Ветер Странствий
18 Сентябрь 2021 11:24 мск  
Логин:

Пароль:

- запомнить
Забыли пароль?
Регистрация
Россия
Тур во время чумы-3. Нерехта - Кр.Профинтерн - Тутаев
Нерехта **

Нерехта довольно удобно расположилась между Костромой и Ярославлем и не обделена вниманием «РЖД», грех было не заехать в этот сонный провинциальный городок, особенно, когда тут работают прямо-таки святые люди, открывающие местный музей даже по понедельникам!
Впрочем, не ради провинциальных музеев же публика таскается по маленьким провинциальным городкам, наверное, нужны: деревянное зодчество, церкви, матрёшки, балалайка, медведи… тьфу, что-то автора понесло… Впрочем, Нерехта и типичный в этом плане, и всё же немного особенный городок, способный пробудить от новогодней летаргии заезжего.
Деревянные дома тут есть, их надо поискать среди малоидейных «панелек» и «блочек», но на центральных улицах: Володарского 1), Ленина 2)3), Урицкого 4)5), Красноармейской 6), попадаются волне приличные экземпляры. Ничего особенного, но когда об этих, достоявших до XXI в., избушках заботятся, красят, чинят крыши или хотя бы не палят почём зря, то они способны отблагодарить скромным обаянием чего-то глубинно родного, сермяжного, духоскрепного, ну вы меня понимаете. К слову, названия-то улиц ещё о-го-го, а тут ещё и Карла с Кларой и Розой можно найти. Вот на ул. Карла Либкнехта можно полюбоваться на статую девочки, кормящей курочек, очень не традиционно украшающую крышу Школы №1 7).
На этих «революционных» улицах осталось, тем не менее, немало церквей. Самая интересная, бесспорно, относительно неплохо сохранившаяся Богоявленская (Никольская) церковь 8). Это уже XVIII в., хотя всё ещё во вполне «допетровских» традициях с поздней шатровой колокольней 9)10), на которую пока можно забраться, посмотреть сверху на довольно скромную панораму ул. Орджоникидзе 11) и даже попробовать себя в качестве звонаря 12). Вообще, зная известную байку о том, что основание Санкт-Петербурга лет на десять парализовало каменное строительство в других городах, даже удивительно, как смогли достроить эту церковь. Причём, хватило ещё средств и на весьма приличные фрески 13)14), тоже ещё в каноне XVII в., выполненные мастерами из Ярославля в присущей им стилистике 15). По большей части, опять-таки, сцены из «Откровений» Иоанна Богослова 16)17), хотя уже «напор» слабее и стилистика вольнее 18)19). Но, возможно, так кажется из-за того, что и состояние гораздо хуже, - спасибо, что вообще сумели спасти и сохранить. Иконостас 20) тоже может впечатлить, пусть и не шедевристским исполнением, то масштабом, вместе с «голгофой» - аж восемь ярусов!
Пока церковь является музеем, хотя попы уже ухватили её липкими лапками и тянут к себе. Но пока тут ещё сохраняется экспозиция околорелигиозной атрибутики 21), размещённая в небрежно пристроенном к основному зданию безобразном «предбаннике» XIX в., утерявшем росписи и вообще портящем весь вид храма снаружи. Из собранного сюда церковного имущества из разорённых коммуняками и развалившихся храмов больше запомнился здоровенный, под метр в диаметре, водосвятный сосуд, выточенный из дерева 22) Ещё книги духовного содержания внимание привлекли: во-первых, тут много довольно редких, типа «Трифологиона» или «Диоптры» 23), а во-вторых, позабавило, что высокоморальные читатели этих душеспасительных сочинений на их страницах оставляли не только комментарии, типа того, что «Моисей обманщик и фокусник», но и напоминалки: стукануть на учителя-аморальщика, или кому сколько денег дали на свадьбу.
