http://veterstranstviy.org/articles/rossiya/moskva-novye-muzei
Ветер Странствий :: Статьи :: Россия

Москва. Новые музеи

За последние два десятка лет в городе, несмотря на усилия торгово-развлекателей и лично господина-товарища Каца, поприбавилось мест, которые стоит посетить. Кое-что из них удалось посмотреть.

1) "Дворец царя Алексея Михайловича" в Коломенском.
Выстроенный относительно недавно на окраине Коломенского «Дворец Алексея Михайловича» 1) образчиком чего-либо «древнерусского» вряд ли может служить. Я не стал бы гневно клеймить оголтелых краеведов, высосавших из пальца это чудо-юдо дворец2), но всерьёз его воспринимать не стоит. Хотя, при всей своей бутафорности, кое-какие черты вполне можно признать относительно похожими на правду. Сверхэклектичность теремов3), якобы изображённых на старинных гравюрах, почему-то нигде не приведённых в музее дворца? А почему бы и нет: вполне по-русски, всё это нагромождение огламуренных бревенчатых бараков 4)странный характер Алексея Михалыча, может и «Тишайшего», но с большим «шумом» в голове, вполне отражает, все шатания от пещерного православия к явному мелкотравчатому «гуманизьму». У Аполлинария Васнецова на картинах подобные хоромы гораздо краше, но он тоже выдумывал. Внутреннее «убранство», на мой взгляд, тоже вполне сойдёт за правду, хотя абсолютно придумано «по мотивам». Сделано всё-таки довольно небрежно, в смысле стилизации: одна кожанно-теснённая драпировка радиаторов чего стоит, но как декорация вполне смотрибельна: ожидаемая «варварская роскошь» с большими элементами русского жлобства и безвкусицы5)6), неумелые или откровенно неуместные заимствования с Запада. Хотя непонятно откуда натащенная средневековая мебель, разумеется западная, очень приличная и сильно украшает надуманные интерьеры 7). Походить - полюбопытствовать вполне можно, хотя интерьеры 8), помимо всего прочего, совершенно неоднородны, поскольку «переделаны» согласно вкусу многочисленных, хотя и не сильно получившихся, потомков царя, и потому сильно европеизированы вплоть до «барочной» комнатушки Елизаветы, что собственно и мешает составить какое-либо представление о настоящих интерьерах XVII века в русском стиле. Но, повторюсь, хотя всё это лучше подходило бы для декораций какой-нибудь «Хованщины»9), чем для изучения национальной культуры, я лично не стал бы призывать к ответу зарвавшихся новодельщиков – даже такой кичеватый «дворец» лучше, чем пустырь с бурьяном. Можно спорить, пожалуйте – спорьте, есть хоть о чём!

2) Дворец Юсуповых.
Из истинно древнерусской светской архитектуры сохранилось, конечно, очень мало, что не удивительно при нашей вопиющей древесности.
В этом отношении очень интересны и т.н. «палаты бояр Волковых-Юсуповых» 10)11), предстающие настоящим симбиозом старинной постройки с интерьерами в псевдорусском историческом стиле. Здание, построенное неведомо кем в самом конце XVII века, внешне сохранило стилистику «нарышкинского барокко», не понял, правда, почему к «традиционному» красному дому прилепили зелёное крыльцо. Его последующие хозяева – Юсуповы смогли очень недурно вписать в старинный «контур» интерьеры в псевдорусском стиле12)13). Где-то стилизация очень старательная14)15), даже скопированы нелепые слоны с копытами 16), где-то совсем от вольного17)18), но в целом вполне убедительные стилизации19), хотя и очень аляповато20), жить в таких апартаментах 21)22)морально сложно, впрочем, в них особо и не жили. И ещё что-то показалось, что «коломенские» художества во «дворце Алексея Михайловича» «списаны» именно со здешних интерьеров. Ну да и ладно, если рассматривать всё это как воспроизведение «русского стиля» в исторических интерьерах XIX века, то и этого вполне достаточно.

3) Путевой дворец в Петровском парке.
Петровский дворец 23), во многом схож на Царицино, стилистика и колористика близкие. Получилось нарядно, хотя здесь эклектичность доведена до предела, не слишком успешно сочетая «французское» с «нижегородским»: элементы пламенеющей и фортификационной готики с некими псевдорусскими и вполне себе «восточными» мотивами24)25). Для всего этого архитектурного шабаша, включающего собственно дворец с «русским» крыльцом и обтекаемыми «татарскими» формами26), и боковые пристройки, перегруженные башенками, зубчиками, витыми трубами и прочими малосвязанными стилистически архитектурными украшательствами, объединительным началом может служить только выигрышное сочетание белого и красного. Размах вполне впечатляющий, хотя для «готики» немного плосковато. Основное здание дворца – наверное, одно из самых ранних зданий зарождающегося «псевдорусского» стиля могло вдохновить последователей. Воссозданные интерьеры 27)28), правда, не особо сочетаются с броской внешностью: скучноватый и довольно однообразный ампир 29)30). Но, в любом случае, весь комплекс очень необычен.

