http://veterstranstviy.org/articles/evropa/nerusskaya-frantsiya-tuluza
Ветер Странствий :: Статьи :: Европа

"Нерусская" Франция. Тулуза

Тулуза *******

Тулуза, на удивление, оказалась гораздо интереснее и красивее, чем думалось. Почему-то её не особо рекламируют ни путеводители, ни вообще совокупное «околообщественное» мнение. Кроме скандальной славы давно забытой «столицы» давно забытых катаров, якшавшихся, правда, с гораздо более раскрученными тамплиерами, у Тулузы, словно бы и не упоминается иных достоинств. Будто боятся, что этот город составит конкуренцию какому-то более заботливо продвигаемому французскому региону. Ну, Парижу, конечно нет, а вот после столицы, я бы сказал, что Тулуза - второй по интересности город Франции. Бордо меня тоже приятно удивил, и Ницца приглянулась больше ожидания, и Лилль и Страсбур по-своему очень хороши, и Марсель оказался не столь грязным и «мультикультурным» в плохом смысле, но Тулуза, как показалось, довольно гармонично сочетает и достаточную историчность, и очень солидную и нарядную архитектуру, ну и полноценную «внутреннюю культурную наполненность». Ну а что ещё надо? Ах да, атмосферу. Да есть и атмосфера, довольно специфическая, пожалуй, что заметно отличающаяся от других мест. Одни двойные надписи на французском и ещё неведомо каком (каталонском, лангедойле, лангедоке?) языке. Хотя, думаю, что немногие смогут вспомнить, в каком регионе располагается Тулуза. В Окситании? Но это очень условная «страна», тоже особо ничем, кроме созвучной косметической фирмы не раскрученная. Ни к непонятно чем «знаменитому» Провансу вроде бы не относится, ни к непонятно чем, кроме моря, интересной Ривьере, ни к французской Басконии. От моря вообще далеко, и от гор – тоже. Даже Гаронна с жирондистами известна больше в своём нижнем течении, а чудо позднесредневековой инженерной мысли – канал дю Миди – на юге, ближе к Безье. С учётом всей этой «незнаменитости» и того, что ещё и добираться до Тулузы долго и дорого, так стоит ли оно того? По мне, так стоит! Попробую объяснить почему.
Кому-то может понравиться, что в Тулузе и вообще в этом юго-западном регионе русская речь слышится на порядок раз реже, чем в среднем по Франции. Лично меня, как правило, не особо тяготит наличие моих соотечественников, но я могу получить большое удовольствие от того, что забрался туда, куда мало кто из них доезжает. Впрочем, это больше шутка, основания должны быть куда более солидными.
Можно повториться, что Тулуза лично меня удивила добротной, разнообразной, хорошо сохранившейся и в основном очень симпатичной архитектурой. Исторический центр города можно, с небольшой натяжкой, назвать очень неплохо сбалансированным, выдерживающим определённое сочетание стиля и точно – очень нарядным. Тут сохранилось несколько весьма солидного возраста построек. И пусть, вероятно, самое старое из светских зданий, т.н. «Готический Дом» 1), в нынешнем виде больше похоже на стилизованное недоразумение, зато ренессансные и барочные особняки: Отель де Бернуй 2), Даю 3)4), Росан 5)6)7) и ещё пяток зданий, используемых по назначению, т.е. под музеи, не только имеют массу более-менее аутентичных достоинств, но при этом и совсем не кажутся вопиющими в архитектурной пустыне, а очень достойно поддержаны застройкой более позднего периода, либо подстилизованной, либо просто не кричащей своей нарочитой инаковостью. Более поздний и, в отличие от большинства иных, светлый рококошный Отель Пьер 8) тоже совсем не чужой. Немало очень неплохих стилизаций, типа здания банка де Парнь эт де Провайанс 9), дома на рю Валад, особо богатой на них рю Теодор Озен 10)11)12)13) и участка аллеи Жан Жорес 14)15).
