http://veterstranstviy.org/articles/evropa/afiny
Ветер Странствий :: Статьи :: Европа

Афины

Афины******

Афины, конечно, великий город, один из центров великой цивилизации, ставшей настоящей колыбелью всего «западного» мира, в том виде, в котором мы его знаем. А ещё и часть другой, наследовавшей ей цивилизации, которой подражали, да и продолжаем подражать мы. С этой точки зрения, посетить Афины и отдать дань уважения великому городу и его великим жителям совершенно необходимо. Если даже не увидеть великих творений зодчих, то просто походить по достопамятным местам, потоптать их собственными ногами и попытаться ощутить совершенно особый дух Древней Эллады, навевавший великие мысли в ничем тогда ещё не вооружённые мозги великих греков: учёных, политиков, стратегов, философов, архитекторов, скульпторов, поэтов, в конце концов…
Вот только, к сожалению, вместо дани уважения древним Афинам придётся почтить их память. От Древней Греции осталось много весомых мыслей и весомых слов, но очень мало осмысленных камней. Только воспоминания остались от всего великолепия древних Афин, только додумки и воображение могут дорисовать всем «хорошо известные» памятники, которых, на самом деле никто за последние полтысячи лет не видел даже на картинках. Те сохранившиеся остатки великих архитектурных памятников, о которых должен знать любой успевающий школьник, к сожалению, лишь с очень большой натяжкой могут дать представление о возможностях великих архитекторов. Состояние этих памятников, откровенно говоря, удручающее… В нынешних Афинах вообще многочтимое наследие древних, выраженное в камне, кажется каким-то чужеродным. В Риме тамошние развалины, коих больше, и по числу, и по площади, смотрятся как-то веселей и осмысленней. Там есть и несколько совсем неплохо сохранившихся зданий. В Афинах же все «древнегреческие» места больше похожи на заброшенные пустыри.
Но конечно, нельзя не влезть на Акрополь1). Хотя, по правде говоря, в нынешнем окружении и он вблизи не особо впечатляет, несмотря на высокую и отвесную скалу, наращенную ещё и на манер крепостной стены. Размер самого плато мне тоже не показался особо большим. И на нём в основном совсем руины, за исключением маленького храма Ники2) с почти сохранившимися рельефами. Внушительные же сооружения, такие как входные Пропилеи 3) и наиболее известные: Эрехтейон 4), на котором почти даже сохранились украшающие его кариатиды 5), и конечно же, Парфенон 6) - явно не в форме. Эрехтейон потерял только крышу, а вот Парфенон совсем плох7). К слову, я так и не знаю, чьим храмом был Эрехтейон. Утверждение, что он посвящён сразу и Афине, и Посейдону, и легендарному основателю Афин – царю Эрехтею меня не удовлетворяет своим цинизмом, поскольку Посейдон сильно поспособствовал безвременной кончине Эрехтея.
