Ветер Странствий
27 Октябрь 2020 03:38 мск  
Россия
Тамбов и Рассказово
Тамбов **

Тамбов, наверное, можно считать таким совсем уж среднестатистическим областным городом. Нет тут ни древнего происхождения, как во Владимире и Новгороде, ни драматичной истории, как в Смоленске, Пскове или даже Рязани, ни просто древней архитектуры, как в Ярославле, ни каких-то достославных исторических эпизодов, как у Костромы или Волгограда, ни даже просто солидности, как у крупных Нижнего Новгорода или Воронежа. Ну и на чём раскручивать город? Ну не на странном же местном бренде «тамбовском волке». Вот и не пользуется Тамбов практически никакой славой, а может и зря.
Отсутствие славной боевой истории, возможно, пошло и на пользу, в том смысле, что в Тамбове сохранилось вполне приличное количество старорежимных домов, тут можно поискать и даже найти памятники архитектуры, что вообще-то для наших городов, увы, совсем не характерно. А тут в центре, особенно на ул. Советской десятка три вполне смотрибельных образцов старой архитектуры. Есть место необарокко, например, здание бывшего Дворянского Собрания 1)2) или дом на Советской 3). Попадается неоампир, типа здания Университета 4), пожалуй, неоготика на Советской 5). Ну и в основном симпатичная эклектика 6)7) на той же Советской и терпимый модерн разных направлений: нынешний Дворец Бракосочетания 8), бывшая гостиница на Коммунальной 9), бывший дом Сатина 10), похожее на него здание на ул. Интернациональной 11) ну и т.д. Разумеется, все это благолепие относится к концу XIX – началу XX вв., но есть и образцы более позднего зодчества, включая, неопределённого возраста и стиля приятный домик неприятного цвета на всё той же архитектурно богатой Советской 12), и даже именно советского, типа декорированного домика на ул. Энгельса 13).
Увы, по-настоящему шедеврами весь этот набор старинных строений назвать нельзя. Прежде всего, потому, что это, конечно же, местечковая архитектура, не особо искусная, часто безвкусная и зачастую даже не особо солидная. Большинство домов, можно сказать «в полтора этажа», довольно плюгавенькие, из-за чего даже «фигуристость» силуэта или более-менее затейливое оформление сильно проигрывают или вообще смотрятся комично. При всей симпатичности, такие вот домики, как вот этот богато украшенный лепниной сарайчик на Советской 14)15) или просто одноэтажный дом на Коммунальной 16) всерьёз воспринимать трудно. Часть домов вообще кажутся «потёмкинскими избами» со своими кое-как украшенными фасадами, но трухлявыми боками и бог знает из чего сделанными задами, понятно, что такие довольно быстро приходили в негодность и имеют невысокую ремонтопригодность. Видать, местные купчины были не особо богатыми, но честолюбивыми, и потому, стремясь выпендриться и выстроить себе модерновый дом, они совсем не озадачивались по-настоящему капитальным строительством. Ну и конечно, экспроприировавший все эти буржуйские, но изначально отнюдь не хоромы пролетарий совсем не озадачивался ни поддержанием этих строений, ни тем более толковым ремонтом. Домишки, и без того плюгавенькие, сильно пообветшали, слегка вросли в землю, а то и поразвалились, у большинства сохранившихся старорежимных домов вид в диапазоне от неважного до совсем удручающего, что сильно портит впечатление от городской архитектуры. Ну и, разумеется, ни о каком ансамбле или мало-мальски грамотном сочетании стилей говорить не приходится, все архитектурно приметные здания – всего лишь единичные, широкоразбросанные строения среди весьма безликого, а то и гадкого окружения. Ни в советские годы, ни тем более в последние 30 лет с историческим наследием совсем не церемонились, хотя можно отметить, что слабенькие попытки как-то приукрасить современную «архитектуру» местные «зодчие» всё-таки предпринимают, сайдинговым монстрам пытаются давать отпор. Я бы даже отметил некоторые новоделы и даже дома «новотамбовцев», местами даже проявляющими определённый вкус, вот попал в кадр приятный домик на ул. Набережная 17).
