Ветер Странствий
19 April 2024 19:17 мск  
Логин:

Пароль:

- запомнить
Забыли пароль?
Регистрация
Европа
София
София *****

Как шутили в СССР: «Курица не птица, Болгария – не заграница!» Пожалуй, хорошо ли, плохо ли, но это - не так. Сейчас - тем более не так! Рельсы на железных дорогах вроде бы «наши», стучат, как наши, хотя шпалы уже «ненаши», узкие. И метро уже «ненаше», не как в Праге, где плохая копия Московского, здесь по-другому как-то, хотя поезда в метро – наши, мытищенские. Но вот так, чтобы из аэропорта в центр города можно было вообще без каких-либо проблем доехать на метро за 40 рублей и 40 минут – это совсем уж не по-нашему.
И архитектура тут «ненаша». Хотя, заводя речь о столице бывшего социалистического государства, почему-то сразу начинают пугать безобразной архитектурой «тоталитарного» стиля с огромными серыми монстрами в центре и хрущовкоподобными домишками, ползущими к центру с окраин. Так что, как бы и не уезжал из «совдепии».
Ну вот о Софии такого сказать нельзя. Привычного, «нашего» в архитектуре Софии совсем немного. Болгарские «товарищи» всё-таки как-то не совсем восприняли идею «идеального советского» города «со светлыми широкими улицами, просторными площадями и большими красивыми домами» для трудящихся, и в особенности для слуг народа. Бульдозером по «старорежимному» тут прошлись не особенно старательно, и зданий, демонстрирующих мощь народной власти и, наоборот, монстрирующих историческую застройку, понаставили совсем немного. Был нелепый мавзолей Димитрова, но от него и следов почти не осталось. Современных, стеклобетонных бронтозавров тоже пока не наваяли. Может и от бедности, конечно, но всё равно это городу во вред не пошло. Преобладание небольших малоэтажных и достаточно старинных домов сохраняет в Софии атмосферу «комфортного» и слегка патриархального города. Даже центральный бульвар Царя Освободителя выглядит вполне симпатично со своими «официальными» зданиями. Дома на бульваре, быть может и не самые изысканные, но вполне приятно выглядящие 1)2), даже громоздкий Университет 3), и даже Центральный Военный Клуб 4). Про здание, где сидит Президент, такого уже не скажешь, оно довольно размашистое и бестолковое, хотя с одной стороны вполне себе тоже красиво5). Хотя основную часть украшают, пожалуй, только гвардейцы в своей ретро форме6). А вообще это удивительно странный конгломерат разных построек с разным предназначением, от государственного органа до ночных кабаков. Явно социалистические «монстры» правительственных зданий 7), стоящие по соседству тоже как-то не особо противно смотрятся. В солнечный денёк, так - совсем хорошо.