Интересной местной особенностью мне показалось и то, что некоторые церкви Нерехты носят странные двойные названия: описанная выше Богоявленская почему-то ещё и Никольская, а восстановленная почти барочная Воскресения Христова ещё и Варваринская 24). С чего бы это? Ответ оказался неожиданным – а так местным православным удобнее! Поскольку в церквях, - не иначе как пережитком язычества, - по нескольку алтарей, посвящённых разным святым и евангельским событиям, то выбирали название с тех, что покороче.
А ещё одной местной особенностью, вероятно, стоит считать напряжённую борьбу РПЦ не только с музеем, но и с… пастафарианцами. Ну а как иначе, если несколько зданий бывших церквей до сих пор захвачены настоящим макаронным монстром – местной макаронной фабрикой, почему-то имеющей явную склонность размещаться в культовых сооружениях. Что-то уже православные отвоевали, что-то макаронный монстр поглотил и пережевал, а от Казанской церкви осталась только колокольня 25), пожалуй, небезынтересная из-за «пупырышков» на карнизах.
Довольно масштабно «задуманный» монастырь с кое-как сохранившейся церковью Сретения Владимирской иконы Божией Матери 26)27)заслуживает некоторого к себе интереса, всё-таки самое старое сооружение города, хотя вид у него пока затрапезный. Церковь Преображения Господня 28) тоже показалась небезынтересной, ну хотя бы из-за того, что на плане представляет собой почти эллипс.
Остальная каменная архитектура, на мой вкус, довольно безвкусная. На вокзале можно увидеть остатки былой роскоши – фрагмент старого здания, фасад шириной метров 5, несерьёзно. Загнутый дом, почему-то называемый «носком» меня не впечатлил, а Торговые Ряды интересны только из-за колоритного герба городка, хотя это привычно убогие строения, да ещё и подпёртые с обратной стороны контрфорсами. Попалось несколько вполне солидных для городка построек, но они совсем заурядные. Хотя, дом на Октябрьской 29) запечатлел: чёрт его знает что такое, то ли сравнительно неплохой новодел, то ли нарочито слишком подновлённый старый, очень смутила странная деревянная «мансарда» поверх довольно солидного базиса.
Главное здание Краеведческого музея 30), имеющего, помимо «ускользающей» Никольской церкви ещё несколько отделов, т.н. «Брюхановскую больницу» 31) вообще можно считать предметом гордости. И всего города в целом, и для Музея, отвоевавшего такое прекрасное здание, в частности. Очень добротный образец строгого модерна, хотя и как-то слишком формально отреставрированный с заметной утратой аутентичности. Интерьеры увы, не уцелели 32) , возможно, что их особо и не было, поскольку здание, больше похожее на дворец, очень быстро действительно превратилось в лечебное заведение, якобы для рабочих местного купца и промышленника. Музей получился довольно добротный, видно, что стараются. Хотя, по понятным причинам эксклюзива тут не увидеть. Но можно узнать, что в седой старине городок славен был соляными варницами, соль выпаривали из содержимого подземных солёных водоёмов. Постепенно промысел захирел из-за высокой себестоимости, а поляки, лазившие по округе, как хотели, бизнес добили. Но Нерехта выстояла и постепенно «поднялась» на торговле и льняном производстве. В лучшие времена до трети горожан писалось купеческого сословия, так что город явно не бедствовал, хотя, откровенно говоря, особых следов этой благости я лично не ощутил. Странно ещё, что при обилии всякого ремесла на гербе городка изображены ракушки, не имеющие никакого народно-хозяйственного значения, а просто часто встречавшиеся на местной речке, вестимо, тоже Нерехте 33). Правда, ракушки якобы ещё и символизируют достаток, - русская геральдика вообще дело тонкое.
