Пожалуй, что из всех областных городов, замыкающих кольцо вокруг Москвы, Калуга самая незнаменитая. Понятно, что на фоне удостоенных «Золотым Кольцом» Ярославля с десятком самобытных церквей или Владимира с соборами XII в. и Рублёвым город выглядит заведомо невыгодно, но и в сравнении с куда более скромными «коллегами», шума вокруг Калуги подымается куда меньше. Смоленск расхваливают за боевую историю, Тулу за пряники, оружие и самовары, Твери и Рязани славы достаётся куда меньше, но и о них поминают чаще, хотя бы в плане их богатой истории. А вот о Калуге вспоминают ещё реже, ну разве что о Циолковском. Но одним стариком-романтиком теоретиком космических полётов нынешнюю публику не заманишь. А так, об архитектуре Калуги мало что известно, ничего особо древнего за ней не числиться, да и особых заслуг перед отечеством тоже. История появления города вообще какая-то «мутная», первый раз о нём поминают только уже при Дмитрии Донском и сразу в каких-то бесконечных тёрках с литовцами, причём обе стороны считают его своим, но совершенно непонятно, кто его собственно построил. Выясняется, что чуть ли не татаро-монголы, считая нужным вклинить в русско-литовское порубежье свой опорный пункт, и злые языки утверждают, что славный русский город имел совершенно басурманское название Тын Калыган! Правда, москали его довольно быстро отжали, и с тех пор он числится вполне себе русским городом. Только вот при всём драматизме истории русского юго-запада все важнейшие события обошли как-то Калугу стороной. Батый, уничтоживший Козельск, Калугу по понятным причинам «не заметил». Русско-литовские разборки, бушевавшие вокруг, как-то самой Калуги не касались. Великое Стояние на Угре было, казалось бы, рядом совсем, но о Калуге никто опять-таки не вспомнил. Поляки, палившие Боровск, город вниманием обошли, отметился тут только Лжедмитрий II со своей переходящей «женой». Бонапарт тоже прогулялся по краешку области, и даже во время Великой Отечественной особых подвигов за Калугой не водилось: «буднично» сдали – «так же» освободили. Вот и нет особой «рекламы»…
Но всё надо проверять самому, и на деле оказывается, что Калуга совсем небезынтересный город, уж, по крайней мере, ничуть не хуже «среднестатистического» российского.
Сказать, что это город красивый, было бы неправдой: ни с какой стороны никаких захватывающих панорам не открывается, Ока особого впечатления не производит, толковой набережной нет. «Архитектурного решения» в городе тоже особо не наблюдается, найти хотя бы мало-мальски приметный пятачок, претендующий на звание «ансамбля», не получается. Хотя, в отличие от совсем замухрышистой Твери, старорежимных домов в Калуге хватает, и местами целые кварталы относительно неплохо сохранились, но, честно говоря, даже у старых районов вид, мягко говоря, неважный, и потому что неинтересный, и потому, что не особо ухоженный. Характерный пример – пешеходная зона ул. Театральная 1), ну так себе, серенько, хотя и старенько. Но большинство районов центра и того не имеют. Хотя, что приятно, архитектурных памятников оказалось немало. Солидных, по крайней мере, а то и симпатичных зданий эпохи неоклассицизма можно найти десяток, а то и больше, в основном, конечно больше «солидных» для периферийного города «казённых» домов, но некоторые можно и выделить. Три из них занимают музеи, о которых стоит говорить отдельно и подробнее, а вот бог теперь ведает чью городскую усадьбу на ул. Достоевского, нынешний областной МинФин 2) можно привести примером: фриз, колонны, лепные штучки, всё как у людей. Как могли, расстарались местные купчины, уж пяток эклектичных особняков точно после себя оставили, например, странноватый дом Теренина дом, нынешний ЗАГС 3) или слегка мрачноватый дом на ул. Ленина 4). Есть и модерновые изыски, провинциального масштаба, конечно, например бывший дом Ракова 5) и похожее здание на ул. Ленина. Приятно удивляет и сооружения Торговых Рядов 6)7): не в пример типичному для наших городов покосившемуся псевдоклассическому убожеству здесь масштабный и вполне солидный комплекс, можно сказать, что неоготика, недавно достойно отремонтированная. По крайней мере, свежо и довольно нарядно, хотя насколько аутентично воспроизведено – сказать трудно. В принципе и вокзал Калуга-1 8) солидный и симпатичный.