Видимо, сохранились и просто старые здания, не имеющие особых «индивидуальных» архитектурных достоинств, но поддерживающих фоновое впечатление настоящего старого города. Тут попадаются и квази-фахверковые здания, в отличие от «классических» фахверков обложенные кирпичом, и простые каменные и кирпичные домики. Я, честно говоря, из-за незатейливости не особо охотно их фотографировал, вот только характерный пример – рю Анри де Горс 16), но их немало. Большая часть домов старой Тулузы вообще свой возраст умело скрывают и вполне сойдут за старинные. Целые кварталы и улицы сохранились уж как минимум лет по 150-200 в относительно первозданном виде, пожалуй, к ним можно отнести рю Гамбета 17), де ла Д’Альбад 18)19), Полинер 20)21), отчасти Франсуа Вердье 22), площадь Сен-Этьен 23)24)25) и ещё массу других уголков, что в совокупности создаёт стойкое впечатление относительной нетронутости старого города.
Особенностью Тулузы, конечно, является доминирование красного цвета, совсем не свойственного французским городам, ну разве что за исключением «не совсем французского» Альби. Тулузу вообще часто называют «красным городом». Действительно, по большей части дома сложены из красного, розовато-бурого кирпича или оштукатурены в разных оттенках красного, розового или бежевого. Но это и само по себе здесь сделано очень умело и эстетично, из-за чего не возникает ощущения «засилья» кирпичных домов, практически всегда значительно уступающих в красоте каменным, да ещё и красно-кирпичность очень умело сбалансирована белокаменностью. Причём сочетание красных и светлых построек совсем не режет глаз и воспринимается вполне органично как должное, характерный пример – рю де Мец 26). Немало зданий, где по исторической, видимо, традиции, неплохо скомбинированы разные по цвету и фактуре строительные материалы, например дом на рю де Мершандс 27), де Мец, рю Сен-Ромен 28), площади Кардинала Жюля Салижа, есть и ещё в массе примеров.
Общая стилистика большинства зданий, относящихся преимущественно к XIX в., в Тулузе, напротив, вполне себе «французская», даже, можно сказать, «парижская». По одному варианту - это различные варианты богато декорированных нео-стилей с плавными формами, круглыми башенками или многочисленными скульптурами, как здания на рю де Лангедок 29), де Мершандс 30) или такой совсем «парижский» дом на рю Озен 31). По другому - дома достаточно простые, но удачно украшенные коваными балконами, карнизами и прочими бросающимися в глаза архитектурными элементами. Как правило, вид у таких домов очень нарядный, если не запускать, разумеется, железо до ржавчины. Таких зданий очень много. Правда, и в этом стиле в Тулузе тоже можно углядеть, по крайней мере, пару местных особенностей, кажущихся вполне удачными находками. Помимо «стандартных» решений с кованными деталями в белом камне с многочисленными примерами на рю Гамбета 32), Д’Альзак Лорэн 33)34)35)36)37)38)39)40) Девиль 41), де Мец42), де Ремюсá 43) тут встречаются и варианты в красном, например, на набережной Люсьен Ломбар 44), ну и всякие «гибриды», типа площади Трините 45) или скромной эклектики на рю дю Тор 46). Вторая находка даже более специфична: в Тулузе, помимо кованых балконов и карнизов, часто окна и двери снабжены сверху ещё и чугунными «ламбрекенами», которые легко увидеть на всех вышеприведённых домах.
В целом же, повторюсь, бóльшая часть старого города, даже в отсутствие настоящих шедевров, производит впечатление складывавшегося веками, но достаточно хорошо продуманного архитектурного ансамбля, радующего глаз и, что особенно приятно, удивляющего своей свежестью и яркостью.
Конечно, если придираться, можно сказать, что среди светской архитектуры Тулузы нет совсем уж мирового значения памятников, да и в основном тут стоят дома XIX в. Пусть так, зато глубокое историческое наследие вполне достойно олицетворяют тулузские храмы. Они не выглядят совсем уж седо-древними замшело-эпическими или напротив, возвышенно небесно-громадными и бесконечно прекрасными. Но всё же, большинство - это достойные образцы архитектуры своего времени и стиля, и уж точно своего пласта религиозной культуры.