Хотя центрик у Софии совсем небольшой, а по бокам от пары-тройки центральных улиц застройка и вовсе становится безликой, хотя, опять-таки, никакого острого неприятия у меня лично не вызывающая. Вот близкая к центру ул. Позитано 8)9), - ну так ничего особенного. Особых достижений в области архитектуры в Софии тоже не увидеть, вполне себе средненькая «общевропейская» архитектурка, без особых претензий, и на изящество, и на величие. Есть, конечно, и нечто «имперское»: в здании Судебной палаты 10), подвергшемся, очевидно, цензуре при социализме11), меньше в стилизованном Национальном банке 12), но так, слегка. Вот здание Национального театра им. Ивана Вазова 13)14), симпатично, но всё-таки как-то корявенько. Вот скромное необарокко с атлантами на улице Графа Игнатьева 15) и Васила Левски 16) или скромный модерн на улице Московской 17). Есть арт-дэко с мрачноватыми какими-то фигурами на улице Бачо Киро 18). Вот ещё мостики: Óрлов 19) и Лъвов 20), украшенные соответствующими бронзовыми животными. Такого добра навалом в любом европейском городе. И причём, «общеевропейская» эта архитектурка всё-таки не с «нашим» душком, а с «австровенгерским» налётом. Потому как и строили тут в основном «австро-венгры»…Почему, кстати? А вот почему…
Сразу лёгкий экскурс в историю. Мы склонны сильно обижаться на болгар, за то они предали нас и в обе мировые войны примкнули к нашим врагам, да и, более того, воевали на стороне турок. Есть такой, на мой взгляд, действительно постыдный факт. Однако, это только с точки зрения наших панславянистских лапотников-простофиль, простодушно освобождавших от турок всех православных «братушек» скопом, и полагавших, что те потом сами, по-братски разберутся. А вот «братушки» тонко разбирались, кто не очень братушка, а кто и совсем не братушка. Даже слегка поинтересовавшись историей Болгарии, можно понять, что злейшим врагом болгар на протяжении всей их трагической истории были не поработившие их на два века византийцы, и даже не тиранившие их пять веков нехристи-турки. Мне даже несколько удивительно, что болгары, условно существующие как нация 1300 лет, из которых 700 у них совсем не было государства, а из остальных шести веков пять были посвящены борьбе за выживание с теми же византийцами, варягами, типа нашего Свендислейва Ингваревича, монголами, венграми и прочими крестоносцами, тем не менее умудряются претендовать, помимо нынешней своей территории ещё и на половину оставшейся европейской Турции, всё северное побережье Эгейского моря вместе с Салониками, всю Македонию, как «бывшую югославскую», так и греческую, кусок собственно Сербии и ещё кусок Албании, с которой сейчас и границы-то нет21). При таких аппетитах для болгар византийцы – это так, временное явление, даже насчёт турок болгары нутряным своим чутьём чуяли, что и эти как-нибудь рассосутся, греки и вовсе недоразумение, а вот сербы – иное дело! Они и букву «ч» не по-нашему пишут, и фамилии у них дурацкие, не на «-ов», а на «-вич» и вместо наших «кшты» и «гары» у них «куча» и «колодвор». Вот с ними, дикарями, борьба не на жизнь а насмерть! Поэтому освобождённые из турецкого засилья болгары первым же делом напали на Сербию. "Вы, русские, нас, типа, от турок освободили, ну и ладно, свободны, подвиньтесь, дайте-ка нам сербам наконец-то как следует навалять!" А русские-то, сиволапые, ну никак не могли понять, чего «братушкам» друг друга мочить, потому и забыли о нашей доброте болгары быстро: раз мешаете нам мочить сербов – значит не «братушки» вы нам, болгарам, а сатрапы дико-азиатские царско-самодержавные. А вот просвещённая, демократическая Австро-Венгерская империя, к примеру, болгарам мочить сербов ну никак не мешала, а даже наоборот. Чего бы с ней не дружить… Пока хватит, потом ещё продолжим…