Хотя, конечно, общее впечатление от состояния городской застройки довольно негативное. Большинство старых домов в плохом состоянии, и заметно, что городские возможности очень сильно ограничены. Впрочем, даже когда о старых зданиях пытаются заботиться, возникают иногда весьма дурацкие ситуации. Прекрасным подтверждением русской пословицы про «заставь дурака богу молиться» может служить «Дом Аносова». Старый купеческий дом, не бог весть какой архитектуры, но, вероятно, заслуживший сохранения, был сохранён, но только путём фактического… вмуровывания в современное строение18)! Челюсть при такой «реставрации» отвисает надолго.
Рассматривая довольно банальные местные архитектурные искания всё же можно выделить местную архитектурную особенность, какой показалось многократное воспроизведение элемента в виде «зубчатой короны» над входами, типа вот такого совсем упрощённого варианта (24365), причём не только в камне, но и в дереве, потом много подобных украшений видел на деревенских домах вокруг Тамбова. Про деревянную архитектуру сказать почти ничего не могу, кроме хоть как-то примечательного домика на ул. Тельмана 19) ничего интересного не попалось.
И при всём при этом, повторю, что в Тамбове можно и нужно говорить о городской архитектуре! Это большое достоинство для глухо провинциального города.
А ведь есть тут и вполне настоящий архитектурный шедевр. К числу таковых с небольшой натяжкой можно отнести дом усадьбы Асеевых 20). Про усадьбу говорить особ нечего, парк тут сильно прорежен, зимой даже оставшиеся фонтаны и деревья явно имеют не самый привлекательный вид. А вот сам дом по местным масштабам просто великолепен, по крайней мере, заметно превосходит статью и стилем практически любую постройку Тамбова. Добротная псевдонеобарочная эклектика 21)22)за авторством вроде бы столичной знаменитости Кекушева очень выгодно выделяется среди прочих местных изысков. Интерьеры 23)24)25)тоже оставляют самое приятное впечатление: в целом весьма неплохо выдержан околомодернистский стиль 26)27) 28) 29)без излишеств с несколькими удачными декоративными находками в чисто модернистском стиле: двери 30), окна лаконичные 31) и всякие изящные небольшие детали. Кое-где, конечно декор сваливается в пошловатое необарокко 32), неорококо 33) и не самые удачные эклектические изыски 34)35), но это не так запоминается, как явные удачи архитектора или декоратора. Пусть даже и не стоит заносить всё здание в список лучших образцов стиля модерн, но для провинциального купчины, которым являлся хозяин Асеев, продемонстрирован весьма недурной вкус. К слову, Асеев, как и наиболее известные купчины-миллионеры, владел ткацкими фабриками, например, можно сказать, гигантской, в соседнем Рассказово, где стоит недурная усадьба его братца. Ну а тамбовская относительно неплохо сохранившаяся и неплохо отреставрированная и меблированная усадьба, на мой взгляд, сейчас кажется самой привлекательной достопримечательностью города.
Что же ещё? Культовая архитектура в Тамбове не блещет. Это понятно, в городе, возникшем в качестве форта на границе Дикого поля в середине XVII в., требовать архитектурных шедевров древнерусского зодчества невозможно. Но и в более позднее время тут ничего примечательного, увы, не построили. Спасо-Преображенский собор 36) как самый старый, большой и заметный придётся упомянуть, хотя ничего хорошего о нём сказать не могу. Главное сооружение можно назвать громоздким и кургузым одновременно, и грубо говоря, бестолковым. Внешне этот чемодан напоминает собор Смоленска, но тот хотя бы внутри гораздо благолепнее.
У Казанского Богородичного монастыря 37) вполне можно отметить колокольню 38)39). Да, это банальный классицизм, но всё-таки она кажется непривычно изящной и лёгкой. Церкви тут так себе, хотя, вроде бы в одной из них восстановили росписи, очень поздние, но зато в редком стиле гризайль. Ну и прямо лезет на глаза не по-тамбовски масштабный и солидный явно новодельный и очень пёстрый «терем» в псевдорусском «стиле» 40). Он вызывает двоякие чувства: с одной стороны, да, это оживляет сероватые тамбовские реалии, но, с другой - вот на этот агрессивный новодел у вас денег хватает, а худо-бедно подремонтировать настоящие модерновые домики- нет?!
Ну а другой, женский Вознесенский монастырь 41) выделяется не своей сохранившейся стеной или постройками XVIII в., а абсолютно новодельной одноимённой церковью, копирующей Покрова-на-Рву, или вернее, пародирующей Спаса-на-Крови, только ещё более разухабистой и до рези в глазу пёстрой 42). В конкурсе на самую «весёлую» церковь это творение было бы явным претендентом на победу! Но в качестве архитектурного казуса вполне имеет право на существование.