Главный храм города – собор Сен-Этьен 47) вполне оправдывает своё высокое предназначение. Это внушительное сооружение, несмотря на довольно странную планировку, вопиющую несимметричность 48)и даже какую-то кособокость из-за односкатной крыши на парадной стороне. Сочетание довольно крупного белого камня и плоского красного кирпича, совсем не типичное для французских церквей, мне показалось вполне удачным. Каменная резьба порталов и прочие обрамления окон-роз и дверей не столь богаты, но тоже оживляют 49)50)51)52). Интерьер собора тоже предстаёт величественным 53)54), хотя и здесь нет привычной для трёхнефных базилик гармонии из-за уродующего левый неф непонятно зачем отгороженного закутка 55), разом лишающего пространство должного размаха. И даже весьма сумбурный винегрет из романских, готических, разных пород барочных и неоготических украшательств не так сильно бьёт по глазам 56), потому что они довольно хороши сами по себе, хотя о сочетаемости всего этого великолепия никто особо не озадачивался. Если что-то отмечать конкретно, то, пожалуй, монументальный каменный, тяжеловесный, но удачный главный алтарь 57), не такие уж древние, но очень добротные резные хоры 58)59)и хорошие витражи 60)61).
Уж никак не менее выдающимся стоит считать Сен-Сернен 62)63). Это, пожалуй, ещё более монументальное сооружение, чем Собор, такой же красно-белый и с куда более интересной колокольней. Правда, он ещё более романский, и из-за этого целиком смотрится довольно громоздким и каким-то бессистемным крестовидным агломератом разнородных частей 64) с рубленным многоугольным фасадом в итальянском(?) стиле, длиннющими, но очень скучными трансептами и «многолепестковой» каскадной апсидой в немецком(?) вкусе. Колокольня и резные каменные порталы 65)66) с неплохо сохранившимися выразительными резными фигурами 67) и символами сильно выручают, хотя порталы тоже очень неоднородны и разностильны. Где-то утверждают, что это крупнейшее сохранившееся романское сооружение, ну быть может. Интерьер кажется изначально ещё более лаконичным 68)69), чем в Соборе, но приглядевшись и пройдясь по всем закуткам, можно убедиться в обратном. Хотя и тут всего понамешано, даже, быть может и больше 70). Тут есть и довольно многочисленные образцы аутентичной романской скульптуры и каменной резьбы 71)72), особо запоминающиеся барельефы в заалтарной части 73), и вполне презентабельные фрагменты ренессансной живописи, и обычной фресковой 74)75), и довольно редкой по золотому фону 76)77), и по гранёным столбам78)79), ну и несколько довольно умеренных барочных добавок 80), включая необычный «беседочный» алтарь 81) и мастерски сделанные деревянные хоры. Плюс ещё довольно сложно устроенная крипта 82)83)84) и узкий внутренний двор тоже с остатками былой романской роскоши. Из необычного ещё привлёк внимание витраж с относительно редким Св. Иосифом с Христом на руках 85), ну и повеселил вот это персонаж 86), не иначе - многократный ходок в Сантьяго де Компостела, со своей «связкой» наградных ракушек похожий на Леонида Ильича.
К числу тулузских гигантов безусловно надо отнести и монастырь Якобинцев 87)88). Это почти полностью музеефицированный объект, что никак не влияет на восприятие этого очень мощного сооружения. Конечно, размах и высота церкви монастыря 89)90)91) превалирует над красотой, но чисто инженерно-строительная составляющая величественного храма впечатляет и внушает уважение сама по себе. Даже лаконичная внешность заставляет обратить внимание сочетанием устремлённости в небо с отсутствием привычных уродующих кургузых контрфорсов. «Пламенеющая» многогранная готическая колокольня – вообще самое интересное сооружение города из числа по-настоящему древних. Интерьер тоже не загружен украшательствами, но все что есть – все по делу, а главное достоинство то, что из-за тонких колонн и огромных витражей интерьер смотрится гораздо грациозней и легче подавляющего большинства церквей такого размера и высоты 92)93)94). Прочие сооружения монастыря: Рефекторий 95) или Мезон Шапитр 96)97)98), расположенные во внутреннем дворе 99)100)101)102)103), кроме «стандартной» готики, возможно, не поразят особой изысканностью, но в часовне Сен-Антуан 104)105)106) сохранились хорошие фрески готических времён, причём их явно можно отнести к «настоящим» французским.