Что касаемо «лучших людей», то их как-то не особо густо местное купечество и мещанство из себя выдвигало. Настоящий стоящий персонаж только один, да и тот советский маршал авиации Новиков. А так на роль главного городского благодетеля претендует не пришлый Третьяков, а местный купчина Диев, по крайней мере, библиотеку 34) его именем назвали. Полезным обществу оказался и Дмитрий Иваныч Тихомиров: громко заявляется, что составитель первого русского букваря. Это, конечно перебор, и до него их составляли не раз, с каждой очередной реформой многострадального нашего языка, но, возможно первого унифицированного светского – да, вот собственно, и памятник им с букварём 34а). А все остальные персонажи - дутые, что вообще за Костромским краем замечено. Пропагандируют ещё некую девицу, якобы первой из русских барышень поступившей в Париже в Сорбонну. Однако пользы Родине никакой от этой институтки не сделалось, скорее она сделалась первой кандидаткой в «дятловцы», умудрившейся погибнуть нелепой смертью, заблудившись в Альпах.
Из материального могут предложить в основном опять-таки этноэкзотику в виде верёвочных тапок – шептунов 35), лаптей из бересты, вроде бы действительно герметичных чайников того же материала 36), всякой местной глиняной фигни, включая старообрядческие курницы и даже некое подобие «шинуаза» 36а). Местные народные одёжи, украшенные преимущественно красно-чёрными орнаментами, часто содержат ещё мерянскую символику, в частности до сих пор рисуемую на флаге республики Марий-Эл. Плюс работы местной художницы-примитивистки, буквально вылепленные из всяких не особо подходящих для того материалов.
Третья, если ещё считать церковь, часть музейчика - бывшая аптека, странный зелёненький домик на Володарского, 9 37), слегка претендующий на модерн, своим содержимым в целом не сильно порадовал, хотя там была выставка костромских ювелиров. А ещё одно подразделение – просто избушка, завешанная приукрашенными резными наличниками с других окон и снабжённая довольно нелепой «моделью» воздушного шара, - музей Мечты 38), посвящённый местному уроженцу и легендарному первому воздухоплавателю, Крякутнóму. Этот деятель, как гласит за версту отдающая легендой история, где-то под Рязанью совершил первый полёт на прообразе воздушного шара. И что навеяло эту свежую мысль мужичонке, исполнявшему обязанности то ли егеря на птичьих охотах, - почему, собственно, и Крякутнóй, - то ли экспедитора у скототорговцев, уже и не поймешь, но в один момент он вдруг решил воспарить над дольним миром. Пошил невесть из чего сферу, наполнил её смрадным дымом и на этом, не иначе, «пердячем пару» смог не только взмыть, но и пролететь полверсты, после чего шар сдулся, а мужик грохнулся, но вроде не насмерть. Восторженные зрители сего подвига хотели тут же сжечь или прикопать отважного летуна, поскольку небезосновательно сочли его колдуном, но того агенты тогдашних «Людей в Чёрном» Зело и Живете с помощью нейрализатора и какой-то матери вроде бы отбили у поклонников. Можно сказать, что повезло, поскольку в недоброй памяти царствование Анны Иоанновны жгли ещё самым законным и непосредственным образом. Конечно, никакого продолжения история не имела, и Крякутнóй канул в технологическую лету, подобно Ползунову, Кулибину, братьям Черепановым, Можайскому…
История вообще-то весьма тёмная, даже сама «личность» с «настоящей» фамилией Фурвин тёмная: то ли немец обрусевший, то ли всё-таки «почти простой» подьячий. Было ли что на самом деле - тоже уже не докажешь, сами музейщики склонны к самоиронии, повесив картинку о встрече Крякутнóго с бароном Мюнгхаузеном 39), теоретически, к слову, возможной. Собственно содержимое избушки ограничено красочным описанием полёта и современными образами, навеянными этой историей и почему-то ещё занятной деревянной мясорубкой 40) с деревянным же винтом-ножом. Пусть мне, как и в случае с Сусаниным, кажется, что герой дутый, причём и в переносном, и в прямом смысле, но так, забавно, даже если и полная лажа. А вот местные в легенду вполне верят, даже памятник Крякутнóму спроворили 41), безликий, зато по-своему анекдотически уникальный.
Помимо этой веселухи можно ещё поискать по округе всякие развлечения и достопримечательности, но уже «тематической» направленности, новогодней или чисто православной, в принципе самое интересное, как мне кажется я описал, есть желание – можно закрепить материал, полюбовавшись на большой стенд 42) с кратким, но ёмким графическим изложением истории городка и его скромных, но гостеприимно демонстрируемых достоинств.


