В Ярославле я бывал аж четырежды, чего нестоличный российский город редко когда заслуживает. Правда, первые два заезда больше походили на моторизованные метания, не позволявшие подробно рассматривать городские улицы и, соответственно, оценить город по достоинству. А вот в третий раз удалось спешиться и всё-таки побродить хотя бы по центру города более вдумчиво. Это, правда, позволило светской архитектуре предстать во всей своей красе, по крайней мере, оказалось, что она тут представлена весьма достойно, что также для нынешнего нестоличного города – редкость… Впрочем, о светской архитектуре стоит поговорить позже, поскольку главным достоянием Ярославля и главной заманухой и для «своих», и для зарубежных любителей русской старины служат всё же необычные местные храмы.
Приезжая первые два раза, и даже отмечая, что центр Ярославля, всегда казался достаточно опрятным для большого города, всё же думалось: «Эх, если бы привести в порядок и отреставрировать всё что есть в этом городе! Совершенно особый стиль ярославских церквей предстал бы в куда более выгодном свете!» Действительно, при том, что Ярославлю повезло, его никто не захватывал после татар и пострадал он серьёзно только во время гражданской войны, и то лишь при подавлении савинковского мятежа, и что подавляющее большинство церквей спокойно перестояло большевиков, состояние у них было неважным. И именно наиболее необычные постройки Ярославля находились в самом плохом состоянии. Насколько я понимаю, за последние лет десять многое удалось привести в порядок, молодцы! Хотя ярославцы всегда как-то казались более «зажиточными» и хозяйственными, чем, например, ближайшие соседи из Твери.
Ну а что касается ярославских церквей, то они действительно весьма своеобразны и заслуживают внимания. Самые интересные разбросаны по городу довольно широко, по разным берегам обеих рек, Волги и Которосли и, по сути, по разным концам города, что и побуждает по нему «кататься», а не ходить. Но оно того стоит. Одна из наиболее удачных местных стилевых находок - внешняя отделка ярославских церквей массивными изразцами по красному кирпичу. Обрамления ворот, окон, пояски и просто цветные вкрапления из изразцов очень умело внедрены во внешнее обрамление храмов с достаточно типичной архитектурой, что придает своеобразие и красоту даже заурядным постройкам. Таков ансамбль церкви Николы Мокрого 1) с «игрушечной» очень нарядной колоколенкой церкви Тихвинской Иконы Божьей Матери. Церковь Церковь Иоанна Предтечи 2)3) украшена ещё и золочёными венцами и карнизами, не говоря о многочисленной и затейливой кирпичной «резьбе» и вообще массированное использования кирпичиков очень сложных форм почти по всей поверхности стен4)5)6)7). Сама архитектура тут достаточно простенькая, и даже можно сказать, спорная, прежде всего за счёт смещения всех многочисленных куполов на один бок 8). Хотя эта «критика» совсем не относится к здешней очень симпатичной Колокольне 9), где можно отыскать и отголоски готики, на манер Новодевичьего монастыря в Москве. Наиболее «доступна», вероятно, церковь Богоявления 10), стоящая в самом центре, тоже богато обрамлённая изразцами 11). Есть ещё несколько других подобных церквей в совсем уж дальних районах города, типа «комплекса» в Коровниках (23344-53), в конце 1990-ых гг. бывших не слишком фотогеничными. Сейчас дело гораздо лучше, обе церкви и колокольня Ярославская свеча 12), шатровая, но непривычно высокая явно неплохо подреставрированы, я бы даже сказали «отскоблены». Правда, «комплексом» завладела какая-то конторка, вроде даже старообрядческая, которая обнесла всё отвратительным забором 13), нарочито непросматриваемым, словно опасаясь, что общественность может увидеть нечто непотребное. Но конечно, истинному любителю забор не помешает рассмотреть богатое изразцовое оформление церкви Иоанна Златоуста 14)15)16), особенно угловые пилястры, фризы и гигантский наличник восточного окна 17), равно как и её архитектурные изыски: шатровое навершие одного из пределов и шатровые решения крылец. Соседка – церковь Сретения Иконы Божьей Матери Владимирской 18) – гораздо скромней, это, можно сказать - типовой вариант нарядной ярославской церкви: красный кирпич, зелёные купола и золотые карнизы, хотя совсем без изразцов.
