|
Европа
"Нерусская Франция". По и Тарб
По ****
Выбрав своей базой для поездок по юго-западной части Франции Тулузу, с одной стороны, получаешь возможность посмотреть сразу несколько совершенно разных по характеру и колориту исторических земель, от Прованса до Пиренеев, от почти каталонского Перпиньяна до почти баскского По, но с другой, сталкиваешься с тем, что этот дальний угол страны недаром находится в углу: ездить из Тулузы куда бы-то ни было – дело хлопотное. Приходится задумываться, а стоит ли тот или иной город такого выезда. По, всё-таки, стоит, ну хотя бы из уважения к истории и к культурно-исторической родине двух королевских фамилий.
Хотя, если ждать от По, бывшей столицы полу-самостоятельного Беарна, французской басконии, чего-то заметного невооружённым глазом баскского или чего-то столичного, то можно разочароваться. Луше всего просто отметить для себя, что побывал в историческом центре одной из исторически значимых французских провинций.
Город не показался сильно интересным с точки зрения архитектуры; как и большинство городов французского юга, По не особо примечателен. Старый город есть, но застроен в основном малоинтересными домами неопределённого возраста и стиля, чаще из серого камня или оштукатуренными 50 оттенками серого. Хотя тут наверняка сохранилось немало по-настоящему старых домов, впечатления исторического города не создаётся: ни особой романтики, ни особой живописности, характерный пример - улица Гасьон 1). Ну уж в самом центре, на улице Шато 2) отыщется целая группа старинных, на вид, домов, но тоже очень скромных. Впрочем, и понять, когда то или иное сооружение было построено, довольно трудно, вполне возможно, что по-настоящему средневековых и вовсе не осталось. Запоминающихся архитектурных памятников тут нет. Даже здания комплекса Парламента Атлантических Пиренеев (3), это так теперь называется Наварра, я никак не готов занести в разряд выдающихся. Топорная, ну пусть и добротная архитектура, не обременённая избыточной фантазией. Что-то особо местное, «национальное» тоже отметить трудно, вполне «стандартные» для старой Франции дома, соответственно для своих исторических периодов. Вот этот вид с Пиренейского бульвара 4) ничуть не отличается от любого очень среднего французского квартала. Рядышком можно отыскать необычное здание с квадратной башенкой-фонарём 5) «непарижского» вида, но к числу особо удачных находок не отнесёшь. Монумент Мёртвым По – тоже вполне стандартный. Ратуша По 6) – не серая, а серо-розовая, но это тоже типичное здание такого рода, такие ратуши стоят по всей стране. Из архитектуры XIX в. я тоже ничего особо отметить не могу, вот, единственное солидное и заметное здание на площади Клемансо 7) в большинстве других городов никак бы не было отмечено.
На окраине старого города стоит ещё дворец Бомон 8), условно барочный, но он и изначально не особо выдающийся, а сейчас вообще выпотрошен полностью, и не только не сохранил интерьер, но и внешне перестроен с явным небрежением к аутентичности и без особых улучшений.
К сожалению, ничего выдающегося не отыскать и в церквях По. Честно говоря, не знаю уж как получилось, что в этом рассаднике самых злостных гугенотов нынче практически все церкви – католические. Но эта победа контрреформации, очевидно, привела к тому, что старых храмов в городе не осталось. То что есть – это всё неприкрытый XIX в., причём до неприличия скучный. Церковь Сен-Мартан 9) – серый конец XIX в., снаружи ну совсем не старались. Внутри повеселей 10)11), да и можно отметить, что католики всё-таки, пусть и по инерции, воспроизводили в новой церкви всякие декоративные элементы под готику, поэтому интерьер выглядит, по крайней мере, достойно. Сен-Жак – такой же скучный, ну разве что более впечатляет двумя башнями, ну и внутри – «типовая» для XIX в. неовизантийщина и неоготика 12).
