http://veterstranstviy.org/articles/rossiya/taganrog
Ветер Странствий :: Статьи :: Россия

Таганрог

Таганрог **

Из-за одного известного ТВ-дегенерата, успевшего одновременно и обстебать людей, разговаривающих с телевизором, и обгадить приморский город, к Таганрогу стал привязываться имидж задницы мира, застроенной обшарпанными пятиэтажками, утопающими в грязи. Всё это ложь, одно верно – нехрен смотреть телевизор про другие города, надо составлять собственное представление. Ну а коли так, то следует сказать, что город-порт на Азовском море даже в мутной декабрьской хмари предстал вполне пристойно.
Во-первых, город показался вполне опрятным, видно, что усилия к поддержанию коммунальной благости прикладывают, даже при явно заметных проблемах. Во-вторых, и в главных, у Таганрога, несмотря на войны и коммуняк, сохранился довольно презентабельный исторический центр: точно не считал, конечно, но сотня старых домов точно осталась, и куски улиц, и целые переулки. Многие областные центры могли бы позавидовать. Правда, всем этим буйствой старинной застройки можно восхититься с оговорками…
Сразу надо сказать, что никаких фортификаций, во множестве налепленных в XVIII в., не осталось, разве что земляная «звезда» от бывшей бастионной крепости в северном предместье «просвечивает», но её только сверху можно рассмотреть, не ездил - не смотрел…
Ну а про «шпатскую» застройку говорится, что она XVIII-XIX вв., но в подавляющем большинстве это всё-таки конец XIX в., причём, в основном полутораэтажные эконом-класса особнячки всякой «мелкопоместной» и третьегильдейной шушеры, но всё это хозяйство способно взять хотя бы числом. Конечно, никакой особой стилистической логики тут и не было отродясь, а сейчас и вовсе не угадывается. Хотя, Таганрог, как и все города, построенные уже «регулярно», спланирован довольно логично, но если не смотреть с птичьего полёта, то это, как правило, не столь уж и выигрышно смотрится «с земли», хотя ориентироваться, разумеется, гораздо проще. Ну и, конечно, то, что домики физически уцелели, ещё не означает, что они производят должное впечатление и блещут аутентичностью. При том, что в целом центр города показался весьма опрятным и без особых признаков разрухи, в отличие, скажем, от областного Ростова-на-Дону, многие старинные дома либо не отремонтированы должным образом, либо отремонтированы недолжным образом, то есть лишились историчности, а часто и эстетичности. Но в общем, в историческую застройку вторгались не так беззастенчиво, как это у нас принято, по крайней мере, мерзких «пятиэтажек» с первородным грехом архитектурного бессилия и «современных» «времянок» в центре немного, хотя всякой вневременной полутораэтажной дряни, разбивающей какой-никакой ансамбль, полно. Пару центральных площадь всё-таки сумели изувечить. Например, Александровскую 1), где вместо некрасивого собора воткнули пару отвратительных домов. Но одноименная улица почти целиком сохранилась, свежеотремонтированные домики местами смотрятся хорошо, несмотря на свою беспородность. Несколько других улиц центра тоже сохранили определённую аутентичность. Особняк на Петровской 2) с необычной вывеской современного учреждения из лепных букв, псевдобарочный дом Поповой 3), дом Кобылина 4), низенький эклектичный домик 5) и ещё пяток иных 6)7)8) на этой же улице тоже вполне радуют глаз. На ул. Чехова 9) тоже несколько симпатичных карапузов.
Стилевое разнообразие вполне типичное для российского города: от ампира до местечкового модерна. Правда, т.н. «дворец Александра I» не только никак не годится во «флагманы» ампира, но и вообще на значимый памятник не тянет, однако, вполне нормальный ампир можно наблюдать: дом Папагиоти 10), дом Адабашева 11), и ещё несколько псевдоампирных домиков, например, в Итальянском переулке 11a).
Обильно вкраплены в историческую застройку и упражнения в модерне. Они, правда, за исключением нижеупомянутого дома Шаронова, очень бюджетненькие и из-за своей приплюснутости и нештукатуреной краснокирпичности чаще выглядят жалко, но если взяться за них и привести в порядок то вполне смогут послужить украшением города. Из того, что запечатлел, дом на ул. Фрунзе 12), вероятно, самый солидный. Много и таких, с лёгкими намёками 13), как на Александровской. Дом настоятеля собора Покровского 14) можно отнести к псевдорусскому стилю, и хотя он выдаётся мощным порталом и немощным туловом, внимание привлекает, даже в неважном состоянии.
