Рязань очень приятно удивила. Причём не тем, что там хотя бы что-то есть, как, например, в Твери и даже не тем, что там действительно есть то, что «заявлено», как, например, кремль в Зарайске, а тем, что тут много чего есть! Как-то Рязань совсем не раскручивалась при советской власти, не входила ни в какие «кольца», да и просто замалчивалась, что ли… Такое впечатление, что упорство, с которым Рязань сопротивлялась Москве, будучи последней самостоятельной страной, присоединённой к Московии уже даже после Ивана Великого аукалось ей аж до последнего времени. Лояльные Москве: Владимир, Суздаль, да и Ярославль пропагандировались по полной программе, о насквозь «романовской» Костроме при её весьма скромных достоинствах тоже трубилось на весь свет,
а вот о буйных Рязани и Твери и о «блудном» Смоленске - всё больше тишина. Тверь-то ладно, город скромный на памятники. А о Рязани, не исключаю, молчалось сознательно, чтобы публика, насмотревшись на рязанские достоинства, не полезла глубже изучать немосковскую российскую историю. Собственно, особо никто и не утруждал себя реставрацией рязанских построек, потому и показывать было стыдновато? Короче говоря, я по дикости своей вообще ни о каких памятниках славного города не знал. Возможно, что эффект «неожиданности» добавил Рязани серьёзных вистов…
В Рязани же, во-первых, обнаружился … кремль. По правде говоря, конечно, не то, чтобы полноценный кремль, как в Москве, Коломне или даже Зарайске, с башнями и стенами, а скорее этакий символический кремль, типа Волоколамска. Но это, всё-таки, компактизованная, обнесённая солидными валами историческая площадка, с очень хорошей плотностью заполненная вполне себе исторически значимыми и достойными архитектурными памятниками 1).
Сразу надо сказать, что чего-то особливо «рязанского» в Рязани нет. Нет тут ничего домонгольского, и быть не могло, поскольку, во-первых, «старая Рязань», сожжённая татарвой стояла не тут, «столица» княжества переехала в нынешнюю Рязань после Батыя, а во-вторых, насколько известно, ничего каменного на скромной Рязанщине и не стояло, в отличие от Владимира. Из «домосковского» «самостийного» житья остались только эти вот крепостные валы, ну и, конечно, Архангельский собор 2). Он, конечно, врос в пресловутый культурный слой, поистрепался и сильно пооброс гадкими поздними достройками и, разумеется, не может сравниться с соборами-ровесниками в Москве и даже пожиже собора в Звенигороде, никакого «исконно» рязанского узорочья нет, не Владимир с белокаменной резьбой, не Ярославль с вычурными куполами, но всё равно, это ведь XV век, причём свой, не «итальянский». Ни в Ярославле, ни в Суздале такого нет.
Ещё от «того» времени осталась память об Олеге Рязанском. Памятник ему, по-своему большому патриоту своей столицы, в Рязани вполне уместен. И он стоит 3), причём церетелевский! Никогда бы не узнал, обычно творения этого лепилы вызывают ожесточённые споры, по крайней мере своей гигантоманией. А тут скромный памятник, так себе, никаковенький. Впрочем, может и угадал скульптор, какой князюшка, таков и монументик. Из Олега историки слепили редкого супостата, хотя таковым он не являлся. Тяжело ему было, надо признать, враги кругом, все хотят сладкую Рязань сожрать, чего делать, пришлось отказать от роли вояки-героя и выбрать роль политической проститутки, с которой он блистательно справился: поимели, конечно, но хотя бы в естественном виде, да и не без прибытка. Личность с неопределённой сферой самовыражения и гибкой гражданской позицией, и памятник такой же, нединамичный, с неопределённой позицией. К слову, на скульптурной «черепной» реконструкции Олег с лица – хитроватый мужичок, скорее мордовского вида, ничего героического…
А вот Евпатий Коловрат, напротив, призванный супергерой земли рязанской, хотя и сильно баснословный. Ему тоже поставили памятник, причём на очень удачном месте 4). Но сама скульптура невнятная, герой в нелепой позе, словно конкурист, вздыбивший было коня, неожиданно передумал брать барьер. И почему Евпатий-то с пустой рукой? Если Олег вполне себе может сумлеваться: вынать меч или не вынать, то к многочисленным былинным достоинствам Коловрата рассудительность явно не относилась!
Собственно это всё «репрессированное» «дороссийское» прошлое Рязани. Все остальные памятники уже вполне себе общероссийские. И, надо сказать, что бывший непокорный город первые Романовы украшали вполне достойно, в отличие от Твери, да и Новгорода, пожалуй, тоже. В «кремле» целая россыпь очень достойных памятников XVII века. Начать можно с Успенского собора5). Можно сказать, что это великолепное здание. В чисто архитектурном смысле ничего выдающегося, просто большой куб с очень громоздкими колоннами- подпорками невыразительной крыши. Три ряда окон тоже не сильно украшают, необычно, конечно, но по-моему так хуже. Но зато окна и ворота настолько богато и при этом довольно изящно обрамлены каменными кружевами резьбы, что редкое здание может таким похвастаться 6)7). Интерьер, понятное дело, разнесли, он нынче пустоват, хотя остатки иконостаса впечатляют 8).
