После Нью-Йорка, наверное, подавляющее большинство городов США покажутся тихой провинцией, Бостон – не исключение. Он и существенно поменьше, и небоскрёбы тут мелкотравчатей, да и вся застройка сильно победней и поразномастней. Солидных зданий, претендующих на высокое звание небоскрёба, и здесь хватает, но они не образуют «высокогорных» районов, а торчат небольшими группками. Но и панорама города 1)2) смотрится не столь внушительно, как в Нью-Йорке.
Большинство высоток ничем, кроме роста, не примечательны. Разве что Мэриот-Кастом Хаус 3)производит неплохое впечатление, возможно из-за сходства с башней Парламента в Лондоне. Симпатично и здание на Стейт-стрит, 75 4)5), скромное арт-деко, но это лучше, чем ничего. Джон Хэнкок Тауэр попал в кадр не из-за своих собственных достоинств, хотя это, наверное, самое высокое в городе здание 6).
Многие дома совсем не лишены эстетики, в этом отношении Бостон мало отличается от любого солидного города на восточном побережьи. Что-то от модерна, что-то от неоготики в здании Беркли 7). Красивый образец неороманского стиля – Кингсли Монтесори Скул, в анамнезе «Первый духовный храм» 7'). Или неонорманский стиль здания-замка, по-моему, на углу Пирл-стрит 8). Образцы неоготики, неоренессанса 9)10), условно американского помпезного стиля 11) - всё на Коммонвэлс-авеню. Ну или хотя бы псевдоампир на Бойлстон 12), аляповатая, но очень богатая лепнина на Ортикалчерэл-Холл 13) или странноватая эклектика на углу Бойлстон и Кларендон 14).
Есть и все показательные для американского архитектурного почерка образцы. Вот, пожалуйста, использование круглых башенных элементов 15) на Коммонвэлс-авеню, сцепки из близнецовых корпусов на Бойлстон-стрит 16) или расположенное рядом абсолютно типичное для востока США высокое здание, красно-белое, с декоративными деталями сверху и внизу 17) и с мелколепными украшениями колонн. Такое же «американское» на Брод-стрит 18)19). Ну и абсолютно собирательный образ: дом с круглой башней, стилизованный под что-то восточное и изрядно подпорченный пожарными лестницами 20).
Правда, преимуществом города и его главным достоянием представлялось богатое на бумаге историческое наследие. Основан Бостон аж в 1630 г. 21), там заявлена масса исторических зданий, связанных с революционными событиями. Предполагал, что могли сохраниться исторические кварталы, что-то, возможно из старинной архитектуры. У них и улицы не номерные, а именные. Ну нет, извините! Хотя исторических памятников сохранили много, но все они очень скучные и словно под копирку. Самым симпатичным из них можно назначить Старый Стейт-хаус, т.е. резиденцию губернатора колонии Массачусетс 22), хотя, такое впечатление, что скромное здание сейчас выглядит гораздо нарядней, чем в XVIII веке. Музейчик там совсем никчёмный, зато вместо номерка в гардеробе дают прищепку. Стейт-Хаус не надо путать с Сити-Холлом, тот тоже ничем не лучше, но белый с колоннами и памятником Франклину. В Бостоне вообще всё какое-то дублированное: Старый и Новый Стейт-хаус, Старый и, очевидно, Новый дом Собраний, Старая Северная церковь, Новая.… Но при всём богатстве, ничего интересного из этого списка не выделю: скучные кирпичные домики с белыми башенками, отличающимися только высотой и длинной шпиля. В каждом сарайчике по музейчику, но они мне показались профанацией, и я их не посещал. К слову, такой же сомнительный аттракцион предлагался и на «Кораблях Бостонского Чаепития» 23), но мне и сами кораблики не показались «настоящими». А вот музей Старой Доброй Артиллерийской Роты Массачусетса в не менее скучном, хотя и не краснокирпичном Фенуил-Холл, или настоящий боевой парусник «Конститьюшн» 24) и прилагающийся к нему морской музей я собирался было посетить, но все федеральные объекты были закрыты из-за бардака с правительством, случившимся, как назло, в моё пребывание не только в Бостоне, но и, особенно, в Вашингтоне. Новый Стейт-хаус 25) с диковато смотрящимся золочёным куполом тоже дверей не открыл по той же причине.
