В этой статейке я свёл целую россыпь самых разнообразных объектов, разбросанных по западному берегу Мёртвого моря и напрямую не особо относящихся к каким-то определённым населённым пунктам, так проще.
Приезжая в Израиль, я изначально исходил из того, что ограничиться только посещением городов – явно недостаточно, даже для приблизительного знакомства с этой непростой страной. Поэтому сразу запланировал выезд в сторону Мёртвого моря. Правда сделал то, что не делаю никогда, нанял гида. Можете закидать меня кислыми финиками, но в предложенных обстоятельствах, на мой взгляд, это было необходимо. Во-первых, на общественном транспорте тут не наездишься, территория довольно слабо освоенная и малолюдная. Во-вторых, заметная часть предполагавшегося маршрута располагается формально на «палестинских» землях, и хотя территория предполагаемого «Палестинского государства» и реальная «автономия» - это две большие разницы, но тут всё равно постреливают, и даже будучи формально израильтянами, тамошние бедуинистые арабы не внушают никакого доверия. Ну и в-третьих, гид, как и предполагалось, знал о местности гораздо больше, чем куцый путеводитель. Сразу скажу, что не пожалел о том, что пользовался услугами гида, хотя берёт он дорого, израильтянин всё-таки! Но зато, вместо 4 объектов, которые я себе насочинял, мы успели посмотреть по меньшей мере 7.
В окрестностях города Иерихона среди типичной для Израиля довольно унылой Иудейской пустыни 1)2), частью песчанниковой, частью из спрессованных слоёв налетавшей из Африки пыли, в глубоком каньоне, пробитом периодически функционирующей речкой, обнаружился монастырь Св. Георгия 3). Интересно, конечно, тем более что это весьма древнее заведение с первых времён христианства. Монастырь наполовину вгрызается в скалу и заполняет большие пещеры, впечатляет. Но сейчас там идёт благоустройство, - как шутил гид, нынешнее израильское правительство запрещает жить в пещерах даже отшельникам, - ну и свежие постройки солидности сооружению не прибавляют. Хотя бывал я и в более масштабной пустыне, типа той, что раскинулась по всему побережью Перу от поворота на Арекипу до Трухильо, здешняя пустыня, кажущаяся безбрежной, способна, конечно, зачаровывать, вот и лучи, снисходящие сквозь плотные тучи, тоже добавляют эпичности 4). А вот неизбежные «бедуины»-гопники, даже не знаю, добавляют своим убожеством колорита или всё-таки опошляют величественность библейской пустыни.
Странное впечатление оставил и предложенный к визиту гидом Караван-Сарай Наби-Муса 5)6), тоже подзатерянный в пустыне и построенный вроде как 800 лет назад на т.н. Пути Пряностей. Издалека и чуть сверху большой комплекс со множеством куполов должен смотреться довольно солидно, как и все постройки из песчаника уверенно скрывает возраст и вполне может сойти за аутентику. Специфическая архитектура полукрепости-полугостиницы тоже небезынтересна. Ну а самое пикантное то, что арабы с целью привлечения единоверцев в тогда ещё христианские земли, пытались убедить в том, что именно здесь находится могила пророка Мусы. Вот, извольте видеть 7)! Правда, это могила именно Мусы, потому что где похоронены Моше, Мойзес и Моисей до сих пор не известно. Всё равно, интересно. Однако и тут затеяли совсем непонятно для чего ремонт силами арабов, и всю историчность как ишак языком слизнул. Экзотики тут достаточно: древнее мусульманское кладбище, «бедуины» с о своим убогим бытом и дромедарами, но это совсем не украшает сооружение, а наоборот, ввергает в уныние 8).
Гид настаивал, а отказываться было глупо, поэтому по пути заехали и на «истинное» Место крещения Иисуса 9). Хитрые евреи «перенесли» это место повыше по течению Иордана, благоустроили и стали настаивать, что именно там Иисус и основал религию своего имени. Но «учёные» установили, что это было не там, а именно тут! Хотя тут совсем несимпатичное место на мутно-зелёной узенькой речке, к которому ведёт весьма несимпатичная тропинка между руин, пробитая к тому же через до сих пор не разминированные минные поля! Ну понятно, что от омовения в этом священном водоёме истинно православного человека ничего не останавливает даже 2 января!
