Ветер Странствий
04 October 2024 14:34 мск  
Логин:

Пароль:

- запомнить
Забыли пароль?
Регистрация
Россия
Екатеринбург
Екатеринбург ***

Очередная самопровозглашённая столица, на сей раз уральская, произвела по ранней весне не самое грандиозное впечатление. Хотя сильно разросшийся город потихоньку вживается в роль мегаполиса, но присущего этому «классу» размаха и соответствующей солидной стилистики ему явно ещё не достаёт. И уже сильно не достаёт исторического ядра, хотя мне это было странно. Я искренне полагал, что в «столице Урала», городе с почти трёхвековой историей и купеческо-промышленническим анамнезом, всё-таки должно было сохраниться значительное число солидных каменных зданий, ну пусть не шедевров архитектуры, но всё-таки придающих старым городам изрядную солидность и «породистую кондовость». Увы, изобилием старинных каменных строений город не может похвастаться.
Хотя начиналось всё вроде бы неплохо. Уже на привокзальной площади не может не попасться на глаза здание Мельницы Борчанинова-Первушина. Здание очевидно эстетичное, хотя и немного громоздкое из-за отсутствия «верхней доминанты». И странное, не подходящее ни под шаблон жилого, ни под типаж фабричного, образцы которого можно увидеть, например, в Егорьевске. Хотя, может, именно эта непонятность и придаёт интересности. Плохо то, что сейчас его особо никто не опекает…
А вот дальше потянулись серые, малоинтересные кварталы с разношёрстной, но совершенно никакой архитектурой, даже центр, увы, исключением в том не стал. Здесь, конечно, есть на что посмотреть. Из каменных сооружений условно демидовских времён сохранились, видимо, только своды Плотины на реке Исеть 1), где стоял первый завод. Из начала XIX века устояло несколько построек, самая яркая из которых - бывший дом Севастьянова или бывшее здание Окружного суда 2). Очень интересное здание переходного стиля с явным уклоном в неоготику. Правда, на мой вкус, его слишком легкомысленно разукрасили, эклектику «усилили», а стиль «облегчили», почти до дачной веранды. Несколько вполне симпатичных домиков рубежа веков XIX и ХХ. Тут попадается и неоклассика, и более поздняя неоготика, и необарокко, разумеется, мелкотравчатое, например, на ул. 8 Марта 3). Есть и псевдорусский стиль, как в здании усадьбы Железнова 4), жаль, что и это большое красивое здание содержится плохо. Есть даже и «провинциальный» модерн, типа бывшего здания Аптеки 5). Из старорежимных времён и здание Театра оперы и балета 6), по привычке всех театров – эстетизированный ангар. Но вообще и тут старинных домов немного, они рассыпаны по условно центральным улицам и совершенно не смотрятся как некий более-менее осознанный ансамбль. «Самая центральная» пешеходная улица Екатеринбурга –Вайнера, названная не в честь известного еврейского писателя, а в честь местного еврейского большевика, мне вообще не понравилась. Хотя, возможно, старых домов там осталось в среднем на м2 больше, но ни один из них не имеет собственной ценности. На иных улицах остатки былой роскоши теряются в окружающем безобразии. Так что о серьёзном историческом наследии говорить в Екатеринбурге не приходится.
Причин тому, очевидно, несколько. Во-первых, конечно, не стоит преувеличивать роль каменного строительства в русской архитектуре, особенно на Урале, где спокон веку деревянным домам отдавали предпочтение, потому даже богатеи, очевидно, строились преимущественно «в дереве». Деревянных домов сохранился не один десяток, самый запоминающийся - дом Семёновой 7), где плотники пытались скрестить русскую традицию с модерном. Вполне уместно сравнить с деревянным модерном в Пасадене, пригороде Лос-Анджелеса, но там изначально силуэт брался лаконичный, а тут, по-моему, просто «недомодернили» избушку. Модерн, конечно, скорее обозначен характерным окном неправильной формы и, наверное, башенками, а так весьма скромно в плане украшательств – просто добротный дом8). Рядом, на той же улице Карлы-Марлы ещё один добротный пятистенок 9). Остальные, из тех, что попались – ну просто избы. Понятно, что с демидовских времён подобные дома никак не могли устоять, да и в центре города-миллионника ожидать заповедник деревянного зодчества было бы странным.