С музеями в Тамбове не очень хорошо. Областная картинная галерея небольшая по размеру и по количеству единиц хранения, но довольно неплохая по областным меркам, однако, к моему приезду очень своевременно закрытая на ремонт. Краеведческий музей 43) показался бедненьким. Запомнились больше балясины на лестнице с городским гербом – ульем и пчёлами, причём с неправильными пчёлами, поскольку их две, а не три, как положено! При таком несерьёзном отношении к истории понятно, что и от экспозиции много ожидать не стоило. Тем более, как говорилось ранее, история у Тамбова небогатая. Ну и вот: чуть о жившей тут мордве-мокше, транзитных половцах и татарях 44)45), чуть о Державине 46), бывшем тут наместником ещё до создания губернии, ну и остальное о печально известных перегибах на местах при советской власти. Собственно, единственным по-настоящему памятным историческим событием на территории даже не Тамбова, а его окрестностей стало тамбовское или антоновское восстание. Около года «белые» и «зелёные» незаконные бандформирования во главе с эсером Антоновым бодались с законными красными бандформированиями. Причём с красной стороны прибыл почти весь тогдашний бомонд: не только пресловутый гламурный Тухачевский, но и не менее богемный Жорж Котовский, Упыревич, гнусная Ягода и даже будущий супергерой Жуков. Трудно сказать какие они там испускали зловонные газы, и испускали ли вообще, но восстание подавили довольно эффективно, после чего, разумеется, перешли к репрессиям. Причём репрессировали и сам Тамбов: губернию уничтожили, волости растащили по соседям и устроили непонятное временное образование, превращённое обратно в область только в 1937 г. В результате всякие материальные и культурные ценности, изъятые у исплотаторов, самому Тамбову не достались… Поэтому, вероятно, и музеи бедненькие…
Ну а из экспонатов запомнились всякие раннесоветские артефакты: типа наградного знамени «За большевическую постановку … дома культуры» 47), толстого троллинга большевиками Антонова, и такое оружие, видимо, считали эффективным 48), ну и редко когда приходящий на ум документ о «вечном пользовании землёй колхозами». Но в целом бедненько, даже про «антоновщину» небогато. И, что особенно странно, почти ничего по этнографии, хотя казалось бы, «грань культур»…
Чуть восполняет некоторые пробелы областной Музейно-выставочный центр 49), расположенный тоже в довольно добротном здании с частично сохранившимися, пусть и пошленькими, интерьерами 50). Самым интересным я бы признал «дореволюционную» экспозицию, где больше всего бросается в глаза хорошее собрание имперских орденов, медалей и всяких милитаристских знаков, от медали за Гангут, за взятие Шлиссельбурга 50,(1-ая) и екатерининской медали «за избавление Москвы от моровой язвы» 51,верх) и вплоть до медали 300-летия Дома Романовых 52,справа, низ) и наградных знаков Колчака 53,слева,низ). Довольно много всяких фалеристических редкостей и просто интересных знаков 54). Запомнились ещё сигнальный пистолет из Первой Мировой и «медицинский календарь» 55), внутрь, правда, не заглянуть. Залы Великой Отечественной и космоса не столь интересны, хотя тоже кое-что показалось интересным, например прибор корректировки стрельбы, рисованная история болезни врача местного эвакогоспиталя (их в прифронтовом городе было до сотни!) 56,верх) и памятные тарелки сидевших тут в лагере французских и люксембургских военнопленных, якобы дезертировавших из вермахта 57).