Красный Профинтерн *

Проснувшаяся благодаря эпидемии любовь к Родине порой способна привести путешественника в странные места, во всяком случае, в этот посёлок неподалёку от Ярославля может попасть только ленивый рыбак – извращенец, ну или краевед – извращенец. Обе эти категории может привлечь один и тот же объект, и нет, это не Волга, а т.н. усадьба Понизовкиных 43). Первых заманят странной рыбалкой в искусственных водоёмах, а вот вторых - иллюзией настоящего архитектурно-исторического памятника. Вообще-то, в анамнезе это действительно очень достойное собрание красивых зданий в разных эклектичных стилях, начиная от псевдорусского теремного 44), частью в дереве и вплоть до почти настоящего неороманского замка.
Всё это благолепие принадлежало местным, круто и быстро разбогатевшим купцам-промышленникам, вопреки основной местной тенденции, поднявшимся не на текстиле и прочей легкой промышленности, а на химическом производстве. Начинал дело ещё крепостной Понизовкин, которому удалось дослужиться до управляющего и уворовать у хозяина денег, достаточных для открытия собственного заводика. Для бичевателей кровавого царизма будет интересным узнать, что обманутый барин судился с жуликоватым крепостным и проиграл, крепостной, правда, был «чужой», и тем не менее! Ну а ловкий заводчик раскочегарил своё производство крахмала и патоки так, что стал вольным купчиной. Там ещё была семейная легенда о его таинственном исчезновении, но её вовсе не место тут пересказывать, если интересно, найдёте – прочитаете. А вот второе поколение перебралось в Гузицыно, собственно так и назывался посёлочек в старорежимное время. Согласен, названьице так себе, очень уж на «Жопкино» смахивает, но разве «Красный Профинтерн», - что твой «абырвалг», - лучше? Хотя, что так, что так – настоящая гузка мира: от Ярославля недалеко, но до Костромы или хотя бы Нерехты не доедешь, моста-то через великую реку нет! Ну да Понизовкиным виднее, где производство затевать, они и затеяли, дополнив крахмальные дела самой кондовой химией с производством серной кислоты и медного купороса. В связи с этим, сейчас кажется удивительным, почему сами хозяева по собственному желанию жили буквально в ста метрах от настоящего химического завода?! Ну конечно, жадность, однако, неужели не понимали всей вредности подобного соседства. Хотя, конечно, не только наши капиталисты тогда так делали, в Бирмингеме можно убедиться. Ну и тут так: заводские здания, они сейчас совсем нефотогеничные, администрация 45), жилые домики для ИТС, собственно и красивый резной теремок с каменным базисом и деревянным верхом 46), и «замок» самих владельцев 47) – всё рядышком.