4) Усадьба Люблино.
Недавно восстановленная усадьба Люблино тоже заслуживает внимания. Хотя дворец 31)не столь «раскрученного», как Шереметьевы, крепостника Дурасова, быть может, ни буйством архитектурной мысли, ни роскошеством не отличается. Своеобразное на плане здание 32)не столь удачно спланировано, куча лестниц и не так уж много полезной площади. Впрочем, это не дом, а скорее ночной клуб, куда приезжали развлечься. Интерьеры 33)34)35)в «ампирном» стиле36)37), хотя особым изяществом не отличаются38), зато были театр и даже Театральная школа 39), где учились крепостные таланты и квартировали, очевидно, «примы»40). Предметы в обстановке, как правило, не местные, но аутентичные 41), например печь в стиле ампир 42). Застал ещё и интересную выставку тогдашнего рукоделия, с вышитыми волосами картинами, хитрыми инструментами для вышивания и бисероплетения 43) и прочими бытовыми мелочами 44).

5) Особняк Рябушинского на Малой Никитской. (дом-музей М.Горького)
Это, конечно, совсем не новый музей, он тут был "всегда", но для меня - новый, я его открыл совсем недавно.
Вообще московский модерн вполне состоятелен. Это, конечно, в основном подражательство, но совсем не бездумное и не лишённое изящества. Лидером, пожалуй может служить «Метрополь», но и, например, модерновые домики разных фасонов, прячущиеся в арбатских переулках, нынешнее посольство Египта на Большой Никитской и дома на Спиридоновке или на Мясницкой вполне смотрятся.
И слава КПСС, что известный пролетарский сибарит Пешков не успел изгадить своим присутствием особняк Рябушинского на Малой Никитской 45)46), где всё-таки можно увидеть более-менее сохранившиеся модерново-артдэкошные интерьеры47)48)49)50).

6) Особняк Стахеева (Центральный Дом Детей Железнодорожников)
Это, конечно не музей, но туда можно попасть не только в виде талантливого ребёнка. Поскольку отремонтировали и пускать стали относительно недавно, то вполне себе "новый" объект. Его стоит отметить в качестве богатого особняка поздней эпохи, относительно доступного, что, увы, в Москве явление совсем нечастое. Это суперэклектическое сооружение, внешне мрачноватое 51) и напичканное элементами самых разных стилей. Интерьеры, по моде конца XIX в. составляют настоящий калейдоскоп цветастых помещений 52)53), воспроизводится с разным успехом преимущественно ампир 54), но ещё и неорококо 55), псевдогеоргианство 56), неоготика и даже ориентализм 57)58). Сказать, что всё это шедевры - нельзя, но красивые паркеты 59), удачно использованные дорогие материалы, типа яшмы 60) и, самое главное, довольно хорошую сохранность стоит похвалить.

7) Крутицкое подворье.
Патриарший двор в Крутицах 61) тоже никак не новый, и не музей, он до сих пор не особо в хорошем состоянии, но сейчас его стали приводить в порядок, потому "новый". Тут довольно интересные образцы «полусветской» архитектуры – крытые галереи, палаты патриарха 62)63)и особенно необычное оформление надвратной палаты - сплошь зелёными изразцами, включая и пилястры 64).

8) Музей Арт-деко.
К слову ещё о модерне. Не знаю, насколько надолго, но на территории очередного "Бизнес-Парка" по адресу Лужнецкая наб.2/4 стр.4 открылся музей арт-дэко. Свежеоткрытый в очень странном месте музей оставляет очень приятное впечатление, но с его перспективами как-то не особо понятно. Ничего особо выдающегося здесь, по понятным причинам нет, но вполне добротные работы в позднем модерне, арт-нуво и арт-дэко, в Москве (да и вообще в стране) подобные работы ныне - большая редкость.

9) Музей Отечественной войны 1812 г.
К положительным моментам во всём российском и в московском в частности, музейном деле я бы отнёс исторические музеи. Главный, Исторический Музей очень достойный, столь логично подобранной экспозицию, вполне отображающую богатую национальную историю, за границей точно найти трудно. Его «побег» в виде музей войны 1812 г. тоже вполне заслуживает внимания, может воображения и не потрясает,
но экспонаты есть очень интересные, например «самогрейная» французская полевая кухня. Туда же присовокупили слегка притянутую за уши, но довольно интересную нумизматическую коллекцию с подборкой «осадных денег», т.е. деньгозамещающих временных жетонов, в частности из польского Замосци, и британских колониальных денег. Позабавила и коллекция «трофейных» ключей от городов, в т.ч. целая связка ключей от хозяйственного Антверпена.

