http://veterstranstviy.org/articles/evropa/nerusskaya-frantsiya-perpinyan
Ветер Странствий :: Статьи :: Европа

"Нерусская" Франция. Перпиньян

Перпиньян ******

В Перпиньян точно стоит съездить. Пусть не из-за моря 0), которое тут всё-таки далеко, и не из-за гор 0), которые тоже неблизко, но хотя бы за экзотикой. Какой? Да хотя бы каталонской! Перпиньян - точно не совсем французский город, здесь можно найти не кажущуюся «нефранцузскость» Тулузы, не иллюзорную «итальянскость» Альби, а вполне осязаемый каталонский колорит, и возможно, лёгкое дуновение традиционного каталонского сепаратизма. Исторически это не Франция, этнически тут живут не совсем французы. Второй язык тут – каталонский, все надписи продублированы, каталонский слышен почти повсеместно. Символы региона Руссильон, столицей которого является Перпиньян, почти такие же, как у Каталонии, до границы тут ближе, чем до ближайшего крупного французского города, даже поезда испанские дешевле и быстрее везут в Перпиньян, чем «SNCF». Ну и в городе историческое родство чувствуется почти во всём.
Главная достопримечательность города, вероятно, Замок Королей Майорки 1) - чисто «каталонская» затея. Забавно, что отвоевав у арабов собственно эту самую Майорку, и основав странное королевство, маленькое, но очень гордое, мальоркские короли предусмотрительно столицу свою оставили на материке, ну тут, в Перпиньяне. Крепость построили, которая более-менее сохранилась 2). Вокруг собственно замка позже образовались бастионы 3), выглядящие довольно солидно 4), хотя это испанцам не помогло, город после 30-летней войны отошёл французам. На входе - хитро устроенный барбакан в виде «полу-улитки», понятное дело, чтобы сильно удлинить путь ворвавшимся в ворота врагам, хотя, тут не очень понятно, откуда по ним стрелять. Сам Замок предстаёт нормальным таким бюджетным сооружением, уже не кажущимся столь непреступным, компактным, и в духе своего XIV в. не особо эстетизированным и комфортабельным. А потому внешне вполне аутентичным. Сохранилось явно не всё, от интерьеров и вовсе почти ничего, кроме двух очень похожих капелл: Короля 5) и Королевы 6)7)8), - предлагают отыскать десять отличий, - нормальная ранняя готика. Где-то ещё, кажется, на каких-то стропилах осталась примитивная роспись, но её почему-то не показывают. А так пустовато, даже не пытались сымитировать обстановку, можно полюбоваться только на архитектуру 9)10)11)12), довольно скромную, сохранившиеся кое-где капители с драконами 1), замечательное, кажущееся «чисто испанским» сочетание острых крепостных зубцов и здоровенных кактусов 13) и пугающе глубокий колодец 14). Ну ещё можно посмотреть с бастионов на окрестности с дальними, на удивление, ещё заснеженными горами 15) и ближними районами Мусьо Мигель 16), Ла Люнет 17) и Сен-Мартан 18), в хорошую погоду всё красиво. При всех издержках, крепость XIV в. – очень круто!
Другая фортификация арагонского происхождения – небольшой замок Кастиллет 19) на другом конце города не столь внушителен, но более интересен в плане архитектуры и просто красивее. Не знаю уж, чем руководствовались зодчие, точно ли степенью обороноспособности, но сооружение получило очень затейливую форму с многочисленными округлыми обводами и выступами 20). Смотрится очень выигрышно. Внутри сооружения разместился небольшой и небогатый музейчик, но опять-таки посвящённый каталонской культуре. Понятное дело, что заметная часть населения Перпиньяна остались каталонцами, и они активно внедряли в быт ставшего французским города свои привычки и штучки, от навахо 21) до танцевальных костюмов 22).
Короли Майорки начали строить и Собор Сен-Жан-Батист 23)). Масштабное сооружение, хотя внешне слишком упрощённое, ну пусть схематичная готика 24)25). Интерьер тоже в целом небогат 26)27)28), но интересен своей схожестью скорее с испанскими церквями, чем с французскими. Такое впечатление производят могучие алтари в различных разновидностях барокко и необарокко 29)30), перенасыщенные деталями и скульптурами и обильно позолоченные. Как правило, при всей гигантомании они вполне симпатичны и в значительной степени компенсируют отсутствие других достойных украшений. Такие могучие алтари кажутся достоянием испанских церквей, похожие видел ещё в португальских в Порту или в перуанском Куско, во Франции такие не попадались. А если и были, то обычно такие «гардеробы» служили революционно настроенной солдатне дровами, быть может, просто не сохранились… Но в любом случае - необычно. Запомнился главный герой одной из таких композиций 31) – какой-то святой мученик с атрибутом мученичества, то ли плугом, то ли гарпуном, это чем же его того? А ещё один, уже вполне реальный упокойник 32) изображён не только с совсем не упокойным лицом, но и манерно сложенными ножками. Такую необычную позу я уже подмечал у скульптур в Тулузе.