По стоит в предгорьях Пиренеев, пока едешь, уже можно полюбоваться на них 13)14), а в самом городе принято хвалить виды, открывающиеся из его верхней части на настоящие высокие Пиренеи. Это вообще не особо хорошо, когда дивными видами пытаются отвлечь от скудости архитектуры, но ладно ещё, если эти виды есть. В По и с этим не повезло. Текущую через город Гав-дю-По, настоящую горную речку почти не видно, поскольку она остаётся внизу, а старый город стоит на её высоких берегах. Наверх заехать от вокзала можно на Фуникулёре, местной достопримечательности, на мой взгляд, логистически не совсем обязательной, но зато бесплатной. А вот с Пиренейского бульвара виды на обещанные заснеженные вершины оценить не удалось, поскольку погода была отвратительной. Хмара и дождь, конечно, никак не способствовали и благоприятному впечатлению от всего города в целом, и желанию походить, скажем, по паркам. Хотя, благодаря пальмам и цветникам всё равно сложилось впечатление не столько горного, сколько «южного» города, у нас довольно стойко ассоциирующегося с морем, которого в По, разумеется нет. Приятно, но этого мало.
Ну так и зачем же ехать в По? Возвращаемся к нашим беарнам. По – родина аж двух будущих королей – основателей европейских династий. Первый, разумеется, Анри IV, редкой целеустремлённости и при этом редкой принципиальности человек, ставший из непонятно кого французским королём и запустивший династию Бурбонов, сидевшую во Франции до 1848 г., а в Мадриде и Люксембурге сидящую поныне. В По стоит замок По 15), где Анри IV имел честь родиться. Это, разумеется, и есть главная достопримечательность.
Замок вполне солидный, строившийся однозначно ещё с мыслями о необходимой обороне и потому стоявший как положено на возвышении, в некоем отдалении от населённого пункта, и окружённый со всех сторон довольно глубоким и широким рвом. Не знаю уж, откуда там бралась вода, но она там была, сейчас нет. Ну и вокруг замок нынче облеплен домами, так что его тактические достоинства, конечно, сошли на нет. Комплекс замка явно разнородный 16), поскольку тут перемежаются совсем средневековые постройки, типа кирпичного прямоугольного донжона 17), ренессансная основа более-менее типичного замка 18) 19), эстетизированного и предназначенного уже для гораздо более комфортного проживания, ну и ещё какие-то добавки ещё более позднего периода. Разумеется, в XIX в. всё это, как и почти все исторические постройки во Франции, очень сильно подновляли, а то и перестраивали, но сойдёт за настоящее.
Дождь скомкал посещение Замка, сильно укоротив знакомство с его внешними атрибутами, хотя внутренний двор с необходимыми для ренессансного замка украшательствами 20)21) успел понравиться. От интерьеров особо многого не ожидалось, хотя они тут есть, и тоже вполне недурно воспроизведённые. Осталась резьба и лепнина с позднеготическими и ренессансными элементами 22)23)24), в основном в коридорах 25)26)27) и наружных обрамлениях окон, что очень оживляет внутренние помещения. Ну а большинство залов, конечно, пустоваты 28)28), хотя сюда насобирали достаточное количество хороших шпалер 29)30)31), вполне современных эпохе Анри, т.е. ещё до создания фабрики Гобеленов. Шпалеры и очень хорошо создают ощущение обитаемости в небогато украшенных комнатах, и, помимо своего высокого качества и красочности, привлекают внимание попадающимися забавными сюжетами: вот персонаж, смахивающий на самого Анри, заигрывает с очередной привлекшей его особью женского пола 32), вот заботливо воспроизведённые тестикулы у собачек 33). Помимо шпалер, интерьеры усугубили похожей по стилю мебелью, в основном, конечно, «под старину» 34)35)36). Хотя сделали в целом вполне похоже 37), но вероятнее всего, уже «во вкусе» уделявшего большое внимание замку Наполеона III. За аутентичность чего бы то ни было поручиться нельзя, даже за люльку самого Анри, сделанную из панциря большой черепахи 38), не говоря уж обо всём остальном. Например, внешне очень солидные статуи Анри IV и его министра 37) сделаны из папье-маше! Здорово, конечно, но «осадочек»-то остался… Впрочем, впечатления вполне приятные, всё-таки, благодаря вниманию даже противников Бурбонов замок оставался вполне себе живым. Наполеон I, правда, довольно специфически уважил родовое гнездо предшественника, используя его как тюрьму, зато потом тут гостили всякие важные персоны. При том, что в плане отсутствия канализации замок оставался вполне аутентичным. Ничего удивительного, что накопилась коллекция непривычно утончённых туалетных принадлежностей 38). Так что всего понемногу в замке есть, лишний раз пробуждает интерес к неоднозначной фигуре самого известного беарнца – Анри IV.