Вторая причина – не так уж много тут и хотели (или умели) строить красивых зданий. Это вполне видно по весьма бедненькой культовой архитектуре. Как-то ещё можно отметить восстановленный компактный храм Большой Златоуст 10), хотя сам его колокольный глас меня не облагостил. Хотя ещё можно полюбоваться «малой формой» - симпатичным, но абсолютным новоделом часовни Св. Великомученицы Екатерины 11), лишь слегка напоминающей стилистикой стоявший на этом месте собор. Не без изящества, пёстренько, неовизантия, хорошо, что маленькая. А вот из больших храмов мне не понравился ни один, даже на дореволюционных фотографиях.
Собственно, подоспела третья причина - коммуняки. Тут они, видимо всё-таки порезвились основательно. Церкви уж точно посносили все, это ещё ладно, но снесли и что-то ещё из светских зданий. Помимо прочего, снесли коммуняки и пресловутый дом Ипатьева, где кончил свои дни последний русский самодержец. Причём, я думал, что сделали это из идейных соображений почти сразу же после Гражданской, а оказалось, что это гнида Ельцин распорядился, уже в конце 70-ых. Это чо ж ему, коммуняке драному и будущему демократу сраному, помешал симпатичный дом?
Теперь на месте дома Ипатьева построили нечто, Храм на Крови, сарай новодельный, типа мемориал невинноубиенных, который навязывается в качестве чуть ли не главной достопримечательности города. При всём моём сложном отношении к расстрелу царской семьи, никаких памятников Николаю II я не признаю, ни в виде статуй, ни в виде мемориалов. Никчемушникам памятники не положены, разве только маленький на месте могилы. А этот - не просто никчемушник, а настоящий преступник, вина которого в том, что своим никчемушеством вверг вверенную ему страну в жуткую мясорубку. И виниться за убийство царя и царской семьи большевиками ни мне, ни всему народу, ни к чему. Тем более, что расстреляли не царскую семью, а семью гражданина Романова, и не большевики, а кучка персонажей, о партийной и национальной принадлежности которых можно долго спорить. Как ни выглядело жестоким убийство всех царских отпрысков, боюсь, что иного выхода у коммуняк не было, хотя женщин и детей, и особенно пострадавших только за благородство и верность врача Боткина и слугу Труппа (вот же дал боженька фамилию!) по-человечески жаль… Да и вообще, что-то я не припомню, чтобы англичане страшно убивались на каждом углу по невинно декапитированному Карлу I, а французы расставляли памятники Луи XVI, его бестолковой, но абсолютно несчастной жёнушке и их убитому якобинцами сыну, хотя эти от короны, т.е. своих обязанностей не отрекались. Правда, сохранись дом Ипатьева как ценнейший исторический памятник, там была бы совершенно уместной экспозиция, посвящённая расстрелу Романовых, пусть даже и с полагающимися в таких случаях ностальгическими соплями, - всё-таки очень важное событие нашей истории. А вот храм- новодел, извините, мне абсолютно не интересен и почтения у меня он не вызывает…
Возвращаясь к советской архитектуре, надо сказать, что коммуняки развалили «до основанья» наследие проклятого царизма, чтобы «а затем» ничего толком и не построить. Из советского как-то ещё можно говорить об улице Свердлова с домами простенького «сталинского» стиля. Попалось довольно помпезное здание Областного Музыкально-эстетического педколледжа 12) с кондовыми советскими статуями, изображающими, очевидно, мечту всеобуча - гармонично развитую личность с лыжами и глобусом подмышкой. Отвратительным памятником гибели СССР торчит посередь города руина Телебашни, которая вместе с интересным в инженерном плане куполом тоже ещё советского здания Цирка смотрится как здоровенный минарет при мечети 13). Наверное, башня может претендовать на звание самого высокого в мире бессмысленного здания!