Но домик Пола Ривера, построенный в конце XVII века, я всё-таки посетил. Для меня огромная популярность этой загадочной персоны не совсем понятна. Весь его героизм заключался в том, что он, проскакав несколько миль, предупредил мятежников о приближении английских войск. Объяснением может служить лишь безмерная патриотичность американцев, досконально знающих каждого своего революционера, благо их было немного. Если бы мы так тщательно почитали своих революционеров, то с заслугами Ривера вполне можно было бы сравнить всеобщее знание имени старшего расчёта на том самом носовом орудии «Авроры»… Но Ривер - действительно занятный персонаж, начинавший с того, что служил наёмником в двух войнах, лихой наездник, серебрянщик, удивительно, когда успел научиться, гравёр и художник, правда, плохой. Но главная его профессия, конечно, патриот! Хотя нет, ещё лучше у него получалось делать детей, аж 16 штук, 11 выжило! И при всей своей лихости вот такой крохотный домик 26) на три с половиной комнатки? Ну в то, что такой отъявленный патриот мог ничего не наварить на своей революции, хотя нашёл денег на Гарвард для младшего сына, я ещё поверил бы, но где здесь жили все его 11 детей, где место для мастерской, где, в конце концов, он держал своего эпического коня? Нет, это символический дом, может быть часть владений Ривера! Кстати, вот ещё памятник Риверу 27), а похоронен он на диковато сейчас смотрящемся посреди города кладбище Олд Грэнери 28). Ну ладно…
С историческими кварталами в Бостоне дело оказалось ничуть не лучшим, чем в других Американских городах. Относительно сохранная застройка предстаёт, разве что неподалёку от Дома Ривера, на Нос-Плэйс 29) в виде типичных американских домиков в два-три окна шириной, с круглой башней и в 4-5 этажей. Я бы не сказал, что это сильно эстетично и сильно исторично, но лучше, чем винегрет в других районах или обязательном Чайна-Тауне.
Есть и довольно укромные уголки, типа района Бэк-Бэй, который практически на всём протяжении улиц Бикон и Мальборо застроен весьма стильными, хотя и однообразными домиками подобной конструкции цвета тёмной терракоты 30) и иногда с украшенными входами 31), по-своему эстетика прослеживается, настроение создаётся вполне романтическое, хотя и мрачновато. Есть и другая конструкция, более английская 32). Вот ещё такой попался гибридный монстрик 33). Упомянутая уже Коммонвэлс-авеню застроена более разнообразно, но в целом симпатично. Кое-где ещё встречаются сцепки из старых домиков, например в конце Бойлстон 34). Отсылки к истории можно углядеть в золочёном чайнике, вывешенном над кафе 35) в начале Бикон-стрит или в выставке винтажных швейных машин в витрине ателье 36).
В Бостоне есть несколько «законсервированных» домов, призванных показать исторические интерьеры. Дом Гибсон ничем не выделяется внешне даже на фоне соседних весьма непримечательных домиков 37). Из особенного - только световой колодец через крышу. Обстановка вообще-то довольно скромная, не особо богато, не особо и красиво, да и не сказать, что слишком хорошо сохранилось. Но вполне аутентично, что-то викторианское, безусловно есть 38), даже раковина на английский манер, с двумя кранами, ну и куча всяких тогдашних «фишек»: кошкин дом 39), завесы для сушки волос у камина, могучая плита 40) или холодильный шкаф, без компрессора, естественно, с деревянными ящиками, обшитыми металлом. А вот второй посещённый дом Отис более ранней постройки, но совсем уж скромный, снимать не давали, да и не особо было что. Узнать можно было только что Бостон, подобно голландским городам, сильно расширился за счёт заливных земель, и то, что в Америке, благодаря голландскому наследию, были очень популярны самовары, правда назывались как-то нехорошо: «чайные урны».