Превращённая в выставочный зал капелла Кармелитов 107), напротив, по определению относится к «малым» формам и берёт уже своей компактностью и наполненностью именно декоративными элементами. Это касается, конечно, только барочного интерьера 108)109)110), оформление которого кажется очень оригинальным, и дощатой обшивкой очень сложного профиля сводов, и сплошной росписью выполненного подобным образом потолка, и очень удачно вмонтированными в живописные «небеса» «фальш-парусами» (я не знаю, честно, как называются основания свода). Веет Венецией, хотя в целом это больше похоже на «деревенское» барокко. Но очень красиво, даже при невысоком мастерстве собственно живописцев.
Церковь Сен-Жером 111)112) интересна сочетанием внешней почти романской оболочки из красного кирпича, во вопреки обыкновению, не уродующего и не упрощающего в плохом смысле её округлые формы, и светлого, довольно скромного, но удачного барочного решения интерьера. Вернее, это сейчас барокко, интерьер был, конечно, тоже романским, но остались только фрагменты. Плохо для церкви то, что она застроена с трёх сторон и во всей своей красе не предстаёт ни с какого бока.
Относительно новые церкви, в принципе, тоже неплохи, хотя конечно, во всех смыслах уступают древним.
Студенческая церковь Сен-Пьер 113)114), не отягощённая особой архитектурной нагрузкой и культовой декоративностью, выглядит, тем не менее, довольно эстетично: умеренное белое барокко, удачно перемежающиеся барельефные и живописные вставки и почти беспроигрышные деревянные панели 115)116)117)118), плюс витраж с Девой Марией с якорем 119), - Тулуза, как Москва, вероятно, порт пяти морей?
У Нотр-Дам де ла Д’Альбад 120) есть своя изюминка в очень недурном обрамлении фасада с красивым цветным керамическим барельефом. Но, пожалуй, и всё: фасад как-то очень упрощён и даже обесценен своими рудиментарными башенками-пупырышками, а интерьер, явно XIX в. – ещё скуднее. Витражи я бы назвал удачными, а вот остальные решения, мягко говоря, странные, примитивизм какой-то, словно подстать примитивисту-архитектору.
Нотр-Дам де ля Тор 121) можно отметить за очень необычное решение алтарной части – роспись по золотому фону 122) и вообще необычные трактовки вполне известных евангельских сюжетов, хотя это, конечно XIX в. Но есть и кусок старой фрески. Ещё запомнилось внимание к обучению Девы Марии, и в витраже, и в скульптуре 123).
Сен-Обен 124) вообще-то довольно скучная, хотя решение фасада, да и купольного свода довольно необычны. Ещё одну Нотр-Дам ля Дорад можно упомянуть хотя бы из-за заметного очень массивного классического фасада, выходящего первым рядом на набережную протекающей через город Гаронны. Мне он, правда, не понравился, опять же из-за того, что его совершенно не озадачились хоть как-то украсить. Об интерьере ничего сказать не могу, ремонтировали.
На другом (левом) берегу церкви понравились существенно меньше. За романо-готическую (или лаконично-ренессансную?) ещё может сойти Сен-Николя 129) со своей нестандартной и потому интересной пятисегментной колокольней. Что-то сохранилось от скульптурного оформления портала 130). Интерьер, правда, практически целиком – пёстренько, но не самое лучшее из XIX в.131)132)133)134). Сохранилось что-то и века из XVI, вероятно, но довольно невнятное, кроме чей-то житийной фрески с виселицей 135)136). Наверное, новым живописцам показалось, что их решение интерьера получилось излишне для «условной готики» жизнерадостным, и в росписи решили добавить казней, махания топорами 137) и прочего необходимого трэша.