Вот поэтому и светская архитектура в Софии – «ненаша». Хотя многие улицы вполне «наши», в том смысле, что имеют к нам отношение, будучи названными в честь русских городов, озёр (Байкал) и полуостровов (Камчатка) 22)), и конечно, генералов и дипломатов, причём тех, что у нас самих никак не отмечены, типа генерала Гурко или графа Игнатьева, не говоря уж о Александре II. К слову, и памятник Александру II никто не сносил 23). Памятники тут тоже в основном «наши», нашим, и похожи, пока, на «наши». Памятник Самуилу 24)- последнему царю Первого царства, рухнувшего под Византию, по стилистике – явно «наш». Но появились и «ненаши», из новых запечатлел памятник Стефану Стамболову, писателю 25). Почему-то скульптору показалось, что борозд и извилин мозга для портретируемого мало, и зачем-то дополнительно сделал на скульптурной голове ещё сколы и пропилы, ну ещё просверлил бы насквозь, ещё бы оригинальнее стало…
Нет, конечно, кириллица и православие, духовные скрепы и всё-такое – почти как наши, но тоже не совсем. И даже церковная архитектура – тоже «ненаша», есть и тому ряд объяснений. Во-первых, первым городом на месте Софии была всё-таки условно греческая Сердика, которую воевал ещё Филипп Македонский. От неё остались маловразумительные развалины, которые сейчас "возводят" в самом центре города. Так что «фундамент» тут древнегреческий, на нашей «исконной» территории, понятно, такого нет. Образец - самая древняя выжившая постройка города, коей считается ротонда Св. Георги 26), можно сказать, встроенная до кучи в шалман Президентского дворца. Это вообще-то, как предполагается, ещё древнегреческое сооружение неясного назначения, перепрофилированное позже в церковь. Фрески в церкви 27), неоднократно переписанные, конечно, вполне себе православные, хотя отличий немало, и по сюжетам, и по форме, нешаблонная портретность явно присутствует. Хотя, подробнее о том, чем болгарская иконопись отличается о нашей привычной – пожалуй, попозже…
Во-вторых, и Византия тут была сильно поближе. Вот и старые церкви, софийские, да и вообще болгарские от наших всё-таки заметно отличаются. Старые церкви тут куда ближе к византийской «базе», а наши всё-таки, при своей незатейливости что-то своё имеют, пусть чаще и в сторону упрощения. Старые болгарские церкви к тому же кирпичные и нештукатуренные. К числу таких в Софии можно отнести церковь Св. Николая и Св. Пантелеймона 28), для краткости именуемая Бояновой, в честь Бояны - резиденции болгарского царя Асена. Расположена она в глухом пригороде, почти уже у подножия нависающей с юга над городом горы Витоша. Внешне церковь, как и положено раннесредневековой, невзрачная, а вот фрески в ней вполне заслуженно занесены в список ЮНЕСКО. Они действительно необычные, и по форме (позы, лица), и по содержанию, например, очень необычная сцена разбивания идола. Загадкой для меня стала и часто встречающаяся в Болгарии сцена успения Богородицы, на которой присутствует персонаж, явно похожий на Христа, но при этом держащий на руках младенца в нимбе (самого себя?). Ну не сам же это Господь Бог, его-то православные вообще не изображают. Но самое главное в церкви то, что среди фресок много портретов реально существовавших исторических персонажей. Причём, похоже, что художник всё-таки пытался как-то персонифицировать образы, создать именно портрет, а не абстрактно-шаблонный лик, наподобие тех, что можно посмотреть в Св. Софии Киева. Другую абсолютно византийскую и формально более раннюю церковь Св. Софии в центре города можно не считать, это практически бутафория.
В-третьих, с конца XIV в. Болгария попадает под турецкое владычество, а оно было куда пострашней, чем татаро-монгольское. Честь и хвала болгарам, конечно, что в таких кромешных условиях они смогли сохранить и язык, и письменность, и веру, но в развитии они на эти самые 500 лет и остановились. Так же, как и в Афинах, например, в Софии за это время ни одной большой церкви не появилось, турки запрещали строить что-либо достойное, максимально пытаясь превратить христианские храмы в молельные дома. Поэтому и в Софии, и в Велико Тырново церкви этого периода больше похожи на сараи: приземистые, тесные, ни куполов, ни достойных апсид, двускатная крыша, часто даже и креста нет. Типичный представитель подобного «стиля» - церковь Св. Петки Самарджийской 29), приютившейся «на коленках» у неуклюжей громадины местного ЦУМа. Она, пожалуй, разочаровала. Фрески тут и так не особо вдохновенные и плохо сохранились, да ещё их совсем закоптили, а саму церквушку захламили всякой современной религиозной чепухой30).