10) Музей Русского Импрессионизма
Другой свежий музей (Ленинградский проспект, 15, но заход со стороны ул. Скаковой, от метро "Белорусская") – тоже достоин хотя бы одноразового посещения. Хотя это странное здание 65) в малоприятном месте с весьма небольшой коллекцией, охватывающей, тем не менее, почти всех известных российских художников, как-то прислонявшихся к этому художественному течению, от Поленова до Пименова.

11) Москвариум на ВДНХ.
Наконец-то построили и настоящий аквариум. То, что «Москвариум» построили гораздо позже большинства других, вполне пошло на пользу: это в хорошем смысле современный аквариум66), где технические новинки и удачные способы подачи экспозиции смогли воплотить весьма достойно. Начало очень обнадёживающее – танк с красиво «парящими» скатами 67), неплох и закольцованный аквариум для косячных рыб. Подбор животных очень достойный: много очень необычных рыб68)69)70), много всяких беспозвоночных71)72)73)74), что, на мой взгляд, свидетельствует о высоком уровне аквариума. Помещение огромное, и хотя особого размаха в отдельно взятых танках нет, но рыбы плавают привольно, что неплохо. Местами кажется пустовато, но не беда, и рыбы подрастут и размножатся, и на новых, дай бог, накопят. Оформление в большинстве весьма удачное75), без пошлостей и нелепостей в декорациях, некоторые небольшие аквариумы – вообще произведения искусства76). Большое впечатление должны производить и огромные бассейны для китообразных с белухами и касатками и целым стадом нерп, хотя этих зверушек, мне, честно говоря, жалко. А вообще, мне наш аквариум показался, по меньшей мере, одним из лучших, мной виденных. Если, конечно, из-за разгильдяйства строителей или служителей что-нибудь не развалится или не сломается, он вполне может стать предметом гордости.

12) Оранжерея Аптекарского Огорода на проспекте Мира.
Это совсем на любителя. Но в качестве выставочного зала для довольно интересных ботанических коллекций 77)78)- вполне интересно.

13) До кучи можно упомянуть и совсем уж новодельно-кичёвый «Кремль в Измайлово» 79), с большим размахом сляпанный «по мотивам» русского зодчества 80), а скорее – декораций из «русской старины» 81). Это, конечно, всего лишь эстетизированная барахолка, но сейчас, с учётом того, что решились очистить соседние авгиевы конюшни недоброй памяти «Черкизона» местами даже глаз способен порадовать. Внутри даже что-то интересное можно отыскать, например выставку «Всемирная история в пластилине»: тут и материал интересен 82), и трактовка некоторых персонажей, типа Ролана и Рюрика 83). Хотя больше всякой белогвардейской сволочи, поскольку автор – потомственный враг революции, но большинство персонажей – даже не поймешь, это он ими так гордится или это всё-таки шаржи, типа генерала Май-Маевского 84), ну того самого «Зеноныча» из советского фильма, так там он гораздо благообразнее вышел…

14) Особняк Тарасова (Институт Африки)
Это не музей, конечно, но с относительно недавних пор туда может попасть не только завзятый африканист, а практически любой нормальный человек. Для Москвы особняк Тарасова - весьма редкий пример достаточно «аутентичного» неоренессанса. Внешне - тяжеловесный чемодан, практически полностью содранный с паладиевской постройки в Виченце выглядит соответственно, как всамделишный палаццо 205) 206), 207)правда из бетона, более-менее удачно замаскированного под настоящий камень . И интерьеры, в принципе вполне сойдут за «научную реконстукцию» ренессанса 208) 209) 210). Это, конечно, касается в основном кессонных потолков с росписями 211) 212), местами очень похожими на ренессанс, правда разновременный 213) 214) 215). А вот остальное - скорее эклектика 216) 217) 218), куда даже советские панно с африканско-пролетарской тематикой 219) неплохо интегрируется. Но как «реконструкция» ренессанса - здание точно весьма интересное.

15) Музей "Самоцветы".
Сравнительно недавно в компанию к Минералогическому музею им. А.Е. Ферсмана Академии Наук и Геологическому музею им. В.И. Вернадского с богатыми коллекциями красивейших камней и интересных даже для зевак, добавился ещё один минералогический музейчик «Самоцветы» 85) на ул. Народного Ополчения, 29. По богатству коллекций конечно уступает, из запоминающегося там только здоровенный нефритище и кристаллы бодренько наросшие на рукавице бакинского буровика, но подход к теме и тут вполне основательный.

