Ветер Странствий
24 November 2024 09:34 мск  
Логин:

Пароль:

- запомнить
Забыли пароль?
Регистрация
Россия
Ростов-на-Дону
Ростов-на-Дону ***

Для понаехавшей из Москвы столичной сволочи, да и самопровозглашённой столичной сволочи из Санкт-Петербурга практически любой российский город представляется почти что большой деревней с низенькими, простенькими неказистыми облезлыми домиками неопределённого возраста или уморительными подчас провинциальными упражнениями в архитектурном дурновкусии. Откровенно говоря, даже сделав поправку на снобизм, можно признать, что так и в действительности выглядит подавляющее большинство наших городов, даже имеющих богатую историю. Даже мегаполисы, тем более что они в России очень скороспелые, с неустоявшейся и не особо солидной исторической частью. А вот Ростов-на-Дону выглядит, напротив, как вполне заслуженный мегаполис с весьма солидной архитектурой, давно и добротно сложившимся историческим центром, предъявлявшим свои амбиции с давних пор. Довольно большой исторический центр выглядит гораздо масштабнее, по высоте и по количеству значительных архитектурных памятников, чем даже исторические заслуженные города: Казань или Нижний Новгород. Можно, конечно, отметить, что появившийся только в середине XVIII в. и «регулярно» спланированный город не сталкивался с проблемой хаотичной и разнокалиберной застройки, сложившейся с глубокого средневековья. Но и в этой категории Ростов-на-Дону явно превзойдёт, скажем, ровесный ему Екатеринбург, или, тем более, солидно по-советски восстановленный Воронеж. Понятное дело, что речь идёт только о центральной части города, многоэтажность спальных окраин в расчёт не бралась. Но точно, «главная» улица Ростова-на-Дону Большая Садовая может сделать честь даже столичному городу. Тут можно найти очень достойные и масштабные архитектурные памятники практически любого стиля, включая неоманьеризм 1)2), необарокко Городской Думы 3)4), разные сорта модерна, от простого, «цветного» 5) и до размашистого 6), как ещё Волжско-Камский банк 7). Ну и эклектики тоже полно на любой вкус, и просто помпезных и солидных зданий, как старорежимных, типа Университета 8) или нынешнего здания РЖД 9), так и советского периода, типа Педагогического института 10).
И это только одна улица, другие тоже могут выделиться, пусть и не такой плотностью шедевров, но отдельными постройками – точно, опять же на любой вкус. Хотите «имперского» стиля – есть Монстр Госбанка 11). Хотите чего-то более изящного: дом Братьев Мартын 12) - эклектика с неоготикой, странноватая, но симпатичная – здание на 14-ой линии 13), модерн с какими-то демонами, к слову, почему-то популярными зверушками 14), – особняк на Будёновском проспекте 15) и так далее, вплоть до 20-ых линий.
Местами красиво сделано даже там, где ничего выдающегося не построено, пример – иллюминированная часть Соборного переулка 16). Некоторую пикантность придают и местные штучки в городской топонимике, те же «линии» вместо улиц и очень длинные «переулки», протяжённостью превышающие местные «проспекты».