Я не буду долго разглагольствовать на тему вклада древнегреческих архитекторов в мировую строительную мысль, об этом и так пишут все, кому не лень, но тут и так понятно, что Парфенон – великое творение. И тем обиднее его нынешнее состояние – какой-то выломанной челюсти с пеньками гниловатых зубов, на которые неумелые зубодёры пытаются накладывать пломбы. При всём уважении к людям, пытающимся сохранять останки великого храма, их пациент скорее мёртв, чем жив. Особенно обидно, что возможно храм стоял бы себе и стоял, если бы ему не помогли, причём не варвары и не турки. Ранние христиане были теми ещё вандалами, сами ничего хорошего делать не умели, но разрушать достижения языческой культуры – всегда пожалуйста! Это на их совести уничтожение всего внутреннего убранства и рельефов. Турки же вполне терпимо отнеслись к Акрополю, на Парфеноне появился минарет, это противно, но не смертельно, а Эрехтейон они и вовсе «спасли», разместив там гарем местного паши. Конечно, турки виноваты в том, что венецианцам в конце XVII века пришлось обстреливать Акрополь, превращённый в форт. Тогда-то удачно пущенное ядро и разнесло Парфенон вдребезги. Потом уж местные жители окончательно растащили руины…
Сейчас имеем то, что имеем. Хотя, по правде говоря, закрадывается шальная мысль: а чего бы не восстановить Парфенон целиком! С экономической точки зрения, надо ещё посчитать, что выгоднее, восстановить или постоянно подкладывать куски мрамора и пытаться укреплять руины! А с моральной – тоже не факт, что пять с половиной аутентичных, но гнилых колонн, всегда в обнимку с подъёмными кранами лучше подчёркивают гениальность древних архитекторов, нежели восстановленный, пусть и с додумками храм. В Европе нет ни одного великого собора, который от и до соответствовал бы первоначальной задумке, и что, кому от этого плохо! Тем более, что мы уже очень много знаем о методах строительства греков, о планировке храма, смело реконструируем на основе безголовых останков скульптуры полные ансамбли фризов и фронтонов. Даже знаем, как изначально были раскрашены статуи и стены. К слову, редкостное было, наверное, на наш вкус, безобразие: красно-синий Парфенон и расписные статуи с нарисованными глазами!... И что, обладая такими знаниями, мы не можем восстановить здание? Конечно, были у древних архитекторов и свои секреты, но многие из них мы знаем, а где-то можем и современные секреты применить, ничего страшного! Опять же, не в обиду строителям Парфенона будет сказано, но в число Семи Чудес Света, составленное самими греками, Парфенон не входил, то есть считался вполне «заурядным». Так что плюнули бы, временно, на ЮНЕСКО с его хвалёной «аутентичностью», стрельнули бы денег у америкосов и воссоздали бы Парфенон! Ведь не погнушались же сильно подновить прилепившиеся к Акрополю Театр Диониса 8) и Одеон Герода Аттика 9).
Кроме Акрополя остались и другие островки древней Греции. Храм Зевса сохранился только в памяти народной, а так полтора десятка колонн, и всё. Хотя по масштабу можно предположить, что похотливому папашке храм ставили всё же побольше, чем его великомудрой дочери. А то и так Парфенон на горе, а храм Зевса внизу, кто знает, как они там по-семейному разберутся?
В конструктивном плане лучше всего сохранился храм Гефеста 10) на т.н. Греческой Агоре 11). Там это и единственное более-менее сохранное сооружение из числа древнегреческих. Храм гораздо скромней Парфенона, как и положено, но вид у него гораздо солиднее 12). Он и расположен, как ни странно, выгоднее, вокруг него только кипарисы и оливы, и среди них он смотрится выигрышнее 13). И силуэт у него более сохранный и потому более «правильный». Остальное наследие древнеафинской архитектуры гораздо скромнее: восстановленная Стоа Аттала, где сейчас музей Агоры и многочисленные, но совсем уж развалившиеся части построек на Греческой и Римской агорах 14). Впрочем, кое-что сохранилось в весьма добром здравии, но это, как ни странно, малозначительные постройки, например стоящий по сути среди новой застройки памятник хормейстеру Лисистрату, выигравшему что-то типа музыкальной олимпиады 15), ну и ещё т.н. Темница Сократа, «окультуренная» пещера, которую только условно можно назвать архитектурным памятником.
Относительно нетронутым временем и фанатиками разных мастей остался «переходный греко-римский» памятник I в. до н.э. - стоящая уже на Римской Агоре т.н. Башня Ветров 16). По восьми сторонам света сохранились и рельефные изображения восьми ветров 17), управлявшихся у греков восемью специальными божками, и, согласно аллегориям, имевшие для людей в процессе своего дутья разные последствия. Южный Нот работает водолеем, юго-западный Лип поддаёт в паруса, западный Зефир несёт цветы, а восточный Апелиот – плоды и злаки. А от прочих ничего доброго не дождёшься: северо-западный Скирон сыпет снег, северо-восточный Кекий – град, северный Борей просто дует холодом, да и с юго-востока от Эвра ничего хорошего. Странно, но предводителя всех ветров Эола на башне нет, может и утеряли, но тогда это, к счастью, единственная потеря за столько веков.