И даже церкви, построенные после освобождения от турецкого засилья, не сильно похожи на наши, если не брать совсем уж русскую Св. Николая 31). А так, и главный собор страны – Св. Александра Невского 32)33)34), и менее роскошная церковь Св. Недели (как ни странно, Неделя – это не день воскресение, а именно Воскресение) 35)36) отличаются по стилистике от современных им русских церквей. Это вполне себе неовизантийский стиль, но уловимо более византийский и вообще более «восточный». А вот интерьеры у новых церквей вполне «стандартные», привычные, за исключением лавок по стенам, от наших ничем не отличающиеся, а потому и не особо запоминающиеся. В Св. Неделе – довольно пёстренько и красочно37), а в Соборе росписи38), сделанные, в т.ч. и нашими художниками, например вездесущим Васнецовым, за 120 лет пришли в довольно жалкое состояние39), может быть, даже хорошо, что я ими в полутьме любовался.
Ну а что же собственно болгарского из архитектуры, неужели ничего? Почему же, есть кое-что, по крайней мере три образца «национального неороманского» стиля, пёстреньких и довольно однотипных, но всё-таки отличающегося от привычного псевдорусского, я бы отметил: здание Синода 40), Богословского факультета Университета41) и …бывших минеральных бань, где сейчас расположен Музей города 42). Минеральный источник, к слову и сейчас функционирует – тёплая «ржавая» водичка, можно попробовать. Правда, в отличие от широкораспространённого псевдорусского стиля, имевшего какие-то исторические корни в XVI-XVII вв., что послужило источником вдохновения для псевдоболгарского - мне непонятно.
Поскольку красной нитью повествования становится болгарское православие, вкратце упомяну, что в центре Софии есть и действующая мечеть, снаружи она мне не понравилась, ничего особенного, внутрь, похоже не пускают. Есть и Синагога, построенная тоже «австрийским» архитектором, она, как раз довольно симпатична внешне 43), внутрь вечером пятницы я и не надеялся попасть, но таки эти шабесгои опять не пустили меня-таки даже в иудейский музей! Вот теперь о софийской архитектуре и всё.
Что ещё интересного болгарского? Наверное, стоит всё-таки насмотреться на несколько лет вперёд иконописи. Я небольшой любитель этого дела, но в целом это весьма интересно, тем более, что болгарские иконы весьма самобытные. По большей части, конечно, это реплики византийских образов, но именно это в них и интересно, поскольку отличает от неоднократно реформировавшихся и уж слишком строго регламентированных образцов русского «стиля». Конечно, большинство доживших до нас болгарских икон написаны уже в XIX в., но и тут можно найти интерес. Если полностью абстрагироваться от божественной составляющей иконописи, то, исключительно по лично моему мнению, иконы, написанные после XVI в., следует воспринимать как произведения искусства в стиле примитивизма, если речь идёт о стилизациях под старое письмо, а по большей части - вообще как объекты декоративно-прикладного народного творчества. Болгарам вообще стоит сделать серьёзную скидку за то, что они смогли сохранить вообще свою культуру, хотя бы в таком виде. И поэтому даже иконы XIX в. в болгарском исполнении воспринимаются не как анахронизм и свидетельство местечковой узколобости бесталанных ремесленников, как в каком-нибудь нашем подзабытом Каргополе, а скорее как патриархальная туземная аутентика.
Коллекция икон есть в любом болгарском историко-художественном музее, в Софии, разумеется, также, но если нет желания обойти их все, то вполне и раскрыть, и закрыть тему можно в музее Религиозного искусства, кажется так он официально называется, расположенном в очень удачном месте - обширной крипте Собора 44).