Ну и кирпичное нечто местами симпатичное, например, в Мечниковском переулке 15). Здание Вокзала 16) я бы тоже отметил, хотя оно какое-то сумрачное и нынче не особо одушевлённое, но всё-таки солидное.
Не совсем обычно выглядит дом Чайковского 17), брата «того самого»; очень напомнило здания в Бостоне, хотя это больше из-за наличия башенки и цвета кирпича.
Советский период особой красоты городу не добавил, спасибо, что не так жёстко прошли дерзкой пролетарской метлой по «старью». Из того, что можно условно отнести к достижениям, стоит, вероятно, упомянуть, Круглый дом 18), первое подобное масштабное конструктивистское упражнение в стране: некрасиво, но всё-таки оригинально. Более нарядная архитектура тоже имеет место, например, неоампир в виде его «сталинской» реинкарнации - Дом специалистов Гидропресса 19). И современная «архитектура» присутствует, хотя особых достижений тут и не видно, но т.н. Европейский квартал 20) определённую солидность небольшому Таганрогу придаёт. Правда, выходит и комично 21).
По привычке несколько красивых особняков захватили медучреждения. С одной стороны, это пошло на пользу, их не снесли, но если здание бывшей Водолечебницы Гордона 22)можно назвать одним их трёх красивейших особняков города, то бывший дом Жеребцова 23), попавший в грубые лапы сифилидологов, выглядит очень неважно. И ещё лучше, когда дворцами завладевают музеи. О музеях позже, только отмечу, что особняк Художественного музея 24) - просто симпатичное псевдоампирное с рюшечками здание, псевдоампирный дворец Альфераки 25)26)27) - одно из самых красивых, а отчаянно модерновый дом Шаронова 28)29), который считается детищем Шехтеля и подозрительно напоминает детёныша Ярославского вокзала в Москве – вообще самое нарядное в городе, прежде всего, конечно из-за обильных керамических картин по эскизам Врубеля 30) из Абрамцево на фасаде.
Культовые учреждения Таганрога совсем не впечатляют. И те, что остались, и тем более те, что «возродили». Да и то, что развалили большевики, тоже ничем особым не отмечались, судя по фотографиям. Впрочем, местная синагога была очень даже ничего, мавританистая. Уж зачем было её разрушать – непонятно, вполне бы здание сгодилось для чего-нибудь более интернационального!
Но в целом, поговорить об архитектуре можно, даже нужно. Хотя её нарочитая малоэтажность, напомнившая мне больше всего Евпаторию и довольно заметная обтрёпанность большинства исторических зданий очень сильно снижает пафос, но тем не менее, усилия по сохранению исторической застройки заслуживают уважение.
А вот все прочие архитектурные решения как-то не особо удались. Каменная лестница 30), спускающаяся к морю, должного впечатления на меня не произвела. Приморский парк симпатичный, поскольку он точно придаёт Таганрогу вид «южного города» с характерной растительностью, ну и напоминает, о том, что город стоит на море. Прочие набережные как-то совсем не порадовали, а здешняя хоть как-то. Правда, скульптуры в парке весьма сомнительной художественной ценности 31), а статуя Пушкина была запечатлена в качестве, вероятно, самого халтурного полноразмерного изображения поэта 32). Это во что его «одел» лепила: в трико или в гидрокостюм?! Если не брать многочисленные бюсты, то и прочие полноразмерные монументы, пожалуй, не менее спорные. Петры I 33), похоже, вообще лепились под копирку; Александр I 34), якобы изваянный скульптором, заставшим императора живым, как-то очень «классичен». Обелиск в честь основания города 35) - ну ладно; это из «старого». Из «нового»: памятник 300-летию города я вообще не понял; что-то не запечатлел из-за художественной скудости. Зато отметил два памятника комсомольцам, оба по-своему приметные. Вот этот, вероятно комсомольцам – подпольщикам 36), показался очень странным по манере исполнения. Скульптор уверен, что героические подпольщики, наверняка замученные фашистами, должны быть увековечены в таком пасторальном и даже слегка эротическом виде?! Ну а памятник 100-летию(!) комсомола 37) – это вообще уникальная штука! Хочется, конечно, верить, что это просто знак признательности, но, честно говоря, больше похоже на «ностальгию» отожравшихся за лихие 90-ые «комсомольцев» последней генерации!