Если бы все эти остатки старорежимной роскоши поместить в достойное окружение, то были бы все шансы сделать из центра Калуги вполне симпатичное местечко, но вот беда, сохранившиеся красивые и интересные здания кажутся абсолютно одинокими и случайными в совершенно неподобающем обществе. Застройка кажется абсолютно сумбурной, хотя она вроде бы ещё с позапрошлого века «регулярная». Как и в большинстве наших городов, в Калуге с архитектурным наследием не церемонились, не особо заботясь о сохранности старого и минимальной изящности нового, не говоря уж о таких высоких материях, как сохранение аутентичности или стилевое сочетание. Поэтому ничего удивительного, что в старую застройку втыкались образцово безобразные сараи, ну и порезвились в постсоветские времена, окончательно изуродовав скудные прелести относительно старинной застройки. Очень напомнило Калининград, где с таким же цинизмом разделались с остатками прусской «роскоши». Особенно обидно за центр Калуги из-за того, что даже в непритязательные советские времена всё-таки как-то старались приукрасить скромную советскую градостроительную действительность, примитивно, конечно, но всё-таки украсили дома, например, на ул. Гагарина 9). Драматический театр здесь, правда, типовой, зато за относительную удачу можно счесть здание Центрального выставочного зала 10). Чуть не провели со зданием Дома Музыки 11), можно принять за «настоящий» модерн, хотя зданию всего лет пятнадцать. Даже из «совсем» современной архитектуры как-то можно зачесть необычное сооружение на ул. Королёва 12), но это примечаешь только на безрыбье.
Впрочем, это и всё, на что можно посетовать из серьёзных недостатков, в остальном – вполне добротный список достоинств. Даже не знаю, с чего начать… Ну, например, совсем не безнадёжными оказались калужские церкви. Шедевров тут нет, хотя церковь Св. Космы и Дамиана 13) можно и в таковые определить: очень необычное для нас барокко, можно сказать на какой-то польский манер, с вытянутым силуэтом с пятью башенками, словно в пучке, пожалуй, и изящно, и красиво. Из «нашего» что-то похожее у Смольного собора в Санкт-Петербурге. Увы, нынешнее состояние неважное, а вот если как следует отремонтировать, то можно сделать предметом законной гордости. Вот куда более привычным и простеньким церквушкам ремонт явно пошёл на пользу. Свеженькими и пёстренькими они вполне способны произвести приятное впечатление. Банальные, в общем-то четверики ныне белой церкви Покрова на Рву 14) и ныне розовой Св. Георгия Победоносца за Верхом 15) способны привлечь к себе внимание не только принадлежностью к «раннепетровскому» времени и вычурным названием, но и некой эстетикой. Даже ещё менее «сложные», но расписные церкви Иоанна Предтечи 16) и Рождества Пресвятой Богородицы 17) кажутся вполне нарядными. Хотя тут, конечно, не Ярославль и не Ростов Великий, интерьерами хвастать не получиться. Другие культовые сооружения не произвели на меня должного впечатления, включая и собор, однако утверждается, что его купол был крупнейшим в стране до постройки питерского Исакия.
Тут можно наблюдать и весьма редкий экземпляр «секулярной» каменной постройки: палаты Коробова 18) – вполне добротный «особняк» той же «раннепетровской» эпохи. Небольшой, несложный, тесненький, окургузившийся за триста с лишком лет, но сейчас, после неплохого ремонта – вполне нарядно выглядящий со своими украшенными окнами и пузатенькими пилястрами. Приятно, что и используется по назначению, под музей. Нельзя сказать, что размещённая там экспозиция филиала Краеведческого музея очень впечатлила, только точёный деревянный бокал с харей Петра I запомнился, но это всё лучше, чем ничего в руинах.
Вполне заслуживающим внимания оказывается и Каменный или мост Талицкого 19), сейчас не слишком примечательное сооружение, непонятно через что перекинутое, но выясняется, что это самый старый в стране мост из сохранившихся. Во как!
Чтобы завершить собственно архитектурную тему, можно сказать, что и большой пласт деревянных домов сохранился, хотя ничего особо примечательного не попалось.