Другой особенностью Ярославля являются своеобразные формы куполов, они причудливые, но не всегда слишком удачные. Необычной формы центральный купол в виде «вазы с крышкой» на том же Иоанне Предтече и ещё более выраженные и многочисленные на церкви Благовещения (840).
Многие ярославские церкви сохранили фрески XVI-XVII вв., что, разумеется, очень интересно. Ярославская иконопись и фрески весьма своеобразны. К сожалению, зимой все музеефицированные церкви, которые, разумеется, «холодные», т.е. не топились, закрыты. В качестве примера может служить Сретенская церковь 19), она действующая, туда пускают, но фрески, увы, в весьма печальном состоянии 20). Вот потому-то пришлось приезжать в четвёртый раз!
Лучше всего сохранились и потому показательны фрески в церкви Ильи Пророка 21)22). Она тоже центральная, и поэтому окруженная заботой и вниманием в первую очередь, и вообще смотрится очень приятно, хотя это вполне обычная церковь, но с шатровой колокольней 23), даже, что непривычно, с двумя. Её периодически ещё красят в нежно-бежевый цвет, что выглядит очень выигрышно. Сохранился и могучий иконостас24)25)26), и царские места, как положено с богатой резьбой по дереву 27)28). А самое главное – сохранился практически весь интерьер церкви, расписанный фресками, в основном по лазури, в целом весьма мастеровитыми, ну если подзабыть, что это XVII в., и точно колористически насыщенными 29)30)31). Нашлось место и генеалогии Ярославских князей 32), и вполне стандартному по форме и содержанию житийному набору. Ну и нестандартному тоже: кто-то тянет козу к алтарю 33), кто-то молится над грудой скелетов 34). Шаровидный зодиак – тоже непривычное изображение 35). Основной зал вполне себе традиционно благостен 36). Однако, создаётся впечатление, что у европейцев-еретиков чему-то поднабрались. Во всяком случае, большая часть фресок приделов и галереи посвящена апокалипсису, а такие символы и персонажи, как Блудница Вавилонская 37), саранча 38), всадники Апокалипсиса 39) как-то для русского средневековья не особо типичны. Вавилонский столп, к слову, тоже 40). Ну и совсем уж «по-дюреровски» выглядит образ огненного чего-то, явившегося Иоанну Богослову 41). Ну зато большая фреска со «Страшный Суд» вполне традиционна. Как у нас и положено, для безграмотных подробно растолковано, кого, куда и за что: понятно, что «жиды», «арапы» и «немцы» - в ад, куда ж ещё 42)!
По именам местные церкви тоже часто весьма выглядят диковинными, хотя в старых русских городах этим не удивишь. Но всё же названия типа Николы Мокрого, названного по местности, кажутся забавными. Ещё хлеще - Николы Рубленного 43), опять-таки именованная по местности – райончика Рубленный Город, сама скромная, но имя приметное. Церковь Николы Надеина 44)45) тоже не слишком интересна в плане архитектуры, слишком прямолинейна, но названа, по сути, в честь «спонсора», », ну и ещё фрески сохранились 46)47)48). Они кажутся ещё более «европеизированными», почти что нового письма петровских времён, хотя они постарше. Но сильно напоминают южнославянские околоправославные изыски, сильно напитавшиеся западным маньеризмом 49)50). Пишут, что всё это середина XVII в., но честно признают, что подписывали и в XIX в., вроде бы вполне следуя первоначальному замыслу, но можно в этом и усомниться. Помимо всяких манерных деталек, явно не византийского уже канона, попадаются и нечасто встречающиеся в русской храмовой стенописи сюжеты, типа истории Ковчега 51). Такое вот собирание иконостаса тоже необычно 52). Ну и совсем уж не к месту кажется грубоватый рококошный иконостас 53) с ангелом, держащим громоздкую лампаду, кажущуюся самоваром 54).