Старые церкви тоже совсем не поразили. Даже Королевская часовня, где королей, конечно, отродясь не было, ничем не лучше сельской приходской, необычна только тем, что тут закрытые «купе» для молящихся 41) и цветные подкладные подушки. Впрочем, это частое явление, в Старой Северной церкви 42) то же самое 43), она тоже, мягко говоря, очень скромная 44), и вместо алтаря – какие-то «субтитры»44').
Короче говоря, по итогам изучения исторических памятников Бостона мог сделать вывод, что испанцы в своих колониях, типа Куско или Арекипы строили гораздо солиднее, чем англичане…
Но если продолжить говорить о бостонских церквях, то надо признать, что более новые производят гораздо большее впечатление. Неороманская Старая Южная церковь 45), вместе с «палаццо» Публичной библиотеки придаёт площади, на которой стоит, прямо-таки итальянский вид 46). Интерьер вполне адекватен наружности, приятная «облегчённая деревенская» готика с деревянными элементами 47)48). Расположенная неподалёку Тринити Чёрч ещё более декорирована и похожа на романскую 49)50)51), интерьер похожий, пёстрый псевдо-романский 52)53), очень приятный, хотя своей избыточной пестротой не очень сочетается с внешним оформлением. Из «нормальных» церквей, пожалуй всё, но в США масса культовых сооружений весьма странного свойства, Бостон – не исключение. Есть Первая Баптистская - хотя здесь нет номерных улиц, но есть, видимо, номерные церкви - она мне приглянулась оригинальным решением разместить выразительный рельеф на верхушке колокольни 54). Им же, баптистам, принадлежит и здоровенный Тремонт-Темпл 55), а есть и ещё более монструозный храм сайентологов 56), ну и как без масонской ложи, хотя масоны развернулись шире в Филадельфии и Вашингтоне.
О Публичной Библиотеке 57) просто неприлично не сказать, это и вполне себе архитектурный памятник, и вполне себе интерьерный музей. Я, можно сказать, пропел дифирамбы нью-йоркской, но тутошняя ещё круче! Не по библиографии, а по оформлению 58)59)60). Конечно, это полнейшее смешение стилей, от георгианского до викторианского со сплошными прерафаэлитскими росписями Сарджента 61), но круто, и только за добровольное пожертвование! Показалось забавным, что статуи львов - обычное явление в американских библиотеках 62), что это должно символизировать: знание – сила, или знание делает отважным, хотя, скорее, «державность» этого храма знаний?
Помимо отдельных примечательных зданий серость застройки слегка подзелена. Оба основных бостонских парка принято считать историческими местами, хотя я ничего особенного, ни в Паблик-Гадн 63)64), ни в большом Бостон-Коммон 65)66) не увидел. Стаи нахальных белок 67), конечно, в обоих, ну и указания на историчность, памятные доски, ну и памятники, это уже не Полу Риверу, а всё-таки Вашингтону 68) и ещё местному деятелю Эверетту Хэйлу 69), так, для пейзажа…
Но, конечно, большим подспорьем для Бостона служат музеи, которые, как и положено в США, очень богатые. Музей Изящных Искусств 70) имеет очень мощное собрание, включающее по американской традиции, свезённые из разных мест элементы интерьеров разных стилей и степеней роскошества. Комнатки, преимущественно «местные», в основном довольно скромные 71)72)73). Собственные интерьеры музея в целом посредственные, хотя есть и с претензией на помпу 74)75). Коллекция живописи очень приличная, причём, мне показалось, что здесь добились максимально удачной подсветки картин. А помимо этого, очень мощный китайский раздел с крупными фигурами и индийский с довольно непривычными культовыми предметами: наверное, алтарём 76) и ракой для мощей 77). В египетском заинтересовал больше рельеф с персонажем, окончательно не состоявшимся в личной жизни. У него и без того голова барана, да ещё увенчана каким-то титлом, очень смахивающим на козлиные рога 78). Очень богатое собрание греческих и римских артефактов. Интересный нумизматический раздел, включающий очень старые монеты, пишут, что VI в. до н.э., странные «схематичные» монеты, своеобразная 79) из Акраганта, нынешнего Агридженто, есть с фригийскими колпаками, дававшимися вольноотпущенникам, и ещё всяко-разно. Забавная трактовка облика кентавров 80), ваза с изображением непривычно лихих танцев с прыжками, тарелка с древнегреческим рыболовом-спортсменом 81), необычная трактовка вазы с Афродитой 82), забавная скульптура божка Приапа, поддерживающего благополучие причинным органом 83), очень приличное римское золото, саркофаг, на котором впервые видел такой зверинец 84).