Дальше на юг пустыня чуть-чуть веселеет, по крайней мере из-за того, что на изломах скалы розовеют, пески становятся разноцветными, ну и при солнечном свете всё становится ярче 10)11). Ну и море, хоть и Мёртвое, всё равно приятно голубеет. В этой части пустыни стоит самая, наверное, важная историческая достопримечательность еврейского народа гора-крепость Мецада (Масада)12)13). Издалека я эту гору не запечатлел, - наверху мы оказались посредством подъёмника и почти не находились у подножия, - но она почти идентична вот этой 14) – трапециевидная с каскадными склонами. Смотрится очень внушительно. Крепость 15)16)17)18)здесь по всему периметру плоской вершины построили еще во II в. до н.э., а небезызвестный царь Ирод Великий окопался тут ещё более основательно и построил свой трёхуровневый дворец 19)20)21)со всем необходимым: огромными складами, термами с подачей пара через пол 22)23)24) и читальным залом с видом на бескрайнюю пустыню 25). Осталось от сооружений не так много, но масштаб и уровень архитектуры вполне представить можно, как здесь всё это строилось – тоже внушает уважение. Место, конечно очень странное для дворца, но для Ирода сойдёт. Хотя этот действительно великий по-своему правитель и не был тупым монстром, которого из него делают евангельские сказания, но оснований остерегаться недоброжелателей у него было предостаточно и без паранойи. Поэтому выбирал места для укрытий максимально уединённые. Правда, о том, что сам Ирод тут вообще бывал свидетельств никаких, так резервный бункер Ставки. Собственно славу Мецаде принёс и не он, а тысяча еврейских партизан, сбежавших из спалённого римлянами Иерусалима и прочих охваченных бунтом мест. Вспомнив об укромной крепости, они залезли на позабытую всеми гору и расположились со всеми удобствами в не пригодившихся хозяину бывших владениях Ирода. Якобы, даже отыскали запасы еды и воды, сделанные Иродом, и смогли ими воспользоваться. Через 70 лет?! В любом случае тут они просидели пару лет, особо ни в чём себе не отказывая, даже построили себе синагогу 26), которой у романизированного Ирода вроде как не было, и к ней ритуальную купальню – микве 27). Но римляне, понятое дело, разнюхали об этом сионистском гнезде и пришли мочить сепаратюг-террористов в сортире, ну или за не имением такового, в микве. Veni, vidi… но вместо vici чуть не cacari. Осаждали аж три года, безо всяких удобств расположившись в пустыне, и тоже успели много чего построить: несколько огороженных лагерей «по уставу» 28)29), полноценную циркуваляцию 30) и пандус, чтобы подкатить стенобитные орудия. По науке! В результате осаждённым всё-таки пришлось признать себя побеждёнными, но гордые сыны Израиля предпочли умереть, но не сдаваться. Их предводитель Элиазар бен Иаир толкнул мощную речугу, они бросили жребий, и 10 счастливчиков перебили всех присутствующих, а последний из них перебил остальных девять и вынужден был совершить самый страшный грех – самоубиться, почему-то выбрав именно такой путь, а не подождав римлян. Высокая трагедия, ничего не скажешь, явный посыл к борьбе и мужеству! Хотя история эта приведена только у одного историка, и то иудейского и весьма спорного – Иосифа Флавия, а уж откуда ему известно о пламенной речи Элиазара – вообще одному богу известно, так что всё похоже скорее на красивую легенду. Но вроде бы нашли и подтверждения осады и даже черепки с именами последних 10, кидавших жребий, хотя живьём эти черепки мне не попались.
Помимо всего этого драматизма на Мецаде можно увидеть странное сооружение, которое принято считать колумбарием 31), но именно для голубей, которых ели и приносили в жертву богам, византийскую церквушку 32), построенную заглядывавшими в заброшенную крепость монахами, ну и птичек-эндемиков: короткохвостую ворону и местную разновидность скворцов 33). В любом случае весьма интересный объект, внушающий уважение к мастерству древних строителей и упорству, как евреев, так и римлян. Не то, что нынешнее племя…
Ещё южнее, там где Мёртвое море окончательно превращается в искусственные водоёмы для добычи солей и калийных удобрений 34), в окрестностях кибуца Неве Зохар благодаря напористости нашего гида мы ещё посмотрели на здешние совсем грустные холмистые пустыни совсем уж казалось бы лишённые растительности 35)36)37). Но тут и козлы попадаются, ну в смысле нормальные, горные 38), бегающие по отвесным склонам и жрущие всё, что содержит органику, и скалы местные всё же довольно романтичные, напоминающие заброшенные города и крепости 39)40)41)42). Да и взаправдашняя крепость Зохар 43) тут есть, руины, конечно, где сидели какие-то очередные «тамплиеры», то ли с целью охранять здешнюю дорогу, то ли, наоборот, грабить на ней кого-нибудь.
Ну и относительно неподалёку, уже почти на самой южной оконечности Мёртвого моря находится гора Сдом 44), где, как предполагают был когда-то недоброй памяти город Содом. Сама гора уникальная, потому что в основном состоит из соли. Тут можно полюбоваться на обломок скалы, в котором предлагается увидеть Жену Лота 45), - крупная дама, и на несколько пещер, среди которых и пещера Лота 46), где как предполагается он бухал и совокуплялся со своими весёлыми дочурками после бегства из Содома. Интересно, хотя вид у пещерки так себе, если рассчитываете на то, что солевая пещера имеет сказочно-белоснежный вид, будете страшно разочарованы. Я уже был в соляной шахте в Величке, меня не удивило. Ну и тут это грязно-серая порода, где конечно видно на изломе, что это соль, и даже запах соли присутствует, но так – обычная дыра в горе48). Гид завёз нас и наверх, но тут точно не верится, что гора из соли, хотя виды на окрестности и Мёртвое море в предзакатных лучах не лишены приятности 49)50)51)52)53).
Не залезть в Мёртвое море я бы считал большим упущением и в окрестностях Эйн-Геди, где оно ещё не превратилось в промышленную зону, я это сделал 54). Удовольствие действительно своеобразное: плавать там почти нельзя, лучше лежать на спине, очень плохо, если вода… вернее солевой раствор попадёт в глаза, а когда вылезаешь, впечатление, что тебя облили маслом. Но тут всё цивильно, сразу можно всё с себя смыть и пытаться ощутить от омовения нечто благостное. Ну, в принципе есть что-то такое, хотя 15 минут и однократно – мало.
Обратный путь обогатил дневные впечатления ещё видами розовых от заката холмов на иорданском берегу, ну и стандартными пустынными видами 55)56)57)58)59)с песками и пальмами… В принципе, для того, чтобы ощутить, что такое «настоящий» Израиль такой дневной поездки вполне достаточно. А если нравится пустыня, то пожалуйста, тут почти вся страна такая!60)61)62)63)