Чтобы второй раз не ходить, могу сказать, что многочисленные мосты, среди которых наиболее заметны: новый Сен-Пьер 138) и, по парижской моде, названный Новым самый старый в городе Пон Нёв 139)) особого впечатления на меня не произвели. Равно как и два здоровенных и старых госпиталя на том же, левом, берегу мне не понравились, ни сами по себе, ни как часть пейзажа лучшей, в общем-то, части набережной. Очевидно заслуженный Отель Дьё де Тулуз 140), построенный для обслуживания паломников на пути в Сантьяго де Компостела, и куда менее, вероятно, заслуженный Грав 141) представляются набором здоровенных, но совершенно не стремящихся хоть к какой-то эстетике сооружений, похожих на склады. Отель Дьё радушно распахивает свои двери для посещения зеваками, но увы, особо ничем удивить не может: сохранившиеся интерьеры совсем простенькие 142)143), слегка перекошенные из-за того, что дерево повело от времени. Хотя и на том спасибо! Достоинством Грава, вероятно, должна быть здоровенная госпитальная часовня Сан-Жозеф де ла Грав 144), лезущая в любой кадр с набережной: ну да, купол весьма солидный даже для XVIII в., всё же остальное крайне скучное. По профессиональной специфике хотелось бы ещё посетить музей Истории Медицины в Отель Дьё, но он работает по очень скудному графику. Хотя есть постоянно доступная экспозиция, где запомнились затейливые головные уборы милитаризированных медицинских организации 145).
Ныне глумливо превращённое в музей современного искусства Аббатуаз аббатство 146) интереса у меня совсем не вызвало, хотя мощь построек, наверное, заслуживает уважения.
Ну о духовном, наверное, всё. Хотя, стоит ещё сказать, что катарского душка, которого, вероятно, многие ищут, в городе практически не осталось. Победившие добрые католики и куда менее добрые недорезанные гугеноты, если в чём бы и сошлись, то в своём неприятии идейных дессидентов – катаров. Так что вся эта катарская история, вероятно, отпечаталась только косвенно в символе Окситании – двенадцатиконечном кресте; самый заметный 147) запечатлён перед зданием Тулузской мэрии, которая эпически именуется Капитолем, да и то в него добавили знаки зодиака. Не знаю уж, это должно усиливать духовную скрепу окситанцев, или напротив, «смягчать» почитание древних символов, т.е. девальвировать их? По-моему - второе.
А вот о самом здании Капитоля 148) ничего, кроме хорошего, не скажу. Внешне - это вполне солидное и эстетичное поздне-барочное здание 149)150)151)152), явно украшающее одноимённую неслишком интересную площадь. Не Капитолий Вашингтона, разумеется, но тоже очень достойный административный особняк. Т.н. Донжон Капитоля 153), отдельно стоящее здание, на вид более старое и даже годящееся в позднеготические, на самом деле самое новое из всего комплекса, но вида совсем не портит. Внутри основного здания – так и вовсе роскошный дворец с довольно удачными, хотя и передекорированными интерьерами 154)155)156)157)158)159)160)161)162). Стиль поздней империи (ну или Четвёртой Республики), довольно разухабистое псевдо-неорококо 163) 164) 165) 166)с кучей аллегорических фигур, витражей и очень обильной и пёстрой настенной живописью 167) 168)и картинами, частью с уместным полу-импрессионистическим «пейзанством»169)170), а преимущественно – с квазиаллегорическими ню 171), и преимущественно кисти позже оскандалившегося художника Жерве, воспевшего в преимпрессионистической манере девушку с пониженной социальной ответственностью. Здешние же фигуристые и необременённые одеждой дамы, видимо, напротив, несут повышенную социальную ответственность и призваны побуждать городские власти к повышенной политической активности на благо общества. Вообще-то всё очень нарядно, радует глаз и повышает настроение, но вот насчёт того, насколько ню способны положительно влиять на процесс мудрого администрирования, есть некие сомнения, как и в ратуше Ла Коруньи… Впрочем, даже если и была критика, то её следовало бы попридержать, потому что попасть в этот элизиум тулузского парламентаризма может любой простой смертный и нахаляву!