Собственно участие Тамбова в войне и определяет именно обилие эвакогоспиталей в городе. Для относительно небольшого города сотня подобных учреждений и десятки тысяч прибывающих раненых – нагрузка чрезмерная, - не то, что лошадей и дров, даже керосинок не хватало, - и организовать работу всего этого скопища – задача совершенно адова. Но вроде бы справлялись, хотя смертность доходила до половины, понятно, что тут оставляли в основном малоперспективных. Ну и понятно, почему именно военные медики и медицина вообще составляет особый предмет исторической гордости для Тамбова. Тут вполне приличный музей Истории Медицины 58), чуть ли не второй по старшинству в СССР, где освещена деятельность целого ряда известных врачей, так или иначе связанных с Тамбовом. Первый лекарь в Тамбове оказался в середине XVIII в. с окладом в 12 рублей (это очень немного). А потом судьба забрасывала сюда таких известных деятелей, как один из первых санитарных врачей Моллесон, Сперанский, известный психиатр Сербский, офтальмолог Еланский, кардиолог Савельев. Кто-то тут родился, кто-то бегал от греха подальше, кто-то попадал в ссылку. Отметился тут и «богоискатель» Чижевский, терроризировавший своей адской машиной 59) здешних кур. Попадаются интересные экспонаты, ну для специалиста, в основном 60)61)
Ну и конечно, самый колоритный персонаж среди всей этой славной когорты - Войно-Ясинецкий. И хотя он в Тамбове пробыл менее двух лет, именно тамбовский период его жизни приходит прежде всего на память, поскольку именно в экстремальных условиях военного госпиталя ему удалось воплотить в жизнь свои наработки и спасти немало наших солдат. Здесь личность Архиепископа Луки, ну собственно Валентина Феликсовича Войно-Ясинецкого, воспевается почти как Циолковский в Калуге, переходя почти что в культ. Хотя дом-музей Архиепископа Луки 62), снабжённый памятником заслуживает внимания. Съёмное жилище известного хирурга, ставшего одновременно и местным архиепископом, и консультантом нескольких эвакогоспиталей, запомнилось своей спартанской скромностью 63), художественно оформленной аптечкой и неведомым мне агрегатом – газо-керосиновой печкой 64). Ну а сама личность вызывает огромный интерес. Как ему удавалось совмещать в одном мозге выдающегося учёного-практика, специалиста по гнойной хирургии и фанатичного мракобеса, достигшего чина архиепископа – огромная загадка. Уже будучи хорошим врачом и почти уже попом, он лишился жены, рано умершей от туберкулёза, но при этом не потерял веру, ни в медицину, ни в справедливого господа, что удивительно, и достиг определённых высот в обеих своих ипостасях. За свои труды он получил, и несколько ссылок, и Сталинскую Премию, чем гордился. Поэтому не стоит, вероятно, удивляться странноватым изображениям его в рясе и с наставлением по хирургии в руках 65) или в рясе с панагией на шее и знаком лауреата Сталинской премии одновременно, как на этом бюсте 65а), - не видно, поверьте на слово. Сейчас, конечно, про него насочиняли ещё всяких глупых сказок, которые только вредят имиджу выдающегося хирурга, сделали из него святого, причём сначала канонизировала его Украинская ПЦ, что понятно, он родился и умер в Крыму, да и иконы, которые у него были, не совсем православные в нашем понимании (святые с предстоящими «донаторами»). Но несмотря на все «странности», личность достойная самого глубокого уважения, ну по крайней мере за твёрдость убеждений.
Стоит посетить и музей «красного дипломата» Чичерина 66) 67). Он в доме, где Чичерин родился, частично сохранилась обстановка
68), можно послушать и почитать об этапах карьеры этого тоже вдающегося человека. Оказывается, фамилия произошла от итальянцев, мать дипломата звали Жоржиния Егоровна, а сам он был, помимо прочего, совершенно выдающимся полиглотом, знал 38 языков, от латышского до восточных, хотя забавно, что по русскому имел «4». Сейчас вызывает недоумение и первый "мундир" наркоминдел Чичерина 69) с неизбежными красными пролетарскими разговорами и будёновкой.
