Ветер Странствий
28 March 2024 20:29 мск  
Логин:

Пароль:

- запомнить
Забыли пароль?
Регистрация
Россия
Юрьев-Польской
Юрьев–Польской ****

Единственной настоящей достопримечательностью небольшого городка, заставляющей оставаться на слуху его имя, является Георгиевский собор 1)2) 3)4)5)– самый роскошный из всего белокаменного зодчества Владимирской Руси. Собор, построенный в XIII в. почти перед самым вторжением Батыя, стал последним подобного масштаба каменным храмом центральной Руси. В плане эстетики – это, наверное, вершина русского зодчества той эпохи. Вся поверхность была покрыта великолепной каменной резьбой 6)7)8)9)10)11)12)13)14)15)16), располагавшейся по продуманной схеме, в которую были вплетены растительные и смешанные орнаменты 17)18)19), изображения реальных птиц, зверей, включая волка 20), наверное, и даже слона 21), и всяких легендарных животных 22), вперемешку с «портретами» великих людей прошлого, ангелами и медальонами с образами святых 23)24)25)46)26). Мало чего понятного, даже со святыми, например, вот эти дамы с корзинами 27)28), таких пятóк. Но всё это, как и было положено в средневековье, содержало какую-то зашифрованную информацию, относительно понятную современникам. Всё это странноватое сочетание символов можно, конечно, приписать нашему исконному своеобразию, как в зодчестве, так и в православии, сохранявшем языческие и «тотемические» пережитки, хотя ещё больше подобная стилистика похожа на отголоски романского стиля, привнесённые итальянскими мастерами, по слухам, прислаными в своё время ещё Фридрихом Барбароссой. Судьба собора свидетельствует больше о втором варианте.
Увы, великолепие резьбы в значительной степени свелось на нет достаточно слабым инженерным обеспечением. Поскольку строили здешний собор больше через 30 лет после храмов Владимира и Боголюбова, как считается «чисто» русские мастера, только отдалённо «знакомые» с творческим наследием предшественников и даже современников из Новгорода, то, к сожалению, величественный храм, как это водилось у русских зодчих, простояв 225 лет, рухнул. Правда, повезло, что приехавший из Москвы воевода оказался в душе архитектором-реставратором и умудрился сложить остатки собора, как кубики, пусть и уменьшив постройку почти вдвое по высоте, и основательно перепутав каменный узор, но и на том спасибо, мог бы вообще всё развалить и расчистить место для новой постройки. Но даже в таком куцем виде Георгиевский собор поражает богатством своего внешнего убранства. Лучше сохранившиеся упомянутые храмы, как здания, смотрятся, конечно, солиднее, но их украшения не идут ни в какое сравнение с Георгиевским собором. Часть сохранившихся аутентичных резных камней и чуть более поздний каменный крест стоят внутри храма, куда пускают, хотя это довольно слабое дополнение к действительно великой внешности. Аутентичного там ничего не сохранилось, а за росписи всем известным и неизвестным малярам XIX в. следовало бы оторвать руки. Хотя на это можно вообще не обращать внимание.
Удивительно, что это чудом сохранившееся и едва ли не самое красивое сооружение домонгольской Руси до сих пор не состоит в ЮНЕСКО и вообще содержится с неким небрежением. Это прискорбно, потому что даже в не самом лучшем состоянии Георгиевский собор стóит иного целого города и уж точно один стóит того, чтобы приехать в довольно глухое место, в которое уверенно превращается городок.
Любованием Георгиевским собором вполне можно, при случае, и ограничить своё знакомство с Юрьевом-Польским, поскольку ничего хоть как-то сопоставимого по значимости тут больше нет. Если парой слов обрисовать историю городка, то был он основан на пять лет позже Москвы тем же деятелем, Юрием Долгоруким, потом ничем особо не примечательным князьком Святославом Всеволодовичем был построен собор и ещё чего-то культовое, ну и татары, как положено, городок спалили. Ну и всё, драматическая история нашей страны обошла как-то Юрьев стороной, хвалиться особо и нечем… Оставшиеся от крохотной крепостёнки городские Валы 27а), конечно, не впечатлят. Памятник Долгорукому 27) совсем современный и не особо убедителен, больно смирным получился буйный и деятельный князь, любивший своими долгими руками подраться и хапнуть чужого добра.