Идём дальше. Новая и современная архитектура в Тулузе есть, хотя и точечно. Есть и вполне достойные образцы разных модерновых стилей. Хотя это тоже не программные манифесты, но радуют разнообразием. Размашистая эклектика рококошного разлива – здание Академия Художеств 172). Модерн скромен, вот «классический» вариант с цветочками на рю Сен-Урсул 173), более оригинальный – псевдо-готика с арт-дэко на рю Д’Альзак Лорэн 173). Утилитарное арт-дэко у здания Библиотеки Наследия 174) – вполне эстетически состоятельно, Вокзал Тулуз Матабью 175) - тоже. Хайтека, слава богу, в центре города нет, хотя французы, как всегда, норовят всё-таки всунуть какую-нибудь дрянь в историческую застройку, но в Тулузе это не сильно заметно.
Малые формы в Тулузе не особо порадовали. Памятников тут немало, и в основном это по форме вполне достойные сооружения, совсем не наносящие удар по консервативным эстетическим предпочтениям публики. Но вот сюжеты памятников показались какими-то странными, если не сказать глумливыми. Ну памятник Жанне Д’Арк 176), которую, к слову в южной, исторически «английской» части, почитают чуть ли не больше и чаще, чем в «коронной» центральной, в Тулузе очень стандартный, есть и есть. А вот монумент 177) в честь относительно местного поэта Пьера со странной фамилией Гудули, - так и хочется помянуть пресловутое родство басков с грузинами, - вызывает небольшое удивление. Поэт изображён вместе с развалившейся у ног абсолютно голой девицей. Вероятно, это имеется в виду муза? Ну после голых профурсирующих бабищ из Капитоля, тоже предназначенных на роли муз для политиков, такая трактовка музы поэта в виде ленивой и возможно не совсем трезвой девахи ещё как-то сойдёт, всё-таки лирический поэт, богема et tout ça…
Ну а военный монумент Воинам Верхней Гаронны 178) лично мне вообще показался каким-то глумливым. А как понимать такой вот образ, очевидно, крылатой богини Ники 179) в виде вальяжно развалившейся потасканной труженицы недорогого полкового борделя, без всяких шансов взлететь на своих номенклатурных крылах? Я уж не говорю о том, что из всей одежды на ней только солдатская каска, словно в сюжете из анекдотической дембельской оргии? Господа ветераны Первой Мировой, а вас ничего не смущает? Хотя эта «пышка», по крайней мере, эротична и забавна…
Но наверное, к общему впечатлению о городе гораздо важнее присовокупить удовольствие от обилия зелени. Тулуза в этом отношении выгодно отличается даже от многих французских городов, где с парками, скверами и цветниками, как правило, всё хорошо. Тулуза – город зелёный, даже в той части, где сохранились контуры средневековой застройки. Ну а вместо стандартно для Франции снесённых городских укреплений, столь же традиционно разбивались парки. В совокупности с заботливо возделываемыми цветниками очень недурно на эспланаде де Фран де Африк дю Нор, приятно удивил общедоступный парк Жалоне Пьер Боди, особенно его Японский сад 180) с огромными золотыми карпами 181) и всякими восточными стилизациями 182).
Природные объекты, возможно, обыграны недостаточно хорошо, но, в отличие от набережной Гаронны, набережные канала дю Миди 183) в основном симпатичны и местами романтичны. Понравилась и идея домов с «висячими садами» на улице Раймона IV 184): и зелень сама по себе никогда не лишняя, и скудость современной архитектуры надёжно прикрыта.
Так что по городу и приятно гулять, и можно почти постоянно любоваться очень добротной архитектурой, что ещё нужно для приезжего? Ну лично мне ещё нужны музеи, так ведь и с этим тут всё хорошо! Это тоже порадовало и превысило ожидания. Тут есть, по крайней мере, два очень приличных художественных музея.