Постсоветская архитектура тоже не блещет. Какие-то последние корчи архитектурной мысли можно умудриться рассмотреть ещё в необычном здании на ул. К. Маркса 14). Ещё начинают втыкать высотные здания, мегаполис всё-таки, один такой небоскрёбыш «Высоцкий» 15) (сзади) предполагается считать достопримечательностью, поскольку его построили сами е-буржцы, что называется своими силами. Ладно, пусть будет, хотя так, просто высотное здание…
К слову талантливого поэта Высоцкого тут прямо-таки зализали, здесь и улица его имени, и памятник с «Маринкой анфас», и музей с настоящим «скромным» «Мерседесом» опального и страшно преследуемого властями простого советского барда, и вот небоскрёбыш. За что такая честь? Что уж хорошего сделал этот господин-товарищ для Урала? Даже засранцем в эвакуации он был хоть и почти на Урале, но никак не в Е-бурге…
Все архитектурные ляпсусы в итоге вполне дают понять, что с оставшимися в городе старинными зданиями тоже особо не церемонились, об их окружении, и тем более об архитектурном фоне не заботились, поэтому даже симпатичные старые особняки не смотрятся. Совершенно диким мне показалось прямо-таки поклонение шиномонтажам. Один из них расположился в… деревянном доме с резным палисадом, другой в «элитном» жилом доме, третий - вот в этом домике в китайском стиле 16). Я категорически не утверждаю, что эта пошленькая «фанза» может быть шедевром, но зачем же такой необычный домик вот так загаживать шиномонтажом и баннерами!
Как и во многих других российских городах в Екатеринбурге понатыкивают всяких малых форм. Классических памятников тут практически не было, и самым старым, очевидно, надо считать памятник Свердлову 17). Как и большинство раннесоветских, выглядит он как-то забавно. Яша в дурацкой позе, словно понтоватый еврейский гопник, перемещающийся в режиме гоп со смыком, на фоне более-менее солидного здания театра смотрится особенно нелепо. Такой же дурацкий памятник Воровскому можно наблюдать в Москве, очевидно, что в 20-ых гг. понтоватые еврейские гопники считались самыми конкретными революционерами и потому не стеснялись увековечивать себя именно в таком виде.
Памятник Татищеву и де Геннину 18), отцам-основателям города куда более уместен, хотя он какой-то наивный, а вернее - просто малоталантливый. К слову, особых заслуг Демидова в Екатеринбурге тоже нет, он скорее мешал. А сам город, вопреки первой приходящей в голову мысли, посвящён не принцессе Софии Августе Фредерике Ангальт-Цербстской, а чухонской потаскушке Марте Скавронской-Крузе!
Памятник группе «The Beatles» 19) я уж было хотел высмеять, но потом вполне проникся. А что, вполне себе: демократичненько, в закутке, своей красно-кирпичностью и надписями на английском языке вполне напоминающем закоулок Ливерпуля, а главное, что творчество английских раздолбаев наверняка сильно вдохновило местных весьма приличных рокеров.
Из прочего может позабавить мегалитическая скульптура «Клавиатура» 20) на берегу Исети и порадовать приятная чугунная беседка на берегу Городского пруда 21). Остальное оставило меня равнодушным.
Хотя весьма примечательными памятниками научно-технического прогресса стоят рядом с музеем Архитектуры и дизайна пугающие своими размерами, шестернями и резаками металлургические и металлорежущие станки 22), среди которых особенно впечатлил листопроковочный молот местного Нейво-Шайтанского завода 23), вот уж, воистину, шайтан-машина! Сам музей, по отзывам малоинтересный, но вот на станки точно стоит поглазеть.
