жили. В музее предлагают ещё скататься за 15 км от города в какую-то реконструированную архео-этнографическую локацию с аутентичными постройками, но это уж показалось перебором.
Зато я бы даже порекомендовал сходить и в музей Жозе де Гимарайнш 90). Хотя там и здание – дрянь, и собрание совершенно неоднородное, почти вперемешку всякие паолеоамериканские и африканские чугунки и деревяшки и современная откровенная дрянь, типа привидения, собранного из медицинских расходников: капельниц, пипеток, пробирок, трубок. Ну и не по сеньке шапка: всегда бесило, когда обширные помещения нелепых современных музеев едва заполнены единичной в поле зрения дрянью. Но всё же среди «нативного искусства» есть на что посмотреть, упражнения в прекрасном эмансипирующихся африканцев 91)92)93)94) 95) и особенно всяких майя и прочих мезоамериканцев 96) 97) внушают уважение или хотя бы привлекают интерес куда больше, чем изыски их плагиаторов – гомоавангардистов.
К этому списку, пожалуй, добавить мне больше нечего, разве что кроме обязательного портвейна. Возможно, что что-то осталось за границами моего знания о Гимарайнше, но и этого вполне достаточно, что бы зачесть себе заезд на север страны. Да ещё ведь надо вернуться в Лиссабон до ночи, а на пунктуальность португальских железнодорожников надежды мало…


Опубликовано 17.02.20