И даже о советской архитектуре и урбанистике можно поговорить. Помимо вышеуказанного, ещё Музыкальный Театр 17) можно засчитать за смелое архитектурное «высказывание». Банальные жилые пятиэтажки в центре в принципе тоже старались украсить, даже запечатлел образчик с Газетного переулка 18), попадались и ещё больше похожие на палаццо. Ну а подземные переходы, украшенные мозаичными картинами по плитке на темы детства 19), труда, истории 20)21)и литературных героев - это вообще уникальная штука, вызывающая огромное уважение к местным градостроителям и резко повышающая тягу к прогулкам по городу. Даже с поправкой на невысокую художественную ценность собственно изображений и шаблонность сюжетов 22)23)– памятник эпохи, не отнять. И особенно приятно, что всё это не загажено и не разрушено…
И вот тут надо закончить славословия. Что хорошо, то хорошо, но, увы проблем у города так много, что даже вся вышеописанная лепота прикрыть их не в состоянии. И если уподобить архитектурные достоинства Ростова-на-Дону бочке мёда, то можно сказать, что испортить её может не ложка дёгтя, а то, что эта бочка буквально погружена в… ну пусть в дёготь, да ещё с неё пытаются отодрать кольца и доски, чтобы всё прекрасное содержимое смешалось с… ну, пусть, дёгтем! Будем объективны, если свернуть с образцово-показательной Большой Садовой в любую сторону, то вполне можно сразу же обнаружить там, помимо просто градостроительного убожества, обшарпанные запущенные дома, настоящие руины, пустыри на месте разрушившегося или сознательно разрушенного памятника архитектуры и просто грязь и мусор, мгновенно возвращающие иллюзию сияющего чистотой и архитектурной мыслью града на Дону к прискорбным реалиям российского провинциального города, пусть и мегаполиса. Самое прискорбное – это состояние не вообще старой застройки, а и конкретных архитектурных и исторических памятников. Их тут крайне неохотно реставрируют, а часто сознательно уничтожают. Очень обидно было наблюдать, например, интересный домик 24) на улице со странным названием 1-ая Майская (не Первомайская?!), облупляющийся и погружающийся в ничто, или добиваемый «стихийными» жильцами дом Акимова 25)26), пусть и банальный, но дорого-богато украшенный лепниной. И таких «теней» «прекрасной эпохи», не совру, сотни! И это очень сильно портит впечатление от города!
Огорчила и «титульная» достопримечательность - Дон. Сильно большего ожидалось и от самой великой реки, оказавшейся совсем не такой величественной водной артерией, и от набережной, оказавшейся не особо живописной, и никак не обыгрывающей природные особенности и пафос эпической реки. Если одним словом охарактеризовать Набережную Дона 27), то она – никакая, причём не в ламаистском смысле, так же как ближайшая к реке Береговая ул. застроенная «современными» сооружениями самого банального свойства. Хотя, набережная усеяна, разумеется, разнообразнейшими памятниками от удачных и значимых до полнейшей пошлятины. Тут и Григорий с Аксиньей 28), и странный «Дон-батюшка» 29), и своеобразное «Купание коня» и банально-эротичная «Ростовчанка» 30) и, конечно, Шолохов 31), как ни странно, единственный в городе «полноценный». Государевых людей может порадовать и памятник Основанию Темерницкой таможни 32). Таможенному делу в области, в Аксае, например, всегда уделяли много внимания. Это, к слову.
А памятники тоже в целом не произвели большого впечатления. Хотя памятник городскому Голове Байкову 33) понравился больше не тем, кому он установлен, хотя мужчина весьма достойный, и не скульптурными достоинствами, а тем, что с него не растащили мелкие детальки. Памятник Ленину 34) произвёл странное впечатление: Ильич тут позой похож на самодовольного купчика, вопреки обыкновению тычащий не в прекрасное будущее, а куда-то перед собой, типа и тут хорошо! Памятник Елизавете Петровне 35), при которой появился город, - ну есть и есть. То же можно сказать и о памятнике Основателям Ростова 36). Ну и, конечно, о скульптуре главного победителя Наполеона - Платова 37). Памятник Первой Конной 38) с явно читающимся Будённым на коне гораздо более пафосный, хотя, на мой вкус, плохой. Хотя, главный, наверное, символ города – гигантоманический монумент «Тачанка-ростовчанка» 39) впечатление произвёл, и масштабами, и экспрессией, готов считать шедевром. Не «Родина-Мать» из Волгограда, но, пожалуй, круто! Правда, расположен он чёрт знает где, куда, кроме собственного авто, хрен доберёшься. Я сходил пешком, потому и обснимал со всех четырёх сторон 40)41). Кстати, и ещё один повод побухтеть: Ростов, формально стоящий по обоим берегам Дона, по большому счёту – «односторонний», ничего приятного взору на левом берегу не попалось, ну кроме «Тачанки», и то в окружении «хайвеев».
