Сан-Диего - малоизвестный город, хотя именно он, а не Сан-Франсиско, второй по величине город Калифорнии. Начитавшись путеводителя, решил и его посетить.
Что обещали? Старый город, например. На счёт его «старости» я не обольщался, конечно, потому, обнаружив вестернизированный аттракцион 1)2)3)4), ничуть не расстроился. Немного «ковбойского», немного мексиканского, немного «арбата», немного кактусов – нормально. Куча квазиаутентичных домиков с небольшими квазиаутентичными музейчиками. МакКой хаус 5)6) – американский южный вариант, ничем не удивил. «Мексиканские» мотивы в церкви Иммакулатэ Консэпсьон 7)и Каза де Эстудилльо 8) с внутренним двориком «эль патио» и мексиканским «тандыром». Вэйли-хаус, который снаружи и снимать-то нечего, более насыщен бытовухой, причём, всё в одном флаконе: аукционный зал 9), а может и суд, первый в городе коммерческий театр 10), гостиные и жилые комнаты 11)12), где удивили размеры ночной вазы и музыкальность обитателей. Показалось необыкновенным такое обилие фортепьян, вперемешку с кольтами, крошечным дамским браунингом, сёдлами, голландским наследием – самоварами, лассо и библией, конечно, хотя едва ли половина жителей фронтира была грамотной… Небезынтересным показался музейчик Сили Стэйблс 13) с многочисленными повозками, креслом из бизоньих рогов 14) и промышленно выполненным медвежьим капканом 15), можно сравнить с нашими кустарными в Каргополе или Петрозаводске. К слову, медведей в Калифорнии наверняка было много, косолапый красуется и на флаге штата. Музейчик Здания Суда демонстрирует суровый быт шерифа 16) и его «подопечных» в КПЗ, вопреки киношным версиям вынесенной на воздух 17). Забавная надпись за спиной у шерифа: «Всё оружие в этой комнате – муляжи, не способные стрелять», это очень по-американски.
Помимо совсем «старого» города, по совести говоря, декораций, восстановленных на месте брошенного поселения, обещали и ещё один старый город, действующий, район «Газовых Фонарей», историческое ядро нынешнего. Вот этот совсем не понравился, ни фантазии, ни архитектурной мысли я там не выявил вовсе, даже газовых фонарей как-то не обнаружил. Так, пара относительно заметных деревянных домов 18) с вычурными навершиями 19), что-то похожее видел даже в Рыбинске. А в остальном скукотища. Собственно, в сокрытии памятников архитектуры и весь город заподозрить нельзя. Полнейший бессистемный разнобой, как на Парк-бульвар 20), где-то скучненькие отсылки к испанскому колониальному стилю 21), но с чисто американскими апгрейдами, типа железных пожарных лестниц. Такого же свойства отголоски видны и в здании Ассоциации Молодых Христиан Армии и Флота 22), запечатлённом больше из-за специфики самой организации. Больше никаких даже потуг, современная архитектура малоинтересная, пример - набережная Харбор-драйв 23), ну разве что свеженькое, но скромное арт-дековое здание Администрации Округа 24). Я даже запечатлел отель «София» 25), в котором жил, потому что это необычное для Калифорнии, но типичное для Нью-Йорка или Бостона здание: этакая счетверённая батарея мрачноватых тёмнокирипичных корпусов, декорированных сверху светлыми узорчатыми панелями и снабжённых по полной программе безобразными пожарными лестницами, всегда бесило - почему их надо лепить на фасад! Приметил, правда, ещё залихватский мост Коронадо-бэй, не столь сильно длинный, сколь сильно узкий и показавшийся крутым и высоким 26).
Но наибольшей заманухой лично для меня стал обещанный большущий музейный комплекс в парке Бальбоа 27)28)29)30)31). Никак не ожидал увидеть там и настоящие памятники архитектуры, а тут оказалась масса очень качественно стилизованных под испанское барокко и платереско павильонов, доставшихся в наследство от какой-то очередной выставки. Можно поразиться таким роскошеством, даже где-нибудь в Саламанке или Толедо такого не особо увидишь. Я, правда, по привычке, проперкутировал всю эту красоту и кое-где выловил-таки обман, - пластик, как в Москве на ВДНХ, но много где и взаправдашний алебастр, ну не резьба каменная, конечно, но всё равно круто.