16) Гранатный двор
На ул. Спиридоновке, рядом с Гранатным переулком стоит старинное здание Гранитного Двора 86), собственно гранаты там и делали во времена оны. Теперь тут открыли выставочный зал. Выставки, понятное дело, бывают разного качества и тематики, недавно была выставка Арт Дэко 87), неплохая.

17) Архангельское
Очередное поместье, как оказалось, Юсуповых, на сей раз под Москвой (формально - это ещё Москва), всегда относилось к числу наиболее заметных пресловутых дворцово-парковых ансамблей в нашей стране. Правда, при том, что национализирован и частично поставлен на охрану государством этот памятник был почти сразу после революции, но увы, если и охранялся более-менее сносно, то больше от посетителей. Главное сооружение, собственно большой Дворец 88) очень долгое время был занят каким-то страшно важным государственным объектом и лишь недавно его более-менее привели в порядок и открыли для публики. Внешне, это сооружение, в целом построенное ещё до Юсуповых особой фантазией и красотой не поражает, - довольно скромный классицизм. По большом счёту, интерьеры тут тоже не роскошные и не особо изящные, вполне экономный ампир, без особой изюминки и фантазии 89) 90) 91) 92) 93). Сопоставимое по времени и прижимистости Останкино в Москве явно интереснее, да и городские дома Юсуповых в обеих столицах могут похвастать куда большим колоритом. Здесь же из украшательств в основном только настенная и потолочная росписи, довольно неважно имитирующая скульптуру и лепнину. Правда техника росписи и сюжеты довольно разнообразные 94) 95), неплохая «коллекция» экзотических птичек 96), неплох и зал с египетской темой 97) 98) 99) 100). Кое-что из коллекций тоже может порадовать глаз, хотя это в основном, конечно, не шедевры 101). Позабавила ирония служительницы: «Императорам дворец нравился, а какому-то посетителю, видите ли, недостаточно красиво!». С одной стороны, конечно, ампиратор нам не указ, у «Их Величеств» вкус был отнюдь не идеален, одни яйца Фаберже чего стоят, но с другой, разумеется, надо делать поправку на то, что усадьбу громили французы, она горела, её ещё до революции довольно небрежно реставрировали, ну и явно не особо берегли при советской власти, так что хорошо, что хоть на это можно полюбоваться. Спасибо за немалые усилия, которые для этого прикладываются!
Тем более что даже если Дворец не восхитил, можно догнаться прекрасным в парке. Большой парк, всегда был относительно доступен и очень симпатичен и фотогеничен 102) 103), причём больше не за счёт преображённой природы и ландшафтного дизайна, а благодаря неплохо сохранившейся обильной скульптурной составляющей 104) 105). Сказать, что это вершина ваяния нельзя, но количество вполне перешло в качество, ансамбли глаз не режут. Верхняя терраса весьма обильно украшена скульптурой, включая парные бюсты всяких полуисторических персонажей, чьи имена можно почитать на уцелевших постаментиках, аллегории континентов и всяких зверушек и зверюг. Позабавили сфинксихи на крыльце самого Дворца 106): учитывая, что хозяева – Юсуповы вышли из мусульман, у них даже статуи, хоть и с голыми жопками и титьками, но зато в хиджабах. Нижняя терраса украшена не столь пышно, хотя изначально виды с неё открывались наверняка захватывающие. По тогдашней моде почти весь парк заполнен всякими «подсобными» сооружениями и довольно стандартным набором из обелисков, типа того, что в честь посещения усадьбы Александром III 107), павильончиков, типа такого даже расписного Розового фонтана 108) и самих фонтанчиков, которые, увы, пока не работают.
Самым заметным сооружением парка, бесспорно, является т.н. «Колоннада» 109) 110), которая должна была использоваться в качестве «Храма-усыпальницы» для убитого на дуэли брата известного Феликса – ликвидатора Распутина. Сооружение получилось размашистым, довольно странным, даже бестолковым, и архитектурно, и функционально, поскольку никакого усопшего тут никогда не водилось. Хотя интерьер очень достойный и в меру нарядный 111) 112). «Храм» - посвящение Екатерине II и прочие небольшие павильончики, преимущественно ещё не отреставрированные, особого интереса не вызвали. Но зато надо отдать должное советским архитекторам: два корпуса одноимённого санатория 113) построили вполне в стилистике усадьбы, с ходу и не отличишь.
К слову, была ещё выставка старых спортивных авто, по-моему, не особо в тему, хотя дворцы и дорогие машины, наверное близки друг другу?...
К нынешнему, слегка покоцанному парку примыкает церковь Михаила Архангела 114) 115), тоже относящаяся ещё к «доюсуповским» временам, вполне заслуженный XVII век: приземистая церквушка с каскадом закомар и «правильным» засеребрившимся тёсом на куполах. Старой начинки не осталось, зато снаружи приставили вполне удачный памятник ещё одной рано умершей девице Юсуповой, аж сам Антокольский ваял.
Пока всё, хотя, возможно, реставраторы ещё чем-то смогут удивить в будущем.