Ну да, Замок. Это, конечно настоящее украшение округи, хорошая эклектика, вполне пристойно увязывающая отголоски нескольких стилей, включая, прежде всего неороманский и неоготику. Постройка поздняя, почти перед самой Первой мировой затеял представитель третьего поколения, но успел построить и вполне достойно украсить. Внешний вид многообещающий 48), хочется проникнуть внутрь, но там… пока совсем беда. Интерьеры погибли, и вероятно, безвозвратно. Собственно почти погибли и все постройки. Особенно прискорбно, что этот коллапс произошёл стремительно и беспощадно даже не при коммуняках, а буквально за последние 20-30 лет, когда постперестроечные деляги умудрились не только разворовать, но и просто уничтожить прекрасные здания. Скоты!!! Очень неприятно и то, что почему-то сохранилось очень мало сведений о том, как выглядели интерьеры замка, и их теперь очень трудно восстановить… Впрочем, быть может и наоборот, проще, его же не надо тащить в ЮНЕСКО и сугубо «научно» реставрировать, вполне можно сделать просто красиво, похожим на правду, лично мне будет достаточным. Проблема, вероятно, и в том, что замок попал в частные руки, хочется верить, что к дельному человеку, - внешне ремонт, вроде, неплох. Но вот провинциальные купеческие дворцы, отреставрированные в обнимку с Минкультом в Тамбове, Рассказово или Шуе я видел, а вот частным образом – не довелось, тем более что там и кошмара такого не было. А тут пока кошмар, чтобы не говорили сладкоречивые гиды. Хоть какое-то представление о решениях интерьеров осталось только в вестибюльном зале, сделанном в египетском стиле 49), вопросы к стилю и вкусу есть, похоже на китч, но в иных помещениях даже и следов былой красоты не осталось. Ободранные почти до костей стены производят душераздирающее впечатление. Хотя можно увидеть секреты «масонов», например, в стены укладывали уголь 50), чтобы он утягивал на себя излишнюю влагу, интересно, хотя не очень понятно, куда потом эта утянутая влага из этой конструкции девалась? Ну и акустика в танцзале замка даже с полностью голыми стенами вполне приличная…
Неутешительный вывод – пока тут смотреть особо не на что, можно сильно разочароваться. Ну и в посёлок в целом тоже ехать особо незачем, особенно зимой, Волга в эту пору – не самое весёлое зрелище 51), ну а имеющийся по соседству музейчик Опекушина, это автор, в частности, знаменитого памятника Пушкину в Москве, если и интересен, то всё равно работает только летом. Хотя, можно и подобным образом расширить горизонты краеведения…


Тутаев **

Хотя забег по Тутаеву вышел сумбурным, скомканным и почти лишённым ярких эмоций, тем не менее, впечатления от него остались самыми положительными. Загадочность русской души? Суть этого феномена я всё-таки попробую изложить.
Чтобы выжить в условиях загнивающего русского капитализма маленькому городку проще всего попытаться заработать на туризме, и принадлежность к касте золотоколечных сразу может приоткрыть значительные перспективы. Путь наезженный, народ на громкий бренд клюёт, остаётся только встроиться в процесс и начать ковать бабло. Стратегия успешного вписывания города в «Золотое Кольцо» всегда строиться на трёх, старых как русский мир, принципах, а именно: самодержавие, православие, народность. Самодержавие, не в смысле ярого монархизма, - хотя и это не помешает, хоть в отношении бывшего императора, что в отношении нынешнего Президента, - а в смысле наличия настоящего хозяина, пусть не во всём городе, так хотя бы у достойного показа объекта. Православие – это понятно, церкви, желательно побольше и постариннее. Ну а народность – это патриархальность и лёгкая анахроничность городского бытия, пресловутое «деревянное зодчество» и, если этого мало, толстый слой наносного пейзанства и псевдоэтники: хотя бы берёзки и новодельные теремки с резными расписными, пусть и фабричными, палисадами и флюгерами - петушками на крышах, ну и придуманные музейчики – складики старого бытового хлама, как-то позволяющие раскрыть великую загадку души русскаго народа.