А вот от римского владычества, при котором город в общем-то, и начал стремительно деградировать, сохранилось едва ли не больше, чем от Древней Греции. Хотя сооружения, конечно, уже не того масштаба, Греция – всего лишь провинция. Из крупного только стена Библиотеки Адриана 18), Пропилеон 19) перед Библиотекой Адриана, арка Адриана 20) перед Храмом Зевса и ворота Афины Ахерегис на Римской Агоре.
Очень выигрышно смотрится и большой памятник Филопаппу. На высокий холм, где он стоит, ещё надо забраться, но оно того стоит. Оттуда, пожалуй, и Акрополь лучше всего смотрится 21) Забавно, конечно, что малоизвестный римский «мэр» Афин удостоился такого масштабного монумента. Остались от него на рельефах даже не рожки, а только ножки, но от памятников героям и императорам и вовсе ничего не осталось…
Короче говоря, полноценного представления об античных Афинах нынешние развалины не дают. Хотя по площади Акрополь и два полупустыря-полупарка обеих Агор весьма значительны, количество и нынешнее качество сохранившихся на них памятников невелико. Усугубляет отрыв от «реальности» и большой провал в архитектуре, да и во всей истории Афин. Если в том же Риме ещё прослеживается какая-то преемственность: Древний Рим – Византия – средневековье – барокко и т.д., то в Афинах развалины античных и римских построек сразу тонут в непонятном стилистически неопределённом окружении. Афины уже в римские времена перестали быть значительным городом, в византийские о них и вовсе ничего уже слышно не было, а турки уж точно не добавили славы хиреющему городу.
Хотя византийские церкви в Афинах довольно многочисленны. Но они все маленькие, если не сказать крохотные. Тем собственно и хороши, маленькую церковь, да ещё крытую красной черепицей, практически невозможно испортить. Она воспринимается как гармоничная деталь ландшафта, а не как полноценное архитектурное сооружение. Среди таких милых церквушек, разбросанных по всему городу, запомнились Агии Пантес Солаки (Св. Апостолов) 22) на греческой Агоре, Метаморфози ту Стирос (Преображения Господня) 23) сбоку от Акрополя, ещё одна Агии Пантес и оставшаяся для меня безымянной, но попавшая в кадр 24).
Красы и гордости любого старого европейского города от Москвы до Парижа и от Новгорода до Стамбула - большого средневекового собора в Афинах нет. В византийские времена не по тогдашнему Сеньке была шапка, да и изрядно ощипанный, но ещё непобеждённый Парфенон с этой целью, видать, справлялся. При турках же особо не разгуляешься, хотя несмотря ни на что, продолжали строить церкви. Самая заметная из них, видная издалека и зависающая над городом с холма Ликавитон Агиос Георгиос Ликавитос. Другие примечательны своей необычностью. Настоящим архитектурным курьёзом выглядит Агиос Димитриос 25) на Римской Агоре, симпатичный, но смахивающий на дачку, сложенную из выпрошенных у соседей разномастных камешков и кирпичиков. Не менее забавна Агии Динами (Св. Духа), превратившаяся нынче в этакую домашнюю церквушку при каком-то официальном здании, взявшем её буквально под крыло. Умиление может вызвать крохотный Агиос Георгиос ту Враху («На Обрыве»), лепящийся почти к самой горе Акрополя 26).
Новое время каких-то великих шедевров не оставило, хотя церкви, понятное дело, стали строиться масштабнее. Собор Евангелистос тис Теоку (Благовещенский), он же Митрополео внешне не столь красив, но интерьер очень показательный и не вызывающий отторжения27), там перемешались и византийский стиль, и «западный», и неоклассический. Собственно все новые церкви либо в неовизантийском стиле с круглыми куполами, как своеобразный Агиос Георгиос с башенками, напоминающими минаретики 28), Агиа Марина или Агиос Дионисиос в Пирее 29), либо слегка «католические» с двумя башнями, как сам Собор. Отличия от «классических» русских церквей есть, хотя надо вглядываться, самое главное отличие – скамейки. Наверное, русских бог укрепляет сильнее, чем греков, давая им силы, чтобы выстоять самую длинную службу!