Уже описанная во всех смыслах красочная церковь Иоанна предтечи тоже может похвастаться богатым интерьером 55)56)57)58)59). Кажется, что тут трудились те же мастера, что и в Николе, но скорее речь идёт о многократно воспроизведённой местной изобразительной традиции, как по форме, так и по воспроизведению конкретных символов 57)58)59). Тут можно найти и
вполне себе старые, т.е. «дониконовские» или уже старообрядческие образы, типа самого Иоанна Крестителя в виде архангела 60), и Страшный Суд со стандартным набор иноверцев, приговорённых к вечным мукам 61)62). Но в то же время есть и опять-таки Вавилонский столп 63), и апокалиптические символы, типа Блудницы на многоголовом чудище 64), и не особо привычные для православной изографии, типа совсем уж нецеломудренной картинки приставания жены Потифара к Иосифу 65), и сильно смахивающее на ренессансное изображение города 66), и редко встречающаяся Лестница духовного восхождения, откуда бесы пытаются сбить праведников 67). Интересная фреска с очень динамичным кораблекрушением 68). Попадаются странные сюжеты, которые я вообще не возьмусь трактовать: бес тычущий чем-то в лицо «неправильной» деве на каблуках 69), пёс, рвущий кому-то рукав 70). Немного позабавил отчаянный персонаж, Никита, поди, лупящий чёрта розгами 71), ну и бесконечное разнообразие рисунков на портах персонажей – преимущественно весёленький ситчик в мелкий цветочек 72)73). Удивило и наличие в основном зале огромной нестандартной фрески четьи минеи с маленькими фигурками поминаемых святых 74)75).
Относительно по соседству можно посмотреть ещё и Фёдоровскую церковь 76) каким-то образом дослужившуюся в наше время до звания собора. Снаружи – это типичный образец русской церкви XVII в., но в белых тонах. Украшена она скромно, разве что изразцовый поясок на шатре крыльца 77) напоминает, что это всё-таки ярославская церковь. Зато сохранившиеся росписи внутри – вполне местные, узнаваемые по стилистике 84)78)79)80)81). И тоже отнюдь не безынтересные. Тут и экстремальный апокалиптический заплыв 82), и нестандартные ужасы с иконокластией, очевидно, из времён Юлиана Отступника 83), и очень «современная» фреска, где божьим словом побеждаются пушки 85). Ну и сохранность интерьера в целом производит очень приятное впечатление.
И вообще подавляющее большинство ярославских церквушек чем-то да приятны глазу. Что-то неплохо отремонтировали, ну а что-то раскрасила неплохая, стоит отметить, вечерняя подсветка. Старинность, да, пожалуй, и гармоничность можно отметить у церкви Спаса на Городу 86). Неплохо отремонтировали гарнизонный храм Михаила Архангела 87), симпатично, хотя, быть может, зря штукатурили? Вполне нарядной показалась простенькая «почти барочная» Вознесенская церковь 88), да даже Кирилло-Афанасьевский монастырь в вечеру показался достойным запечатления. Сравнительно новые культовые постройки в псевдо-русском стиле тоже получились вполне нарядными, что церковь Сретения Господня 89), что часовня Александра Невского 90). Совсем современную часовню Казанской иконы Божьей Матери в виде макета шатрового столпа, почему-то с витражом, я не запечатлел, хотя что-то в ней есть. Ну и что особенно стоит отметить, при всех наговорах на коммуняк-безбожников практически все, очень многочисленные, церкви при советской власти физически сохранялись!