К памятникам чеховской тематики, типа «Толстого и Тонкого»38) или «Человека в футляре» 39) придираться не буду, они, правда, тоже не самого изящного свойства, но, возможно к месту. Поскольку Таганрог – родной город Чехова. И да, эта «тема» тут раскручена довольно широко, хотя Антон Палыч свалил отсюда ещё лет в 19. Глядя на домик, где великий, наверное, писатель родился 40), становится понятно, почему. Ну как-то очень, мягко говоря, скромная избушка, для многодетной семьи, хотя и третьегильдейского, но всё-таки купчины. О вкусе хозяев и говорить нечего, если верить воссозданной обстановке 41). Почему-то тут, наряду с наредкость пошлой ню 42), ещё попалась гравюрка с осадой Таганрога 43), малоизвестной операцией Крымской войны. Ну да, параллельно с осадой Севастополя, бравые англо-французы пытались разгромить и порт на Азовском море: постреляли с моря, получили по мордасам на суше и отвалили, всё как обычно…
Ну а маленький Чехов переехал в другой домик, побольше 44). Тоже, в общем, не особо «купеческий дом». Там пока вообще никакой экспозиции не накопили, зато сделали выставку местных художниц-экспериментаторш 45), на которой меня сильно удивила манера эпистолярного общения Чехова с его последней женой, которую он именовал «цуциком», «пёсиком лютым», «милой моей собакой» и чуть ли не «крокодилом души моей»! Впрочем, это всё лучше, чем называть её по фамилии…
В гимназии, где учился Чехов 46), кстати, по началу - довольно плохо, развернули полноценный музей, Литературный им. Чехова47). Тут немного о самой гимназии, сохранились некоторые помещения 48) и оборудование, но в основном, разумеется, о Чехове. Вполне доходчиво и с душой изложены основные аспекты жизни писателя: учение, медицинская деятельность, заезд на Сахалин и т.д. Запомнился портрет доктора Чехова в халате 49), что кажется мне, простите за занудство, исторически неточным, поскольку полноценным врачом Палыч был недолго и к концу XIX в. вообще завязал, как кажется, с этим делом, а белые халаты вошли в практику уже в XX в. Ну и ещё, несмотря на небольшие, откровенно говоря, заслуги перед отечественной медициной, Антоша заработал самую настоящую медаль «За труды по первой всеобщей переписи населения»49,внизу)!
Есть ещё и Лавка Чеховых, дядьёв писателя, торговавшей всякой бакалеей, в том числе «колониальными товарами». Историческое здание 50), ну и похожий на всамделишно купеческий быт 51), - в принципе, конечно, ничего поражающего воображения 52), но зайти стоит.
Чтобы «разбавить» Чехова и показать, что не им единым, по сути сбежавшим в столицы, богат край таганрогский, добавили ещё очень скромный дом-музей писателя Василенко 53). Родись этот последний не в Таганроге, вряд ли заслужил бы собственного музея: я так и не понял, что же этот «известный» писатель такого написал! Из хоть как-то известного - только что-то довольно слащавое про цирк. Судьба у него непростая, но с каким-то еврейским счастьем: писать начал в 42 года, и, поди ж ты, успел засветиться аж в Союзе Писателей. Ну и тот факт, что при вполне себе полноценном туберкулёзе прожил до 71 - тоже заслуживает внимания. А так и смотреть особо нечего: домик не без украшательств, но интерьера, разумеется, никакого, да и экспозиция в основном «бумажная». В кабинете писателя 54), укомплектованном ещё и кроватью, мне запомнилось ещё только то, что вместо какой-нибудь Карлы-Марлы, Пушкина или, скажем, кого-нибудь из Толстых, на стене наличествовал портрет Вересаева. Будучи в Туле, я тоже не понял, чем важным обогатил Вересаев мировую литературу, так что потрет и общение с этим «титаном» у Василенки, вероятно, заключалось в выведовании секрета, как, не написав ничего толкового, стать признанным «значимым» писателем.