Притулившуюся к собору «стандартную» «карманную» церквушку с «обычной» шатровой колоколенкой – Богоявленскую толком не рассмотрел, она сплошь в лесах, но XVII век - «железный зачёт». Она уже на поповской территории, обнесённой заборчиком (типа тоже кремль), в составе Спасского монастыря. Там того же времени ещё один собор - Спасо-Преображенский 9). Ничего особенного, сзади и с боков он даже интереснее фасада за счёт узорочья вокруг окон и изразцовой оторочки. Но тоже вполне себе XVII век. К кремлю ещё приписана церковь Святого Духа 10), скромная, но тоже необычная: двубашенная – рогатая, с украшенными окошками.
Рядом с кремлём ещё очень симпатичная церквушка - Спасо-Преображенская на Яру 11), на высоком берегу. Тоже «стандарт» с шатровой колокольней, но приятная. Её хорошо «освежили», хотя мне не понравилась «жестянка», блестит, конечно, с выкрутасами, но как-то пошленько, не аутентичненько. То же самое, пожалуй, можно сказать и о стоящей за кремлём Благовещенской церкви 12), её тоже как-то переобновили, упростили, скрыли древние украшательства, но хотя бы не перестроили. Кстати, вопрос на засыпку, на какой реке стоит Рязань? На Оке? Нифига - на Трубеже!
Ну а закончить парад древнерусской архитектуры можно Богоявленским собором. Хотя он и для собора как-то маловат, и сильно подновлён, «украшен» неудачной поздней колокольней и за аутентичность обрамления окон поручиться не берусь, но XVII век там всё-таки «читается». Обилие «соборов» в Рязани поражает, такое впечатление, что архиепископская «кафедра» металась по городу, ну да ладно…
Впрочем, это пока речь шла только о культовых постройках, а есть ещё и светские, ну, полусветские. На территории кремля ещё несколько вполне заслуживающих внимания зданий. Собственно территория заполнена комплексом жилых и хозяйственных построек, в анамнезе вполне себе средневековых. Тут конечно сильно порезвились в XIX веке, поперестроив и, пожалуй что, понастроив много чего, а заодно понадавав странных названий. Я было сильно удивился, что тут была и «Гостиница Знати», и ещё «Гостиница Черни», но это всё надуманно и «понастроено» поверх «келейного комплекса» и средневековых амбаров, но здание амбара (которая для черни) вполне себе «то». Певческий и Консисторские корпуса – тоже. Большие сомнения насчёт аутентичности главного здания – т.н. «Дворца Олега» 13), уж больно большое и солидное оно для XVII века, да и боковой фасад совсем не типичен для России – волнистые финтифлюшки это скорее из арсенала польского Люблина или Киева. Если это XVII век – уникально, если нет, то просто необычно. И в любом случае – вида совсем не портит.
Чтобы покинуть кремль с чистой совестью, можно ещё глянуть на гораздо более поздний Христорождественский собор 14), у которого тоже необычный фасад: монолитный, сложной формы, псевдозакомаристый, «псевдорусский». Не особо изящно, не особо красиво, но оригинально.
Ну и, конечно, стоит посетить Историко-архитектурный музей-заповедник, разбросанный по кремлёвским хоромам. Он, правда, изволит отдыхать по два дня, разные корпуса по-разному, хотя служительницы прямо таки кишат, можно было бы и закрыть все «позиции». Потому главное здание посетить не удалось, а в небольших подразделениях - может никаких особых раритетов, но наглядно видно, что рязаньщина – самая настоящая «украина», собственно уже край «русской земли». В этнографическом разделе удивили женские головные уборы 15), для современной городской сволочи очень необычные, это русские шапочки, в витрине рядом - татарские и мордовские (а в Рязанской губернии они жили весьма плотно) – почти такие же. В археологическом разделе можно полюбоваться на подборку монет, ходивших в земле рязанской в период Орды: сплошь «монгольские», а то и арабские, ничего удивительного – государственная, на то время, валюта 16). На сделанной с душой выставке о русском воинстве особо ничего не удивило, разве что редкий военный плакат «Наши силы неисчислимы!» - очень «наш» подход к войне! Всё, пошли дальше в город.
С культовой архитектурой, пожалуй всё, Казанский монастырь можно просто пройти мимо, это полнейший новострой, малоинтересный. Но второй приятностью Рязани стало наличие в ней городской архитектуры. Ничего «гражданского» XVIII века не запомнилось, хотя есть и такое. Зато неожиданно много добротных зданий конца XIX века в разных стилях, большинство в хорошем состоянии. Их присутствие явно придаёт изрядной губернскому городу солидности и «историчности», хотя это отнюдь не откровения в архитектуре. Даже свежевыкрашенными «персонального» фотографирования они, как правило, не заслужили, хотя есть симпатичные экземпляры. «По случаю» попали в кадр: здания нынешнего Детского Театра 17) за «Олегом» и здание теперешнего Дворца Бракосочетаний с круглой башенкой и лепными гербами городов Рязанской губернии. Здание же нынешнего физиологического корпуса медфака Университета 18) – явно в прошлом чей-то особняк с вензелями, можно и специально запечатлеть. В любом случае, центр города выглядит очень прилично, целостней и веселей, чем в Твери, Туле и даже Нижнем Новгороде, хотя он какой-то немножко «пыльный». Приятно, что строительство в центре всё-таки идёт с оглядкой, кое-что не без эстетики, даже с модерновым отливом, даже почти в ордер.