Музей, разместившийся в бывшем монастыре Августинцев 185), во всех отношениях очень интересен. Тут и от старинной архитектуры кое-что сохранилось 186)187)188)189), несмотря на старания всяких революционеров. Немного польстив, можно сказать, что тут потрясающе красивый готический внутренний двор 190) 191)с интересными резными аркадами и видами, напоминающими слегка мавританистые испанские монастыри, где-нибудь в Толедо. Готика часовни 192) 193)и прочих монастырских сооружений тоже весьма состоятельна 194). Самое большое здание, скорее всего стилизация под «смягчённую» готику, но тоже красиво 195)196) 197) . Собственных скульптурных деталей осталось, может быть не так много, зато масса собранных со всего города резных фигур с присущим раннему и высокому средневековью мудрёным символизмом и удивительными сюжетами. Очень внушительно и при этом забавно смотрятся выставленные во внутреннем дворе каменные водостоки-горгульи 198)199). В таком виде они особенно пугающе выглядят, когда осознаёшь, что у тебя над головой зачастую висят каменюки по центнеру весом. Резные капители и барельефы средневековой работы 200) можно рассматривать часами, чего тут только не найдёшь: хоть чёрта, шагающего по головам 201). Если присовокупить к безудержной фантазии средневековых резчиков ещё и свою нездоровую фантазию, то присматриваясь, можно «разглядеть» символы рубля и доллара в раннехристианской эмблеме 202), эстафету головы Иоанна Крестителя 203), волхва-трансвестита 204) или, к примеру, кукурузу на капители XIII в. 205). Понятно, что тут это гроздья винограда, но это вам понятно, а вот «альтернативщикам» может быть совсем непонятно, и они, как и в шотландском Рослине, будут утверждать, что Америку открыли тамплиеры на полтораста лет раньше Колумба! А что вот тут имелось в виду, в этом ребусе206)? Или что должны изображать вот эта пара 207) в странных позах со скрещенными ногами (в Окситании часто на надгробных плитах такие позы) да ещё и разутых на одну ногу? Или почему у покойного священника в ногах не пёс, не лев, как обычно, а дракон 208)?
Есть вполне стандартная, но весьма мастеровитая скульптура 209), композитная разноцветная 210) или настоящий шедевр – мысленно уже расстающаяся со своим младенцем Мария 211). Скульптура нового времени тоже попадается интересная 212), ну а закрытый зал, где висела вся, относительно небольшая и бессистемная коллекция живописи даже не особо расстроил, и так хорошо!
Второй художественный музей – собрание Бемберг 213), размещённый в старинном ренессансном солидном и красивом дворце Ассеза 214)215)216), тоже приятно удивил. Интерьеры тут лаконичные, но вполне подобающие для адекватного экспонирования живописи 217)218)219). Музей очень напомнил небольшие музеи-кунсткамеры Флоренции: немного аутентичной мебели, немного муранского стекла, немного диковин. Ну и очень неплохая коллекция живописи: итальянцы с Тицианом, Тинторетто и Веронезе, немцы с Кранахом, голландцы с Питером Брейгелем, расщедрившимся на собственный сюжет, не позаимствованный у папаши, ну и хорошие ранние французы. Запомнилась ещё плохая картина, удивительная необычной трактовкой сюжета моления о Чаше: никогда не видел, чтобы у дерзающего Христа была целая трибуна болельщиков 220), и ещё, напротив, отличная по исполнению резная деревянная панель, не иначе с сатирой на горе-целителей с изображением врачующего сатира в очках 221)!
Художественным можно считать и музей Жоржа Лаби 224), посвящённый восточной тематике. Здание тоже очень интересное, в мавританском стиле, жаль что соответствующий интерьер не сохранился и его почему-то не стали воспроизводить. В коллекции же ничего «мавританского», всё только именно восточное, в географическом смысле, поскольку арабские страны далеко не всегда являются восточными даже для французов, не говоря о нас. В принципе – стандартный набор: немного китайских болванчиков, типа этих забавных, похожих на «хачиков» 222), немного будистских причиндалов и божков непонятного назначения, то ли веселящих своей нелепостью, то ли всё же пугающих своим видом 223)224)225), немного японских гравюр, не особо древних. Для порядка надо иметь в городе немного азиатчины!