Откровенно бездарных церквей в Афинах, может и нет, каждая из них по своему интересна, со своей историей и легендами, но если не быть тонким знатоком стилей и подстилей византийских базилик и не коллекционировать городские анекдоты, то большого впечатления они всё-таки не оставляют.
Так что поглядев на разрозненные греческие камни и малые византийские формы, добирать великое наследие древнегреческой и византийской культуры придётся в музеях. Археологические музеи в Афинах отличные, мало соответствующие бедственному нынешнему состоянию самих древних памятников. Хотя и тут греческое достояние порядком подрастащенно, и лучшие произведения теперь хранятся где-нибудь в Лондоне, Париже или Берлине, но и ложка, как говориться, хороша к обеду, и афинские музеи располагают богатейшими и очень интересными коллекциями, демонстрирующими подчас очень необычные стороны греческого искусства. Археологических музеев, пожалуй, даже слишком много. Начинать я бы стал с музея Агоры в Стоа Аталла. Тут собрано всё, что уцелело на самой Агоре, не так уж много, чисто ознакомиться. Запомнился кувшин с неожиданным изображением какого-то скелетированого персонажа 30) и ещё обломок гермы, где на голове бородатого мужика сидит какая-то фемина, при этом голова из всех остальных членов укомплектована только срамным членом и тестикулами 31). Далее по степени интереса музей Акрополя. Новое здание до известной степени имитирует Парфенон и содержит всё то, что осталось от скульптур на храмах Акрополя, разумеется, что-то подлинное, а что-то, вывезенное в Лондон - в слепках. Осталось увы, немногое.
Прекрасный музей в весьма симпатичном здании – Кикладского и греческого искусства 32). Это уже шире – это все острова между Афинами и Критом. Там запомнился целый ряд экспонатов, начиная с гиперпримитивных архаических фигурок, некоторые из которых, тем не менее, сделали бы честь какому-нибудь Пикассо или дымковской игрушке. Забавным показалась крышка к кастрюле в виде квадриги и фигурка знатной дамы в венце - натуральной короне. И уж самым запоминающейся представляется фигурка сидящего человека со… стаканом. Примитивная техника совсем не мешает передать всю душевность сцены!
Ну и конечно, нельзя не сходить в Национальный Археологический музей 33), если застать его работающим. Вот там настоящие шедевры, оставшиеся на родине, перемежаются с очень своеобразными, непривычными произведениями. Да, опять стоит отметить, что самые великие скульптуры из Греции были увезены, но и собрание этого музея ничуть не хуже музеев Ватикана. Масса прекрасных произведений, масса очень нестандартных. Не очень привычно видеть Афину в «парадной» форме и со змеёй 34). Забавна скульптура с Афродитой, отмахивающейся сандалией от козлоногого субъекта 35), кстати, весьма удивительно, но некоторые дамские сандалии имели бронзовую подошву! Никогда не видел раньше надгробных памятников, где умирающий «передаёт» что-то, словно «желает долго жить» своим приемникам 36), такое отношение к смерти, не подразумевающей полноценной загробной жизни, вызывает уважение. При этом, из той же оперы, удивили гигантоманические урны-обелиски 37). Очень интересные попадаются сюжеты в скульптуре: игра в хоккей 38) или радикальная терапия змееукушением 39). Опять повеселили гермы: светлый лик, член, яйца и всё 40). Масса достаточно редких персонажей, можно посмотреть, как выглядела Сирена 41) или Сцилла 42). Много весьма необычных по стилю вещей, например лысая статуя, уже римская. А ещё египетская большая и очень качественная скульптура из дерева! К сожалению, есть и масса побитых, расчленённых, безголовых и безносых скульптур, и это, прежде всего, дело рук не дикарей-турок, а ранних христиан! Хорошо видно и то, как начинает деградировать искусство, начиная с III века н.э. Короче говоря, непростительно пройти мимо этого музея.