Я, конечно, совсем не специалист в области православного символизма, но целый ряд отличий болгарской иконописи от привычной нам российской могу отметить. Сразу бросаются в глаза заметные стилистические особенности, прежде всего в написании ликов, лики часто очень отличаются от наших, напоминая даже скорее эфиопские иконы больше, чем русские. Ясное дело, что предпочтение отдаётся несколько и иным, местным святым, да и общеизвестные встречаются в отличных от российских пропорциях. Несильно популярны у нас, например, Св. Параскева и Св. Кириака 45). Здесь большой популярностью пользуются 40 Св. Мучеников, сцена их мучений как-то сразу выделяется из привычного стиля и сюжетности икон 46). Очень любят в Болгарии Св. Дмитрия Солунского и Св. Георгия, можно сказать, что подобно этим святым, болгары любят повоевать, а потом сильно пострадать-помучиться. Причём, частенько обоих святых всадников умудряются совместить в одном изображении, а ещё к ним в компанию добавляется ещё один неведомый мне змееборец – Св. Тодор 47). Изображение воинствующих святых часто попадаются даже на женских украшениях 48) – чем не явное свидетельство воинственности нации! Любят болгары и изображение горячих красных коней, гораздо чаще, чем у нас, можно увидеть и сюжет с Илией-Пророком на огненной колеснице. Очень позабавило меня частое присутствие на иконах со св. воителями малюсеньких персонажей, очевидно заказчиков икон, гордо восседающих на одном коне со святым и иногда вооружённых кувшинчиком 49), получается как будто: «ничего сложного змеев побеждать, - наливай, да пей!». Такая гордыня спонсора совершенно немыслима для России, но для южных и западных православных вполне обычно, можно убедиться и в Киеве, и в Люблине, и в Софии. Болгарский Св. Иоанн-Креститель всегда изображается как архангел, разумеется с запасной головой, правда иногда её приходится поискать 49), а Св. Христофор - часто с собачьей головой. Св. Пантелеймон с аптекарской ложкой 50) – просто интересно, а удивил вот такой вариант Св. Дмитрия Солунского, давящего скорпионоподобное чудище 51). Вообще изображения всяких чудищ в иконостасах церквей 52) - тоже, по-моему местная особенность. Новообретённые святые тоже примечательны, например вот Св. Георги Янинский в феске 53).
В русских вариантах, как кажется, не попадалось, а вот в болгарском есть изображения святых без нимбов. Необычен Христос без нимба, но он вообще в глобальном золотом сиянии, а вот святые до сошествия Св. Духа или Св.Фома, тыкающий в раны Христа ещё без нимбов, пока не заработали? Стилистика попадается тоже весьма приметная. Например, вот суд Пилата – прямо комиксы какие-то54). А как вам прямо-таки игривый маньеризм в иконах «нового письма» 55). Не знаю, как у других южных православных, а у болгар есть самостоятельный иконный жанр – «иерусалимии», когда на большой доске воссоздаётся целая стенгазета со всеми сюжетами вперемешку: святыми, библейскими и евангельскими сюжетами, страшным судом и ещё - по вкусу хозяина. Это полноценные домашние иконостасы, на них можно посмотреть в домашней обстановке в Пловдиве. Есть ещё складни, где основное место посвящено «шпаргалкам», очевидно тексты молитв или расписание праздников. Попадаются двусторонние иконы, надо понимать для маленьких церквей. Есть резные иконы на перламутре 56). И совсем уж экзотика – «контактные реликвии», например вот икона в виде стельки или подошвы 57). Так что вся болгарская иконопись представлена во всём своём благолепии и благонелепии тоже.
Довольно солидная коллекция есть и в Музее при Синоде в здании Богословского факультета 58), но она вполне «строгая» и после Собора, пожалуй, ничего особо нового не поведает. Разве что можно полюбоваться на грешников и праведников в национальных нарядах и персонажей в странных средневековых головных уборах.