Музей Сен-Раймон 226) занимает также весьма старое здание, правда более простое по архитектуре, но зато готическое 227). Это археологическое собрание, не столь художественное, сколь историческое, но тоже очень недурное. Тут куча всякой гало-римской бытовухи, включая всякие затейливые штучки 228) и античную эро-порнушку 229), ну и местечковых «ископаемых» «изящных искусств» тоже: скульптуры со сложными женскими причёсками, целое панно с большим спектром театральных эмоций 230), мозаики с неведомыми зверушками 231) или необычным для античности, куда более привычным для христианства, «ликом» вполне себе языческого божества 232). Почти полный комплект подвигов Геракла, вопреки обыкновению не подшучивает над героем, хотя тоже имеет анекдотический оттенок, например Эврисфей, от страха залезший в горшок 233). Интересно посмотреть и на раннехристианскую трактовку образов Адама и Евы 234). Достойный музей для периферийного города.
Музей Старой Тулузы 235) тоже заполнил старинное ренессансное здание, быть может не столь изящное, как большинство его ровесников, но также внушающее уважение. В основном местные живописцы доступными средствами раскрывают некоторые заметные моменты истории города, плюс этнография со всякими изысками: насадками на печных трубах 236), украшениями упряжек 236,справа), пёстрыми традиционными костюмами и ещё более вычурными, несмотря на разруху, мундирами революционных бандформирований 237). Музей небольшой, не особо богатый, но зато действительно о Тулузе.
Это я к тому, что музей Тулузы посвящён совсем не Тулузе. Это природоведческий музей с неплохо построенной, с душой оформленной, пусть и не особо богатой коллекцией. Тут нашлось место и старо-китайскому «сейсмографу», основанному, очевидно на том, что из наполненного котелка при толчках начинает перетекать вода 238), и коллекции минералов, и необычным насекомым, типа «патриотичной» бабочки в цветах французского триколора или членистоногого монстра, размером с ладонь, при этом ещё летающего 239), и экзотическим ракушкам 240), и всегда слегка зловещей коллекции костей со своими хитами: скатом 241) и особенно этим предводителем «белых ходоков» 242). Есть тут и чудовищные рыбы, и чудовищные крючки 243) и прочие ужасы Полинезии 244)245). Палеонтология не удивила. Но сильно портит впечатление о музее только входящий в его состав ботанический сад. На фоне достижений тулузских озеленителей и цветоводов в городских парках, это «профильное» заведение выглядит просто убого, и наши, и даже скандинавские садоводы содержат свои ботанические сады в гораздо большем порядке!
Несколько скрасить убожество главной оранжереи города может разве что ещё одна, заключительная достопримечательность Тулузы, тоже относящаяся к природным, поскольку город продолжает славиться взращиванием фиалок. Правда не этого символа мещанской пошлости, к которому привыкли российские домохозяйки, а каких-то особых фиалок, обладающих не только цветом и запахом, но ещё и вкусом и прочим набором полезных свойств. Тулузские энтузиасты продолжают культивировать фиалку и совать её во что ни попадя: духи, мыло, отдушки, чай, ликёры, конфеты и чуть ли не курят её, а по каналу дю Миди перемещается баркас-лавка «Дом Фиалок», где фиалковое великолепие можно увидеть во всех его ипостасях. Ну если всего прочего в Тулузе гостю столицы Окситании показалось недостаточным для счастья.
Справедливости ради надо сказать, что главными музеями Тулузы надо бы считать Космический Городок и Авиационный, всё-таки город, прежде всего, славен своими авиа-космическими предприятиями. Но на них, увы, задора уже не хватило…


Опубликовано 01.07.19 lastdoctor