|
Европа
Незатасканная Италия. Удине и Аквилея.
Удине ****
Если исследовать территории, лежащие между Венецией и Триестом, то выбор, в общем-то, небольшой, Удине – вариант напрашивающийся. Но, честно говоря, только на относительном безрыбье можно заниматься отысканием его достопримечательностей и рассматривать их всерьёз. Удине кажется городом каким-то сонным и скучноватым. Архитектура – довольно вялая, плохо тут и с отдельными архитектурными памятниками, и тем более с ансамблями. Хотя город в основном довольно аккуратный, - даже в парковом прудике плавают разноцветные рыбки, но за старыми домами, не сказать, что сильно хорошо следят, встречаются явственные элементы разрухи, о поддержании историзма старых кварталов тоже особо не заботились, даже в центре понатыкано всякой дряни. Вот церковь Сан-Франческо 1), почти ровесник самого святого, и сама не особо заботливо реконструирована, и стоит ныне в грязноватом квартале с безобразными новостройками. Отдельные интересные домики, как на улице Камиано 2) - единичные и никакой поддержки от окружения не имеют. Чуть поискав, можно, конечно найти и «по-прежнему» старые райончики, но даже площадь Матеотти 3)4) способна продемонстрировать лишь отсутствие следов былой красоты.
Домики более новых стилей, например, палаццо Д’Аронго 5), дом с ангелочками на улице Пьяве 6) или скромный модерн 7) слегка освежают общую сероватость, но они тоже единичны и не очень внушительны в плане архитектуры. В кадр ещё попал дом, украшенный лепниной с коровьими черепами 8) – всегда казавшимся мне странным символом ещё из древнеримской эпохи.
Я бы не сказал, что и принадлежность Удине к Венецианской Республике сильно пошло на пользу облику города. Венецианский стиль – штука весьма своеобразная, и в отличие от самой «не от мира сего» Венеции, не столь уж выигрышно смотрящийся без творческого переосмысления. Вот и главная в Удине площадь Либерта 9)10)11) с наиболее заметной Лоджией Лионелло 12)13) выглядит весьма посредственной копией с венецианской пьяццы. Явно венецианское палаццо стоит и посреди довольно унылой площади XX сентября 14), с трудом сохраняя свои архитектурные достоинства. Конечно, все эти палаццо представляют интерес, но для человека, побывавшего раньше и в Венеции, и ещё в двух десятках по-настоящему интересных городов севера Италии откровением не станут.
Скучным мне показался и комплекс Кастелло 15) – не бог весть какая внушительная фортеция с небольшой зубчатой башенкой с несколькими небольшими и невзрачными домиками и отсутствием яркой стилистики, разве что с золочёным ангелом на замковой колокольне. Главное здание на территории Замка – музей почти «всего сразу». Это, разумеется, палаццо с росписями на потолках 16)17). Тут есть неплохо сохранившийся зал с резными украшениями и масштабными росписями, среди которых есть и Тьеполо, правда, местечковый какой-то. Есть археологический музей, запомнившийся забавными античными фигурками с довольно редкими сюжетами: на одних изображены наездники на разных животных, не предназначенных вообще-то для этой цели 18), и умилительная сценка с купидоном, «усыновлённым» собакой со щенками 19). Есть и пинакотека с сомнительным Караваджо, картиной с Христом, с увлечением перебирающим гвозди, которыми был прибит, и множеством рисунков Тьеполо. Били тут и старинные карты с этнографическими картинками, московиты с татарами отнесены, естественно, к Азии 20). Ну и музей рисорджименто, где можно полюбоваться на красные рубахи на манер гарибальдийцев, от самых кондовых до уже огламуренных 21).
Собор 22) довольно весёленький, не лишённый внешней эстетики23), ничего особо оригинального, но более-менее добротное пёстрое барокко с лепниной24)25)26)27), крашенными барельефами и, естественно фресками, хотя и с висящими по станам всякими католическими глупостями, типа серебряных ручек-ножек-сердечек. В капеллах кое-где сохранились и фрески постарше28). Стоящий рядом Ораторий 29) понравился даже больше, он не перегружен декорациями, но необычные фрески серебром 30)31)по золоту гораздо качественней, а весь интерьер более осмысленный.
Но самым интересным объектом следует признать Архиепископский дворец или Патриархат 32). Это не очень большое и скромное внешне здание 33)имеет богатое содержимое, опять-таки потолочные и стенные фрески и прочие барочные и рококошные финтифлюшки34), гораздо солиднее, чем в Замке. Обстановка и сюжеты фресок вполне себе светские, автор в основном всё тот же Тьеполо, из-за этого вспомнился Вюрцбург. Правда, фрески тут какие-то тускловатые, да и не такие мастеровитые, как у него обычно, словно кто-то их уже неумело подновлял, но в целом очень декоративно и внушительно смотрятся. Есть ещё собрание «наивной религиозности», где запомнилась резная композиция с Христом, стоящим в чаше.
В принципе, город ничего не утаил, практически всё, что заслуживало внимания, показал, - смотри и можешь делать выводы, что всегда приятно. А то, что особо ничего уникального не увидели, так это вы, батенька, просто зажрались!