18) Царицыно
Загадочное Царицыно со своей причудливой «славянско-восточной псевдоготикой» - чисто российская затея. Это можно проследить, и в плане оригинальничанья со «своим путём», понадёрганным понемногу со всего света, и в плане того, что строили по-богатому, больше «для форсу», пытаясь обмануть турецких «партнёров», а потом плюнули и бросили. Хотя отчаянная эклектика немного сказочного пошиба очень радует глаз. Малые постройки, которых успели понастроить почти два десятка, всегда производили хорошее впечатление, прежде всего изобилием всяких претендующих на оригинальность архитектурных излишеств. При этом, и сравнительно большие здания, типа Первого 1)2), Второго 3) и Третьего4)5) Кавалерских корпусов, Малого дворца 6), и «основные» мосты: Большой 7) или Фигурный 8) и декоративные малые формы: Виноградные 9), Хлебные 10)11) ворота и большинство прочих построек сделаны в «едином стиле», если это можно назвать стилем, ну, по крайней мере, в единой и удачной «цветовой гамме» - красный кирпич в сочетании с белым камнем и уснащением псевдонеоготичекими украшательствами «восточного» типа.
До недавнего времени вся эта архитектурная идиллия сильно омрачалась только тем, что собственно основные здания так и не были построены, остовы зданий приходили в упадок, да и близлежащая территория в особом порядке не содержалась. Но неудержимый зуд во влажных ладошках московских «новоделов» привёл к тому, что екатерининские недострои волевым решением построили! «В порядок привели» и парковое «приложение» к архитектурному ансамблю. Понятное дело, что демократично настроенные блюстители старины найдут много бранных слов в адрес этих фантазёров, волюнтаристски и, разумеется, абсолютно ненаучно сляпавших откровенные новоделы на месте легендарных руин. Но у меня на этот счёт мнение сильно отличное. Хотя в отношении парка соглашусь – халтура, совсем не старались даже подстилизовать или искусственно «состарить» все эти пошленькие «облагораживания». Да и по поводу «достроенных» дворцов обольщаться не стоит: это не реставрация и даже не реконструкция, а вполне себе разнузданный новодел, не иначе как по «секретным документам», типа дневников Казакова и Баженова «избранное из ненаписанного». И при всём при этом, я – «за», да, так лучше, чем любоваться продолжавшими разваливаться руинами. В принципе, сделали вполне похоже на «настоящее», вполне можно поверить, что так и задумывалось, вполне вписывается в заданную малыми формами стилистику, ну раз уж так вышло. В основном дело коснулось потолочных перекрытий, крыш и дополнительных декоративных элементов, и, в общем-то у зеваки вопросов особых не должно быть, можно поверить, что так и задумывалось, разве что сомнения насчёт сочетания светлозелёных крыш с красно-белыми стенами, но их-то и перекрасить всегда можно…
В результате вместо руин мы получили, «наконец» Большой дворец 12)13)14) и Хлебный дом 15) и памятник Казакову и Баженову. Внешне, как уже сказал, претензий не имею, да и к интерьерам - тоже. В основном не заморачивались – просто сделали выставочные залы, местами приукрашенные стилизацией под неоготические потолки и дверными «порталами», похожими на стилистику внешних элементов 16). Но пару «парадных залов» сварганили 17)18)19)20). Они заведомо «придуманы» новоделами «в духе» парадных залов «той эпохи» и особым изяществом не отличаются. Но кое-что из новодельных фантазий даже понравилось, типа лестниц 21)22) и игры с зеркалами 23), хотя и пошленько это всё. Не особо понравилось туповатое копирование «подземного» входа в здание «в стиле» нового Лувра. Ну и наполнение экспонатами, в отсутствие, по сути, исторических интерьеров, откровенно говоря, слабовато. Хотя натащено в свежепостроенные дворцы немало всякого, начиная с раскопанных по соседству вятичьских «артефактов», и заканчивая современным инскусством не самого высокого качества. Запомнилось же совсем немногое: чудовищного размера венгерская сабля метровой длины и двухвершковой ширины, редкий портрет Екатерины II в трауре 24) по внезапно покинувшему её мужу, - сука лицемерная, редкие монеты, отчеканенные для «переходного периода» при протекторатом над Грузией 25,№11) и первом «воссоединении» с Крымом 25,№8-10), ну и для сравнения – собственно крымские монеты предшествующего периода 25,верх), для конца XVIII в.- настоящее позорище, впрочем, как и всё их шалман-государство! Есть ещё неплохая коллекция массивного русского серебра времён Фаберже, несколько ампирных побрякушек, фарфор и стекло не впечатлило. Ну и в 3-ем Кавалерском корпусе удивила конструкция "протороликов" 26) с шаром в каблуке.
Изрядно подновили ещё т.н. Оперный дом 27)28), в принципе сочетание затейливых окон, старой скульптуры и неплохих люстр вполне симпатично даже при полном отсутствии иных интерьерных изысков29)30). Наверное, стоит сунуть нос и в три Оранжерейных корпуса. Сами здания на фоне изысков дворцов вообще никакого интереса не вызывают, но тут можно полюбоваться на кучу всяких небезынтересных растений, кому что больше по душе, кому обычный пупырчатый огурец, кому ананас, а кому отвратительно выглядящий экзотический плод 31). Вполне по «царицынски» - кому венегрет, кому эклектика.