Ну так вот, практически ничего из этого в Тутаеве нет! Если о самодержавии, то тут не особо складывается. С почитанием к нынешнему государю, вероятно, всё хорошо, но только как-то любовь не взаимная. И с почитанием «прежнего» государя императора не особо получается. Город-то изначально был Романовым, но как переименовали его именем нелепо сгинувшего при подавлении «эсеровского мятежа» в соседнем Ярославле местного революционно настроенного шалопая, так и стоит Тутаевым. Пытались взад переименовать, но не позволили, якобы, до сих пор не вымершие бывшие комсомольцы, массово понаехавшие в 1960-ые гг. на какую-то комсомольскую стройку и осевшие в городе. Хотя в данном случае я за возвращение исторического названия. Впрочем, и с этим некоторая путаница, поскольку нынешнее образование сложилось из слияния расположенных по разным берегам городков: на левом берегу Романовская сторона 52), и на правом – Борисоглебская 53). Притом, что уже один Борисоглебск в Ярославской губернии был, выходила дикая путаница, назвали Романов-Борисоглебск, ну а потом радикально переименовали в Тутаев. При этом город остался единым только на бумаге, потому что забыли не про овраги, а про целую Волгу! Два берега словно живут своей жизнью, очень мало связанной с другой стороной. Моста–то между двумя «городами» как не было, так и нет, несмотря на то, что уже XXI в. и уже даже Тамань с Керчью мостом связаны! Летом – парóм, зимой – ледовая переправа 54). Настоящий туристический аттракцион получается: страшновато, но страшно романтично по первому разу. Это приезжему праздношатающемуся гуляке, а вот местным - наверняка не так весело. И это в «сезон», а что делать, когда идёт ледостав или ледоход? А ничего – сидеть на своём берегу или ехать через ближайший мост, а это только в Ярославле, 30 км, или в Рыбинске, ещё дальше! Экзотика? Романтика? Фишка городская? Да нет, это какой-то позор на самом деле! Это главная, но не единственная неприятная деталь. Вообще как-то настоящей хозяйской руки в городе особо не наблюдается, как-то все кто во что горазд, да и не особо горазд.
Православие? Ну с этим вроде всё в порядке, на Борисоглебской стороне - Воскресенский собор 55) 56) – настоящая, непридуманная достопримечательность, действительно старинный, даже снаружи сохранились остатки росписи и просто пестроты, как тогда в XVII в. и модно было, - не надо заливать о строгой белизне наших храмов! И содержимое собора вполне достойное, в нижней, зимней церкви масса настоящих старинных икон, включая огромный образ спасителя в пять «квадратов». Правда, основное достоинство – верхняя неотапливаемая церковь и ведущая к ней галерея, сохранившая аутентичные фрески от времени постройки, в «ярославском» стиле, колоритные и интересные. Но есть два «но». Во-первых, всё тут принадлежит попам, и, соответственно, только с их «благословения», а во-вторых, верхний ярус зимой закрыт. Собственно, и почти все ценные ярославские церкви зимой закрыты, но в Тутаеве это должно быть особенно обидным. Впрочем, насмотревшись подобного благолепия и в самом Ярославле, и в Ростове Великом, да хоть и в Костроме с Нерехтой пережить сей нерадостный момент вполне можно.
Другое дело, что все прочие, заявленные в немалом числе церквушки по обоим берегам, по большому счёту вполне заурядны, на некоторые из них достаточно поглядеть издалека, например, с той самой ледовой переправы. На Романовской стороне Казанская Преображенская 57) выделяется своими яркими боками. Спасо-Архангельскую до кучи – в пейзаж 57а), ну и банальную церковь Вознесения с позднешатровой колокольней - туда же, пока свеженькая 58). Крестовоздвиженский собор 59) более заслуженный: не совсем собор, но классический белый храм XVII в. с шатровыми башнями и остатками валов снесённой крепостцы вокруг, вполне духоскрепно. А вот церковь Покрова Пресвятой Богородицы 60) по-настоящему интересна, хотя не столько своей стариной, шатровой колокольней 61) сохранившимися росписями 62), своеобразными, или не очень свойственными православию «эндемическими» укутанными фигурами святых 63), сколько тем, что содержит редко встречающуюся и, как кажется, свойственную только православию икону «Божьей Матери - Прибавления Ума» 64). Именно так, даже не абстрактной святой Софии, Мудрости Божьей, а вполне конкретного ума. Это конечно не шедевр, ни по форме, ни по семантике, и вообще икона совсем не старинная, но из-за специфичности уже привлекает интерес. Да что там, даже отъявленный атеист, типа меня, и то отдаст ей должное. Ну а на что ещё уповать, сталкиваясь каждый день с огромным количеством людей, которым прямо-таки хочется организовать принудительное паломничество к этой святыне, сопровождаемое актами самобичевания и покаяния в их собственной глупости. Быть может, это последний шанс для многих, если розги уже не помогут…
С народностью тут, по большому счёту тоже не очень. В отличие от многих городов Ярославщины, промышляющих этнотуризмом даже в отсутствие настоящих архитектурно-исторических достоинств, Тутаев явно подотстаёт. Деревянных домов тут немало, но они так и стоят в своей суровой аутентичности, кособочась и зыркая давно не менянными окнами. Да, без показухи, но кого удивишь на «Золотом Кольце» просто бревенчатым срубом, пусть и 150-летней давности! Относительно ухоженные попадаются по обеим сторонам, «справа» на ул. Луначарского 65)66), «слева» - на бесконечно длинной ул. Ушакова 67)68)69). Ну есть и вот такие теремки, как дом Размустова 70), или комбинированный на Казанской ул. 71), хотя тут уже нет аутентики и ещё нет пышущего хотя бы псевдорусского колорита. Из всех деревяшек если и удивил, то только вот этот «зодчий» - гигантоман с ул. Осипенко 72), умудрившийся возвести на шести сотках аж пятиэтажный деревянный «особняк». Каменные дома тут вообще очень скромные, настолько, что приходится рекламировать пожарную каланчу… Можно, я останусь no commences, не хочется задевать пожарных.