Ещё, стоящая перед музеем скульптура индейского вождя, по свободолюбию своему обходившегося и без седла и без стремян, навеяла на исследование темы стремян на основе скульптурных изображений разных эпох и стран, благо коллекция позволяла. У греков и римлян среди многочисленных статуэток 85)всадников нигде нет стремян, так что привет Голливуду! У китайцев, на тысячу лет более поздних статуэтках, часто весьма детализированных, и то, где есть 86), а где тоже нет… Округа музея, словно в продолжение экспозиции украшена статуями, вот вам носорог перед Школой Искусств 87), вот что-то из современного 88).
Второй, наверное, по значимости музей Бостона – Изабеллы Стюарт-Гарднер мне не особо понравился, что-то не то. И здание, стилизованное под нечто средневековое, не убеждает, дворец какой-то ненастоящий, палаццо слишком «захламлённое», да и музей какой-то ненастоящий, темно, как-то всё пыльное, давно не реставрированное, такой камерности, как в галерее Фрика в Нью-Йорке, точно не получается, и громкая по именам коллекция не особо смотрится. Больше всего музей известен тем, что его беспощадно обворовали, утащив наглым образом самые ценные картины, включая единственный морской пейзаж Ван Рейна. Мне показалось, что воровать отсюда действительно было не очень сложно, так же подумали и хозяева, закатав здание в стеклянный гроб, напрочь убивший всё впечатление. И тем не менее, музей, разумеется стоящий, много ценных произведений. Но меня опять возмутили, например, витражи, которые продали сюда из Лувра! Козлы демократичные!
Всё по Бостону? Нет, здесь же ещё есть самый известный университет по ту сторону океана – Гарвард. Его можно выделить особо, тем более, что он расположен на противоположном берегу Чарльз-Ривер 89) в городке, ставшем районом Бостона, который назывался, как бы вы думали? Кембридж конечно! Ничего удивительного, что первое же здание 90), увиденное на «том» берегу, скопировано с английских замков и вполне подошло бы и настоящему Кембриджу. Но это ещё не Гарвард, это одно из зданий Технологического Университета. Комплекс огромный, хотя и практически без запоминающейся архитектуры. Главное здание ничем не примечательно, только с «тематическими» добавками как-то фотогенично, как крыло со Школой Морских Инженеров Пратт 91).
Вполне симпатичное здание в неороманском стиле – ратуша Кембриджа 92). Остальная собственно городская архитектура 93)94) всё больше в колониальном стиле, как и оставшиеся старые здания Бостона, красный кирпич, белые шпили, как на Фауэлл-Хаус 95). Есть и более «американский» стиль с крупными лепными виньетками, типа Вестмор-Корт 96).