Ну разве что не повезло Успенскому собору. Ему вообще не очень везло: разваливался, горел, ну и большевики наконец не выдержали «засилья» церквей, которые на правах культурно-исторических памятников ускользали из кроваво-волосатых лап жидо-мордовских комиссаров, и всю накопившуюся пролетарскую ненависть выместили на бедном соборе, всё-таки снеся его в 1930-ые гг. Откровенно говоря, это действительно не был архитектурный шедевр, но чего сносили тоже непонятно – ничего толком тут не построили. И в результате «воссоздали» Успенский собор 91) в его нынешней редакции. Тоже категорически не шедевр, этакая полу-пародия на «московский» стиль XVI в., но со своими картинами и вставками из пёстрой расписной плитки в удачной вечерней подсветке, скрывающей явные недостатки, выглядит симпатично.
Ну и ещё в Ярославле нет кремля, его тоже разрушили, ещё при Петре I, хотя вряд ли это было что-то особо впечатляющее. Единственное, что от него осталось, это солидная Знаменская башня, куда вмонтировали одноимённую церковь, самую, пожалуй, неудачную культовую постройку 92).
Соответственно, роль «кремля» принял на себя Спасо-Преображенский монастырь 93), по традиции «для порядку» огороженный почти крепостной стеной и имеющий пяток башен разной степени солидности: укреплённые Святые врата с Введенской надвратной церковью 94), Богородицкую 95), Богоявленскую 96)97), Угличскую 98) и плюгавенькую Михайловскую 99).
Здешние культовые сооружения, по идее, не должны были бы быть визиткой города, но на правах «самых центральных» окружены большей заботой и всегда выглядели более ухоженными относительно большинства прочих объектов. Даже, можно сказать, слишком ухоженными. Ну если заурядной вусмерть перестроенной неоклассической церкви Ярославских чудотворцев 100)101) эта постоянная «косметика» идёт на пользу, то вот настоящему заслуженному, самому старому из сохранившихся в городе Спасо-Преображенскому собору 102)103) с хорошими сохранившимися фресками времён Ивана Грозного, для создания образа истинно старинного храма такая «стерильность» совсем ни к чему. Фрески на фоне всех предыдущих более поздних вариантов в описанных церквях кажутся гораздо более традиционными, они более угловатые и «сухие», с одной стороны, как и вообще на Руси, но, с другой, всё-таки отмечаются неким местным своеобразием 104)105)107)108)109)110)111)112).
Правда, больше всего внимания, и не вполне заслуженно, привлекает к себе церковь Богоматери Печерской, а вернее - её звонница 113), необычное, хотя и не особо красивое эклектическое сооружение, необычно украшенное запоминающимися, не особо изящными, золотыми шарами – звёздами.
Местное хозяйство по большей части музеефицированно и превращено в Ярославский Историко-Архитектурного и Художественного музей-заповедник. Из коллекций самым интересным показалось собрание икон «Образы Древнего Ярославля» 114), оно не очень большое, но во всей красе передаёт всё своеобразие местной православной символики. Например, одно колесовидное распятие 115) может сильно удивить любителя неканонического православия. Тут есть и весьма необычные иконы: с нестандартной трактовкой адских врат 116), восславлением Господа всякой тварью, включая индриков и китаврасов 117), образами не только Иоанна Предтечи в виде ангела, но и девы Марии в виде ангелицы 118), историей распространения веры Христовой апостолами, причём ещё и выписанной в виде круга 119), политической борьбой с указанием того, как и какие именно еретики и сепаратюги будут мучиться в аду (120), с Марией – Горой Нерукосечной (т.е. нерукотворной), предлагающей младенцу лестницу как путь некоего духовного совершенствования, очевидно 121,слева), очень большой иконой-святцами, ну и всякими странными фрагментами, типа этого совсем уж аццкого дайвинга 121,справа). Интересной показалась и икона с явным западным тлетворно-маньеристским влиянием 122). Грех, конечно, иронизировать над чувствами верующих, но никак не мог обойти вниманием жития самих Ярославских чудотворцев 123), где собственно «жития»-то и не обнаруживается, только какие-то постоянные манипуляции с их мощами, и разумеется чудеса вокруг них происходящие.
