|
Россия
Гороховец
Гороховец ***
Гороховцу сильно повезло, он, в отличие от большинства иных российских провинциальных городков, сохранил многое из того, что успел накопить за восемь с половиной веков своего существования. Да и накопил, видимо, побольше среднестатистического. Даже удивительно, что Гороховец, никогда не бывший чем-то очень значительным, смог этого добиться. Причём, поводов для гордости тут не менее трёх. Во-первых, это редкая для России коллекция средневековых каменных зданий, не культовых и не фортификационных, а светских, частных и, более того, не аристократических! По всей нашей стране таковых наберётся не больше двух десятков, если не брать, конечно, сугубо «не наш» Выборг. В Калуге, например, всего один, и то это весьма значительная достопримечательность, а в скромном Гороховце – аж семь! Местные купчины, вопреки обыкновению, знали толк в каменном строительстве и не выдумывали спорные преимущества житья в бревенчатых хоромах, ну потому и есть что показать вместо сказок о сказочной красоте деревянных теремов.
Самым заметным из особняков XVII в. является, наверное, дом Ершова (Сапожникова), где размещён музей Купечества 1). Весьма солидное здание в три этажа, третий, правда, изначально всё-таки срубили из дерева, но потом всё-таки сделали как надо. Украшено скромно, по крайней мере сейчас, после реставрации, «ничего лишнего» 2). Строили, естественно, на совесть, даже 60 лет безжалостной эксплуатации в виде совковой коммуналки дом выдержал. Планировка «по привычке» немного в режиме замка: очень толстые стены, очень узкая лестница с разной высоты и ширины ступенями 3), не особо большие окна с массивными ставнями, всё как положено для охраны не особо честно нажитого добра. Ну и внутри масса предметов отнюдь не мирных, типа метательных ножей, топоров, кистеней и массивных безменов «двойного» назначения 4). Из-за толщины стен внешне большой дом внутри оказывается весьма скромным по размеру, так что комнатки уже не кажутся такими уж хоромами. Сам музейчик, конечно, не особо богат, воспроизводит более-менее удачно обстановку купеческих домов XIX в. c околомодерновой мебелью 5), местными деревянными игрушками 6), войлочными сапогами и прочими мещанскими прелестями 7). Изначальные интерьеры XVII в. с лавками, подголовными ларями 8), веретёнами и прочими дремучими аксессуарами 9), хотя и в соответствующей архитектуре, но не так достоверны. Ну и ещё натаскано куча всякого бытового хлама 10), включая, например самовар - «термос» для еды 11), непонятно зачем нужные лапотные сапоги 12) и прочие «антикварные» приспособления.
Другой подобный дом Канонникова 12) задействован под музей Археологии. Само здание сохранилось похуже, от украшательств почти ничего не осталось, да и коллекция не особо богатая. Хотя городу лет много, возник он как город при сыне «нашего московского всё» Юрия Долгорукого Андрее Боголюбском, но по-настоящему древнего осталось мало. От финно-угров, которых тут ещё и гонял князюшка, вероятно - только осколки горшков и гигантские крючки 13), это что ж за монстров ловили в здешней речке Клязьме? Ну ещё и версия о названии города, что-то типа «селения, затерянного в снегах», по мне, так - чушь, хотя отечественные «переводы» с финского всегда отличались «оригинальностью». Из средних веков запомнились, как обычно, необычные кресты, Христос с пейсами, не иначе 14), гробы-колоды однодеревки, ну и удивили размеры колокольных языков, сейчас даже непонятно на каком храме в такие тяжкие могли пускаться. Чем-то особенно славным город вообще похвастаться не может. Ну стоял на границе Московского Великого Княжества, брали и жгли его кто ни попадя, от монголов до «майданутых» хохлов времён Смутного времени, и только один раз отбился от татар из Казани, да и то вместо памяти о героических воинах ещё Елены Глинской тут остался глупый анекдот буквально в стиле «Тени Отца Гамлета», - не иначе сам Архистратиг явился, - якобы настолько распугавшей робких татар, что потом их навозом десять лет окрестные поля удобряли, а ближайший холм до сих пор называют Пужаловой Горой. Поэтому не удивительно, что вся архитектура в Гороховце начинается только со второй половины XVII в., после которого никаких славных дел за городом и не числится. И слава богу!