Лувра или Британского музея тут никто не ждал, потому к местным многочисленным музеям я отнёсся снисходительно. Музей Тимкен, расположенный в самом невзрачном зданьице, хоть и мал, но вполне удал, есть даже Брейгель, самый Старший, хотя сомнительный, и все картины, можно сказать, в тему, никакого балласта, кроме разве что плохого портрета кисти ван Рейна. Особо порадовал Давид, не Герард, а самый что ни на есть Жак-Луи, редкая политическая и творческая проститутка, но мог и «приложить» кистью, если что, мастерства хватало. Какого-то, много о себе думающего, мужичонку художник и так усадил на стул в довольно нелепое положение и придал личику дурацкое выражение, да ещё и сознательно увеличил размер пустого фона, попортив композицию, но ещё нагляднее показав ничтожность портретируемого…
Второй художественный музей, Искусств, напротив, расположен в здании с роскошным фасадом со статуями великих испанских художников 32), но не особо богат, ни интерьерами 33), ни коллекцией. Из живописи ценного – только Босх, а так запомнился лохматый ангел 34) и китайская фигурка рыбака с сетью 35), где можно поразиться прежде всего неленивости резчика – это ж надо из целого рога выколупать тонюсенькую сеточку длинною в 4/5 всей фигурки! Посмотрев оба музея, пришло в голову, зачем их два, объединить – гораздо мощнее и гармоничнее собрание получилось бы!
Музей Мингеи, посвящённый прикладному искусству, можно было бы обойти стороной, потому как он «интернациональный». А в США хорошим может быть только «национальный»! Ну так оно и оказалось. Можно взглянуть на то, какую дрянь люди носят на голове: тут и инуитская маска, показавшаяся мне забавной, – двое в байдарке, не считая какой-то зверушки 36), и маски африканские, включая головной убор из массива дерева метр на полметра размерами. Ещё какая-то ерунда, даже не люстра, пошленькая расписная мексиканская тележка и кружки весьма сомнительного вкуса, вот из этой, с руками и натуралистичным сердцем, вполне могла какая-нибудь бокерия пить 37).
Парадность архитектурной оболочки тутошних зданий словно побуждала заходить в те музеи, куда и не собирался. Например, в музей Человека, немного кощунственно помещённый в помпезное здание, стилизованное под католическую церковь, только без крестов 38)39). Музей, пытающийся объять необъятное, весь спектр человеческой жизнедеятельности, довольно бестолковый, ориентированный в основном на выставки, и потому дорогой. Из «своего» запомнились: интерактивно-муляжная экспозиция, чертовски наглядно демонстрирующая, откуда дети берутся; то что у нас 50% общих генов с… бананом; чучело гигантопетека, по-моему, на ходу придуманного; сравнительная анатомия h. neanderthalis и h. sapiens sapiens; ну и действительно интересный факт наличия бумерангов у калифорнийских индейцев. Выставка, посвящённая 10000-летней, по мнению авторов, истории пивоварения меня возмутила. Сама «эскпозиция» - дрянь, пара фигурок забавных: странный китаец с орлиным носом, перуанка, готовящая чичу, и инсталляция из слов «пиво» на самых разных языках 40). Всё, на первый взгляд, забавно, самое длинное слово «пиво», аж в 20 букв, у какого-то амазонского племени, видно их бражка самая забористая – во как их с неё прррррррёёёёёёётт. Но дывысь, як воны наше пыво кличут – «IINВO», ей-богу, повбывав бы! По-арабски и по-тайски, значит, можем, а по-нашему не разумеем! Стыдно!
Другая выставка была посвящена пытошному оборудованию, специально бы не пошёл, а тут - уплочено. Был я на подобной в мальтийском Биргу, думал - ничем не удивят, но всё-таки удивили: среди разнообразных средневековых игрушек, пишут - в основном оригиналы, попалось и накладное шипастое колечко, с помощью которого монахи укрощали плоть, - представляете в каком месте!
Ещё посетил музей Естествознания, он в целом заурядный, ничего особо потрясающего воображение: метрового диаметра аммониты, причудливые черепа казуара и рогатой ящерицы, и так, по мелочи. Очень понравился интерактивный глобус с историей дрейфа материков, правда зачем-то в обратном порядке, и шокировал чей-то настоящий разлагающийся трупик, в живую демонстрирующий работу «санитаров леса».