В Сокровищнице 124), расположенной в Келейном корпусе 125) интересными показались местной работы оклады к иконам 126). Вообще-то этот способ украшения икон мне кажется довольно неудачным, поскольку закрывает большую часть живописного изображения, не говоря уж о собственно духовной составляющей, подразумевающей как раз бескорыстие и умеренность. Однако местные оклады показались более тонкой работы, нежели среднестатистические, ну и немного необычными, не монолитными, а сложенными из венца и бармиц, если не ошибаюсь, т.е. нижних нагрудных украшений характерной формы с двойным «вырезом», словно под условную грудь. Правда, при всём искусстве эти оклады доходят порой до откровенной азиатчины 128). Целиковый же покров для иконописного изображения из жемчуга и бисера более позднего времени, при всём впечатляющем мастерстве вообще выглядит диковато 129,справа). Запомнились ещё крохотный наборчик для VIP-причащения, не иначе 130,верх), странное, словно вдохновлённое творчеством Эшера, изображение креста 130,низ), показавшееся не совсем привычного манера священническое одеяние, символ совсем уж сросшегося с самодержавием православия 131), ну и распятия с финифтью 132), не столько своей пёстрой пошловатостью, сколь серьёзным отображением того, как, куда и с каким эффектом капала кровь Христова.
В Семинарском корпусе окопалось сразу три экспозиции. Две несерьёзные: «Трапеза», где запомнились гибриды кофейника и примуса, а также приборчик для зажимания жареных птичьих ножек 133), и «Ярмонка», где, в принципе ничего особо нового не обнаружилось, сани вот настоящие, старые 134), игрушки балаганные 135), новодельные, ну ещё настоящий щелкунчик и тряпошный «перемотной» календарик 136). Исторический раздел, разумеется, гораздо солиднее, хотя особым богатством похвастать не может. Впрочем, есть тут и средневековые шахматные фигурки 137), и похожее на настоящее слюдяное оконце 138), и Ярослав Мудрый, восстановленный из черепа Герасимовым, похожий, как зло шутят, и на Ивана Грозного, и на неандертальца, и на самого Герасимова… Интересным показались монеты «смутного времени», отчеканенные от имени Владислава I Сигизмундовича, Лжедмитрия I и собственно ярославские времён похода Минина и Пожарского 139). Ну и всякая ещё барская бытовуха, типа ампирных мебелей с лебедями, почему-то зелёными 140) и губернаторской кареты 141,низ). В качестве продолжения темы транспортных средств подметил в экспозиции о «Слове о полку Игореве» (рукопись якобы нашли где-то тут), размещённом уже в Настоятельских покоях142) , сцену из чьего-то жития, где изображено, как будущий святой перемещается во Владимир на санях 142,верх) , как и было принято на Руси, и летом.
С другой стороны этого же здания, к слову вполне себе XVII в., находится и заключительная экспозиция музея, «Природа Ярославского края». Здесь, правда, запомнились не столько представители местной фауны, - чучело медведя тут совсем не выдающееся, а живой медведь, как и положено, спал, - сколько всякие «диковины», типа барана-урода с четырьмя рогами и пугающего вида кузнечика, хотя он вроде местный 143) , ну и динамичная сценка схватки 144) из мелового, наверное, периода в неплохо сделанном палеонтологическом разделе…
Вообще-то пока всё это обойдешь, стемнеть успеет, а хотелось бы ещё и про сам город поговорить. А поговорить есть о чём. Если о достоинствах ярославских храмов и наличии музеев я и раньше знал, то в крайний визит до известной степени открытием стало ещё и наличие весьма достойной светской архитектуры. Хорошим подбором архитектурных памятников у нас, к сожалению, вообще очень немногие города могут похвастать. Ярославль же - может! Ну ещё одной заманухи «Золотого Кольца», «столицей» которого принято считать Ярославль, а именно всякой деревянной этно-экзотики тут нет, говорят, что выгорела во время подавления савинковского мятежа. Действительно никаких, как купчины любили, рубленных хором не попадалось, если только пара и малоинтересных. Но зато тут сохранились каменные дома в достаточных количествах и вполне презентабельного, после ремонта, разумеется, вида. Помимо