Счёл я интересным посетить дом-музей самого известного уральского писателя – Бажова. Для меня он - презанятнейшая личность. Я по невежеству долго считал, что Бажов - современник какого-нибудь Лескова, и с крайним удивлением узнал, что он - советский писатель. Больше того, как гласит памятная доска на домике, он ещё и «писатель – большевик». Загадка, как семинарист Бажов сначала стал учителем, которого воротило от «Закона Божьего», потом публицистом, статей которого никто не читал, потом каким-то тайным агентом революции, потом «сказителем», из всех великих сказов которого, 99% читателей знают только два, но при этом сделал головокружительную карьеру и чисто литературную, и, можно сказать, что и политическую, став председателем Свердловской Писательской Организации. Своих не сдавал, хотя пару раз вылетал из Партии. При том, что сказы его, конечно, о пролетариях, но там и Данила-Мастер, явно единоличник, и мракобесно-мистическая Хозяйка Медной Горы, и ещё чёрт знает какие антинаучные элементы. Что там «большевистского»? Забавно, что младшую дочь, которую он «сработал» в весьма солидном возрасте, Бажов назвал совсем не по пролетарски и не по уральски, Ариадной. Откуда же «большевизм»? Разве что бывший семинарист Сталин любого бывшего семинариста считал «братом»? Впрочем, при своих загадочных достижениях Бажов для собственного обогащения ничего не предпринимал. До чрезвычайности скромный домик 24) с тремя или четырьмя малюсенькими комнатками, тесненьким кабинетиком 25) и полным отсутствием каких-либо предметов роскоши за исключением никому не понадобившегося пианино. А больше всего в домике запомнился подаренный ему рабочими «алгоритм» производства швейной иглы 26) – восемнадцать технологических операций, обалдеть!
Из довольно многочисленных городских музеев обязательным к посещению я счёл музей Изобразительных искусств, врытый в бывшее здание госпиталя и выглядящий местами словно гараж. Самой заметной тут является коллекция каслинского литья. Сами Каслú находятся в соседней области, но, как считается, наиболее богатая коллекция именно в Екатеринбурге. Самое заметное во всех смыслах произведение – Каслинский чугунный павильон 26), самая большая в мире «индорная» чугунная конструкция27). Внушает! Меньших форм тоже предостаточно, много весьма художественных. Хотя мне, откровенно говоря, казалось, что эти скульптуры несколько более изящные. Много всякой пошленькой чепухи, хотя сюжеты попадаются и весьма странные: «Морозные Демон и Замёрзшие Дети» 28), (слева), как вам, например? А голая баба, забивающая гвозди в подкове 29)? А этот вот персонаж 30) (в центре)? Это не пролетарий, мечущий булыжники в полицию, а всего лишь «Мальчик, играющий в снежки»! Ещё сильно позабавили прямо-таки на злобу дня выполненные работы. Вот эта, например 31), ну прям Чорт, сманивающий Украину в ЕС. И другие два произведения так и просятся в пару32). Волк, рыщущий около дохлой лошади (к слову, вы хотели бы иметь такую статуэтку на столе?), будто в недоумении: «А где же Ди Каприо?» Но другая статуэтка отвечает: «Вот же он! Вон, сапоги из-под медведицы торчат!». Другой раздел, представляющий камнерезное искусство, такого впечатления не произвёл, хотя есть интересные работы. Ну а в остальном не слишком логично построенная коллекция всё больше состоит из экспонатов, оставшихся от эвакуационной спячки Эрмитажа. Из «своего» могут похвастаться десятком «шишкиных», экзотическими пистолетами 33), причём в основном не русской работы, и всякими странными изделиями, типа этого кресла 34), сделанного, по-моему, исключительно в угоду сермяжной оригинальности.