Коллекция икон представлена и в Археологическом музее, занявшем невыдающееся здание бывшей мечети 59)прямо напротив Президентского дворца. Мечети в Софии вообще небольшие, места мало, потому экспозиция Археологического музея представляет лишь меньшую часть древних находок и кажется не слишком богатым, в смысле экспонирования многочисленных богатых кладов, найденных в Болгарии. Но интересного тут много. Даже на этапе первобытно-общинного строя обращает на себя внимание фигурная посуда 60), серпы с каменными зубьями, модельки домов и печек 61). Есть, конечно, фракийские шлемы, например, с рогами, или такой шлем, «восточного» стиля 62), тяжёлое и замысловатое оружие, такая вот Афина или Минерва в очень богатом шлеме 63), «модель» римского воинского сапога – калиги, интересные изображения животных, кабан, например, почему-то прописанный как элемент надгробия 64), очень своеобразные рельеф с изображением какой-то полуфантасмагорической битвы с монстрами 65), редко встречающееся гравированное римское стекло 66) ну и, разумеется, множество изображений «фракийского всадника». Он тут на монетах, на надгробиях 67), на копии известного рельефа VIII в. из Мадары 68), являющегося, видимо, первым изображением относительно недавно изобретённых стремян, так что всадник - вообще настоящий символ Фракии. Поэтому вполне логично, что символом Болгарии стал лев… Вот ещё интересным показался камень с греческой надписью 69), вроде бы греческая, а вроде уже и не греческая, что-то «болгарское» в ней проглядывает уже. Ну а по православной тематике можно расширить свой кругозор, посмотрев на сцены с мучениями святых, ну очень изобретательно и необычно 70), болгарам было, у кого учиться.
Разумеется, заметное место религиозному искусству уделено в Национальном Историческом музее 71)72). Вообще это пафосное сооружение, с большим размахом раскинувшееся на дальних окраинах Софии. Но коллекция мне тоже не показалась дюже богатой. Вот здесь, очевидно, под более строгим надзором, и экспонируются некоторые из найденных золотых кладов, например этот 73). Я нисколько не обольщаюсь, оригинал наверняка где-то в банке, здесь копия. Она меня сразу смутила нереальным блеском и «излишне» тонкой работой. Причём, в Пловдиве есть «точно такой же» клад, но более грубый и блёклый, какой из них более настоящий? В археологическом разделе можно полюбоваться опять-таки на изыски древних людей с украшениями, очевидно из мамонтовой кости 74), своеобразные фракийские шлемы 75), македонские военные аксессуары 76), опять-таки на монеты со всадником и портретами знакомцев Александра Македонского 77), такие, как написано, кельтские подделки македонских монет 78) в сравнении с оригиналом, или вот такой необычный для древней Греции прелестный портрет то ли нубийца, то ли совсем махрового семита 79). Вот ещё эти мелкочешуйчатые доспехи обратили на себя внимание 80), наверное именно такую сбрую видят на изображениях любители приписать римлянам ношение кольчуг.
Православный раздел – практически и всё, что о средних веках, и тут из необычного можно посмотреть на классический болгарский вариант Иоанна Крестителя 81), необычные навершия праздничных посохов 82), какой-то не совсем православный реликварий в виде головы 83) или практически не практикующиеся у нас складни-«шпаргалки» 84).
В остальном особо коллекция не поразила. О войне 1877-78 гг. очень скромненько, ну болгары там, действительно выглядели довольно скромно, о событиях 1884-85 гг. – побольше. Напомню, что после того, как мы, с горем пополам выдавили турок из Болгарии, половину освобождённой территории наши «западные партнёры» оставили туркам, хотя и на «льготных» для христиан условиях. А ещё одну «половину» весьма условной Болгарии оставили сербским, греческим и албанским друзьям. Как уже говорилось, болгары хотели всего сразу и, подождав шесть лет, бросились приращивать «свои» територии. Выгнали турок, напали на сербов. Вот, можно полюбоваться на чёрное знамя энтузиастов объединения Болгарии 85). Потом была ещё Первая Балканская война, во время которой турок практически совсем вытеснили из Европы, но болгары так зарвались, что все их союзники, побитые турки и ещё, как всегда удачно подсуетившиеся, румыны радостно навалились на Болгарию и отняли всё навоёванное. Обидевшиеся болгары потом втянулись в Первую Мировую на стороне немцев и турок, а потом и вовсе вляпались в некрасивую историю с помощью Гитлеру… Подробнее о высоком боевом духе и военных успехах болгар следует смотреть в Военно-Историческом музее, но и здесь во всей экспозиции сквозит дух реваншизма и призыва к воссозданию Великой Болгарии, которая, как мне показалось, никогда в реалиях и не существовала…
Ещё есть здесь и этнографический раздел, может и не самый впечатляющий. Хотя на национальные костюмы можно полюбоваться, эти просто поразили 86)87) понятно, что это эксклюзивные, но всё равно очень пёстрые, богатые и какие-то «варварские», что ли. Попадаются и всякие странные бытовые вещи, свидетельствующие о какой-то диковатости части болгарского крестьянства, «нарезной» деревянный календарь, например 88).