И тут не обошлось без выставки. Экспонировались настоящие предметы, связанные с пиратством, найденные в море, так, ничего особенного, только испанское серебро в чёрти-как нашлёпанных бесформенных монетах, хотя много более-менее интересной информации. Пишут, что среди пиратов была масса негров, - верю, а вот в то, что были полностью негритянские команды – не очень, это где ж они так морскому делу обучились? Или что они нападали на работорговцев с целью освобождения своих «товарищей», - тоже не особо. А ещё среди пиратов была куча массонов, - вот это не факт, а на самом деле было! Экспроприация экспроприаторов – это вполне по-массонски, вернее по-фармазонски! Зачем-то записал систему маркировки веса корабельных пушек, если 1-1-1, значит 112(1 у.е) + 28 (1/4 у.е) + 1(целые фунты) = 141 фунт. Зачем мне это - чёрт его знает, пусть будет! Ходил по выставке и думал, а почему пираты тут, в музее Естествознания? А вот почему, оказывается, - многие из них были ещё и естествоиспытателями, - пишут, что Гумбольдт и Дарвин вдохновлялись познавательными путешествиями Дампье, о как!
Во всяком случае, не бог весть какой богатый внутренний мир музеев уверено компенсировался удовольствием от созерцания красивостей большинства зданий парка. Будь время, может зашёл бы и в музей Искусства Фотографии 41) или Автомобильный. Зал Спортивной Славы 42) в здании, сильно отличающийся по стилистике, с явными древнеиндейскими мотивами, я бы в любом случае визитом не почтил, местные, неизвестные мне герои несуществующих видов спорта не так интересны. В воспроизведённый в парке театр «Глобус», при всём внимании к Уильяму нашему, Шекспиру Американского шекспировского общества – тоже не пошёл бы, не люблю гамлетов в майках. А вот если бы позвали на органный концерт в уникальный, наверное, открытый Органный павильон 43), пошёл бы, хотя как тут достигают нужной акустики, не знаю. На Гостевой центр 44)45)46)можно только посмотреть, а над «Домом Украины» 47) в местном Хоббитоне - «посёлке» сувениров, можно посмеяться. А можно и не смеяться, тем более, что прилепилась эта избушка к домику самих США… На сём из парка пора было и удалиться.
А ещё? А море-окиян! Местные набережные и Гавань 48)49) воображения не потрясли даже на закате. На множество старинных судов в Морской музее 50) уже пороху не хватило, но мимо авианосца Мидуэй пройти не мог. Впечатляющая посудина: 300 на 85 м 51)52)53). Он ещё не атомный, не такой героический, как тот, что стоит в Нью-Йорке, сбил всего пяток самолётов, а так - только слава самого большого корабля, прошедшего Панамский канал, перестраивался радикально, но зато прослужил почти полвека. Здесь не так много о героизме, зато очень много о движении и навигации, зеваку может впечатлить 54). Службы сильно специализированы, каждый занят своим делом: оружейники, транспортировщики, сигнальщики, операторы взлёта-посадки и т.д., и все - в разноцветной форме. Очень много о бытовухе, что тоже интересно. Тут тебе и гладилка 55), и операционная 56), и больничный отсек 57), и даже процесс выдачи денежного довольствия, как без этого 58). И мощность стоматологического подразделения удивила, лечить зубы 4500 человек команды, это понятно, но вот целая зубопротезная мастерская 59), - что за шамкающие ветераны там в команде? Обломали зубки об фунт мяса в день или выбили, бегая по каким-то нарочито для громадного корабля низким и узким коммуникациям?
Военно-морская тематика в Сан-Диего должна присутствовать, где-то тут большая военно-морская база, «родина палубной авиации», впрочем, кроме «скульптуры» военного моряка на свидании в парке Эмбаркадеро 60) особо ничего в глаза не бросилось.
А океанскую тему решил развить в пригороде Ла Холла. С архитектурой тут всё понятно, дачная 61), но побережье 62)63) совсем не разочаровало. Почему-то решил, что там есть аквариум, если и есть, то он подводный, бери акваланг и плавай вместе с морскими котиками 64)или пеликанами 65), круче чем в Паракасе. Нет акваланга, не беда, можешь и так поплавать, посмотреть на всю эту живность, на гнездовья чаек 66), морские гроты 67)68)и утёсы или, на худой конец, местных норных белок с весьма лаконичными хвостами 69). Причём, кормление белок и птичек наказуемо аж специальным законом штата! Но морская прогулка - очень приятная добавка к остальному Сан-Диего.
Ну всё, города Калифорнии осмотрены, хотел бы ещё и во многочисленных нацпарках погулять, но до дальних не доедешь, поездов, да и автобусов тут негусто, а в ближние - не судьба, пожары 70)…
Опубликовано 07.07.14 lastdoctor