http://veterstranstviy.org/articles/evropa/slovenia-idria-
Ветер Странствий :: Статьи :: Европа

Словения. Идрия

Идрия **

По-моему, ЮНЕСКи в Словении вполне разделяли моё мнение относительно основных достоинств этой страны и отмечали преимущественно природные объекты, например пещеры в Постойне и Шкочане, а уж если что отмечать из деяний рук человеческих, то всё равно подземелье, хотя и рукотворное. Маленький городок Идрия, почти теряющийся в горнолесных массивах северо-западной части страны, если чем и примечателен, то своими ртутными шахтами, их и отметили, как культурное достояние человечества. Ну, пожалуй, для порядка, чтоб было, потому что чего уж тут такого культурного, да и чего уж тут собственно словенского?
Ну понятно, что из посещения шахт через главный их вход Антониев Ров 1) делают вполне законный и в целом небезынтересный аттракцион по-взрослому: куртки, каски с циклопами и дополнительными аккумуляторами - и в узкие подземные ходы. Романтика, когда не на работу. Ну а сами шахты как шахты, я, конечно, даже не маркшейдер, но и со своим примитивным представлением о горном деле не нашёл, чем именно я должен восхититься. Ну врылись глубоко, хотя сейчас на 100 слишком метров тебя не пустят, а так никаких чудес инженерии и горняцкой смекалки что-то не обнаруживается. Несколько километров ходов, креплённых четырьмя разными способами: деревом 2), металлом, комбинированно 3) и вообще никак 4), забои, штреки, вагонетки для породы, всё как положено, вернее даже примитивнее, потому как тут даже люльки нет для спуска по стволу, всё ногами и по ступенькам. После польской Велички, где шахты соляные, показалось всё гораздо мрачнее: ртуть она, конечно, куда вредней соли, и условия труда, соответственно тоже хуже. Есть тут и подземная часовня и алтарь с необычной трактовкой троицы, потому как больше уповать и не на что 5). На вопрос, чем тут крепили своды, наш поводырь ответил, что в основном ёлкой, но лишь потому, что тут её много, а вообще чем попало. В отличие от той же Велички, где настаивали на том, что дерево должно быть деформируемым, т.е. не сразу ломающимся под нагрузкой, здесь даже железо используют, причём, скорее чугун, а вот его способность к плавной деформации весьма сомнительна. Ну да им виднее, конечно.
Интерес придаёт то, что шахты ртутные, в Европе однозначно редкость, и что шахты очень старые, лет 500 как начали разрабатывать, но конечно, к словенцам имеют весьма опосредованное отношение, потому что строились австрийцами и ими же управлялись, а принадлежали практически непосредственно императору. Ртуть, разумеется, как химико-физический феномен заслуживает внимания, очень эффектно выглядит её самородная форма в виде капелек на поверхности горной породы, участки таких выпотеваний кое-где демонстрируются в шахте. Ну и повышенный интерес к «быстрому серебру» и «меркурию» со стороны всяких алхимиков и шарлатанов тоже придаёт пикантности, хотя тут это только вскользь упоминается и всё больше в связи с лечением сифилиса. Зато немного пугающе выглядит то, на что шла ртуть – помимо градусников и лекарств её ещё совали и в косметические средства, типа туши. Сейчас, правда, всё это искоренено, даже в шахте висит термометр… спиртовой. Ну собственно поэтому и шахты, дававшие до 800 тонн чистого продукта в год и всего больше 10% всей мировой ртути, и закрыли. Так что теперь народ в Идрии живёт не горным делом…
Ну а чем живёт, можно попытаться понять в музейчике, развёрнутом в замке Геверкеннег 6), в своё время построенном для хранения ртути и соли. Замок, разумеется, весьма условный, укреплённый склад, декора минимум и было, и, тем более, осталось: только весёленький рисованный орнамент на стенах внутреннего двора 7). Ну а экспозиция, хоть и слегка скучновато-однобокая, но даёт представление о жизни Идрии. Почти всё, конечно, о горном деле. Сначала – теория в виде геологических образцов с упором, разумеется, на ртутьсодержащие руды, но и вообще попадаются не драгоценные и вообще не бог весть какие ценные, но интересные минералы и смеси минералов необычного вида и цвета8)9). Ну а затем собственно всё о шахтах: схемы, инструменты, снаряга, контейнеры для ртути, похожие на газовые баллоны - не сразу понятно, что это, ну и всякое такое 10) про героический и замысловатый труд и незамысловатый быт шахтёров. Ну и про другие занятия: чем-то торгуют, что-то продолжают выпускать на машиностроительном заводе. Особая статья - работа местных женщин. Они как привыкли подхалутривать плетением кружев, так и продолжают эту свою традицию. Вообще, при довольно спокойном отношении к этому виду рукоблу… рукоделия, не могу не отметить, что местные кружевницы достигали серьёзных успехов в своём очень нелёгком искусстве, в коклюшном-то способе плетения чёрт ногу сломит, а некоторые работы вообще непонятно как сделаны 11). Помимо плетения кружев обычных тут процветает и плетение украшений, когда золотыми и серебряными нитями оплетаются камешки и всякие бижутерные фишки, это – на любителя.