19) Музей Шахмат
Этот своеобразный музей, и исторический, и отчасти прославляющий советский спорт, по крайней мере, умственный, и, вроде бы вообще первый в мире по данной тематике, открыт формально ещё в 1980-ых, но я о нём узнал совсем недавно. Он расположился в старинном особняке на Гоголевском бульваре, д.14, сменившем целую череду владельцев, включая спонсоршу Чайковского, как это ни странно экспонирует преимущественно шахматы и то, что с ними связано 116). Основа собрания – коллекция советского чиновника Домбровского, который, очевидно, шахматы любил, хотя играть не умел, во всяком случае - на картине явно проигрывает собственной жене. Много чего добавили, вполне собралось на музей. Шахматы разных эпох, стран, форм и видов, не только обычных, но и 100-клеточных, с дурацкими фигурами танков и пулемётов 117), и иных вариаций, - всё это в любом случае достойно внимания. Включая забавные фигуры, противопоставляющие русских во главе с Петром I и ейной жинкой с турками: султаном и натуральным ферзём - визирем 118), опять же русских с персами 119), Фридриха Великого с… Наполеоном и т.п. несколько абсурдных противников, шахматы для разных случаев жизни 120) и близкородственные шашки 121), ну и, конечно натуральный столик с эпического ристалища «Крабова и Кальмарова». При этом сам дворец, построенный в начале XIX в., ещё и сохранил частично интерьеры конца того века 122). Преимущественно не особо оригинальная эклектика с элементами псевдобарокко 123) и мавританщины 124), не лишённая эстетики, ну и малоуспешные подновления. Впечатление производят и потолки с очень объёмной лепниной 125) 126), становящейся ещё более заметной при небольшой высоте залов. В целом - неплохое сочетание внешнего и внутреннего содержания.

