Вокруг Кобленца по берегам Рейна и Мозеля рассыпана масса всяких красивостей, и природных, и рукотворных, особенно замков, некоторые из которых время пощадило. Чтобы посмотреть хотя бы часть из всего этого, надо носиться по округе в очень хорошем темпе, да ещё и перескакивать с берега на берег. А эти объекты ещё и издеваются над тобой, торча на видных местах и будоража воображение. Как грибы: тянешься к одному, а по дороге уже видишь пару других, вот они, почти рукой подать 1), даже давно «покорённый» Марксбург под Браубахом можно рассмотреть, в дымке, конечно 2). Но это только кажущаяся близость, пешком не дойдешь, да ещё и на горку влезть надо, да ещё и на другом берегу. Мостов же через Рейн совсем немного, так что стоя на одном берегу и наблюдая искомую цель ровно напротив, можно только досадовать, что придётся вернуться обратно в Кобленц, а лишь потом переехать на другой берег. Во-от! Ну а поскольку глаза разбегаются, а даже на ближние достопримечательности уходит масса времени, то и день получился супернасыщенным не только посещением замков, но и всякой бестолковой беготнёй и сумбуром. Хотя, пожалуй, и одним из самых удачных, потому что удалось охватить и два ближних замка: Штольценфельс и Ланнек в Ланштайне, и целый город Боппард в придачу с каким-никаким, но тоже замком.
Хотя неожиданные проблемы создал казавшийся супернадёжным «Дойчебан». С самого начала этого заезда в Германию начали терзать смутные сомнения, что Шпенглер всё-таки прав, потому что если уж казавшийся надёжным как скала «Дойчебан» начал давать задержки по 15 минут на пригородных рейсах и считать, что это пустяк, то это - верный признак загнивания империализма! И это особенно возмутительно, потому что драть три шкуры с трудящихся совсем не стесняются: за те деньги, что у нас хватит, чтобы доехать от Москвы до Петрозаводска, тут едва достанет, чтобы добраться до условного «Зеленограда». И при этом опаздывать на 15 минут! Да что 15 минут, позже я своими глазами видел, как поезд задержали на 70 минут! На час десять, Карл! Поезд! «Дойчебана»! «Дойчебана», Карл! И начальника вокзала тут же не расстреляли, а машинистов не отправили в концлагерь на перевоспитание, а продолжили издеваться над пассажирами, как ни в чём не бывало! Это же признак неминуемой катастрофы! «Пропал дом!», - хочется процитировать классика! Ну и вот, когда поезд, который должен был довезти меня до станции Ренс за 6 минут, задержали на 45, я не выдержал и объявил «Дойчебану» бойкот. Весь день катался исключительно на автобусах, правда, тоже принадлежащих «Дойчебану»…
Помимо того, что это быстрее, чем на задержанном поезде, так ещё и удобнее, потому что автобус привозит не на станцию Ренс, а в сам городок Штольценфельс к подножию холма, на котором и стоит замок Штольценфельс. Я его отнесу именно к этому месту, хотя тут, конечно, и условное деление пригородов Кобленца на отдельные поселения, и довольно условное определение границ этих поселений, причём любой посёлочек в сотню домиков ещё и норовит разделиться на условный «шланген», «обершланген» и «унтершланген» по течению реки, так что не поймешь, например, к чему отнести соседний, правда через реку, замок Ланнек: к Ланштайну или Оберланштайну, при том, что второго официально может и не существовать… Ладно, закончу брюзжать, ближе к телу, как говорил Ги де Мопассан.
Посещение замка Штольценфельс 3)4) вполне сгладит все неприятности, постигшие на пути к нему, потому что это весьма достойный архитектурно-исторический памятник. Собственно путь к замку вполне приятен 5), местами даже романтичен, мостик, подёрнутый мхом, например, ну и вообще ощущение некой укромности. Подсобные постройки тут тоже вполне солидные и симпатичные 6). К явным достоинствам стоит отнести то, что сам замок наиболее ухоженный из всех, что увидел в этой части Германии, наверное, совсем недавно ремонтировали и освежали. Поскольку уже отремонтировали, то и цену на билеты сделали небольшой, что даже сперва насторожило, не закрыто ли что, к счастью – нет. Конечно, «свежесть» идёт во «вред» иллюзии аутентичности, но тут никто особо на этот счёт изначально не заморачивался. Основа, разумеется, готическая 7)8), но отстраивался замок в XIX в. уже сразу в фантазийном неоготическом стиле 9)10)без излишних попыток подражания, ни о какой оборонной функции уже и речи нет, чистая декоративность, ну и смотрится как вполне честный неоготический 11)12)без отсылок к чему-то совсем кондово средневековому. Тутошняя неоготика не чета более ранним и лаконичным образцам, типа Зайна в Бендорфе, тут всё побогаче, и куда больше напоминает слегка пошленькую псевдоготику на манер Хоэншвангау под Фюссеном. В интерьере то же самое, хотя их и старались сделать относительно скромными, но есть и вычурная мебель, и стилизованные картины, и фрески. Нормальный такой ранний псевдоисторизм.