Личность адмирала Ушакова способна свести все три составляющих в единое целое: шутка ли, монархист, святой и всенародный любимец! Родился Ушаков… ну бог его знает где, но где-то здесь, по соседству, что дало повод создать тут музей Федора Ушакова и Русского флота. Если ничего не знать об Ушакове, то лекция в этом заведении вполне может «зайти», даже мне было небезынтересно узнать, что от великого флотоводца не осталось ни одного прижизненного портрета, кроме очень сомнительной парсуны греческого монаха с Керкиры (Корфу), что его образ для ордена писали с реконструкции по черепу, что не осталось никакого вообще имущества, и что он последние 10 лет прожил в монастыре, почему его и через 200 лет канонизировали. Впрочем, это можно почитать в любом другом месте, а музей на самом деле вообще не содержит ничего, в качестве экспоната тут представлено, например, «произведение» какого-то местного дембеля, цинично надругавшегося над морской фланкой, полагаю, что Ушаков бы такого сгноил на чистке гальюнов! Короче, если бы не уважение к странному, но великому человеку и патриоту, я бы счёл, что меня конкретно развели, ну а так ладно, пусть будет в качестве отправной точки для мемориала. Есть на противоположном берегу и памятник, но совсем банальный. Вообще, из всех не слишком многочисленных памятников, попавшихся на глаза, меня изрядно повеселил бюст Карлы-Марлы 73). Восхитительно! Это даже не былинный богатырь, как в Твери, а настоящий леший, особенно засыпанный снегом!
Расхваливаемый многими музей «Борисоглебская сторона» лично мне тоже не особо понравился. Настоящей истории там нет, настоящих экспонатов, даже этнографических, мало и логики изложения материала как-то не видно. Три зала, не объединённых, по сути, ничем. Зато изрядно веселят побасенками о местной породе овец. Ну а что, в Костроме врут про Сусанина, спасшего Романова, в Нерехте - про Крякутнóго, а в бывшем Романове врут про романовскую овцу. История очень напомнила богомерзкий анекдот, когда Саваоф закончил творить мир и оценил труды свои: «За…сь!», а все зверушки, восприняв как указание к действию, сразу этим и занялись. Так и тут - приехал царь Пётр I, рявкнул на местных овец: «За…сь!», и сразу завелась особая порода, романовская, с ценным мехом, неприхотливая, холодоустойчивая и лютая до размножения. До сих пор из её овчины соседний посёлочек Микляевка что-то пошивает. А что, поди плохо, кому когда овчинный тулупчик лишним был! Мы, может, благодаря овчинному тулупчику, в том числе и романовскому, Москву отстояли в 1941 г., пока фриц в своём европальто дуба давал! Ну это хорошо, духоскрепно, озадачил только стоящий в этом разделе трон для себяшек с баранами у подножия: это что, ирония? Или антисоветчина, как в известном фильме: «У нас страна Советов или страна Баранов?!»