20) Музей Истории Медицины
Относительно недавно появившийся музей Истории Медицины, занявший здание бывшего Ректората 127) моей альма-матери, – заведение сугубо специфическое, однако интересно будет не только медику. Это, конечно, не музей всей истории медицины, а скорее истории Медицинского факультета МГУ, выделившегося в 1930 г. в «Первый Мед имени И.М.Сеченова», но по сути это и есть почти 300-летняя история московской медицины. Вообще говоря, весь комплекс университетских клиник Девичего Поля, построенный ещё в конце XIX в. - весьма серьёзное достижение российской медицины. Довольно хорошо продуманная по тем временам инфраструктура ещё и с неким философским подтекстом: с началом в роддоме и церкви для крещения и окончанием моргом и часовней для отпевания. Помимо основного, ещё и весьма недурная архитектура, снабжённая весьма недурными памятниками выдающимся российским врачам и учёным, типа Сеченова, Пирогова и т.д., включая «залётного» гигиениста Эрисмана. В любом случае, надо отметить, что именно государственная медицина в России и при царе-батюшке имела заметные достижения, по крайней мере, в административном плане, и, по крайней мере, не в одном Санкт-Петербурге.
Сам же музей, на мой взгляд, вполне достойный, пусть и не столь зрелищный как (был?) в Киеве, но явно побогаче большинства иных подобных. Можно посмотреть на мемориальный кабинет Шервинского 128), не столько, конечно, врача, сколько чиновника по медицинскому ведомству, но судя по всему очень недурственного чиновника. Уважение внушает и его официальный мундир с архаичной треуголкой 129), - в серьёзных чинах был человек. Интересно посмотреть на достижения российских врачей и учёных. Например, упражнения Филомафитского в переливании крови 130), хотя это весьма авантюрное было занятие, до открытия групп крови оставалось ещё больше полувека. Разумеется, медицинский инструментарий местами пугающий, типа цепной пилы и щупа для отыскания пуль 131), или вот куда эту страшную стеклянную хрень 132) могли засунуть? Впрочем, есть и очень занятные инструменты, типа первого приборчика для измерения глазного давления и механического пособия для окулистов 133). Ещё круче физгармония для оценки слуха и особенно приспособление для визуализации звуковых волн (?) 134). Большим выдумщиком был и «именинник», сам Сеченов. Полученные «два» на экзамене по физиологии и весьма слабый собственно врачебный арсенал совсем не помешал ему стать великим физиологом. Помимо собственно опытов, Сеченов сам ваял всякие затейливые инструменты, типа портативного газоанализатора 135) и даже сам выдувал лабораторную посуду, правда, вот это уже непонятно зачем. Вообще, надо отметить, что, по крайней мере, университетские клиники были при проклятом царизме оборудованы на весьма приличном «мировом» уровне, начиная от водяных фильтров до установок для микрофотографии 136). Для специалиста интересны будут первые диагностические приборы, типа микроцитометра 137) или аналогового колориметра 138,верх), ну а на прочую «экзотику» 138) 139) или старинную аптечную сигнатуру 140) и зеваке тоже любопытно посмотреть. Демонстрируются, разумеется, и чисто медицинские «страшилки», типа коллекции страшно изуродованных разными деформирующими недугами костей, слепков, уродов в банках, камней из почек и пузырей 141) - куда ж без этого. Но отнюдь не меньший интерес лично у меня вызвала медицинская символика. В центральном зале 142), украшенном изображениями из пироговского атласа с распилам замороженных трупов, и фотопортретом слушателей какого-то курса, наглядно демонстрирующего почему ещё один неважный врач Чехов полагал, что мужчина без усов так же нелеп, как женщина с усами, стоят ещё и витринки с весьма небезынтересными медальками и знаками. Можно отыскать и первую медаль для награждения студентов МГУ ещё осьмнадцатого веку, и медаль в память посещения ЕИВ Александром II юбилейных университетских торжеств, и медаль конгресса тюремных врачей 142,слева), и знак выпускника Военно-Медицинской Академии, и знаки Врача-Лекаря, Доктора Медицины 143), причём и большие для сюртуков, и маленькие варианты для фраков. А вот этот знак 144,справа верх) с вензелем, напоминающим пасхальное «ХВ», на самом деле «ЖВ», всё равно никогда бы не догадался, оказывается - «Женщина-Врач»! Ну, советский значок «Отличника Санитарной Обороны» 144,справа,низ) уже не так повеселил, равно как и раннесоветские просвет-плакаты, где почему-то мухи сочтены переносчиками холеры 145). Второй этаж, посвященный войне больше «интерактивный» и менее интересный, но в целом и за музей, и за альма-матерь точно не стыдно!

21) Мемориальная музей-квартира Г. М. Кржижановского
Это, вероятно, тоже не новый музей, но в нынешнем виде открылся только в 2019 г. Его можно назвать музеем, совмещающим историю, культуру и технику. Ещё один старый большевик тоже поселился в модерновых апартаментах на острове. Дом, где располагается квартира, внешне получился неказистым 150), хотя да, это модерн. Но это тип модерна, который именуют «рациональным», без вычурных украшательств, с этакой претензией на тонкую элегантность в мелочах. В таком качестве, если ещё учесть, что это здание строилось для сдачи в аренду, и внешне, и особенно интерьерами, стилистика вполне поддерживается и радует глаз. Декораций немного, хотя чеканные металлические (!) потолки 151) можно назвать практически уникальными, плюс эклектичные печи 152)153)и модерновая фурнитура. Ну и мебель в принципе вполне гармонирует. Надо отдать должное и Кржижановскому: к народному добру он относился весьма заботливо, благодаря чему большую часть дома удалось сохранить более-менее аутентично. Вообще, что для старых большевиков редкость, Глеб Максимилианыч был весьма дельным и грамотным инженером-электротехником, прославившим себя, прежде всего, не революционными эксцессами и даже не авторством русского текста «Варшавянки», а электрификацией всей страны. Заседания по плану «ГОЭЛРО» даже проходили прямо у него на квартире. Этому посвящена часть экспозиции, где несколько покоробило злоупотребление образом Ленина 154) в любых малоподходящих качествах, типа пластины накаливания в киловаттной лампе! Таварыш Сталин вряд ли бы пазволыл сэбя так изображать! Ну, Кржижановский Сталина не особо и жаловал, а вот Ильича - особо, даже зачем-то имел при себе посмертную маску вождя и слепки рук 155). Из вещей хозяина 156) позабавила, при наличии дюжины шляп, «академическая шапочка» на манер тюбетейки, вошедшая в 20-ые гг. в моду у учёных «старой школы», удивило увлечение 3D-фотографией; ну и на чуть ли не единственный сохранившийся орден Ленина первой серии стоит посмотреть. Ещё в доме развернули выставку старой радиоаппаратуры, где кроме «тоталитарных» радиомонстров привлёк внимание звуковоспроизводящий аппарат с принципом «поющей бумаги» 157,справа) – оптической детекцией штрих-кодов на бумажной ленте. Ну это так, довесок к модерну.

