Специально в Асеновград 1)ездить не стоит, но с оказией, например, добираясь обратно из Бачково в Пловдив, посмотреть на Асенову Крепость 2) нужно. Считается, что она стояла тут уже при Первом Асене, основателе Второго Болгарского царства, а названа, всё-таки скорее, в честь Второго Асеня, умудрившегося, как считается, к середине XIII в. растянуть свои владения от самого Днестра до самого Пелопонеса. Издалека, вознесённая на скалистый пятачок среди зелёных и довольно высоких гор3)4), смотрится потрясающе5)6). Подходя ближе, видишь, что самой крепости практически нет, одни фундаменты и камни7). Восстановили только церковь Пресвятой Богородицы 8)9). Считается, что это XIII в., и фрески в ней того же времени, причём фрагментарно они сохранились10)11). Среди прочих осколков средневековой живописи можно рассмотреть Св. Пантелеймона-целителя 12) с колбой, очевидно, это всё-таки лекарство, хотя иногда бывает и моча пациента, которую тогда было модно смотреть на просвет. Святых принято изображать в одеждах и шапочках, украшенных самыми разнообразными формами крестов, для дифференциации, тут Св. Николай 13)), если я не ошибаюсь совсем уж похож на зэка в характерной шапочке. Но вообще-то, если это XIII в., то это огромная ценность, её бы в ЮНЕСКО, а тут ласточки летают, гнёзда лепят к стенам, - птички они, конечно хорошие, но гадят ничуть не менее едко, чем прочие, - непорядок… Будете спускаться вниз на дорогу, ещё раз издалека посмотрите на церковь, здорово14)!
Сам Асеновград – городок, пожалуй, паршивенький, хотя тут всё «проникнуто» асеновским духом. Улица Асенова Крепость 15), где дома стоят, во всех смыслах, над рекой Асеновицей. Памятник Асену странный, дырчатый, а в дырке на груди – вместо сердца – царская держава. Не путайте, ребята, держава – это не символ державы, а символ власти, значит, в сердце у вашего Асена не тревога о судьбах державы, а жажда власти! Ещё попалась где-то по дороге церквушка, у которой даже колокольня была расписана снаружи, понятно, не шедевр, но почему-то у болгар подобные художества смотрятся не так пошло, как у нас. Но всё это можно смотреть по дороге, была бы цель.
Бачково **
Собственно, как и в Риле, в Бачково достопримечательностью является не само поселение 16), а одноимённый Бачковский монастырь 17), считающийся также одним из самых важных для болгарского православия. Чтобы доехать сюда от Пловдива требуется гораздо меньше решимости, чем в Рильский монастырь от Софии, и ближе, и вообще драйва меньше. Впрочем, монастырь тут тоже гораздо скромнее18),. Территория, им занимаемая - не меньше, но вот солидности недостаёт. И стены пониже, и архитектура пожиже. Правда, братские корпуса 19),20),здесь основательно расписаны, особенно Старая Трапезная 21),, но росписи, вряд ли это раньше XIX в., здесь тоже пожиже, чем в Рильском. Правда, две церкви, но обе маленькие. Старая, естественно, кирпично-византийская22),, Успения Пресвятой Богородицы 23), считается, что XVII в., но фрески тоже XIX в.24),25), и им ни строгости, ни наоборот, колоритности не хватает26),. Новая Св. Николая церковь 27), тоже расписная, но выразительности этим фрескам как-то недостаёт28),. Музейчик был закрыт, самую старую постройку – тоже расписную Костницу, похоже, вообще стараются не открывать, а разбросанные по окрестным лесам монастырские владения, вопреки ожиданиям, оказались не столь уж живописными, хотя это уже предгорья Родоп 29),. Можно конечно добраться до священного источника Аязма 30),с довольно скромной, но расписной часовенкой 31), до лесной церквушки Св. Архангела Михаила 32),, которую сторожит сова 33),, и фрески которой можно рассмотреть только на фотографиях34),35),, сделанных, вопреки правилам, со вспышкой, и ещё до пещерной часовенки, проковыренной в скале, но на меня особого впечатления не произведшей.
Прогулявшись подобным образом, я счёл возможным обзор болгарских монастырей закончить. По крайней мере, не делать дальних выездов. Возможно, Рильский и Бачковский монастыри и не дают исчерпывающее представление об этой стороне болгарской культуры и истории, но при желании продолжать, ещё есть куда легче достижимые монастыри под Велико Тырново.