Ещё одному жителю Таганрога, знаменитому циркачу Дурову тоже нашлось место в симпатичном домике 55), прикупленном артистом по случаю. Крохотный, но суперэклектический особнячок интересен сам по себе, а вот экспозиция мне не понравилась. Ну я её, по большому счёту, «не застал», после ремонта основную почему-то ещё не вернули на место, заменив на выставку ёлочных игрушек. Хотя разнообразия, как в Клину и близко нет, но в принципе небезынтересно было проследить тенденции в игрушкостроении, колебавшиеся почти параллельно «политической линии». Понемногу всего, от странных дореволюционных пауков и поросят в пелёнках до не менее странных современных. Но это к Дурову никакого отношения не имеет. Зато к нему имеет отношение целый склад чучел всяких животных, от банальных собак до тасманийского дьявола и казуара. Всё это когда-то выступало в цирке или показывалось в качестве диковинок в шоу Дурова. Впечатление, увы, от всего этого чучелиария у меня осталось гадковатое, впрочем, ничего особенного, дрессировщикам, вероятно, присуща странная смесь любви к животным и живодёрства...
На правах православного агностика я счёл нужным посетить ещё и маленький монастырик с пользующейся популярностью Кельей св. блаженного Павла Таганрогского 56). Святой 57) конечно, не больно «значимый», из числа свеженьких, «постсоветских», хотя жил ещё при первых двух Александрах. Из хорошего о нём знаю только то, что отпустил на волю все свои 300 «душ», правда, наверняка без земли. Но всё равно зашёл, если угодно, «отметиться». Ухоженные домики, бедненько, но чистенько, похоже на средней руки болгарские монастырьки. При входе в саму келью просят ботинки снимать, как в мечети. Ну такая скромная, комнаток на шесть, келья, без излишеств. Запомнился необычный лик Спасителя, с хорошо переданным объёмом, в сумеречном свете похоже на голограмму, и довольно дурной вкус во всём прочем с нагромождении самых разных икон 58), которые кажутся мне не вполне русскими, что не странно, поскольку тут Украина рядом со всякими униатскими штучками.
Ну это всё по персоналиям, а из «общечеловеческого» есть ещё три довольно крупных музея. Краеведческий предусмотрительно закрыли на ремонт. Музей Градостроительства и Быта, разместившийся в уже описанном самом нарядном здании города – доме Шаронова 59) по провинциальным меркам вполне пристойный, пытались вытянуть из небогатого набора экспонатов по максимуму, довольно оригинальная «современная дизайнерская» манера подачи материала со вполне уместными инсталляциями 60) и интерактивами. Впечатление самое приятное, хотя запомнились только Петровская медаль за строительство Таганрога и набор каких-то цветастых склянок, применявшийся старыми стоматологами 61). Ну и настоящая трагедия в том, что от интерьеров не осталось вообще ничего!
Ну а Художественный музей слегка разочаровал. Хотя он сейчас расползся на два здания: своё старое 61a) и бывший банк на Александровской ул. 61b), оба помещения используются как-то странно, словно никак не устаканятся. В симпатичном «старом» особняке 62) интерьер как-то ещё «читается» в оставшихся фрагментах лепнины и печках, ну и коллекция, как мне известно небольшая, но неплохая, и почему-то до сих пор не размещённая как следует. Скомпенсировалось это отчасти выставкой литографий, кажется, аж Дали, причём в не совсем привычной манере в акварели, и на не совсем обычные сюжеты из Священного писания. Трактовка самая спорная, но как раз вполне «далианская». Ну ещё в этой усадьбе есть внутренний двор 63), куда натащили довольно слабых скульптур, да ещё и кладбищенских, видимо, однако кое-какая элегичность присутствует (64)… Здание же банка должно быть заполнено искусством XX-ХХI вв., но вообще как-то впечатления не произвело, запомнилась только «скульптурная композиция» весьма слабого художественного достоинства, но зато на вечно актуальный для нас сюжет: два ухаря пинают ногами какой-то ящик с надписью «USA»65).
Но в принципе вполне симпатичный городок, во всяком случае, в центре. Может и не специально, но по случаю - точно можно заехать, побродить.


Опубликовано 25.12.21 lastdoctor