Под стать двум «музейным» дом Опарина 15), задействованный под ЗАГС 16). Тоже без особых изысков 17), но отреставрирован прилично. Дом Ширяева 18), непонятно как оказавшийся «вписанным» в Сретенский монастырь, тоже неплох, хотя внутри, конечно, тоже ничего не сохранилось. Ещё три «старичка» не так заметны и интересны, но возраст и само наличие требует уважения!
При таком «изобилии» светских средневековых памятников культовые сооружения Гороховца, вероятно, не удивят, хотя и они стоят внимания, как характерные, добротные образцы русского зодчества «допетровского» времени. Тот же Сретенский монастырь 18a)19) радует не только своим цветущим видом 20), - женский всё-таки, - но и хорошо отремонтированным Собором 21), где больше бросаются в глаза многочисленные и нарочито разнообразные окна 22) и симпатичный поясок под крышей 23). Вторая церковь Св. Сергия Радонежского не особо интересная, а вот «классическая» шатровая колокольня вполне украшает силуэт монастыря.
Благовещенский собор 23), быть может, тоже ничего сверхъестественного собой не явит, ну разве что кроме совсем свеженьких золотых куполов и опять-таки пояса под крышей 24). Опять же колокольня 25) шатровая. Стоящую рядом церковь Иоанна Предтечи 26) можно, конечно и не заметить, хотя «полностью объёмные» обрамления окон 27) – местная особенность и встречается нечасто.
Выгодно использующий своё возвышенное положение монастырь с необычным названием Троице-Никольский 28)29) тоже оставляет приятное впечатление, пусть ни его Собор 30), ни церковь Иоанна Листвичника 31)32) к шедеврам не отнесёшь. Виды, к слову, от монастыря открываются весьма живописные 33), все архитектурные достоинства налицо и неплохо сочетаются с ландшафтами. Чем-то напоминает Плёс, хотя тут, конечно в плане архитектуры, и качественно, и количественно богаче.
Знаменский монастырь 33a) на другом берегу Клязьмы показался менее интересным и на пересечение реки не замотивировал. А вот отдельно стоящую церковь Воскресения Христова 34), обременённая не особо удачными пристройками, тем не менее, можно посмотреть и поближе. Снова привлекает разнообразие оконных обрамлений, а если внимательно присмотреться, то можно увидеть немного мистики: призрачные остатки не особо мастеровитой росписи, - ангелы словно укоризненно смотрят на тебя с потолка 35). Надо отметить, что, судя по количеству сохранившихся старинных церквей, большевики тут не особо свирепствовали, хотя внутри, разумеется, всё разгромили, и никаких росписей и, тем более, утвари не осталось. Зато теперь отремонтировано всё очень неплохо, хотя стоящую на окраине Казанскую церковь, к сожалению, безобразный «поповский» ремонт полностью лишил какого бы то ни было «очарования старины». Но это единичное недоразумение, так что и в плане старинной культовой архитектуры, пусть не качественно, но хоть количественно, Гороховец способен дать фору большей части наших, сопоставимых по масштабу и исторической значимости городкам.
Вероятно, обилие каменных церквей лишило местных умельцев необходимости строить деревянные, ну а нас возможности насладиться нашей привычной культовой этно-экзотикой. Но зато, плотники вполне взяли своё в строительстве деревянных домов, среди которых имеется десятка два весьма примечательных строений, заслуженно претендующих на звание шедевров деревянного зодчества. И это второй законный повод города для гордости. Такого изобилия интересных деревянных домов, вероятно тоже нигде в стране не найти. Резными палисадами, вероятно, удивить пока трудно, и пара изысканных «деревяшек» найдётся много где, и в Архангельске, и в Рыбинске, например, но такого роскошества нет. Целый ряд гороховецких домов подходит под определение «деревянный модерн». Местные купцы снова стали большими оригиналами и понастроили диковинных теремов, на сей раз почему-то из дерева, хотя и на приличной каменной основе. Ну, на настоящий модерн всё эти изыски не особо тянут, но весьма затейливая эклектика внимание однозначно привлекает.
Самым интересным я бы назвал дом Шорина 36) – самый сказочный, дом Пришлецова 37)– тоже затейливый, этакий кондовый «а ля рюс» теремок с резными берегинями и прочей былиной нежитью 38). Разноцветьем и обилием резьбы привлекает дом Кучина 39)40) и чуть более скромный дом Краснощекова 41).