Рила ***
О самóм не слишком процветающем городке Рила говорить-то особо нечего. Да и окрестности его, не сказать, чтобы поражали воображение 36),. Славу же принёс ему Рильский монастырь 37),38),, хотя от города он в 23 км, совершенно самодостаточен, да и назван, скорее, не «в честь» городка, а из-за горного массива Рила, в «воротах» которого он и воздвигнут. Вот монастырь – действительно достойное место, стóящее того, чтобы его увидеть, даже убив целый день, таскаясь из Софии с затерявшейся в её южных пригородах автостоянки, носящей словно говорящее название Овча Купел.
Добравшись до монастыря, я без всяких возражений согласился с частенько меня удивлявшими ребятами из ЮНЕСКО, сооружение стоило того, чтобы его включить в свой список. Потому, что это очень удачное и очень колоритное сооружение39),, необыкновенно удачно вписанное в красивый пейзаж40),. Хотя это XIX в., только копирующий, возможно, что-то более раннее. В плане функциональности архитектура, если придираться, далеко не выдающаяся. Сами здания монастыря, заключенные в каре, снаружи образуют сурового вида защитный монолит, похожий на крепость41). От наших монастырей – это основное отличие. У нас монастыри на Соловках, в Кириллове, в Сергиевом Посаде, да и вообще любые обнесены стеной разной степени убедительности, а собственно жилые помещения стоят внутри отдельно. Здесь же отдельных помещений не предусмотрено, только несколько домиков вынесены вообще за стены 42). Здешние дома, по сути, призваны совмещать жилую и защитную функции. Оборонительные функции, естественно страдают, стена дома, да ещё и с окнами заведомо проигрывает по крепости усиленной стене с бойницами. Якобы построенная для пущей защиты Сторожевая башня 43), как-то не очень убедительна. Но зато внутренняя часть здесь наредкость декоративна44), причём декорирована очень удачно, не аляповато45), но нарядно46) . Вообще, архитектура очень своеобразная, наверное, можно считать, что болгарская. Хотя, на мой взгляд, это всё-таки турецкая архитектура. Все эти арочки, закругления, каменные и деревянные «лепестки», овальные колпаки над балкончиками, деревянные элементы и вообще легко уловимые «восточинки» 47), как-то очень напоминают образцы османской архитектуры в Стамбуле. Это вполне понятно, с кем поведешься, как говорят. Если в Софии это отсутствует практически начисто, то в других городах, например, в Пловдиве, сплошь и рядом.
Самое культовое сооружение - Монастырская церковь48)49)всё-таки, как и положено в византийском стиле, причём не в неовизантийском, а в каком-то «заповедном». Опять-таки, не самое выдающееся с точки зрения строительной инженерии здание, выглядит, тем не менее, просто феерически50)51). Вот оно-то декорировано по полной программе, практически целиком покрыто росписями52), разумеется, религиозного содержания53). Удивительно, что при всей своей дичайшей аляповатости, наивности, да вообще, говоря откровенно, технической отсталости болгарских архитекторов и художников, смотрится всё это «запоздалое благолепие» очень выигрышно. Откровенно слабенькие фрески в болгарском исполнении не вызывают такого раздражения, как нелепая мазня XIX в. в наших церквях. Здешние потуги малоталанных, но искренних живописцев, пишущих «под старину» просто потому, что лучше они не умеют, воспринимаются с гораздо большим пониманием. Да и красиво это всё-таки, если воспринимать все эти росписи с чисто эстетической точки зрения. Ловишь себя на мысли, что приехал сюда смотреть то, что у нас просто не сохранили, хотя, пожалуй, росписи снаружи не так уж и были распространены на Руси.
Росписи вполне себе привычные, общеправославные, как кажется, хотя тоже «запоздалые», у нас так смешивать в кучу все сюжеты перестали в конце XVII в. Но конечно, тут местной специфики выше крыши. Лики немного не похожие на наши, с «излишне» круглыми глазами. Все вперемешку: Библия, Евангелие, крайне редко встречающийся у нас сам Саваоф 54), святые и их жития, путеводитель по Раю 55), Страшный суд и его последствия и просто всякое душеспасительное, всё больше старающееся попугать потенциального грешника. Св. Архангел Михаил на болгарских фресках всегда изображается, попирающим бренное тело какого-нибудь бедолаги и извлекающим из него душу в жёсткой конкуренции с чертями, разумеется. Грехи расписаны с пугающе занудной щепетильностью, ну никто от адских мук не уйдёт, включая, само собой, блудниц, всяких неразумных дев, «народных целительниц» 56), «оскверняющих свое тело» (это кто, татуированные, что ли?), непонятных мне «странонеприимцев» (нерадушных хозяев или всё-таки каких-то еретиков?) 57) и даже тайноядцев (жрущих по ночам или в пост?) 58). Наверное, росписи грешат излишней декоративностью, напоминающей подобную живопись в Латинской Америке. Если для изображений святых и прелестей праведной жизни жизнерадостность абсолютно правильна, нечего постоянно нагонять тоску на верующего, то вот всякие апокалипсушки, которые наши художники специально драматизировали соответствующей колористикой, болгарские зографы воспроизводили в тех же живеньких цветах, превращая в весёлые картинки59).
