ВМЕСТО ЭПИГРАФА
Безопасность!? Да я эту вашу технику безопасности как свои три пальца знаю!
Основными причинами НС в водном походе (впрочем, не только в в водном и не только в походе) являются
"СЛАБОУМИЕ И ОТВАГА"
Я даже ещё раз картинку запощу, которую вчера уже постил в теме про снаряжение
Иногда к этому добавляются трусость и подлость, но к счастью, гораздо реже. На собственно "обстоятельства непреодолимой силы" приходится исчезающе малое количество случаев.
Но, по порядку.
Зачастую, будущий НС "планируется" ещё на этапе выбора маршрута, а в водном походе ещё и типа сплавного судна
Особенно часто этим грешат молодые"труЪ каяцкеры" считающие, что "каяк маст хэв, всё остальное- маст дай" и "угребаются" на тех речках, пойди на которые они в этот же самый момент, например, на кате с опытным экипажем- получили бы массу фана и остались бы живы. Разумеется. сие не догма, а игра вероятностей, но моё "пролетарское чутьё" подсказывает именно это. А оно у меня крайне редко ошибается. ;) Вывод из вышесказанного.
ВЫБИРАЙ РЕКУ ПО СИЛАМ, А ЛОДКУ- ПОД РЕКУ
Три мудреца в одном тазу Пустились по морю в грозу. Будь попрочнее Старый таз, Длинее был бы мой рассказ
Там же- "на берегу" закладывается, как правило, и ещё один "камень в фундамент" будущего НС. Выбор команды с которой ты идёшь на маршрут.
Раньше этот момент как- то проще решался. Были турклубы, Были сложившиеся команды. Остались они и теперь, Однако сегодня их сильно меньше. Вот и случаются ныне "команды" собравшиеся по интернету и увидившие друг- друга впервые на вокзале перед поездом. А потом случаются истории типа той, что произошла несколько лет назад на Эльбрусе, когда такая "команда" бросила заболевшую и сильно обезвоженную участницу на спуске, выше седла . Участница погибла от переохлаждения. Конечно, случались такие истории и раньше. Типа громкого дела в 80-х, когда руковод в Хибинах бросил группу детей на спуске с перевала и большая часть группы замёрзла насмерть Летом, заметьте! Но раньше это было раз в 20 лет, а сегодня?
Разумеется, это не означает, что категорически нельзя ходить с группами собравшимися случайно. Можно. Я и сам пару раз так ходил, и всё нормально было. Это означает, что перед тем как идти на маршрут - познакомься с группой. Сходи в одно- двухдневный походик. Да хоть просто где - нибудь соберитесь и пообщайтесь.
ОСОБО ТЩАТЕЛЬНО ВЫБИРАЙ С КЕМ ИДТИ НА МАРШРУТ
Что- то уже третий пункт, а мы всё ещё никуда не уплыли! :) И не плывём пока, потому как и третий камень в фундамент будущего НС закладывается тоже на берегу.
это я про выбор снаряжения. Кое- кто, к примеру, считает, что неопрен в летней Карелии "не нужен". Ну да, пороги короткие и обычно не сложные. Вода- относительно тёплая, но пример того, как на Кольском (а по условиям летом- от Карелии он мало отличается) участница умерла от переохлаждения есть. Река Умба. При покидании катамарана- четвёрки, который заварило в "Падуне" участница зацепилась стропой спасика за раму ката и пока группа организовывала спас. работы провела в воде 40 минут. Летальный исход от переохлаждения. Скажу честно, я не знаю был на ней неопрен или нет. Однако, я знаю точно, без неопрена срок жизни человека в холодной воде сокращается в разы! А уж как организовать это самое "нахождение" СЛАБОУМИЕ И ОТВАГА всегда "помогут" В пороге, озере или море - дело десятое.
НЕ ЭКОНОМЬ НА СНАРЯЖЕНИИ. ХОРОШЕЕ СНАРЯЖЕНИЕ- ЗАЛОГ БЕЗОПАСНОСТИ
Ну вот, теперь "поплыли" И снова придётся мне побыть "капитаном- очевидность". Мало иметь спас. средства. Надо ещё и применять оные! это означает, например, что спасик обязан не просто "быть", он обязан быть надет и отрегулирован перед посадкой в лодку. Ежели кто вдруг сомнивается вот тут- http://sortieenmer.com/ отличный симулятор выживания без спасика ;) То же самое и каска, если поход предполагает наличие каски на данном маршруте, её лучше надеть перед посадкой в лодку. Пример. В этом году на Кенто я каску не стал брать . хотя порожки на ней есть. В итоге на порогах то я не кильнулся ни разу, а вот при посадке в лодку- поскользнулся и не пробил себе голову камнем только по чистой случайности.