уже описанных, осталось ещё несколько домов XVII-XVIII вв., простеньких и оставшихся за кадром, но всё-таки. Наиболее известный из них - это Митрополичьи палаты 145) , украшенные резными поясами и обрамлениями окон, где сейчас расположен отдел Древнего искусства. Ну и раз уж зашли, то пару слов о музее. Тут не так много необычных вещей, как в вышеописанном собрании в Спасо-Преображенском монастыре, но тоже интересно, например, изображение XVII в. «свежепридуманной» куликовской битвы 146) , необычный благодарственный каменный крест 147) , ну и пара икон со всегда захватывающим сюжетом страшного суда 148)149) , где-то с адским змием, где-то с цепью грехов, но всегда с «жидами» и «немцами», гарантировавшими себе адские муки…
Есть и несколько вполне приличных особняков XIX в., один даже вполне себе деревянный, обшит досками, и уцелел. Опять-таки самым заметным будет здание Губернского дома 150) , где сейчас расположен Ярославский Художественный музей. Сохранилось всё это благолепие не в полном объёме, и о его нынешних интерьерах особо много не скажешь 151)152) , но собрание неплохое для провинциального музея, практически все «имена» русского искусства имеют быть. Правда, главную гордость музея – подборку местечковых портретов купцов я бы к числу достояний собственно живописи не отнёс, но как краеведческая ценность – да, вполне.
Сравнительно «свежий» музей Зарубежного искусства, отпочковавшийся от Художественного, тоже заехал в исторический особняк 153,вдали) , правда, лишённый особых архитектурно-декоративных достоинств. Коллекция, понемногу представленная и западом, и востоком небогата, но это вовсе не значит, что не достойна посещения. Да хоть бы немецкий фарфор может дать пищу для дискуссии о том, как делались фестончатые и кружевные «платья» у статуэток 154) ; оказалось, что заливали раствором настоящую ткань.
Ну да… А вот среди задний конца XIX века и вовсе несколько вполне претендующих на звание шедевров, ну уж, по крайней мере, очень радующих глаз. К числу таковых точно можно отнести эклектичный домик с богато украшенным эркелем на ул. Ушинского 155) , очень богато украшенный лепниной, в том числе и весьма тонкой, и, конечно тоже эклектичный, дом Донцовых 156)157) . На этой же Большой Октябрьской весьма недурён ещё псевдо-ампирный особняк с «пропилеями» 158) , да и вообще тут сразу несколько очень симпатичным домиков.
С третьего раза удалось «разглядеть» и весьма эстетичное неоампирное здание театра им Фёдора Волкова 159)160) , очень неплохо декорированное лепниной и барельефами. По-моему, вполне достойно увековечен факт того, что именно в Ярославле появился первый общедоступный «регулярный» театр.
Можно отыскать ещё десятка три достойных упоминания «старорежимных» домов, если и не бросающихся в глаза, то вполне солидных. Вот ещё в кадр попало псевдорусское здание на Волжской набережной 161) , да и неопределённого возраста и с пошлыми новодельными статуями здание Гастронома №1 162) , до сих пор на улице Сёмы Нахимсона, всё же куда лучше привычной для наших городов наспех сляпанной сайдингованной дряни.
Находится место и модерну: пару домиков с каменными мордочками я проигнорировал, они всё-таки слишком бюджетные и местечковые, а вот этот дом на ул. Свободы запечатлел 163) . Вполне себе модерн, причём сначала показалось, что это уже «советский модерн», но оказалось гораздо сложнее. Дом действительно был выстроен в модерне каким-то купчиной, но потом перешёл в ведение «ОСОАвиаХима», и эти хлопчики купеческие побрякушки с фасада сбили, но не поленились налепить новые, в своей тематике, но вполне пристойные. Да, пожалуй, присутствие вполне уже советской, но очень достойной архитектуры стало самым приятным моментом третьей поездки в Ярославль. «Сталинская» архитектура тут весьма недурна: у нескольких домов на ул. Свободы очень неплохо украшены фасады, «порталы» 164) , обыграны углы и арочные входы. Неплохо смотрится и башенное здание бывших Вознесенских казарм 165) в стилистике столичных «высоток». Здание вокзала Ярославль-Главный 166) в принципе довольно стандартное, но тоже симпатичное.