Кажущийся самым изящным и хрупким дом Морозовых 42), тем не менее, несёт наибольшую общественную нагрузку. Тут расположен музей «Технической мысли» или «Марфа Посадница» 43). Название странное, но, как оказывается, техническая мысль в Гороховце действительно бурлила. Где-то тут функционировал довольно крупный судостроительный завод, который из города не видно, создавший ещё при царе-батюшке супербаржу «Марфа Посадница» 44), якобы самое большое речное судно в мире. Ну это, типа, очередной привет сталинистам, вопящим о полной технической несостоятельности царской России. Более того, специалисты с завода привлекались к изготовлению и монтажу сложных инженерных сооружений: мостов и шуховских гиперболических конструкций. Завод существовал вплоть до 1990-ых гг., сейчас, увы, накрылся. Название баржи меня сильно удивило, за что «евромайданщице» и сепаратюге, изо всех сил отбрыкивавшейся в своём Новгороде от царской власти, такая честь?! Именование мастеров тоже странное. Их называли «котельщиками», хотя это больше металлисты или слесари. Интерактивный стенд 45), рассказывающий об экономике уезда повеселил: список ремёсел включал помимо весьма серьёзных «котельщиков» ещё коробейников – офень, швей – строчек и чертовски важных специалистов «грибного промысла». Это, типа, ответный привет от сталинистов «царистам», вопящим об охренительном экономическом росте при царях! Ну ладно, грибники – это всё лучше, чем умелицы первого женского ремесла из музея в Твери!
Само здание тоже не лишено интереса, во всяком случае, тут можно оценить остатки интерьера, таки-да в стиле модерн. По крайней мере, печи с масками и двери 46), пусть даже и восстановленные, вполне укладываются в представление о бюджетном модерне. Прочие, пусть и менее вычурные достижения в области деревянного зодчества тоже имеют место и, по большей части, в неплохом состоянии, заметно, что городок пытаются содержать мало-мало в порядке. Во всяком случае, домики на ул. Ленина 47)48) и Набережной 49)50) взгляд радуют и патриотически настроенную душу греют.
Третьим поводом для гордости вполне законно служат довольно многочисленные и уже каменные, ну кирпичные, конечно, здания опять-таки в модерне. После деревянной роскоши приученному к посконности и самобытности патриоту вторичные изыски в кирпиче могут и не показаться архитектурными откровениями, они ими и не являются. Однако мало какой из наших провинциальных городков вообще может похвастать достойной каменной архитектурой, а тем более пусть и местечковым, но вполне себе модерном! Здание бывшей Сапожниковской богадельни 51) можно назвать модерновым в чистом виде, хотя он весьма лаконичен и лучше было бы оштукатурить, но и так сойдёт! Здание нынешнего Выставочного зала, бывший дом Семёнычева 52) тоже симпатичный, пусть это уже не совсем модерн, а просто местечковые упражнения в эклектике. Само подразделение музея, увы, пока ничем удивить не смогло.
Дом Носкова 53), которым завладели местные полисмены демонстрирует неброский псевдорусский стиль. Маленький дом Балуева 54) – эклектику тоже с теремными мотивами. Прочие краснобокие особнячки: здание Женской гимназии 55) или зданьице на Нагорной 56) – пусть и совсем скромные, но для маленького городка зачётные! И главное, что их, пусть и немногие, достоинства подчёркнуты неплохим ремонтом и вообще опрятностью содержания. Вон, в куда большем Тамбове кирпичного «узорочья» тоже много, но содержится так, что часто без слёз и не взглянешь!
Ничего соцреалистического в городе нет, ну кроме не особо похожей на оригинал Ленинской головы. Ну это, пожалуй, и слава богу! Насчёт природных красот надо сказать, что они довольно скромные: о видах с высоты 57) уже говорил – хороший «среднерусский» патриархальный набор с речкой, церквушками, пусть и не деревянными, шатровыми колоколенками и большим лесным массивом. Ну и никаких особых труб, дымов и прочих спорных прелестей индустриального пейзажа. Но красота всё же вполне среднестатистическая, а уж речка и вовсе – так себе 58), одно слово – Клязьма!
Но видно, что из Гороховца старательно делают городок-музей: опрятненько, почищено – подкрашено, подремонтировано, улицы поименованы на импортном языке, вокзал 59) стилизованный, с «ятями», поезда приличные останавливаются. Ну а то, что вокзал в 12 км от города, так это не беда, домчат с ветерком за вполне вменяемые деньги. Так что заезжай, мил человек, погляди, как в России всё-таки умеют сохранять старину!
|
|
|