Ну и, наконец, собственно большущий комплекс Гарварда. Я был сильно удивлён, когда узнал, что это учебное заведение открылось аж в 1636 г., т.е. спустя всего шесть лет после появления Бостона! Основал его Джон Гарвард, уважаю! По-моему это очень круто, за шесть лет организовать университет в этих болотах, даже если бы там ничего, кроме теологии не преподавали. Оно конечно, в нашей болотной столице Санкт-Петербурге что-то похожее на университет появилось всего через 20 лет после основания города, но, во-первых, только что-то похожее, а во-вторых, этот город паразитировал на великой стране с тысячелетней историей, а массачусетский Кембридж не имел никакой истории! Ну и следует признать, что заселяли заморские колонии всё-таки не одни уголовники и голодранцы…
Ну, архитектурные достоинства Гарварда оставили не столь уж грандиозное впечатление. В общем-то довольно скучные и разномастные здания, среди которых выделить Главное здание я не смог, запечатлел только корпус Исторического Факультета, декорированное барельефами согласно специальности 97), и достойно стилизованный неороманский Остин-Холл факультета Правоведения 98) с многочисленными украшенными капителями квазироманских колонн 99), где привлекла внимание каменная маска мужичка, весьма скептически, судя по всему, относящегося к эффективности американской Фемиды 100).
Университетская Церковь 101) ничем не примечательна 102), она практически полностью является мемориалом погибшим солдатам 103), на памятных досках много имён, по грубым подсчётам, на каждую тысячу сражавшихся приходилось 2-3 гарвардца, что, как мне кажется, очень много.
Самым нарядным оказалось пёстрое неоготическое непонятное здание Сэндерс-Сёте 104). Если тупо перевести – театр, но основной объём там занимает большой зал с витражными окнами, куда зевак не пускают, типа библиотеки и псевдоготический Мемориальный зал 105), также посвящённый погибшим солдатам.
Но в Гарвард я шёл больше не за архитектурными шедеврами, а в университетские музеи. Музей Искусств был в ремонте, а вот Естественно-исторический показался интересным. Там отличная коллекция минералов, в очередной раз демонстрирующая, что в выдумке с природой трудно соревноваться. Можно удивиться ярковыраженному половому диморфизму насекомых 106) или Т-образной раковине107); посмотреть на скелеты кита с усами и кашалота и наглядно понять, чем они отличаются; оценить очень искусно сделанные модели растений. Ну ещё почитать про паука, косящего под муравья, поджимая две лишние ноги. Или всё-таки поспорить с антропологами, рисующими схему эволюции человека с 7 миллионов лет до н.э. Короче, есть чем себя занять на время. Пристёгнутый к этому музею Археологический Пибоди совсем не вдохновил. Обнаружился ещё Семитский музей, где как-то пытаются экспонировать всё, что связанно с широко трактуемыми древними семитами, халява, но ничего интересного, разве что посмотреть, что в оригинале представлял собой шекель 108) - каменная гирька. Ещё есть и коллекция старинных приборов, где я пытался найти какой-нибудь диковинный мелкоскоп, но запомнилась больше здоровенная машина, воспроизводящая трафик солнечной системы, ну ещё и этот телескоп, это не многозарядная пушка 109)… Разочаровал ли меня Гарвард? Да нет, пожалуй, но особой магии места не почувствовал, это не Оксфорд, не Кембридж…
Не разочаровал меня и Аквариум Новой Англии. Хороший аквариум, без особой гигантомании, хотя есть очень большой танк, имитирующий коралловый риф 110) со здоровенными морскими черепахами, чудища они всё-таки 111), но плавают забавно, особенно стартуют. Хороший подбор рыб 112) и всякой морской фигни 113)114)115)116). Ещё впервые вижу, как в аквариуме пытаются воспроизвести поведение косячных рыб 117). Правда вот практика с показательными манипуляциями служителей, принятая в американских аквариумах, мне не нравится. Аквариум, на мой взгляд, для того и создан, чтобы как-то имитировать естественное функционирование водных биогеоценозов, а не хозяйственную деятельность человека, которую можно оставлять за кадром…
Теперь всё о Бостоне? Нет, ещё ложка дёгтя. Чтобы меня не обвинили в преклонении перед «западом» придётся упомянуть и об удивившей меня конторе 118) – да-да, это именно центр для бездомных ветеранов. И чёрт его знает, о чём говорит наличие такого центра: о величии страны, не бросающей своих ветеранов, или, наоборот, о том, что что-то не то в стране, где есть бездомные ветераны, и как видно, в большом количестве…
Опубликовано 10.12.13 lastdoctor