ПРИ ДВИЖЕНИИ ПО МАРШРУТУ ЗАЩИТНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ НАДЕТО И ОТРЕГУЛИРОВАНО
Ещё один важный момент. Помните, я тут выше написал как поскользнулся и чуть было голову не пробил? Так вот, в этот момент я остался на стоянке один. И мог поиметь через это серьёзнейшие проблемы.
СТАРАЙТЕСЬ НЕ ТЕРЯТЬ ДРУГ- ДРУГА ИЗ ВИДА
Ещё, казалось бы, очевидное,но далеко не всегда выполняемое правило- изучение основных ориентиров перед препятствиями на маршруте, которые могут представлять реальную опасность и просмотр собственно препятствий.И речь даже не о сложных порогах, а именно о препятствиях потенциально опасных. В крайнем походе на Кенто я поленился осмотреть шиверку за мостом и только когда в неё зашёл, увидел гостеприимно торчащую из брёвен старого моста, растащенных паводком по всему руслу- проволоку, гвозди и скобы. Не пропоролся. Повезло. А могло и не повезти...
ИЗУЧАЙТЕ МАРШРУТ ПЕРЕД ПОХОДОМ И НЕ ЛЕНИТЕСЬ ПРОСМАТРИВАТЬ ПОРОГИ
Спорт дело хорошее, но если сомневаешься- обноси.
НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ ОБНОСИТЬ СОМНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Только кажется, что на реке невозможно заблудиться! Ещё как возможно! особенно в протоках между озёрами, заросшими камышом! А ещё. как- то раз на Варзуге, мы просматривая утром ближайший ходовой день, пропустили целый лист карты (около 20 км) назначая вечернюю точку встречи (я сёмгу ловил, по этому шёл отдельно от группы). В итоге до стоянки я догрёб только под утро. При этом, карты у меня не было, а то, что сохранилось в памяти упорно не желало сходиться с реальностью. Я даже понерничал немного. А уж как "веселилась" в это время вся остальная наша компания, я могу только догадываться. Вывод.
КАРТА И КОМПАС ДОЛЖНЫ БЫТЬ В КАЖДОЙ ЛОДКЕ
Кроме того, для безопасности очень важно иметь связь, как внутри группы, так и с внешним миром. Как именно организовать связь- по рации или по телефону это детали и зависит от конкретных условий связи на маршруте. Главное.
СРЕДСТВА СВЯЗИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ В КАЖДОЙ ЛОДКЕ
Отдельно стоит упомянуть о пьянстве на маршруте. Сколько бед случилось от сочетания водки со "слабоумием и отвагой"! Уж на что я человек спокойный и малопьющий и то, как- то раз встретив на маршруте старинных приятельниц завис у них на стоянке, а ближе к вечеру решил таки добраться до своего лагеря, хотя проблемы были уже даже просто дойти до лодки. В итоге я не помню как доплыл до своего лагеря. Оба Гука, дело было на Белом Черемоше, были пройдены на автопилоте и меня бы точно промыло мимо нашей стоянки, если бы не ркбята из какой- то соседней команды, которые подтянули лодку с моим телом к берегу и позвали наших, чтобы они меня вынесли на берег. С тех пор я неукоснительно соблюдаю правило
ВЫПИЛ- В ЛОДКУ НЕ САДИСЬ
И в заключении. Очень полезно для безопасности на маршруте, когда в группе кто- то, кто умеет оказывать первую помощь. так что крайне рекомендую посетить курсы по оказанию первой помощи и потренироваться на манекенах, под присмотром специалиста делать непрямой массаж сердца и искусственное дыхание. А ещё лучше. когда в группе есть человек с мед. образованием. В любом случае
ХОРОШО КОГДА В ГРУППЕ ЕСТЬ СВОЙ ВРАЧ
Всё вышеизложенное- сугубое ИМХО, подкреплённое, однако, экспериментально некоторым опытом. Автор, разумеется, не святой и сам неоднократно нарушал все вышеперечисленные правила, что компенсировалось всегда конской долей везения. За сим, позвольте откланяться. Конструктивная критика и дополнения. как обычно, приветствуются Распространять можно смело- со ссылкой на источник
ВМЕСТО ЭПИЛОГА
Однажды ученик подошёл к Шри Япутре и спросил:
-Учитель, ждёт ли нас когда-нибудь Благодать?
Подумав для приличия две секунды, и вынув палец из носа, Шри Япутра сказал:
-Бабочка бесшумно опускается на руку медитирующего в июльский вечер. Так же ли легко опускается бамбуковый мой посох на ваши безмозглые хлебала?
-Не думаю, - ответил ученик.
-Так думай, бля! ДУМАЙ! - вскричал Шри Япутра и переебал ученика посохом.
Ученик удалился для раздумий, но единственное, что приходило ему на ум было: "Вот сука, а на вопрос так и не ответил."