Настоящих исторических построек в Ростове-на-Дону не осталось, я имею в виду остатки фортификаций, да и зданий XVIII в. на глаза не попалось. Церкви тоже как-то аутентичностью не отличились. Поздней постройки Собор Рождества Богородицы 42) солиден, но ни стилистически, ни просто эстетически не выделяется из числа подобных сооружений. Новодельная и расположенная на окраине церковь Преполовения Пятидесятницы 43), это праздник такой, обратила внимание своей необычной колокольней и ещё больше необычным названием веящим чем-то дремучим, как из древнего Пскова. «Ультрасовременная» Покровская церковь 44) в кадр попала случайно: неканонично, да и некрасиво…
Пару слов надо сказать и о других конфессиях. На Дону, разумеется, не могло не образоваться старообрядческих общин. Принадлежащий им Покровский собор 45) показался небезынтересным, необычное здание для церкви: массивный модерн? Правда, пропиаренный музей при этом заведении работает как-попало, возможно, было бы интересно.
Довольно богато тут представлено и православие армянского разлива, поскольку часть нынешнего города произошла из армянского поселения Нахичевани-на-Дону. По крайней мере пара армянских церквей есть, одна - точно весьма солидная в классическом армянском стиле. Правда, очень простая, над украшательствами не заморачивались совсем, и «на фоне» нового армянского собора в Москве совсем «не показалась». Хотя можно было запечатлеть…
Ростовская синагога меня привлекала, прежде всего, своим названием, она тут Солдатская. Я сильно колебался в плане признания «топонимики», что она в действительности солдатская, поскольку с трудом представлял, что в доблестных рядах российского воинства могло быть должное количество соответственного контингента. Тем более в Донском войске. Но что бы вы думали: таки-да, было, именно иудеи-ветераны организовали общину и построили синагогу ещё в далёком 1862 г.! Наверное, я что-то не знаю о донских казаках, но оказывается, что они вполне терпимо относились к этой категории граждан? Впрочем, вероятно, именно евреи и превратили изначально не совсем «казачий» город в «филиал» Одессы-мамы - Ростов-папу. Ну и члены Донского общества толерантности имени Тараса Бульбы всё-таки не выдержали и спалили синагогу к едрене фене, конечно, в отместку за взятие Порт-Артура японскими милитаристами. А потому исторический облик синагоги мне неизвестен, а нынешний ничем кроме яйцевидных куполов с могендовидами не показался примечательным, как и вид через окна на интерьер. Хотя надо было запечатлеть…
Ну, хватит негатива, вернёмся к прекрасному. Музейное хозяйство Ростова-на-Дону скорее порадовало, хотя, возможно для такого значимого города с таким архитектурным богатством оно и может показаться бедноватым. Но надо сделать скидку на два аспекта местного коллекционирования. Во-первых, казаки: если среди них и были вдумчивые ценители прекрасного, то всё, что они накопили и не увезли в более богатые города, распределялось почти равномерно по нескольким «культурным центрам» Дона: Азов, Таганрог, Новочеркасск, да и в Старочерскасской что-то осело. Ну а во-вторых, Дону крепко досталось за последние 100 лет: и Гражданская тут бушевала «от и до», и раскулачивание с расказачиванием, да и немцы за 25 лет трижды успели взять и, разумеется, тщательно разорить Ростов-на-Дону. Так что, спасибо ростовским музейщикам и за то, что есть! Тем более, что это «есть» - есть.