Интерьер церкви тоже целиком расписан, но там письмо уже поновее, не такое «аутентичное», хотя всё гораздо строже, и по стилю, и по сюжетам. Над Южными воротами очень популярный в Болгарии сюжет Колеса жизни 60), а над Северными – почему-то… рога 61).
Вообще обращает на себя внимание то, что обители как-то не хватает суровости. Строгий монастырь, мужской, разумеется, да ещё и с особым статусом, да ещё, так, на всякий случай, последняя его редакция создана тогда, когда от турок ещё не освободились, а тут такая благодать, жизнерадостность, да и небедность очевидная? И церковь подозрительно большая, в городах турки такие строить точно не разрешали. Ну если вы думаете, что монастырь вёл исключительно патриотическую политику и просто не зависел от турок, то это вряд ли, хотя он и подчинялся непосредственно патриархату. Тогда с чего вдруг? Ответ на это можно найти в музеях монастыря.
Вообще вход в монастырь бесплатный, но чтобы хоть как-то денежку с приезжего натрясти, тут организовано аж три маленьких музейчика. Один из них в Хозяйственном корпусе. Тут можно полюбоваться на пандура 62), по сути, члена законного бандформирования, нанимавшегося монастырём для защиты от незаконных. Этаких молодцов было человек сорок, вооружение самое разнообразное, от таких вот колотушек и кремнёвых ружей до револьверов Кольта. Причём, как видно, старались они держаться подальше от турок и поближе к кухне. А уж кухня тут такая, что можно ещё больше порадоваться за братию: печи по три метра в глубину и поварёшки в человеческий рост63), голода тут явно не знали!
Другой же музейчик, основной, и там, помимо разнообразных, но не самых интересных, вопреки ожиданию, экспонатов можно найти пудовую, не вру, свечу в серебряных оправах, подаренную монастырю, - кем бы вы думали, - турецким султаном! Так что брали подарки и от наших, и от «ваших». Турки же тоже смекали, что больше монахов – меньше солдат, больше воска – меньше крови. То-то я смотрю, что среди всяких пугательных сюжетов на фресках каких только мелких грешников не найдешь, а вот главных супостатов – турок нет совсем, никакой патриотической пропаганды! Значит пересветы и осляби не из этого монастыря, хотя про наших радетелей православия и говорить нечего, катались под ханским покровительством, как сыры в масле. Но болгарским-то церковникам от турок доставалось куда крепче, но, видать не здешним, эти договаривались…
Ещё в музее запомнились кресты, где среди всего наворота и крест то истинный не разберешь, и маленькие распятия, где Христос предстаёт в самых разных нарядах и никогда топлесс. Ещё поразил первый (!) болгарский глобус…1836 г.! Если подумать, что до последней четверти XIX в. европейская нация находилась в таком одичалом состоянии… Сочувствую, право! В принципе то, что удалось сохранить хотя бы свои православные ценности и язык – уже огромное достижение, в немалой степени побуждающее с бóльшим уважением и даже восхищением смотреть на этот же Рильский монастырь.
Третий музейчик – на удивление скромное собрание икон, где обратили на себя внимание только по-настоящему старые лики, имеющие выраженную геометрию и национальные отличия в манере письма и самих ликах с «другими» чертами лица, круглыми глазами и характерной южной «чернявостью». Ну ещё и картины из церковной истории, где сразу видно, кто «свой», а кто – «чужой», потому что двадцать патриархов в нимбах, а парочка отщепенцев – без…
Но если не вникать в сложные перипетии взаимоотношений болгарской православной церкви и мусульманского турецкого руководства, а просто любоваться красочными зданиями монастыря в сочно-зелёных горах, то можно получить большое удовольствие и выразить уважение людям, которые смогли создать такой оазис благости, абстрагированный от внешнего мира с его бедами…
Опубликовано 21.12.15 lastdoctor