Но зато два калужских музея заселены во вполне себе по провинциальным меркам дворцы. Областной Художественный музей 20) занимает бывшую усадьбу Билибиных-Чистоклетовых: мелкотравчатый, конечно, но вполне солидный образец неоклассицизма снаружи и отголосков ампира в интерьере 21)22). Музею в здании тесновато, выставляют, вероятно, меньше трети того, что могли бы, но коллекция для области вполне пристойная. Культовые предметы порадовали таким вот Христом с брюшком 23), совсем уж неканонический пёстро обряженным Св. Лаврентием, кажется, - не удивительно, что из женского монастыря, ну и иконой с картой Соловков 24). Более-менее равномерно представлено русское искусство 25) и даже кое-что из иностранцев 26), вроде как даже с ранним Рубенсом. Советскому периоду места уже не хватило, бог с ним.
Довесок, вполне приятный по содержанию – музей Стекла с произведениями местного мастера Зеля 27) в Торговых Рядах вполне заслуживает посещения, есть тонкие и красивые работы 28)29).
Основное здание Краеведческого музея заняло усадьбу Золотарёва 30): тоже вполне добротный неоклассицизм с необычным решением входов 31) и совсем недурной провинциальный ампир внутри 32)33)34)35)36). Неплохо сохранилась или восстановлена настенная живопись, весьма оживляющая интерьеры 37)38)39)40), которые сильно доминируют над собственно экспозицией. Коллекция, конечно, не выдающаяся, хотя и посвящена не только странноватой истории самого города, а куда более богатой летописи всего региона. Зуб мамонта, разумеется, но порадовали «инсталляциями» из палеонтологии 41), почти как в Гродно, хотя погрубее сделанными. Зато вместо неолитических грузиков тут весьма трудоёмкие и тщательные набалдашники для булав и ещё занятные не особо понятные штучки 42). Немного о войне, немного о местных купчинах, доход которых должен, вероятно характеризовать такой вот замочище 43). Ещё отмечено, что в Калужской губернии был один из наибольших процентов крепостных, но зато наибольший процент оброчных, т.е. прогресс? Ну и совсем немного об этнографии, где запомнился местный наряд, дополненный стеклянными бусиками 44), трансформировавшимися потом в ёлочные гирлянды. Ну это собственно и в Дмитрове, и в Клину практиковалось. Советское, к слову, в этом музее тоже не поместилось.
Впрочем, тут много чего не поместилось. Поэтому музей начинает расползаться по филиальчикам. Самым солидным, бесспорно стоит назвать Дом Билибина, ещё величаемый домом Шамиля 45), поскольку этот исторический персонаж прожил в Калуге 9 лет именно в этом доме. Тоже солидный неоклассический особняк, хотя и пообтрепавшийся. Увы, тут об интерьерах говорить нечего. Коллекция довольно объёмная, правда, весьма сумбурная, не особо логичная. О самом горском лидере совсем немного, немного купеческого быта – сборная солянка 46), и всякое разное вплоть до редкого жанра ретрофутуристической картины. Немного о Первой Мировой, можно оценить, как стремительно скатились лихие европейские вояки от бравурно-полумаскарадных мундиров и немыслимых головных уборов 47,верх) до потно-кровавой прозы военной жизни с уродливыми противогазами и прочими примитивными средствами защиты 48,справа). А вот что действительно порадовало, так это весьма приличная коллекция оружия, где нашлось место и двуручным мечам, и фламмелю 48,слева), и огнестрельной экзотике 49) и просто экзотике из дальних стран. Для областного музея очень недурно! Но больше всего поразили даже не изыски средневековых оружейников, а вот эта цельнометаллическая пика 47,низ) с шаром-ограничителем. Этот трёхметровый, по сути лом, вроде бы официально стоял на вооружении германских кавалеристов в 1920-ых гг!
Другой филиал в деревянном доме Батенькова понравился куда меньше. Сам дом совсем неинтересный, да и экспозиция довольно бестолковая, обо всём в общем и ни о чём конкретно. Получается, что ни про самого Батенькова – декабриста, которого долго «стеснялись» отправить в Сибирь, вероятно из-за того, что он там родился, ни о войне 1812 г., чему официально посвящался филиал, ни вообще ни о чём конкретно толком не раcсказывается. Запомнились только каски полицмейстеров из калужских городов 50), не иначе как с козырьками из Федоскино, и косынка-методичка для солдат 51). Ну ладно, хоть застолбили историческое здание.