Музей Истории камнерезного и ювелирного искусства порадовал, вопреки ожиданиям, меньше. Истории тут как-то совсем не прослеживается, а изделия мастеровитые, но малозапоминающиеся. Попадаются и откровенно эпатажные, типа субмарины «Какой-то Там Комсомолец», что ещё полбеды, но почему уральскому мастеру пришло в голову изваять чикагского бандита 35) ваще не понятно!
Маленький, работающий на пожертвования полумузейчик - полумагазинчик «Нивьянская икона» 36), напротив, довольно занятный. Больше всего запомнились, правда, не сами иконы, а сварганенная из всяких подручных средств, типа консервных банок, каким-то советским и совсем не уральским «тихим диссидентом» модель церкви со всем убранством, иконами в окладах, люстрами и прочими хоругвями 37). Среди икон, слегка не совсем канонических, тоже попадаются интересные, например, со Смертью, едущей на чудище, и вяло препятствующим ей Михаилом-Архангелом, сидящим, словно Илья Муромец на печи 38), или «пейзажной» с «ищущими себя» верующими 39).
Наверное, не стоит игнорировать и Областной Краеведческий музей. Сделан с душой, неплохо, местами толково. Среди экспонатов запомнились первобытные «утюжки» 40), на которые я как-то раньше не обращал внимания. Вопреки своему названию, для чего их использовали, никто толком не знает, то ли «по назначению», для разглаживания, то ли для точки стрел, то ли как катушка для наматывания ниток, есть варианты с грузиками для разных целей, неизбежными грузилами или даже кресалом, что вряд ли. А когда все предположения заканчиваются – записывают в культовые предметы. Хотя собственно культовый предмет тут свой, весьма изрядный, пятиметровый шигирский идол 40), который ещё и «шагающим» был, с «ногами». Из древних культур представлены ещё искульские «птицы» и костные чешуи панциря саргатского «катафрактария».
В «туземном» этнографическом разделе можно полюбоваться на широченные лыжи в две пяди, широченный лук в полпяди толщиной, полотенце из пакли, в русском – на «правильные» подшитые изнутри лапти. А ещё есть тут портрет Ермака на листе железа, башкирские луки, сходные с турецкими, т.е. разгибающиеся в обратную сторону, старообрядческие кресты затейливых форм и большим количеством изображённых персонажей и одеяние старобрядческого «наставника» с опушённой черной шапочкой. Есть ещё картина с сожжением какого-то башкира. Так, в качестве очередного подтверждения того, что и у нас «автор жог». Не сомневаюсь, что за дело, но, тем не менее, нечего греха таить.
С середины XIX века, правда, логика экспозиции пропадает, а собрание приобретает характер случайных кусков, потому и отметить с той поры нечего, кроме, разве что аппарата для сращивания костей, образца 1945 г. А как же пресловутый Илизаров?
Филиал Краеведческого музея – особняк Поклевских-Козелл похвастать может только несколькими комнатами, меблированными могучей мебелью в стиле историзма, национального романтизма и модерна. Небезынтересно, хотя чего-то потрясающего воображение не попалось. Из музеев больше никуда не успел, но полагаю, что лучшее охватил.
Есть в Екатеринбурге, как и положено на Урале, природные объекты, заслуживающие внимания. Прямо в черте города можно отыскать Шарташские каменные палатки 41) – т.н. останцы - обломки совсем древних гор. Ни высотой, ни размахом эти каменные кучи похвастаться не могут42), но необычны своей слоистой «блинистой» архитектоникой 43) и действительно напоминают какие-то постройки 44), например, как в перуанском Чавин-де-Уантаре. Печально только, что природная красота местными очень добросовестно загажена, даже несмотря на обилие урн.
Вывод: если немного заняться наведением хотя бы элементарного порядка в городе Екатеринбурге, то результат может быть весьма заметным.

Опубликовано 29.05.16 lastdoctor

«Ветер Странствий» © 2012   Контакты