Помимо неплохого подражательства присутствует и какая-то собственная концепция, например на той же ул. Свободы очень понравился необычный дом 167). Ну и вообще откровением стали упражнения конструктивистов на Бол. Октябрьской 168)169) , где им удалось совместить бесспорную новизну и концептуализм этого спорного стиля с настоящей ненадуманной эстетикой. Это же ваще круть! Всякие недоконструктивисты со своими поделками где-нибудь в хвалёном Тель-Авиве должны рвать пейсы от зависти! Даже если я горячусь, и это окажется совсем современными зданиями (после Казани ничему не удивлюсь!), то всё равно – круть, я за такую современную архитектуру! А из совсем современного попался ещё Планетарий 170) , да тоже неплохо. Меня, правда, поначалу смутили какие-то «венерические» символы, но для обозначения планет сойдёт.
Из малых форм, правда, отметить особо нечего. Набережные, что Волги, что Которосли, мне не запомнились ничем выдающимся, ну а по зиме, вероятно, объективного мнения составить и вовсе нельзя. Ну а памятники в Ярославле, мягко говоря, не выдающиеся. Фёдору Волкову (171) можно назвать и уместным, и вполне себе классически солидным, хотя всю потрясающе могучую разносторонность первого русского актёра не очень отражает, а ведь Фёдор был на все руки мастер: и актёр, и драматург, и театральный руководитель, и стишки наверняка пописывал, а ещё и хороший резчик и скульптор, ну и вообще деятель, злые языки шепчут, что он даже был среди тех, кто организовал геморроидальные колики Петру III! Глыба, а не человек!
Ещё меньше отображает мощь исторического деятеля памятник Ярославу Мудрому 172) , он и сам весьма скромных архитектурных достоинств, и стоит на сложно скомпонованной площади Богоявления, да ещё и недоступен для нормального осмотра - без риска для жизни к нему не подберешься. Многочисленные колонночки и бюстики я проигнорировал, мимо самого, пожалуй, масштабного в городе памятника Собинову тоже прошёл, может и зря, а запечатлел только для галочки памятник не знаю уж чему, в сквере на Советской площади 173) в виде большой карты города, так себе, хорошо, что не открутили саму бронзовую плиту, но крестики на церквушках все отломали (если были). Ну а скульптуру «Медведь» 174) кроме как недоразумением назвать трудно. Кое-где утверждают, что это Церетели, но нет, хотя удивительно, этот горе-ваятель действительно соорудил здесь медведя, но тот стоит в другом месте. Этот же и без того хорош, вернее, плох. Так себе изваяние. Злые языки утверждают, что это ещё и не наш бурый медведь, а засланный гризли, вообще-то похож больше на этого самого гризли, очередной конфуз «наших» ваятелей! А он, ещё, говорят, рычит нечеловеческим голосом, увы, не удостоился. Так что в области скульптуры работать и работать!