Дополнением к Собору является Кампо Санто 33)34) – обнесённый стеной некрополь. Тоже необычно, вместо внутреннего двора (клуатра) – кладбище. В стенных нишах располагались склепы благородных семейств, помеченные гербами 35), а по центру, видимо, закапывали по мере необходимости всех желающих.
Ещё в здешней часовне Шапель дю-Дево сохранилось очень выразительное распятие 36), искусное само по себе для своего XIV в.. Жалко, что его не сохранили в его оригинальном уникальном V-образном виде, как в словенском Пиране.
Другой заметный храм - церковь Сен-Жак (Сан-Жайме) 37) тоже бесспорное арагонское наследие. Хотя бы потому, что является штабом у сохранившего свои традиции религиозного братства, до сих пор разгуливающего по улицам Перпиньяна в красных и чёрных балахонах и пугающих колпаках-капиротах, это как у «любимого» нами Ку-Клукс-Клана. Понятно, что мракобесия и у французов навалом, но традиция всё-таки больше испанская. Нда, ну а сама церковь, как и Собор, внешне слишком простая, чтобы говорить о стилях, только башню можно отметить, да ещё и застроена с трёх сторон. Внутри 38) украшена тоже, по большей части, теми же громоздкими «ретабло» на испанский манер 39), частью вполне жизнерадостными 40), ну а частью, как положено, с крылатыми черепами и прочими страшилками 41)42). Впрочем, основная колористика интерьера – очень живенькая и непривычно светлая 43)44). Самым запоминающимся оказались символические распятия 45), если можно так сказать, без Христа, но со всеми символами страстей: очень подробно, с прилипшим к сабле Св. Петра ухом и даже игральными костями проспавших воскресение легионеров.
Нотр-Дам де ла Рей 46) тоже, видимо, строилась при «королях». Хотя, глядя на романскую, но малоинтересную внешность, не очень понятно, что тут «рей», если «рей» - это всё-таки «король». Внутри кусками сохранились старые фрески, условно арагонские, а всё остальное, пусть и в романском силуэте, но явно куда более поздние, ну спасибо, что не надругались над интерьером 47)48)49).
Францисканский монастырь 50) практически превратился в выставку под открытым небом, где демонстрируются обломки каменной резьбы и остатки ещё одного встроенного во внутренний двор некрополя с фамильными склепами, - можно считать характерной местной особенностью.
Прочие посещённые церкви чем-то «испанским» не отметились, ну если сильно упрощённую архитектуру не считать неким «арагонским» стилем. В церкви Сен-Матье 51)52) можно найти и что-то отдалённо-готическое, и ренессансное, и барочное, и необарочное, росписи – точно на новый манер, интерьер излишне весёлый и пёстренький, но приятный.
В светской архитектуре можно поискать «испанский» след, но тут сложнее. Самое разрекламированное и старое здание – бывшая судебная палата Ла Лож де ла Мер 53)54)55) сойдёт за готику, но тут вполне «стандартную», тем более, что к ней тут отнеслись не особо бережно.
Мэрия 56) – тоже здание заслуженное, и словно в ансамбль к соседним горгульям Ла Лож укомплектована пугающе торчащими из стены бронзовыми руками - флагштоками 57). В принципе, в нарядном оформлении зала бракосочетаний 58) можно усмотреть лёгкую испанскую пошлятинку, не говоря уж о чудовищно безобразных фигурах из чего-то мягкого в «предбаннике». Рядом стоит ещё одно старое, можно сказать, что готическое здание, сейчас дворец Депутасьон 59), но оно, скорее «итальянское».
Каза Шаншо 60) – тоже солидное готическое здание, судя по имени, тоже каталонского происхождения. Нынешнее состояние, - всё позамазали масляной краской и довольно топорно сымитировали обстановку, - увы, не позволяет насладиться даже сохранившимися немногочисленными готическими декорациями 61). Правда, денег не берут.