К слову, как уже обсуждал в Кохеме, в округе, хотя и считающейся прямо немецкой до невозможности, довольно много франкофонных отголосков когдатошнего французского владения краем, например, главный оформитель замка хоть и Герман, но Кордье. А напротив стоит замок Ланнек, кстати, отсюда его как раз лучше всего и видно. А в Боппарде - и название города, и ещё музей мастера-мебельщика Тоннета, а ещё чуть к западу есть город Майен, ну и т.д. Поэтому ничего удивительного, что первоначальный замок в конце XVII разрушили тоже французы, как и куда более далёкий от них Хайдельберг.
Вернёмся в восстановленный замок 13). Снимать внутри не дают, так что представление об интерьерах предлагаю составить по интерьеру замковой капеллы 14)15)16)17), в принципе – похоже, те же декоративные приёмы и элементы18)19)20). Садик внутри замка тоже вполне приятный, особенно в сочетании с архитектурой 21)22), ну и, наверное, тоже появился не в средние века.
Посмотрели? Отлично, теперь рысью вниз, автобус уходит! Сразу в Боппард? Нет, как это не покажется глупым, но сначала - обратно в Кобленц, а потом в Ланштайн, в так и манящий издалека Ланнек, у которого чудное расписание работы с 12.00 до 15.00. Балбесы! Но что делать…
Ланштайн ***
Обо всяких перипетиях весёлого дня, на который пришлось ещё посещение Штольценфельса и Боппарда, я уже написал в статейке про первый, повторяться не стоит. Но вот мы и оказались на правом берегу Рейна в городке Ланштайн, где почти что единственным заслуживающим внимания объектом стоит назвать замок Ланнек, который со Штольценфельсом находятся в прямой видимости с высоты друг друга, хотя и разделены рекой 22). Есть ещё пара приметных зданий почти на набережной 23), но это не столь интересно, можно пройти мимо, тем более, что специально туда идти не столь приятно. А вот Ланнек стоит вылазки. Это вполне солидное сооружение24), заслуживающее гордое имя исторического замка 25), хотя он почти во всём уступает, и Эльцу в Мозелькерне, и замку Кохема, да и Штольценфельсу. С последним сравнивать проще, там нет такой эпичности, как у обоих средневековых образцов, а ощущения совсем свежие, ну и вот, Ланнек 26) уступит ему и в размахе, и в стилистике, и в эстетике, но, пожалуй, способен превзойти в убедительности и аутентичности. Ланнек, конечно больше сойдёт за настоящую фортификацию 27), хотя пушка времён прусско-французской войны вряд ли добавляет историчности, но внешние стены больше похожи на крепость, чем на заведомо декоративные изыски. Ну а уж в аутентике Ланнек ещё сильней. Нет, не столько за счёт кондовости архитектуры28)29), и не за счёт соответствующей обстановки, а больше всего из-за своей действительно уникальной неопрятности и «аутентичной» запущенности, вполне соответствующей представлениям о средневековом бардаке. Полное впечатление, что хозяин-феодал переехал или ушёл на войну, а без хозяина за замком недогляд. В таком разрезе все законные атрибуты подзапущенного замка: сырость, пыль, грибок и паутина вполне аутентичны и вполне «уместны» для воссоздания духа времени. Интерьеры, органично включающие все эти аксессуары, конечно не совсем бедны, там есть и вполне соответствующие по стилю предметы, но никакого гламура нет, нормальные такие кондовые логовища неслишком богатого феодала. Запечатлеть всю эту красоту не разрешают, как пример «интерьера» могу привести лишь один из лестничных ходов, где ненавязчиво стоит… дыба, это, разумеется, перебор, но вот всё остальное – очень похоже на «историческую правду».