Аквилея ****
Я и раньше подмечал, что, в отличие от заальпийских древнеримских баз, в основном превратившихся в крупные европейские города, важные италийские центры по большей части претерпевали разную степень деградации или забвения. Аквилея вполне подтверждает верность этого наблюдения. Самая значимая колония на севере Адриатики, возникшая значительно раньше, скажем, Венеции, сейчас предстаёт просто посёлком, редкими домиками обсыпающим большие зоны археологических раскопок35). Причём, расположен он как-то не по-христиански далеко от железной дороги, а местные автобусы совсем не сотворяют культа из своего расписания. И, тем не менее, забравшись в Триест, вполне стоит посвятить Аквилее хотя бы полдня. Славится посёлок своим богатым палеохристианским наследием, по древности превосходящим даже Равенну. Причём, вся эта околоархеологическая кутерьма, по-видимому, и является градообразующим фактором, ну разве что наряду с небольшим ликёро-граппочным заводиком.
Тут действительно очень много сохранившихся материальных свидетельств торжества христианской веры в позднеимперский период. Центром всего этого благолепия является церковь Санта-Мария Ассунта 35)36), даже после нескольких перестроек внешним видом никак не дающая усомниться в своей сермяжной романскости37)38)39). Удивительно, что практически на всей площади пола сохранились очень большие и довольно затейливые мозаики, как считается - аж IV века40)41)42). Конечно, это очень интересные экземпляры, вполне удовлетворяющие не только любопытство, но и эстетические требования. Достаточно технично выполненные, с хорошей колористикой, при поправке на возраст, они прекрасно демонстрируют всю наивность древнеримского христианства, что делает их особенно приятными: христианские мотивы очень ненавязчивы и прекрасно уживаются с обычными для древнеримских мозаик зверушками43), рыбами и каракатицами44)45). Можно полюбоваться и на не совсем обычных зверей или, к примеру, истреблённых тура и кваггу 46). Очевидно, очень популярным сюжетом для ранних христиан были и различные эпизоды спасения душ на водах, тут и кто-то из святых, и всяческие крылатые персонажи 47)48). Ангелоподобные персонажи, пожалуй, тоже в наследство остались, ведь карапузы на полу у торговца зверями из Пьяцца-Армерина, уж никак не христианина, не ангелами были?
Мало того, кроме основного зала храма можно полюбоваться на весьма обширные мозаичные полы крипты Скави 49)50)51) с даже более художественными животными и звездой Давида52), в Баптистерии и даже на полу колокольни 53). Из немозаик можно насладиться очень недурными фресками времён первых крестовых походов, в т.ч. и с реалистичным отображением тех событий в соответствующей крипте Аффрески 54)55). Тут же и чудесные католические реликвии – художественно оформленные косточки 56). Но мы же приехали смотреть на палеохристианские мозаики? Ещё? Запросто! Такую возможность предоставляет музей Раннего Христианства, построенный над полом ещё одной большой церкви, сохранившим значительные фрагменты мозаик 57)58). Они попроще, уже со всякими пояснительными надписями, но тоже интересно, особенно если именно с них и начинать. Прочие экспонаты представлены камнями, среди которых можно отметить одно из первых, наверное, изображений св. Петра и Павла, их профили смотрят друг на друга. Всё прочее скорее может продемонстрировать одичание христианизирующегося народа – грубые фигуры, кривые надписи.
Можно и ещё - на довольно обширных полянах, где уже что-то раскопали, где-то что-то ещё копают. Количество церквей поражает. В зоне раскопок «Ареа Сакра» с очень плотной застройкой 59)60) пяток зданий явно имели сакральное значение, и там сохранились фрагменты мозаичных полов, немногим хуже уже увиденных. Но вообще, при всём размахе древнего поселения домики стояли маленькие, тесные, прижимавшиеся друг к другу не хуже, чем на руинах в Эрколано.
Вывод: аквилейские мозаики особым разнообразием не отличаются, они, конечно, и по качеству, и по фантазии уступают тем, что на вилле в Пьяцца-Армерина, византийском дворце в Стамбуле, лучшим представителям из Помпей и перенесённым оттуда в Неаполь. Но количеством и полнотой сохранившихся аутентичных покрытий Аквилея всех переплюнет, что, разумеется, ценно.
Кроме древних мозаик, честно говоря, смотреть особо уже не на что. Во многочисленных зонах раскопок просто камни от чего-то: тут был речной порт, сейчас ни порта, ни реки, тут был рынок, ну это уже не интересно!
Из новых церквей понравилась капелла Сан-Антонио 61), больше даже не своим искусством, а своей примерной безотказностью, - открыта была весь день в отличие от всего остального, и жизнерадостностью – сюжеты росписей 62)словно от древних переняли, - ангелы на лоне природы.
Определённые надежды можно возлагать и на местный Археологический музей. Он, правда, начинает работать тогда, когда закрывается музей Раннего Христианства, и в нём уже разбирались после стакана местного, не самого хорошего ликёра. Ничего особо интересного в нём я не обнаружил, хотя всего понемногу. Инсталляция из погребальных урн вызвала сомнения, по-моему, это просто скульптурная «фантазия», хотя может, так их и составляли 63)? Опять-таки фрагменты мозаик с головами совсем уж непонятно кого 64), без нимбов и не признаешь, а нимбы в те времена как-то ещё не входили в джентльменский набор. Пара экспонатов, то ли из-за плохой сохранности, то ли из-за приподнятого настроения показались весьма двусмысленными. Вот этот фрагмент чего-то 65) - не эротическая сцена ли? Я знаю, снимок отвратительный, - пил я, но на резкость так и не навёлся аппарат! А этот камень 66) с птерофаллосом или всё-таки это у льва голова такая?
В общем достаточно и того, что посмотрели, а то ведь особо засиживаться некогда – до ближайшей станции Джаминьно-Аквилея-Градо аж 13 км!
|
|
|