Разумеется, есть тут ему и памятник 39) на Пляс Ройяль 40) с довольно странными рельефами по бокам.
Ну а второй известный уроженец По – сын юриста Жан-Батист Жюль Бернадотт, в какой-то степени, учитывая стартовую позицию, добился ещё большего, тоже став королём, пусть и Швеции. Настоящий исторический анекдот: чумазый санкюлот, по легенде набивший татуху «смерть тиранам!», закончил свои дни королём другой страны. Разве не интересно посмотреть на отправную точку столь блестящей карьеры? В По сохраняют родной дом Бернадотта 41), - не хижина, конечно, но довольно скромный даже для юриста. Никаких стоящих экспонатов тут нет, и от обстановки, кроме воспроизведённой кухни 42), тоже ничего не осталось, но всё равно любопытно.
Прятаться от дождя в По ещё можно в совсем неплохом музее Изящных Искусств. Здание не заслуживает того, чтобы его запечатлеть, и шедевров тут не наблюдается, но можно отыскать Эль Греко, Рубенса, Йорданса, что удивительно не «сатира» и не «бобового короля», Дега ну и ещё несколько очень недурных работ.
Краеведческий музей, возможно, был бы небезынтересен, но он тоже спрятался от дождя и так и не показался на глаза. Так что осталось ещё пара-тройка свободных часов на посмотреть соседний Тарб. Поехали?
Тарб *
От Тарба многого не ожидалось, в него можно заскочить по пути из По в Тулузу. Но даже в отсутствии больших ожиданий он оказался наредкость серым и безликим городком. Хотя начиналось всё весьма бодренько – прямо рядом с вокзалом обнаружился музейчик Масси 43) в довольно интересном здании с выделяющейся башней, ничего особенного, но что-то мудехаристое можно заподозрить.
Базовая коллекция музейчика, как и положено заштатному городку, небогата: плохонькая галерея, плюс совсем ненавязчивое краеведение. Запомнилась лишь редкая по изуверству картина с изображением какого-то древнего беспредела 44), написано, что какого-то триумвирата, не иначе после смерти Цезаря? Но удивляет на ней даже не свалка отрубленных голов, а методичность их учёта клерками, впрочем, по описаниям позднего Рима - ничего удивительного: башки летят, контора пишет… Но настоящим достоянием музея является не пинакотека, разумеется, его собрание очень усилено специфической коллекцией, очень неплохо раскрывающей тему лёгкой кавалерии в её наиболее яркой ипостаси – гусарстве. Как ни странно, собственного гусарского полка в Тарбе никогда не было, - видимо, принцип формирования во Франции отличалась от нашего, с базированием гусарских полков в небольших приграничных городах, типа Гродно. Но зато в Тарбе были обширные конюшни и конезавод, из-за чего транзиторные гусары тут периодически заводились. Этими обстоятельствами воспользовались музейщики и создали действительно стоящую экспозицию о гусарах. Пожалуй, это единственный известный мне музей, посвящённый именно им. Хотя затейливая крикливая форма этой элитной конницы встречается во всех военных музеях, но такого насыщенного представительства нигде не видел. Можно полюбоваться на крайне специфическую амуницию и аксессуары от самых истоков и вплоть до XX в. Среди самых старых экспонатов, в отсутствие, увы, хрестоматийного «крылатого» польского гусара времён Пожарского, запомнился больше всего здоровенный палаш в 1,5 метра длиной 45). Ну а дальше можно фотографировать все мундиры подряд, чего тут только нет! Даже самые обычные-то, самого что ни на есть периферийного полчишки гусарские шмотки: всякие ментики – опушённые накидки и доломаны – короткие «косухи» по изысканности и витиеватости превосходят генеральские мундиры, а уж парадная форма и амуниция гвардейских полков и вовсе больше похожа на карнавальные костюмы. Безумно непрактично, даже на фоне очень странной формы тех эпох у других родов войск. Разве что кожаные вставки на штанах как-то примиряют гусар с действительностью 46)47). Французы же в карнавальности 