Я, наверное, уже попался на желании втянуть за уши что-нибудь каталонское в исконно французский Перпиньян? Ну есть грех: чисто субъективные ощущения, типа того, что что-то испанское можно найти даже в изобилии повсеместно растущих пальм и большущих кактусов, как-то для Франции это непривычно. Хотя в архитектуре, повторюсь, ничего особо каталонского в глаза не бросается.
К слову, пока доберёшься до Сан-Жайме, окунёшься в кварталы, которые сейчас явно можно отнести к «нехорошим»: там совсем не говорят по-французски, персонажи сомнительные мелькают, грязно, словно туда не ступала нога дворника, и вообще не очень приятно. При том, что испанские города в среднем более чистые, чем французские, да и большая часть самого Пеорпиньяна выглядит ухоженной, даже не знаешь чего думать…
Нда, так вот, и там, и в более благостных местах дома вполне обычные для среднего французского города, разве что более тёплых пастельных тонов и разной степени «южности», т.е. толщины стен и ставень. По хорошей погоде снимать старые узенькие улочки хочется гораздо чаще, так что примеров много: рю де Маршан 62), де ла Мен де Фер 63), де ла Фюстери 64), Майи 65), ну и ещё много где 66)67)68). Заметная часть домов вообще типична для юга Франции, как, например в Тулузе, - большое количество кованных элементов: ажурных балконов, карнизов и т.п., примеры на рю Альзак-Лорен 69), Луи Блан 70)71), площади Гамбета 72) или Жана Жореса 73). Есть и вполне стандартно французские дома барокко и «под барокко» в характерном сочетании красного и белого, например, Отель Майи, сейчас Университет 74). Симпатичный рыжий домик на площади Фонтен-Нёв 75), вероятно барочный, просто отмечу. Ну а более новые из числа заметных зданий - уже совсем такие же, как по всей стране: в таких зданиях, как компактный дворец Юстиции 76), дом с крылатыми фигурами на улице 4 Сентября 77)78), банк Дюпюи де Парсеваль 79), «Ла Ротонд» 80), универмаг на площади Клемансо 81) можно увидеть только вполне уже интернациональный ампир, неорококо и прочую эклектику. Здание на площади де ла Виктуар 82) сойдёт за модерн.
Сам по себе хорош Отель Памс 83) – бывшее логово местного табачного короля 84). Отличный образец расписного эклектического особняка 85)86). Это относится больше к очень богатому и в целом красивому интерьеру с большим количеством настенной живописи 87)88), - с поправкой на более новое здание, похоже на Капитоль Тулузы, и в основном - те же люди, Жерве, например. Богатая «салонная» живопись, хотя попадаются и элементы, ближе к ориентализму и предмодерну. Тут ещё и внутренний двор с «мавританскими» элементами очень симпатичный 89)90)91). На всю эту красоту пускают посмотреть, причём тоже нахаляву.
Теоретически старым зданием, претендующим на звание дворца, является и нынешний музей Гиацинта Риго. Гиацинт – придворный художник, но при этом весьма приличный портретист XVIII в., местный. Его именем названа площадь 92), на которой и памятник имеется 93). Музей для довольно «периферийного» приграничного города вполне достойный. Правда, интерьеры дворца не сохранились, только местами, очень широким мазком обозначено, что могло бы быть. Но в коллекции немало самого Гиацинта, его братана, местных и почти местных художников от XIV до XXI вв. включительно, попадаются, конечно, и каталонские. Самой запоминающейся показалась вот эта староиспанская «Троица» с редчайшим атрибутом – радугой 94), оптически, конечно, неправильной, но правильной «морально», в отличие от нынешних символов, её использующих.
Из местных деятелей попался ещё учёный Франсуа Араго в памятнике на опять-таки одноимённой площади (95), которого не надо путать с писателем Луи Арагоном. Но здешний тоже, хотя и Франсуа, но всё-таки Араго, тоже корнями, видать, из «этих бывших».
А вот природу восторгов по поводу влияния ещё одного каталонского деятеля – Дали на облик местного вокзал я совсем не смог понять. Якобы, Дали шнырял туда-сюда через границу, и от вокзала Перпиньяна старого му…счину пёрло не по-детски. Хм? Вокзал как вокзал, к нему, правда, приделали очень цветастую пристройку и размалевали переход, но при чём тут Дали? Если уж хотите Дали, езжайте в совсем недалёкий каталонский Фигейрас! Впрочем, мы же всё-таки во Франции, здесь, на её юге и так много чего ещё интересного!


Опубликовано 02.10.19 lastdoctor