Из прочих исторических личностей и деятелей искусств на Тамбовщине отметились: Державин, упоминался, памятник – скромный бюст на высоком пьедестале, Ушаков тут умер – не очень удачный памятник в виде медали, Рахманинов тут родился - неплохой стандартный памятник 70), ну и Зоя Космодемьянская, чьи заслуги перед страной мне кажутся несколько преувеличенными, её стандартный памятник стоит на фоне нескольких культовых сооружений и сейчас взывает некоторое недоумение. Памятник Ленину 71) мне вообще показался какой-то карикатурой, больно дурацкая поза и жесты у вождя. А вот памятник военным музыкантам: Агапкину, автору «На сопках Манчжурии» и Шатрову, подзадолбавшему своим «Прощанием Славянки», не запечатлел, хотя он вполне достойный. Вообще в Тамбове удивило обилие музыкальных и художественных учебных заведений, самым заметным показалось здание Музыкально-педагогического института им. Рахманинова С.В. 72)73), украшенное бюстами самых русских, очевидно, композиторов Глинки и Рубинштейна. И ещё запомнился автомобильный техникум, где в разное время учились аж пять Героев СССР! Всё это обилие культуры особенно диссонирует с нынешним, да и не только нынешним, бедственным состоянием коммунального хозяйства. Впрочем, денежки нашлись на очень спорную статую «Тамбовской Казначейши» 73а), вроде бы персонажа не особо известного произведения Лермонтова, который тоже проскакивал через Тамбов. С одной стороны, вроде как патриотично, и статуя забавная и игривая, но с другой стороны какая-то асексуальная из-за того, что бабища получилась огромной, раза в два превышающей возможности любого потенциального кавалера…


Рассказово*

Рассказово, можно сказать - пригород Тамбова, никогда о нём не слышал, а это оказался самый настоящий город с населением более 40 тыс. чел. Ранее он был знаменит своей, вероятно одной из крупнейших в России ткацкой фабрикой братьев Асеевых, где работало до 4000 чел., что, как мне кажется, очень много. Потом ещё мощным птице-племенным заводом. Правда всё это благолепие кануло в лету, и чем город сейчас будет пробавляться – совсем непонятно. Но вот с главной достопримечательностью – усадьбой бывших «хозяев» Асеевых ситуация обратная. Она, наоборот, стала оживать. Вероятно, параллельно с тамбовской усадьбой.
Надо, конечно быть большим краеведом и любителем усадеб, чтобы забараться в дебри пригорода Рассказово, но, по моему мнению, это стоит сделать, если уж случай занёс на Тамбовщну. Всё-таки, по сути «загородная» усадьба эпохи модерна – не такое уж частое у нас явление.
Главный дом усадьбы Ассевых в Рассказово 74) похож на подобный в самом Тамбове. Внешне эти два творения, якобы Кекушева, довольно похожи: эклектические фантазии на тему необарокко 75), а вот интерьеры тут пожиже 76). Вместо более-менее канонического модерна с вкраплениями пошленького псевдобарокко, здесь больше именно пошленькой околобарочной эклектики 77)78)79)80)81) с вкраплениями модерна82)83)84)85). Несколько неплохо оформленных комнат есть, даже мавританщина к месту 86)87), но часть помещений как-то режет глаз стилевой мешаниной, отсылками к чему-то рококошному 88)или даже откровенной безвкусицей 89). Причём, реставраторы местами весьма вольно обошедшиеся с интерьером, иногда даже «улучшали» росписи, заменяя пошлых ангелочков и голубков более осмысленными орнаментами.
Ну и конечно, расстраивает пока пустота, показать пока могут только стены 90) и потолки 91). За всё время существования СССР тут побывало несколько всяких учреждений, но ни одно из них даже пальцем о палец не ударило, чтобы поддержать хотя бы минимальный порядок и сделать минимальный ремонт, а потому «совдепии» удалось почти полностью уничтожить прекрасный объект, которому вполне могли бы найти достойное применение! Но усилия реставраторов тем более заслуживают уважения, работа проделана титаническая, особенно если учесть, что это по сути «деревенский» дом с весьма затейливой инфраструктурой - плодом слегка болезненной фантазии купца-мильонщика, державшейся только на его щедрых финансовых вливаниях. Водяное отопление, канализация, фонтаны – это уже нетривиальная задача для «сельского» дома, а тут ещё был обогреваемый парк! Всякие теплолюбивые растения зимой отапливались хитрой системой труб! Это, конечно, уже явный перебор, вообще непонятно, почему пролетарии не спалили этих извращенцев ещё в 1905 г.! Но потом всё-таки успешно угробили и парк, и усадьбу, и приусадебные хозяйства, ну и разворовали и перепортили всё что смогли. Хорошо, что хоть у кого-то дошли наконец руки до полуразвалившейся усадьбы, что особенно удивительно на фоне угасания городского хозяйства. Ну, спасибо хотя за стены и потолки, уже большое дело!
Есть ещё в городе краеведческий музей, возможно и интересный, но только работает он как-то странно, да и само путешествие в Рассказово тот ещё квест, так что удовлетворимся усадьбой…

Опубликовано 09.02.20 lastdoctor

«Ветер Странствий» © 2012   Контакты
Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015