48) переплюнули даже родоначальников – венгров, вот это одеяние с непомерной меховой шапищей и «лепёрдом», словно снятое с самого развесёлого и раздолбаистого наполеоновского маршала Мюрата вообще производит впечатление какого-то балагана 49). Но в таком, тем не менее, кто-то воевал, и, судя по французским достижениям 200-летней давности, совсем неплохо. А помимо таких нарядов, французские гусары и из волос ваяли чёрт знает что 50), на зависть не только пейсценосцам, но даже безумным парикам XVIII в. Любопытно оценить весь спектр гусарства 51) во всей его изрядно расширившейся к концу XIX в. географии, захватившей 30 тогдашних стран, не только какую-нибудь Голландию 52), но даже Канаду. Ещё неизменный восторг вызывают здоровенные жестяные черепушки с костями на шапках последних немецких гусар 53)55)56), уже ознакомившихся с махновскими тачанками. Причём, даже признав превосходство пулемётов и танков, гусары не пожелали сойти с исторической арены и трансформировались в… авиаподразделения. Ну да, что-то от лёгкой кавалерии в первых пилотах было: та же плохо контролируемая удаль и то же раздолбайство, разве что шлемы стали железными, но зато, как вам понравится форменная шуба 57)?
В общем, для затравки музей что надо! Однако, выйдя из него, гость Тарба столкнётся с очень серьёзными проблемами в плане подкрепления полученных приятных эмоций. Парк позади музея на особую достопримечательность не годится, даже вместе с цветниками, павлинами и какими-то малоубедительными руинами. В тех райончиках, до которых можно дотянуться собственными ногами, отыскать что-либо достойное обсуждения не получилось. Ратуша – до боли стандартная, а больше ни одной хотя бы солидной постройки! Ну разве что собор Нотр-Дам де ла Сед , по определению должен привлекать внимание. Хотя и тут особой отрады для глаз не найти. Изначально что-то околороманское, наверняка разрушенное до основания и потом кое-как собранное в околоренессансном силуэте: получилось сооружение слишком правильной формы с прямолинейным «рубленым» унылым фасадом, в принципе не совсем стандартное и в комбинации красных кирпичей и белых камней, более старых, вероятно, но я его почему-то не запечатлел снаружи. Интерьер довольно простенький 58). Можно отметить только необычное решение алтарной части в виде беседки-ротонды 59), ещё и с пентаграммой на полу, и очень лаконичные, по светлому фону, и потому более-менее симпатичные росписи, конечно XIX в. Больше смотреть, пожалуй, и не на что, по крайней мере, в той части, которую можно назвать историческим центром.
Хотя старые здания в Тарбе, разумеется, остались, взять хотя бы дом, где родился маршал Фош – герой Первой Мировой. Старенький, 200-летний жёлтый домик, совсем небольшой, даже поменьше «родового гнезда» Бернадотта в По. Что таится внутри мемориального домика, выведать не удалось, потому что, несмотря на навязчивую рекламу этого филиала музея, работает заведение по очень утончённому графику, - в этом регионе вообще многие объекты имеют причудливые графики работы, например с 9.45 или до 17.15, - короче не успели. В отместку даже и фасад не запечатлел, хотя этот дом, к моему ужасу, оказался едва ли не самым симпатичным во всей «исторической» части Тарба. Всё остальное – абсолютно неинтересные кубики и параллелепипеды, цветастые, но очень простенькие и совершенно не создающие впечатления «исторического центра».
И даже на открытках с видами города обнаружились только более-менее симпатичные фонтанчики, впрочем, вполне банальные, и то вразброс по каким-то периферийным скверикам! Есть ещё большие конюшни где-то на окраине, но как-то конную тему развивать не тянуло. Ну и всё, скукота, даже ни пива, ни мороженного…
Конечно, с такими скромными достоинствами отдельной поездки Тарб совсем не заслуживает, сойдёт только как попутная добавка к По…
|
|
|