Самым основательным является Краеведческий музей 46), располагающий весьма приличным собранием всякой всячины. Просторное здание музея до войны было вполне модерновым, но ремонтировали его соцреалисты, так что сейчас интереса оно не представляет. А вот экспозиция представляет безусловно. Хотя манера экспонирования у меня вызвала не самое восторженное отношение. Оно понятно, с точки зрения маркетинга всё правильно – растащить неидеальное собрание на несколько экспозиций с отдельным входом и, разумеется, отдельным билетом, заставить посещать почти каждое из них с сопровождающим, по времени, и таким образом занять посетителя почти на целый день, выманить у него вполне солидную сумму, но взамен создать у него иллюзию ну очень богатого собрания. При всём скепсисе, посмотреть тут точно есть что. Экспозиция, которая называется, кажется, «Сокровища донских степей» - одна стоит не только посещения музея, а и посещения города вообще. Такой великолепной коллекцией золотых древностей в нашей стране располагает только бывшая и нынешняя столицы. А тут – пожалуйста, без особого ненужного пафоса и унизительных ограничений покажут и расскажут про скифско-сарматско-меотско-половецкое с примесью золотоордынского золото и серебро, богато накопанное в донских степях. Интересного масса, помимо того, что это золото. Есть просто впечатляющие вещи, типа золотой накладки на горúт 47), чехол одновременно для лука и стрел. Есть загадочные вещи, типа женских украшений, положенных в мужское захоронение 48). Не знаю, может гид-историк и пошутил, но есть версия, что знатному, но неженатому покойнику предлагалось поискать женщину в ином мире. Ну если такое возможно в одну сторону, то почему бы не предположить и обратное, когда в женском захоронении находили оружие и доспехи? Хотя, конечно, версия с амазонками куда «перспективнее». Ну а то, что всё это «скифское и т.д.» золото, по большому счёту - греческое, это понятно, несмотря на то что греки делали на заказ вещи с сюжетами войны против них самих. А вот сюжеты античного периода часто непонятные и удивительные: это что за садо-мазо с пытками огнём у Амура с Психеей 49)? Да и лоза, по которой может лазить половозрелый сатир смущает 50). «Меотское» золото 51) удивило «авангардностью», сознательным искажением пропорций и передачей динамики. Ну и помимо золота можно почерпнуть кое-что из древнего бытия. Например, по оружию, тут можно увидеть и пресловутые короткие акинаки, непонятно зачем нужные конному воину, и настоящее боевое оружие, и какую-то саблю-переростка от половцев почти в 1,5 м 52). Ну и лично мне приятно было услышать, что ни в одной «скифской» могиле не было найдено ни одной кольчуги, которую они «изобрели» в V в. до н.э.
Весьма неплохо сделан и отдел палеонтологии. Такой роскоши, как в Азове, конечно, нет, но зато аргументированно доказывается, что Россия – бесспорная родина слонов. А как иначе, если гулявший по Дону слон Горина 53) (это официальное название этого животного) стал предком целого ряда хоботных, включая «гладкошёрстного» степного мамонта и его волосатые производные. Устройство задней конечности ливенцовской лошади 54), а Россия ещё и родина зебр, меня несколько озадачило. Есть и ещё десяток небезынтересных вымерших зверушек. Правда, я не очень понял почему эта экспозиция требовала именно такой «индивидуальной» подачи в отрыве от основной.
Отдельно тут ещё демонстрируется и всё, что относится к художественному стилю модерн 55). Вариант беспроигрышный, любому нормальному человеку модерн нравится, и небольшую коллекцию, которая растворилась бы среди прочих экспонатов, наверное, стоило выделить в отдельную экспозицию. Мне тоже модерн нравится, хотя гигантские изображения насекомых 56) немного напрягают. А вот отечественного производства симпатичный сервиз в стиле «пастельный» модерн привлёк внимание не столько из-за его уникальных художественных достоинств, а из-за какой-то безразмерности: его части попадались в четырёх разных экспозициях!
На фоне всего это, отчасти искусственно нагнетаемого великолепия собственно краеведческая экспозиция 57) покажется откровенно скромной. Особенно в отсутствие ещё не смонтированного отдела археологии. Конечно, и тут кое-что запомнилось. Начиная с того, что для себя прояснил, какова взаимосвязь между Ростовом-на-Дону и Ростовом Великим. Как и ожидалось, прямая: донской Ростов начинался как крепость Дмитрия Ростовского 58). Удивила английская карикатура 58,низ), не только благожелательным отношением к русским казакам, но и тем, что в 1827 г. уже употребляется термин «футбол». Отметил и снарягу биндюжника 59), и то, что швейная машинка тут не «Зингер» из Подольска, как у москалей, а какой-то «Pffaf» 60). Ну и гигантский «видео-музыкальный комбайн» от местного радиолюбителя 61) запомнился. Но в целом, как-то слабовато.
Ну, «прорехи» основной экспозиции пытаются закрывать временными выставками, по-своему интересными, но уже какими-то совсем глубоко периферийными. Экспонирование исторических миниатюр, т.е. попросту говоря, солдатиков не самого высокого идейно-художественного уровня 62)63)64)65)66) 67)и тем более непрофессиональное содержание живых пауков понижают планку музея ближе к местечковому балагану.