Но, конечно, Калуга если и «раскручивается» как-то, то за счёт Циолковского и Чижевского. Ни тот, ни другой нестандартно мыслящие граждане, к слову с польскими корнями, - не местные, понаехавшие, но долгое время действительно тут проведшие. О Чижевском скромно: один неказистый памятник и не особо интересный дом-музей. Дом семьи Чижевских каменный, но неинтересный, сейчас его украшает странная эмблема с мозгом и какой-то загогулиной, вероятно означающей влияние на психику солнечного ветра 52). Экспозиция не самая увлекательная, но можно узнать, что папа Чижевского изобрёл артеллерийский дальномер 53), наверняка штука полезная, ну а сам Александр Леонидович «прославился» изысканиями в области ионизации пространств и ещё более спорными в области оценки влияния северного сияния на половую активность татаро-монгол… Ну это шутка, о влиянии солнечной активности на различные аспекты функционирования человеческого организма… впрочем, это примерно тоже самое. На основе его первой идеи наделали кучу всяких немыслимых ионизаторов, стремящихся к созданию среды с соотношением катионов и анионов где-то в 0,75, а на основании второй, вероятно, засадили искателя солнечной правды в лагеря на 8 лет. Что, понятное дело сильно повысило его международный авторитет. Ещё пытаются доказать большой талант учёного в живописи, ну, честно говоря не убедили, «самым интересным» из его творений мне показалось вот это 54) из какой-то горней жизни, да и то из-за загадочности. Ну для любителей науки с уклоном в эзотерику, вероятно тут будет гораздо интереснее.
А вот изыскания Константина Эдуардовича имели куда более полезное практическое применение, потому славы простому калужскому учителю досталось значительно больше. Есть, как положено Дом-музей Циолковского, всё-таки он тут прожил 29 лет. Очень скромный домик, в отличие от жилища Чижевского – просто почти деревенский деревянный. Обстановка крайне умеренная, разве что обилие крупных музыкальных инструментов удивило 55), особенно на фоне почти деревенской утвари и печек. Ну ещё удивило обилие здоровенных грубо сколоченных слуховых труб 56), их по дому с десяток, сперва можно показаться, что это воронки для переливания из пустого в порожнее, но оказалось, что оглохший ещё в юности учёный ими пользовался именно как слуховыми трубами. Печально, но зачем столько и такого размера? Ну а самое интересное, это конечно мастерская, где гений-самоучка мастерил с нуля всякие дерижопели 57): сам резал, сам пилил, сам гнул, сам точил, сам гофрировал. Упорный! И вообще молодец, на зарплату простого учителя не только семейство содержать с фортепьянами, но и стратосферу штурмовать умудрялся своими руками!
Лучшим и действительно самым достойным мемориалом самодеятельного учёного – «музы» космонавтики, конечно, надо считать музей Истории Космонавтики 58). Очень достойный музей, не такой богатый, как в Москве, было бы странно, но зато это первый музей в стране, сам Гагарин ещё закладывал. Добротная подборка всякого космического «металла», довольно много всякой космической техники, включая весьма крупную, типа разляпистых лунных станций 59)60) и ракетных двигателей 61), можно ощутить мощь и масштаб. Понятное дело, что это преимущественно копии, но оригиналы-то остались на Луне или сгорели в плотных слоях атмосферы. Запомнился необычный профилактирующий скафандр, делающий космонавта похожим на Громозеку 62).
Ну и на выставке можно было узнать, что до Белок и Стрелок аж с 1951 г. на суборбитальной высоте успело побывать десятка четыре четырёхлапых космонавтов, штук пятнадцать не вернулось. Капсулы для бобиков можно посмотреть, а заодно и на «кабинку» для мартышек, забавно, что даже с рычажками 63) порулить что ли? Ну а после этих суборбитальщиков стали запускать собак-камикадзе вот на таких аппаратах – n+1 искусственных спутниках 64), возвращение не планировалось… Собачек жалко, но на великое дело пошли… Ну а началось всё с вот с этой формулы, якобы творения Циолковского, которая тут эффектно горит, как заклинание 65). Я по скудоумию, вероятно, не могу понять всего величия этого заклинания самодеятельного учёного, но видать сильно вдохновило настоящих инженеров, вон как всё развернулось!