Отдельный аттракцион – слазить на башню. Об этой башне существует страшилка, что туда как-то залезла какая-то британская идиотка, проломила лестницу и просидела наверху, пока не померла от жажды. Дарвиновская премия! Удивительно, конечно, и что она туда полезла в одиночку, и что никто её не хватился, нашли только кости через 9 лет! Но башня и сейчас хороша: узенький винтовой ход, засыпанный птичьими перьями и опавшей штукатуркой 30), лесенка, вполне годящейся в ровесницы идиотки, - чего я полез, сам уж не знаю, хотя даже удивился, что тётка-гидша санкционировала самостоятельное восхождение. Ну в качестве приза – очередные неплохие виды на вспомогательные сооружения замка 31)32)33), Ланштайн, Рейн, ну и на… Штольценфельс, отсюда его ещё не фотографировал, пожалуйста 1). Ну и ладно, облазили снаружи и изнутри, полюбовались на солидное сооружение, в целом всё неплохо, несмотря на запущенность, зачтено, теперь можно и в Боппард.
Боппард ***
Кутерьма поездок по южным окрестностям Кобленца, частью весёлая, а частью просто бестолковая из-за всяких логистических накладок, описанных в статейках про Штольценфельс и Ланштайн, завершилась превратившимся в несколько сумбурный экспромт посещением прирейнского городка Боппард. Приятного впечатления от этого симпатичного и относительно сохранного городка взбалмошный забег совсем не испортил, но, к сожалению, и прочных воспоминаний не оставил. Впрочем, главный объект, записанный в желаемые к посещению, а именно Замок Курфюрстов 34)35) вполне запомнился. На фоне всего, что успели посмотреть за прошедшие два дня, этот замок не показался, ни замком в полном смысле этого слова, ни дворцом по сути, это просто большой, слегка укреплённый, слегка украшенный дом с искусственно повышенным статусом. Применение ему нашли, что хорошо, там гнездится городской музей. Он, конечно слабоват: от интерьеров не осталось почти ничего, кроме куска расписанной штукатурки в помещении бывшей капеллы 36), а для весьма скромной экспозиции обширные помещения замка явно на вырост, заполнить их пока особо нечем. Да и из того, что есть, не запомнилось бы ничего, кроме любопытной выставки, посвящённой местному уроженцу Тоннету, ставшему известным мастером-мебельщиком и одним из родоначальников венского стиля. Всякая хитрогнутая мебель 37) и специфические инструменты для такой нестандартной обработки дерева 38) интересны, хотя, разумеется, не уникальны, подобные изделия попадались совсем недавно в словенских музеях, например в Шкофья Лока. Ну ещё забавные фотографии с сюрреалистическими моделями 39). Ну этого как-то недостаточно для замка, пусть и бывшего.
Пожалуй, стоит отметить ещё и церковь Св. Северуса 40). Фасад и портал прямо-таки похож на всамделишный романский стиль с соответствующей резьбой и львами41)42)43). Эстетика интерьера весьма своеобразная 44), необычные пёстрые фантазии на тему романского стиля или готики 45)46), очень нарядно, даже слишком для подобного сооружения46), но при внешнем соблюдении заложенной формы, все осовремененные украшательства, включая витражи, вполне пристойные. К сожалению, в церковь Кармелитов 47) попасть не удалось, хотя там что-то тоже сохранилось. К слову, на соседнем доме привлекла внимание скульптура, вооружённая огненным мечом.
Как-то не попались на глаза развалины римских, якобы ещё укреплений, хотя на Бургплатц 48) стоит остов башни. Башня Сандтор 49) тоже частично сохранилась, хотя она, конечно, уже не римская.
В остальном – в городе можно поискать образчики разных архитектурных стилей. Есть и средневековые здания, включая настоящие фахверки на Унтеремаркштрассе 50)51)52) и переулке Бургграбен 53)54), условно средневековых, типа здания школы МВД в каком-то заведении имени Св. Михаила и соседнего Рыцарского Дома 55)56), или стилизованных, как на Марктплатц 57), Оберштрассе 58) или здания Эбертор 59), ну и просто красивые и эклектичные постройки: вилла Бельграно 60) и дома на набережной Рейн-аллее 61)62)63)64). Не бог весть что, но, по сравнению со многими другими городками, тут есть о чём поговорить в плане именно городской архитектуры. Можно полюбоваться ещё и Рейном и пасторальными видами правого берега с посёлком Фильзен 65). По-моему, прекрасное завершение тура по рейнским и мозельским замкам!