Что ещё осталось? Ну наверное, стоит помянуть и забавный музейчик «Музыка и Время», сложившийся на основе коллекций непростого советского человека, иллюзиониста и деятеля околовсяческих искусств по имени Джон Григорьевич, осевшего под конец жизни в Ярославле. Первоначально собрание часов и музыкальных инструментов нынче расползлось ещё на два полу-самостоятельных музейчика, получилось три, за каждый - своя денежка. Разумеется, похоже всё это больше на лавку древностей или склад сельпо, но местами забавно. В основной «экспозиции» 175) можно послушать разные старинные звукоизвлекательные инструменты, поглазеть на всякие часы и неизбежные для такого рода «собраний»… утюги, среди которых запомнился выпуклый для всяких «жабóподобных» деталей одежды 175,слева) . В «музее» Фарфора куча всякого фарфорового хлама разной степени художественности, среди которого попадается всё что угодно, даже удивительно какую только хрень не лепили 176)! Ну а в музее Самоваров 177) больше запоминается каслинское литьё, опять же какую только чертовщину 178) не увековечивали в чугуне! Ну тут, конечно, в основном тиражные изделия, за шедеврами надо ехать в Екатеринбург, но попадаются и «настоящие» раритеты, типа медали «За пьянство» петровских времён. Ещё занятно было посмотреть на очень необычный вариант печатной машинки 178,справа). Занятно, забавно, хотя для такого города такой музейчик - не весть какая достопримечательность. Ну да, с музеями в Ярославле не так богато, хотя если мало – езжай ещё в Карабиху! Впрочем, музеи и не главное в городе, о чём собственно и говорил битый час!
И тем не менее, Ярославль оставил какую-то недосказанность. Может, намекает, что и четвёртый заход когда-нибудь стоит сделать?
Карабиха *
Посёлок надо считать отдельным населённым пунктом, это и по дорожным знакам так, да и едущие сюда из Ярославля автобусы и маршрутки гордо следуют исключительно и строго с автовокзала, как солидные междугородние. Доехав же, никаких достопримечательностей, помимо заявленного Музея-заповедника Н.А. Некрасова «Карабиха» искать не стоит, топать надо сразу в эту пышно названную усадьбу.
Вообще-то, по правде говоря, комплекс сооружений усадьбы 179), раньше принадлежавшей аж Голициным, и включающий десятка полтора всяких строений, не считая руин, и 15 гектаров парка, кажется как-то не особо соответствующим образу народного поэта, глубоко переживающего за тяготы и лишения, выпадающие на долю пролетария. На дворец содержимое Главного здания и Восточного флигеля 180), сейчас, конечно, не тянет, и архитектурка изначально лаконично-неоклассическая за двести лет поупростилась, и вещички-мебеля порастащили. К слову, от Голицыных даже следа не осталось, даже вот это зеркало 181) «в стиле Луи XV», и то, как оказалось, куплено братом Некрасова по случаю на барахолке. Однако даже после всех национализаций и экспроприаций некоторые комнаты и залы выглядят довольно богато 182). Не роскошно, но видно, что певец народных страданий себе особо ни в чём не отказывал. В советские годы особо не афишировалось, но вообще-то великий русский поэт намыл немалое состояние и отнюдь не столько собственной литературной деятельностью, и, помятуя о трудной юности, вел потом нарочито сибаритскую жизнь русского барина 183), слегка интересующегося жизнью сельского пролетария. Имидж поэта сильно спасало то, что Некрасов практически не имел возможности превратиться в нормального такого либераствующего крепостника, типа прочих наших великих литераторов.
Ну и ещё стоит сказать, что хотя усадьбу купил за весьма приличные деньги сам поэт, «на выходе» ему принадлежал только Восточный флигель. В остальной усадьбе рулил его брат, тоже в общем не бедствовавший. Одной прислуги было столько, что можно было ею забить два двухэтажных домика напротив основных зданий. Так что лицемерие русской свободолюбивой интеллигенции вполне налицо, и даже странно, что не запалили в числе прочих и эту усадьбу. Хотя тут и приводятся всякие сопливые письма к «барину» прикормленного Некрасовым егеря, и говориться о благотворительности Некрасовых, но одному из племянников поэта пришлось сильно подстраховаться и превратить своё родовое гнездо в фтизиатрическую лечебницу. Ну зато не спалили и не всё растащили. Короче, любителям русской словесности тут есть где разгуляться, нарассказывают о великом поэте и его эпохе много, знай - фильтруй. Для общего кругозора тоже можно съездить посмотреть-оценить, хотя чего-то незабываемо прекрасного в Карабихе я не нашёл 184)185). Ну а парк зимой – не самое интересное место, возможно, что осенью тут здорово, так что - езжайте лучше осенью?