Филиал музея открыт ещё, видимо совсем недавно, в особняке Солодова 68). Особняк довольно посредственный: вяленькая эклектика спорного вкуса, но хорошо, что его отвоевали у местных застройщиков – вандалов. Реставрировать только начали, лепные и наборные потолки забелили 69)70), только в одном зале сделали как было – раскрасили 71), уж лучше бы этого не делали. Тут размещены коллекции музыкальных инструментов и керамики. Музыкальная небезынтересна со всякой экзотикой 72), типа струнного патефона 73) или бандонеона 74), играющего важную роль в танго, а «посудная» показалась слабоватой. Но мне в целом понравилось, музей был «внеплановый», я о нём вообще не знал.
Местный музей Изобразительного Искусства 75) тоже не самый известный. Здание красивое, правда, только со стороны южного фасада и вообще тесноватое для главного художественного музея области. Коллекция весьма средняя, хотя запоминающиеся и курьёзные вещи есть. Например, 15-частный переносной алтарик 76). Житие св. Георгия, который в одном эпизоде совершает известный подвиг и в дюжине страдает, запомнилось сценой, где может померещиться, что голого героя, привязанного к лошади, прививают – «чипируют» 77,справа). Фарфоровая статуэтка с услугами сапожника удивляет тем, что относительно прилично выглядящий клиент, по-видимому, ходит в портянках 78). Это что, ещё один атрибут вшивого интеллигента? Приглядевшись к очередному «портрету» Ермака 77a,слева), действительно можно увидеть, что донской атаман предстаёт в образе самого настоящего конкистадора. Эрмилио Фузиано? Из настоящего искусства стоит посмотреть скульптуры отечественной ваятельницы, очень недурно передававшей формы, прикрытые тканью. Ну и ещё запомнились: «Гибель Помпей» от Айвазовского 79), ну и ещё «Пир богатырей» - довольно слабая картина хорошего художника Рябушкина, вызывающая сомнения относительно того, что богатыри собираются расслабляться в обществе дам и бухать в доспехах, с оружием, и даже не снимая шеломов. Не сказать, что этого достаточно для музея с таким статусом.
Музей Современного Искусства и Арт-центр «Ростов», по большому счёту - выставочные залы практически без собственной коллекции. Упражнения местных современных деятелей искусств меня не порадовали, а вот остатки выставки Фёдора Конюхова позабавили. То, что он график, и относительно неплохой, я знал, но он ещё и художником-гигантоманом заделался. Примитивизм, конечно, с элементами стёба, но кое-что показалось заслуживающим анализа, ну, по крайней мере, психо.
Из технических музеев меня привлёк только музей Истории Северо-Кавказской железной дороги 80). Интересно, хотя его, по-моему, сильно перехваливают. Внешне локомотивы и вагоны выглядят хорошо, но вот внутри состояние паровозов и тепловозов, мягко говоря, ужасное, видно, что их долго и с чувством вандалили, и восстанавливать даже не пробовали. Никакого сравнения с подобным музеем, скажем в Бресте! Например, заинтересовавший меня старинный вагон-холодильник внутри изучить нельзя. Ну а вагон, «подметальщик» насыпей 81), наверное, достаточно посмотреть снаружи: всё равно не поймёшь, как это работает. Ну и запечатлел на память местный электровоз «НЭВЗ» 82), именно такие делали пролетарии с одноимённого завода Новочеркасска, которых советская власть за их труд отметила особо…
Больше ничего достойного внимания указать не могу, возможно что-то упустил из-за активных перемещений по области. Но если мало Ростова-на-Дону, можно скатать в Таганрог за архитектурой, на античные руины в Недвиговку, к казацкой истории в Старочеркасскую, да хоть за расписным фаянсом в Семикаракорск. Можно и по самому городу поболтаться, вот в «Какавочную» зайти с 20 сортами какавы. Народ вообще тут вполне радушный: напоят – накормят, правда с ленцой и задорого, но это, наверное, просто местные особенности?

Опубликовано 23.01.22 lastdoctor

«Ветер Странствий» © 2012   Контакты