Другой запомнившийся экспонат – простенькое пальто, но с соболиной подкладкой 74), тоже имеет отношение к меху. Весьма характерная деталь из быта купцов-миллионщиков, вероятно. Скромняга! Не понимаю такого отношения к ценным предметам, ну не элита…
Соседний музей «Дом купца Вагина» 75), пожалуй, даже интереснее, тут всё-таки побольше «материального», пусть и с павлиньими перьями и стеклянными ловушками для насекомых 76).
Правда весь этот непритязательный тутаевский «сервис» вполне может скомпенсировать заход в музей Колокололитейного Искусства 77). Добраться до него – уже квест, это самый дальний угол Романовской стороны на очень замысловато петляющей ул. Осипенко. И вот там, и православия, и народности хоть отбавляй. Открыт этот музейчик при самом настоящем колокололитейном производстве, восстановленном здесь отнюдь не местным, но предприимчивым энтузиастом, и вполне интересен даже для человека, мало интересующегося колоколами. Особенно если повезёт застать рассказчиком, видимо, самого отца-основателя коллекции 78). Этот энтузиаст способен часами говорить о своих экспонатах и предоставить исчерпывающую информацию об истории, физике, физикохимии, методологии, технологии 79), дизайне, символике, маркетинге, мелодике, культурном и социальном значении колоколов и колокольного литья. Воспроизводить весь 2,5 - часовой спич этого подвижника с многочисленными демонстрациями и игрой на саратовской гармони с бубенцами я даже не буду пытаться, но кое-что из показавшегося мне интересным, воспроизведу. Изобрели колокольчик, ну конечно же, в Китае, хотя ботала наверняка использовали ещё обзаведшиеся скотом кроманьонцы. Христиане поначалу считали колокольчики лютым язычеством, но века с VI стали активно применять в качестве сигнала к богослужению. На Русь колокола завезли из Европы, и до XVIII в. наши ничем не отличались от католических. А вот в XVIII в. отечественные звонари совершили настоящую революцию в «пускании во все тяжкие», - кто не знал, это о больших колоколах, а не о грехах, - догадались звонить, дёргая за язык колокола, а не раскачивая всю конструкцию на балке, как бестолковые европейцы. Из-за этого крупные колокола русского производства стали иметь более крупные «короны», пучки ушек – крепежей сверху колокола, и менее длинные и отставленные «губы» – края нижней части колокола 80), ну и вообще колокола стали крупнее. Гигантомания известно чем закончилась: посмешище всего цивилизованного мира – щербатый колокол весом в 188,5 тонн, никогда не звонивший, стоит в Москве в Кремле. Ну и конечно колокола всегда были мощными символами много чего, поэтому их пороли, лишали языка, арестовывали, ссылали и всячески инако репрессировали, начиная со средневековых арабов и Ивана III и вплоть до коммуняк-безбожников. Причём, и у коммуняк, и ранее у Петра I, сшибавших колокола, эти репрессии были чисто идейными, поскольку колокольная бронза с высоким содержанием олова не подходила ни для петровских пушек, ни для социалистической индустрии.
Вот под такой весёлый перезвон прошло 2,5 часа, и остался только час, чтобы посмотреть всю Романовскую сторону. И знаете, мне очень понравился такой формат: бодро оббежав эту часть города и ещё бодрей перемахнув обратно Волгу, я остался вполне доволен увиденным, а, вернее тем, что успел увидеть всё, что хотел, даже при избыточной скромности всех этих мест. Так что весь этот вышеописанный сумбур вместо ярких достопримечательностей пробежал перед глазами почти в полном объёме и в весёлом угаре метаний между двумя берегами великой мерянско-русско-татарской реки, - скучать было некогда, и день получился столь насыщенным, что никак не мог оставить лично меня в состоянии неудовольствия. Так что и город умудрился понравиться, и путешествие по нему – тоже, хотя и сам удивляюсь, с чего бы это…

Опубликовано 17.01.21 lastdoctor

«Ветер Странствий» © 2012   Контакты
Сайт управляется SiNG cms © 2010-2015