Военно-Исторический музей тоже показался мне интересным, коллекция на четырёх этажах большого здания, сразу виден милитаристский энтузиазм нации. Из средневекового запомнились необычные секирки, хотя, возможно и не совсем боевые 89). События освободительной войны отражены подробнее, но видно, что как с турками бодаться то болгары без особого энтузиазма, мелкими группками и со всяким плохоньким оружьицем 90), зато с сербами, будьте любезны - дивизиями, вооружёнными русскими и австрийскими винтовками и приличными пушками. К слову, в коллекции оружия войны 1877-78 гг. винтовки и карабины аж, по крайней мере, 16 типов, некоторые вместо штыков стыкуются с саблями. Много всяких затейливых штук и из времён Первой Мировой: казуистические пистолеты 91), необычные пулемёты 92), ручные картечницы 93)94), огнемёт и «гранатохвырчалка» 95), что-то типа ручного гранатомёта, конские противогазы, форменная шуба болгарского лётчика 96), «бронежилеты» - кирасы, ранние автоматы и т.п. Современная форма болгарской армии, с которой резко контрастирует парадная форма гвардейцев 97). На четвёртом этаже можно полюбоваться на большую подборку орденов, среди которых любопытно было взглянуть на условно российский орден Св. Станислава с надписью в виде «доллара» 97), ордена разных экзотических стран 98), например, Эфиопии 99), да и болгарские ордена вид имеют не самый привычный 100). Во дворе экспонируется военная техника разных времён, среди которой я выделил чешский танк, захваченный фашистами и отданный ими под маркой Pz-35 болгарской армии 101). К слову, особого неудобства за своё сотрудничество с Гитлером болгары не испытывают. Зато абсолютно не скрывается желание «восстановить справедливость», даже сфотографировал карту болгарских территориальных притязаний O), почти такая же висит на входных дверях (!) Исторического музея.
Ну-с, вернёмся к более мирным проявлениям болгарского национального духа. Болгарская Национальная галерея меня скорее приятно удивила. Конечно, не старое её здание, переделанное из королевского дворца 102)с сохранившимися весьма условно интерьерами 103)и хорошей ковкой лестничных перил104). Сейчас там только временные выставки и довольно бестолковые выставочные залы Этнографического музея. А вот «новое» здание 105) с основной экспозиции – вполне. Зарубежное искусство тут в основном «обозначено», но есть и парочка Делакруа, и пяток вещей Карьера, своеобразного француза, превзошедшего «олигохромией» своих картин не только ван Рейна, но даже Домье, и парочка крохотных «айвазовских», и неплохой «Люцифер» Штюка. Удивило обилие подражателей Монэ, Матисса или Дерена, причём не болгарских, а именно что французских. Есть что-то и с Востока 106). Удивила неплохая коллекция из Индии, в которой имеются не только традиционные и очень трудозатратные резные штучки 107), не совсем обычные скульптуры 108) и индуистские «комиксы» 109), но и произведения индийских христиан, например голова святого мученика, в котором всё-таки угадывается индус 110), и ещё картины Рериха. Очень неплохая коллекция и африканская 111), произведения, разумеется, весьма позднего периода, но всё равно интересные, попадаются оригинальные и по форме, и по содержанию. Например, вот эта «кубическая дама», словно подсмотренная у Пикассо 112) или литые «солдатики» 113). Здесь можно увидеть африканцев, занятых, против обыкновения, не только резьбой по неграм и воинствующим тунеядством, но и делом: кормлением детей 114)и даже трудом.