Относительно мирно доживают свой век и сохранившиеся рязанские «деревяшки», кое-где губернский город даёт себе «слабину» даже в центре. Отнюдь не без интереса домики на ул. Щедрина, ул. Свободы или летняя веранда в городском парке 19). Забавно, как резные палисады и ставни цепляются за жизнь, смиряясь с жалюзи и пластиковыми окнами… Короче говоря, в Рязани нет никакого ощущения безнадёги, частенько находящего при посещении наших городов.
В принципе есть, что посмотреть в рязанских музеях. Художественный музей совсем неплохой: есть чуть ли не прижизненный портрет Богдана Хмельницкого, ранний светский портрет середины XVII века, очень приличное собрание начала XX века и всего остального понемногу. Была и очень приличная выставка Палеха. Основное, в принципе, нынешнее направление - иконопись – фигня полная, а вот «побочная» прикладуха на чёрном фоне лично на мой вкус великолепна. Готов даже признать живописью, сейчас, при полной свободе творчества, особенно – забавно было посмотреть на сплав палеха с прерафаэлизмом.
Второй художественный музейчик, практически приватизированный сравнительно местным художником Виктором Ивановым, можно и пропустить, но стоит и посмотреть. Не могу сказать, что его творения глубоко меня поразили: некий сплав запоздалого постимпрессионизма, пикассизма и мрачноватого, слегка беспросветно-угарного и маленько конъюнктурного почвенничества. Неплохие мрачноватые пейзажи. Но вполне стоит посмотреть, этот товарищ, по крайней мере, пролез со своим автопортретом аж в Уффици во Флоренции!
Зашёл я и в музей-усадьбу Ивана Павлова 20). Небезынтересно было посмотреть на родовое гнездо великого физиолога. Всё очень скромненько, экспозиция, можно сказать, «Павлов для чайников». Никогда не удосуживался читать его биографию, тут можно восполнить. Вкратце: происхождение самое антипролетарское – отец поп, мать – поповска дочка, причём неграмотная; без особой «семейственности» - он даже не знал количества своих дядей; жена, вот незадачка, Сара, пишут, правда, Серафима, но сам отчего-то называл её Сарой; «спортсмен» - городошник; добывал желудочный сок из собачек на продажу, им торговали, как лекарственным препаратом; пробовал свои силы в практической психиатрии; фрондёрствовал с советской властью и очень вовремя помер в 1936 г. Ещё можно полюбоваться на пресловутые желудочные фистулы – это щтуковины скорее из арсенала сантехника, чем физиолога.
Можно отметиться ещё и в музее истории ВДВ, ну где, если не тут. Хотя ожидалось большего, задумывалось всё с большим размахом, например с диарамой боя под Вязьмой, но сейчас всё как-то позапылилось, запомнились только пакет первой помощи времён Первой Мировой, красноармейский сухарь вперемешку с соломой, старинные парашюты, да карта боевой десантной операции по освобождению Бессарабии в 1940 г.
Отдельная тема – рязанские памятники. Помимо уже упомянутых, есть ещё памятник Есенину, ну как без него в Рязани. Очень спорный памятник 21), то ли покойный поэт из могилы восстаёт, то ли как гриб из родного гумуса произрастает. Как-то воспеваемый образ поэта с берёзками и соплями привычнее, преподносится он всё же как мятущийся тонкий лирик, а не как глыба-человечище, и громоздкий монументище не особо вяжется с его личностью. Но вообще-то память довольно многочисленных славных земляков в Рязани почтена вполне достойно. Та же «павловская тема» раскручена вполне: улица, несколько памятников, один даже почему-то рядом с музыкальным театром. Но как-то странно расставлены монументы, Павлову не на улице Павлова, а на улице Ленина, Салтыкову-Щедрину - тоже не «на месте», на улице Ленина вообще стоят памятники кому угодно, кроме Ленина. Только на соответствующей площади стоит-таки Ленин, маленький, скромный, но Ильич. Короче, почти никого из местных героев не забыли, кроме разве что совсем уж баснословной Авдотьи-Рязаночки, не только пожарных, но даже Грибы С Глазами увековечили 22). Вполне себе милая шутка, куда приятней, чем множество идиотских «памятников», установленных в наших городах…
В общем, можно сказать, что жизнь в Рязани кипит, даже странные конторы работают, типа каких-то непонятных институтов при психфаке университета или загадочной для меня «юридической клиники», что оказывается бесплатной юрконсультацией. Ну тоже неплохо…
Опубликовано 11.09.13 lastdoctor