Музей Канеллопулоса рядом с Акрополем позволяет как бы перекинуть мостик от древности к Византии. В древнем разделе запомнились фигурка скифа, кувшин с двойным лицом – белым и негром и ваза с «камасутрой». В византийском разделе очень тонкой работы резной комбинированный крест, в обрамлении какого-то узора, похожего на морских коньков. Впрочем видно, что византийское искусство тоже прогрессивно деградирует относительно древних образцов, хотя опять-таки местные греческие мастера тех времён может и не показатель.
Византийский музей 43) я тоже счёл необходимым для посещения. Греко-византийское искусство не столь впечатляющее 44), как античное, из зала в зал видно, как процесс христианизации шёл параллельно общей деградации культуры, но это уже «колыбель» нашего рассейского искусства. Можно, конечно, сказать, что на иконы можно и в России насмотреться, но это не так. Различия видны, к тому же византийцы иконы создавали, а наши только копировали. Потом, правда именно наша иконопись стала эталонной, а греческая сильно поопошлилась за счёт разностилья и подтягиваний с запада. Ранние же византийские иконы попадаются очень интересные, например Иоанн Креститель в виде архангела, Св. Христофор с собачьей головой и нимбом, Илия-пророк на огненной колеснице - исполнение что твой Палех, Св. Георгий, убивающий дракона словом и т.д. Да и не иконами едиными, есть и на что другое посмотреть. Удивили рукописные книги, чуть ли не XIX века, хотя это уже, на мой взгляд, не от большого ума…
Остальные музеи, пожалуй что на любителя. Хотя музей Нумизматики в бывшем особняке Шлимана 45) тоже интересный. Тут есть редкая в Афинах возможность посмотреть на скромные, но приятные интерьеры псевдоклассического стиля 46), наподобие полуподвального этажа Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Нумизматическая коллекция, по моим представлениям очень приличная, много монет различных древнегреческих государств. Больше всего запомнилась монета, где на аверсе изображён, то ли какой-то местный правитель, то ли божок, причём сразу в двух лицах вверх и вниз, как на игральных картах. Это чтобы он всегда был с высоко поднятой головой? В экспозиции византийских монет опять-таки хорошо прослеживается не только девальвация, но технологическая деградация монетной чеканки имперской валюты.
Национальная Картинная галерея совсем на любителя, хотя греческий символизм совсем не плох, представлен местный пейзажист, весьма схожий по манере с Рерихом. Современное искусство, как и обычно - 99% дерьма. Привлекла внимание только очень спорная, но необычная рама из обугленной доски. Ну а самое масштабное произведение авангарда - стеклянную статую можно увидеть перед зданием галереи на площади Мегалиту 47).
Исторические музеи небогатые. Национальный исторический музей в здании старого парламента, перед которым стоит памятник героям войны за независимость, мы вынуждены были буквально оббежать, потому запомнился он лишь переизбытком портретов этих самых героев и сильным восточным влиянием в национальных костюмах. Музей Афин - вполне симпатичный маленький особнячок, бывший неким перевалочным пунктом для первого короля свободной Греции 48). Там тоже можно отчасти оценить классицистические интерьеры 49), а главное посмотреть на виды Афин на границе эпох. Военный музей не слишком интересный, самое запоминающееся – коллекция оружия, вполне достойная, хотя и не идущая в сравнение с коллекцией в Лиме. Ещё позабавила пушка в рубке на колёсах - некий прообраз «самоходки» 50).