22) Музей Военной формы
Не только для мальчиков будет интересен и новый музей Военной формы 158)159)160). В основном там представлены реплики обмундирования русской армии, начиная с Петра, но и это интересно. Неожиданными могут показаться и мундиры петровских полков 161), и кожанки драгун середины XVIII в. 162,слева), и странноватая форма кавалергардов 163,слева), и не менее странноватое облачение красноармейцев 164). Первые противогазы, конечно, должны впечатлить 165). Из «настоящего» ещё интересным показались групповые наградные нашивки 166), ну и опять же реплики необычных знаков различия, типа самоходчиков 167,справа низ), были такие 168,справа), на мотоциклах разъезжали. Из белогвардейского если и удивит что-то, то только убогость 169). Собственные достоинства особняка, где расположен музей, очень скромны, но местами остались.

23) Музей Истории ГУЛАГа
Это заведение я ни в коем разе не рекомендую к посещению, но сказать надо, раз уж зашёл. Поскольку нынешним «несоветским» в техническом плане похвастать нечем, пытаются «наверстать» в гуманитарном, причём не прославлением нового, а по привычке, обливанием дерьмом старого. Можно сказать в противовес советским, старым и доборотным, музеям создана, например, лавочка под названием музея Истории ГУЛАГа. Чтобы составить представление об этом куске истории нашей пенитенциарной системы, сходить можно, хотя интересного там мало. Насколько подобное заведение нужно непосредственно в Москве, уже очень большой вопрос, вполне достаточно разделов в краеведческих музеях разных мест не столь удалённых, ну например, в Воркуте, на Соловках или Свияжске. Но, как смогли – расстарались, спроворили довольно невзрачное здание, задекорировали его под тюрьму, этакую гламурную, конечно, ну и устроили вполне модный по современному «интерактив» с полумраком, пафосным декламированием квази-исторических документов и высвечиванием хроники и фотографий на фоне покорябленной кирпичной кладки. Настоящих экспонатов совсем немного, но обстановку вполне умело нагнетают. Насобирали всяких раздолбанных и нарочито жутковато выглядящих дверей 146), конечно же от расстрельных бараков и БУРов, - у-у-у, как страшно! Элементы лагерного быта и труда подобраны, разумеется, наиболее отвратительные и покоцанные: ну что может быть нагляднее для раскрытия кошмара ГУЛАГа, чем, например здоровенная циркулярка с пилорамы, разумеется вусмерть ржавая 147), ну и конечно, колючая проволока, без сомнений с ограждения очередного колымского лагеря! А вот хроника и настоящие «артефакты» особого впечатления ужаса не создают. Ну да, в 1920-ых проскакивает титр «концлагерь», ну было такое понятие, не Троцкий их изобрёл, а, вероятнее всего, американцы во время своей гражданской войны, но ужасов не видно: «сидят», курят, дрова таскают… Стенд с Соловецким лагерем 148) демонстрирует билеты – внутренние заменители денег, т.е. зэки что-то материально имели, и вот такие открытки с видом самих Соловков, которые зэки посылали родным: забавное «ноухау» коммуняк – открытка с видом собственной тюрьмы, типа, поглядите, дорогие, как я тут сижу… Есть конечно и страшилки, типа известных рисунков ушлой молдавской сиделицы, подъедавшейся при лагерной больничке 149), ну и убогие игрушки и одёжки несчастных детей, родившихся у посаженных и сосланных женщин 150), конечно, ничего кроме сочувствия не вызывают. Однако у большинства детей в то время были немногим лучшие, да и из детишек посаженных всё-таки выросло немало вполне достойных и заслуженных людей, правда, это уже не при Сталине! «Удачно» тут подобрано и сочетание «сталинских» «реалий» и пропаганды, например издевательско-показушная скульптурка «Сталин з дэвачкой». Но самое большое неудовольствие вызывает, пожалуй, не тенденциозность подачи материала, - защищать сталинских упырей глупо, - а то, что эта, ну можно сказать трагическая экспозиция превращается в культурно-досуговый центр, ну т.е., как и всё у нынешних «демократов» - в балаган, рассчитанный на праздношатающийся молодняк, который может побалдеть в полумраке, помедитировать, хряпнуть смузи с чизкейком под лагерную кинохронику… Хочется применить уже хрущовский термин для современных ему авангардистов! Ладно, это недоразумение…

24) "Крокус Океанариум"
Как это не удивительно, но в богомерзком конгломерате «Крокус Сити» возвели ещё один, конкурирующий аквариум, по современной тенденции

Опубликовано 19.09.15 lastdoctor