Впрочем, в Юрьеве есть ещё достойные внимания исторические памятники, к которым вполне можно отнести Михайло - Архангельский монастырь 28)29)30)31). Ничего особо знаменитого и хоть как-то сопоставимого с главной достопримечательностью тут нет, весь комплекс состоит из скромного набора довольно простеньких сооружений. Самое старое сооружение - Знаменская церковь 32) больше напоминает сарайчик с маковкой, а самым ценным всё-таки стоит назвать шатровую колокольню 33), стандартное, но крепкое сооружение. Богословская надвратная церковь 34) и компактный собор Михаила Архангела 35)36) архитектурно небогаты, но украшены многочисленными куполками, что придаёт силуэту монастыря некоторую весёлость. Для пущей этно-аутентики перетащили ещё маленькую деревянную Георгиевскую церквушку 37)38). И хотя деревянное зодчество – это у нас святое, она какая-то «неживая», без окон без дверей и совсем вырванная «из контекста». Всё целиком смотрится, в принципе неплохо, хотя, опять же какая-то неухоженность сильно вредит восприятию. Почему-то и на без того несильно благоустроенной территории на самом видном месте считают возможным вывалить кучу угля и рядом кучу золы. Цветочки, кем-то заботливо возделываемые, не особо спасут.
От музейчика, развёрнутого в Архимандритском и Братском корпусах, многого никто не ожидает, он и действительно небогат, хотя может похвастать забавным провинциальным «набором» из конной молотилки 39), симфониона 40), элементов купеческого быта 41) с изразцовыми печами и подборки резных наличников, а также гигантскими полутораметровыми гуслями. Плюс небольшая экспозиция, посвященной Багратиону, умершему от раны, полученной при Бородино в усадьбе Голицыных в 20 км от города. Как довесок к основной достопримечательности музей – вполне неплохо.
Неоправданно громадные гусли из музея можно считать в числе плодов малопонятной гигантомании, внезапно охватившей всегда остававшийся скромным городок в начале XX в., когда тут стали зачем-то возводиться неоправданно масштабные постройки. При некоторых архитектурных достоинствах собора Живоначальной Троицы 42) – не худшей версии украшенного неовизантийского стиля, такое сооружение модно назвать изысканным вандализмом: его здоровенная туша могла бы совсем затмить соседний Георгиевский соборчик и напрочь убить всё очарование древнего храма 43) 44). Грешным делом можно тайком порадоваться, что коммунисты сбили с монстрика купол и вообще сильно понизили его «социально-архитектурный статус».
Не иначе как в градостроительном комплекте на другом конце городка стали возводить отчасти похожий по стилю и по излишней монументальности комплекс Петропавловского монастыря 45). Могучее монолитное сооружение из церкви и колокольни 46)47), довольно оригинальная смесь из неовизантийского стиля и зубастой готики, кажется интересным и даже изящным, надо бы ещё отремонтировать как следует. Обо всём прочем судить трудно, видимо не достроили, а потом всё пришло почти в ничтожество, в любом случае - не по Сеньке шапка.
Есть и ещё несколько церквушек куда более соответствующих здешней скромности. Они, правда, и не представляют особой ценности. Вознесенскую церковь можно запечатлеть 48), как образец типичных для здешних церквей обрамлений окон. Ну а Покровская церковь известна только мощами того самого Святослава Всеволодовича, бог весть как выбившегося в святые. Сама по себе неказистая вблизи, в составе всегда какого-то облупистостого комплекса плохо сочетаемых построек разных эпох, она, тем не менее, имеет приятную способность демонстрировать достаточную фотогеничность в комплекте со своей колокольней 49) и переплюистой речкой Колокшей.
О светской архитектуре, увы, тут говорить вообще не приходится, даже о деревянной. Вопреки обыкновению, симпатичных избушек не попалось, разве только несколько приличных домиков на ул. Железнодорожной, много домов брошенных. Старых каменных зданий осталось довольно много, но они и «при жизни» ничем особым не выделялись, а, став общественным достоянием, вообще выглядят как лабазы, зато самый банальный амбар конца позапрошлого века позиционирует себя памятником архитектуры…
Но совсем уж ощущения запустения и разрухи городок не оставил, тут стараются как могут, дороги хоть как-то кладут, цветов много сажают 50), а многочисленные цветники хоть как-то, но компенсируют убожество архитектуры. Впрочем, это нужно больше самим горожанам, а приезжему вполне достаточно Георгиевского собора.

Опубликовано 18.05.20

«Ветер Странствий» © 2012   Контакты