Значит все почести чудаковатый теоретик заслужил. Хотя в Калуге сложился самый настоящий культ Циолковского, прям до смешного. Тут целый квест можно состряпать: найди все памятники Циолковскому, а их тут аж семь штук! Циолковскому! Семь! Не Ленину, не жертвам политических репрессий, а Циолковскому! Впрочем, ничего удивительного, Эдуардыч очень благодатный персонаж для возвеличивания. Талантливый, но чудаковатый, нестандартномыслящий, очень пригодившийся, но «несистемный» и вообще не от мира сего человек. Почти учёный, почти родоначальник космонавтики, вполне, можно сказать, патриот, но не из официоза, вдохновитель наших космических побед и в то же время пару недель отсидел в качестве жертвы режима, всех устраивает! Человек достойный и заслуживающий уважения и увековечивания и при этом с образом, не требующим жёсткого официоза, политесов и строгого следования принципам соцреализма, такого ваять – одно удовольствие! Вот и наваяли! Первый памятник - стелла стоит в одноимённом парке 66), причём на могиле учёного. Тоже штришок – могила в парке… Второй, самый масштабный, персональный, хотя и с ракетой, которую он не создавал - на площади Мира 67,справа). Третий, весьма скромный, «классический», вполне на месте, на территории дома-музея 68). Четвертый, можно сказать «коллективный» в составе памятника то ли Гагарину, то ли в честь 600-летия Калуги (по моему, сами не разобрались) – плита с барельефом 69). Ну а дальше начались всякие постсоветские штучки. Циолковский с велосипедом на Театральной 70), ну это как раз тот самый образ сумасшедшего гения, хотя велосипед у него действительно был в ходу, даже два. Циолковский с Королёвым на пересечении одноимённых улиц 71), якобы встреча двух титанов, которой на самом деле не было. Ну и самый труднодоступный – бюст, стоящий на вокзале Калуга-2 72,слева), на самом деле это чёрти где от основного города, специально не поедешь. Весело было бегать от одного к другому, хотя, конечно, ни одно из этих изваяний я бы к шедеврам не отнёс.
Ну вот, плавно перешли к малым формам. Памятников в Калуге понаставили целую кучу, большинство в последние лет двадцать. Ну и тут уж постарались увековечить все околокалужские события. Поставили Ивана III 73), ну по делу, конечно, серьёзный был мусчина, первый настоящий, хоть и самопровозглашённый царь всея Руси, от татарской крыши отбился, Калугу и окрестности окончательно отобрал у литовцев, в принципе и изваяние недурное по нынешним временам, но вот символика памятника прошла мимо моего понимания. Почему вместо грозного самодержца на памятнике получился какой-то языческий колдун или ведьмак с птицей? Есть памятник преподобному Кукше, плохой. Есть памятник Гоголю 74), какой-то сумрачный, в принципе с настроением, только изображает уже какого-то умственнонездорового Гоголя. Есть памятник Марксу 75), мне даже понравился, почти такой же эпический человечище из Карлы-Марлы получился, как в Твери. Есть, разумеется, памятник Ленину, ничего хорошего сказать о нём не могу. Есть памятник Жукову, он тоже ведь из «местных», естественно конный, и естественно тоже плохой. Памятник Медработникам 76) я запечатлел, и из-за того, что редко когла увековечивают военмедиков, и из-за показательной картинки на фоне, где видно, как безалаберным ремонтом можно изувечить старинное здание. Ну и конечно есть памятники Гагарину, об одном сказал, ничего особенного, а вот фигуру т.н. «молодого» Гагарина 77) могу отметить, мне понравилось, не привычный железобетонный коммунистический киборг, а хороший такой образ простого русского парня. Не говоря уж о том, что приятно, что ничего не спёрли, не откололи и не сдали в цветмет.
В общем, на целый день с весьма плотным графиком Калуги хватает, при том ещё, что пара музеев работали допоздна, а так, если быть ещё внимательнее к космосу или все музеи посещать с экскурсией, то и на два дня хватит. А это для простого российского областного центра весьма приличный результат!