Пытаясь найти что-нибудь ещё интересное в Идрии, всё равно натыкаешься на различные объекты, напрямую или косвенно относящиеся к шахтам: всякие моторные станции с соответствующим оборудованием, технические узлы, электростанцию с каскадом гидротехнических сооружений, вспомогательные здания и дополнительные, помимо центрального Антониева Рва, входы в шахты, правление компании или дома для шахтёров. Один такой, служивший в своё время доказательством «заботы» о небогатых горняках, и рассчитанный на четыре семьи, до сих пор стоит в качестве музейного 12). Весьма скромный домишко с наверняка очень скромной обстановкой, закрыт намертво, хотя, якобы, доступен для осмотра. Но и без того понятно, что местные горняки совсем не жировали, да ещё и страдали букетом профзаболеваний, как связанных с ртутью, так и общего характера, например силикозом. Грустно, конечно…
Откровенно говоря, ничего особо радующего глаз в Идрии вообще не обнаружилось. Дома хоть как-то претендующие на старинность, включая Ратушу 13), изначально были весьма скромными, а после многочисленных евроремонтов вообще утеряли все атрибуты заслуженных исторических зданий – так, белые коробочки. Даже самая симпатичная и типичная - Косовелова улица 14)15) именно такая. Но конечно, даже фонтанчик 16) тут с фигуркой горняка. Зато из города, теснящегося в узкой лощине, виды открываются неплохие, разумеется, с горами и лесами и чуть ли не лугами 16). Ну и в самом городке чистенько 17), цветочки, но скучно. Среди местной скуки изрядно повеселил только очень лаконичный рекламный плакат со сперматозоидом 18), призывающий делать что-то безопасное, причём только это слово, по-словенски звучащее тоже весело: «заварованье», и было написано.
Ну и на таком фоне «сонной лощины» местный ларёк, гордо несущий звание Идрийского Военного музея тоже развлёк. Сюда понатаскано немало всяких военных и околовоенных атрибутов, включая не самые распространённые сапёрные инструменты, целую подборку гранат различных типов 19), что-то из оружия и груду военной снаряги и формы. Как утверждает занятный дедок, то ли «главный смотритель», то ли вообще хозяин этого склада, всё это добро принадлежало доблестным военным, в том или ином качестве засветившимся именно в этой местности, начиная с австро-венгров времён Первой Мировой, и заканчивая доблестными, предположительно, захисныками уже незалэжной Словенщины в форменных бабочках 20). Самыми запоминающимися, разумеется, оказались итальяшки со своими попугайскими аксессуарами 21). Они, к слову, на правах победителей Первой мировой отхватили изрядный кусок бывшей имперской, а ныне словенской территории, включая и Идрию тоже, где просидели до 1947 г. Небезынтересно было посмотреть и на форму прочих участников дележа Югославии: всевозможных фашистов, нацистов, американцев, действовавших именно в этом регионе, конечно партизан, и добравшихся сюда наших. Правда, разглядывание «нашей» формы дало повод усомниться в полной аутентичности всей коллекции: во-первых, на офицерском кителе советского «наблюдателя» при местных партизанах обнаружился орден «Славы», не помню уж какой степени, но известно, что это солдатская награда, и у офицера могла появиться только при совершенно казуистических обстоятельствах, а во-вторых, среди собрания советских наград красовался орден «Победы». Вообще-то их всего 20 штук, и у югославов был только один, у Тито, разумеется. Но «дедок» утверждал, что у него самый настоящий, купленный у какого-то недотёпистого потомка нашего «генерала», умершего в Сибири. Врёт, конечно, потому что единственным нашим «генералом», награждённым «Победой», был Антонов, умерший в 1960-ых гг. в Москве, а если мне не изменяет память, то «Победу» по смерти кавалера были обязаны вернуть государству. Да и не потянул бы «дедок» «Победу»: на неё всю Идрию вместе с ним и шахтёрами можно купить! Но дедок всё равно позитивный, основательно разжёг интерес к собственной коллекции, превращая её в интерактивную, и даже убедил меня сфотографироваться в фуражке югославского моряка, хотя я ужасно не люблю рядиться. Ну и югославскую фуражку выбрал из предложенного только в память о безвременно разложившейся стране, хотя за югославским флотом ничего славного, кроме бездарного обстрела сепаратюг Дубровника, не припомню.
К слову, в Словении весьма принято гордиться партизанами, и здесь, особенно на оккупированной итальянцами территории, это не выглядит несколько лицемерным, поскольку, в отличие от ставших при немцах «автономными» хорватов, словенцы не особо были замечены во всяких усташских мерзостях и с фашистами боролись вполне искренне…
В принципе ознакомление с горным и военным делом вполне можно было считать познавательным, а проведённое в Идрии время не потраченным зря, но хотелось всё-таки какого-то более весёлого продолжения, так что – вперёд, ну то есть - назад в Любляну, а оттуда – в Шкофью Локу!


Опубликовано 01.10.17 lastdoctor