Если вспоминать об истории, то немного удивил памятник Константину XI – последнему императору Византии 51). Противоречивый персонаж, может и герой, конечно, отказался от протектората Папы и Венеции и предпочёл погибнуть вместе со своей империей. Ну и что, грекам от того хорошо стало? 400 лет их мутузили турки, правда, веру сохранили, чего под папиным контролем могло и не случиться. А может и надо было принять предложение Папы, авось и отбились бы от турок, а Стамбул так и оставался бы Константинополем? А уж с религией как-нибудь бы разобрались, всё равно от латинян понабрались, да и от турок тоже. Да и бодались-то с Папой всё больше не за веру, а за власть патриарха Константинопольского, то есть, в общем-то за бабло… Но греков я всё равно уважаю, хотя они жулики и бездельники, но свою культуру, язык и веру сохранили, несмотря на турецкое иго, которое покрепче монгольского было.
Из военно-исторических достопримечательностей, конечно, нельзя пропустить смену караула у Могилы Неизвестного Солдата 52). Греческие гвардейцы – эвзоны, одетые в очень, мягко говоря, своеобразные наряды, увенчанные буквально тапочками с помпонами и громко топающими подошвами, совершают сложный и весьма экзотический ритуал, глядя на который, сложно скрыть улыбку. Считается, что этот ритуал не совсем греческий, а привнесён с родины первого греческого короля Отто из южной Германии. Ну если учесть, что в его родственниках был и Людвиг Баварский, тот самый чудак из Фюссена, то ничего удивительного в вычурности обряда нет. Впрочем, несмотря на весь видимый комизм происходящего, я, имея опыт стояния на «посту номер один», отметил, что совершение подобных, по большому счёту, бессмысленных телодвижений в подобном наряде, но с самым серьёзным видом, безусловно, требует от этих двухметровых красавцев, помимо тренировок, ещё и определённого мужества.
Ну а что сказать об остальном городе? В основном чистенько, аккуратненько, зелени много, мимоза, цветочки, фигня, короче! Очень постная и блёклая архитектура. Конечно, если поглядеть на рисунки, то в начале XIX века к Акрополю и обеим, уже зачищенным от языческого наследия Агорам только с севера примыкает некое городское поселение с населением в 15 тыс. человек. И только за последние 150 лет город вырос в 300 раз! Понятное дело, что при таких масштабах роста об архитектуре думали мало, тут бы не свалиться совсем в баракостроительство. Впрочем, это тоже не оправдание, в Хельсинки, например, тоже строились масштабно, но об эстетике не забывали.
Примеры мало-мальски оригинальной неоклассики в Афинах ещё есть. За такие могут сойти: Университет 53), Академия Искусств 54), Национальный Археологический музей, дворец конгрессов Заппион, здание Парламента, до известной степени. Потуги же на модерн совсем чахлые.
Есть и экзотика, например, в районе Анафиотика 55). Греция во всей красе: маленькие белёные домики, узенькие улочки-лесенки, мандарины – цветочки, для современного мегаполиса – удивительное явление.
Наследие мусульман совсем небогатое, тут это время, по понятным причинам очень не любят. Остались только пара-тройка мечетей, одна из которых переоборудована под музей 56). Ничего особенного, тут не Гранада.
Есть ещё романтизируемый Пирей со своим портом 57), но это просто большой и грязный пригород современных Афин. Там, говорят, есть хороший археологический музей, но попасть в него непросто. А в остальном - ничего хорошего, разве что кроме больших церквей, которых нет в центре. Может, конечно, мы не там ходили, но это вряд ли. А за Эврибиада и совсем обидно, стоит там почти что на помойке…
Как вывод – выглядит новый город слишком серенько, и в свете своего великолепного прошлого, и в свете нынешнего положения столичного мегаполиса. Неброскость и патриархальность, вполне уместная для курортного уютного городка, полностью перечёркивается хаосом огромного города. Хотя вполне можно ещё посидеть в Национальном парке 58), там зелёненько, красиво местами, птички, зверюшки, рыбки… Можно выпить «метаксы» или узо (по мне – дрянь) и заесть саулаки или брынзой (это неплохо)… Но вот, положа руку на сердце, трёх дней, проведённых в Афинах мне хватило. Ещё Греции? Спасибо, пока достаточно…

Опубликовано 17.09.13