Собственно болгарское искусство неплохо представлено, разумеется, и иконописью, хотя ничего особо вдохновенного не припоминаю. А от светского раздела я, пожалуй, вообще ждал большего115). Хотя сколь-либо прилично писать научились болгарские художники только в второй половине XIX в., время на создание самобытной художественной школы у них всё-таки было. Но, помимо подражателей всякого рода, причём часто до смешного поздних и пошлых подражателей, и относительно неплохих символистов ничего выделить не могу. Запомнилась, да и то анекдотически только картина очень слабенького художника XIX в., изображающая поход хана Аспаруха 116). Если кто не знает, то в VII в. на территорию нынешней Болгарии залезли двоюродные братья наших татар – булгары, основали там орду, а потом довольно быстро растворились в местном, условно славянском населении. Так вот в походе грозного хана на картине участвуют внешне благообразные старцы, бережно несущие каких-то почти карикатурных чёртиков, конечно же, это жрецы с идолами, обхохочешься.
Немного позабавило и то, насколько быстро болгарским авангардистам, толком и не успевшим овладеть техникой живописания, наскучил реализм, - рванули, выпрыгивая из штанов, мазать холсты красочной грязью в стиле всяких «-измов», а то и вовсе без всякого стиля, так, для самовыражения. Могу отметить и какую-то общую безрадостность болгарского искусства117), вот очень наглядный кадр 118) – на первом плане жутковатая сценка с псом, рвущим кого-то, а фон – мрачное месиво, носящее название … всего лишь «Сон». Если уж сны такие, то чего ждать от реальности. История, конечно у Болгарии невесёлая, но всё-таки с чего уж такое кромешное уныние! На фоне этого меня даже не так удивило наличие в Национальной Галерее произведения совсем современного польского некроготического апокалипсушника Бекшиньского, он там вполне в «мейнстриме». Но я уже сказал, что галерея мне понравилась, пусть я и иного ждал от болгарских живописцев, но в целом спектр течений болгарского искусства отображён в ней довольно полно. Хотя меня ещё удивило, что в воскресение я наслаждался искусством чуть ли не в одиночку…
Осталось только упомянуть о природных красотах, хотя кроме маячащей на юге горы Витоша 119) отметить нечего. Центральный парк, помимо полуискусственного водопада 120) довольно невзрачен. Я, правда, ещё счёл возможным посетить неслишком удачно расположенный музей «Земля и люди» 121), посвященный вообще-то минералогии. Что тут о людях, кроме очень странных росписей, кажется того же мрачного живописца, что и в Велико Тырново, так и не понял, оно и к лучшему, о трагической судьбе Болгарии достаточно, о минералах интереснее. Музей обширный, даже может слишком, но посмотреть есть на что: и очень крупные кристаллы, в которых можно увидеть замысловатые фигуры города 122) или попугая 123), всякие необычные, типа гексогонального лепидовита и мусковита 124), комплексного борнита 125), опала, похожего на карту Болгарии 126) и прочие просто красивые минералы127)128), и всякие полезные штуки, которые человек научился делать из минералов, от каменного ножа до протеза суставов 129), и даже кусочек челябинского метеорита. Для разнообразия надо было сходить и в такой музей, прежде чем отбыть домой с мыслями о непростых поворотах в русско-болгарских отношениях…

Опубликовано 19.12.15 lastdoctor

«Ветер Странствий» © 2012   Контакты